Заместитель председателя Челябинского областного суда Козлова Н.В., рассмотрев жалобу законного представителя ООО "Специализированная производственно-монтажная компания - 17" Макарняева С.Ф. на постановление мирового судьи судебного участка N 2 Троицкого района Челябинской области от 26 июня 2013 года и решение судьи Троицкого районного суда Челябинской области от 21 августа 2013 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном чЛ ст.20.6 КоАП РФ, в отношении ООО "Специализированная производственно-монтажная компания - 17",
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N 2 Троицкого района Челябинской области от 26 июня 2013 года юридическое лицо -ООО "Специализированная производственно-монтажная компания - 17" (ООО "СПМК-17") привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 20.6 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Решением судьи Троицкого районного суда Челябинской области от 21 августа 2013 года указанное постановление мирового судьи изменено, исключен из текста постановления мирового судьи п. 17 протокола N50/4 от 26 апреля 2013 года, в остальной части оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в порядке надзора, законный представитель ООО "СПМК-17" Макарняев С.Ф., просит отменить состоявшиеся по делу судебные постановления, считая их незаконными.
Изучив истребованное дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ, доводы надзорной жалобы, нахожу судебные постановления подлежащими изменению в части по следующим основаниям.
Правовое регулирование отношений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права и осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Федеральный закон N 68-ФЗ), а также
2
принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Обязанности организаций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций определены в ст. 14 Федерального закона от 21 декабря 1994г. N 68-ФЗ.
Часть 1 статьи 20.6 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за невыполнение предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а равно невыполнение требований норм и правил по предупреждению аварий и катастроф на объектах производственного или социального назначения.
Как следует из материалов дела об административном правонарушении, 28 марта 2013 года на основании распоряжения N 115/4 начальника Управления надзорной деятельности Главного Управления МЧС России по Челябинской области от 01 февраля 2013 года проведена плановая выездная проверка в отношении ООО "СПМК-17", расположенного по адресу: Челябинская область, Троицкий район, с. Нижняя Санарка, по выполнению требований, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами РФ в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Копия распоряжения получена директором ООО "СПМК-17" 06 марта 2013 года (л.д. 5-6)
Таким образом, распоряжение о проведении плановой выездной проверки N 115/4 от 01 февраля 2013 года доведено в установленном Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" порядке до проверяемого лица.
В ходе проведения проверки должностным лицом ГУ МЧС России выявлены следующие нарушения, допущенные ООО "СПМК-17" в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а именно:
- не планируются и не проводятся мероприятия по повышению устойчивости функционирования организации и обеспечению жизнедеятельности работников организации в чрезвычайных ситуациях, чем нарушены положения п. "б" ст. 14 Федерального закона N68-ФЗ (п. 1 акта проверки).
- не обеспечивают создание и поддержание в готовности к применению сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а именно: не созданы нештатные аварийно-спасательные
3
формирования и не проводят зачисление граждан в состав нештатных аварийно-спасательных формирований приказом руководителя организации, чем нарушены п. "в" ст. 14 Федерального закона N 68-ФЗ; ст. 10 Федерального закона N 116-ФЗ от 21 июля 1997 года; Федерального закона N 116-ФЗ от 21 июля 1997 года; Приказа МЧС РФ N 999 от 23 декабря 2005 года (п.2 акта проверки).
- в смете на 2013 года не заложены финансовые и материальные ресурсы для ликвидации возникших чрезвычайных ситуаций, чем нарушены положения ст. 14 Федерального закона N 68-ФЗ (п.З акта проверки).
- отсутствует структура и табели оснащения нештатных аварийно-спасательных формирований, не утверждены и не согласованы в установленном порядке, чем нарушены положения п. "в" ст. 14 Федерального закона N 68-ФЗ; Закона N 116-ФЗ от 21 июля 1997 года; п.6 Приказа МЧС РФ N 99 от 23 декабря 2005 года (п.4 акта проверки).
- нештатные аварийно-спасательные формирования не укомплектованы личным составом, не оснащают их специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами, в том числе за счет существующих аварийно-восстановительных, медицинских и других подразделений, чем нарушены положения п. "в" ст. 14 Федерального закона N 68-ФЗ; Федерального закона N 151-ФЗ от 22 августа 1995 года; Приказа МЧС РФ N 999 от 23 декабря 2005 года (п. 5 акта проверки).
- не обеспечено создание и поддержание в готовности к применению сил и средств предупреждения ликвидации чрезвычайных ситуаций, а именно: не заключают договора на обслуживание профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями (имеющим соответствующую лицензию и (или) аттестованными в установленном порядке), чем нарушены положения п. "в" ст. 14 Федерального закона N 68-ФЗ, ст. 10 Федерального закона N116-ФЗ от 21 июля 1997 года (п.6 акта проверки).
- не осуществляют и не проводят подготовку в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а именно: переподготовка или повышение квалификации не менее 36 часов руководителем организации, должностными лицами (должностным лицом) структурных подразделений, уполномоченных (уполномоченного) на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС и гражданской обороны, председателем комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности, членами комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности, руководителем и специалистами дежурно-диспетчерской службы в образовательных учреждениях МЧС России, в учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования, в образовательных учреждениях дополнительного образования (в
4
учреждениях повышения квалификации, на курсах, в центрах профессиональной ориентации и в иных учреждениях, имеющих соответствующую лицензию), учебно-методических центрах и на курсах гражданской обороны, чем нарушены положения п. "в" ст. 14 Федерального закона N 68-ФЗ; п.п. 2 4, 5, 6 Постановления Правительства РФ N 547 от 04 сентября 2003 года; Постановления Правительства РФ N 610 от 26 июня 1995 года; п.п.5, 9, 27-28 Приложения к Приказу МЧС РФ от 19 января 2004 года N 19 (п.п. 7-11 акта соответственно).
- не осуществляют и не проводят подготовку в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а именно: переподготовка или повышение квалификации не менее 36 часов преподавателем дисциплины "Безопасность жизнедеятельности" и преподавателей-организаторов курсов "Основы безопасности жизнедеятельности" в учебных заведениях МЧС России, в учреждениях повышения квалификации Министерства образования и науки РФ и других учреждений, учебно-методических центрах по гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъектов РФ, чем нарушены положения п. "в" ст. 14 Федерального закона N 68-ФЗ; пп. "д" п. 2, пп. "д" п. 4, п. 5, пп. "в" п. 6 Постановления Правительства РФ N 547 от 04 сентября 2003 года; Постановления Правительства РФ N 610 от 26 июня 1995 года (п. 12 акта соответственно).
- не осуществляют и не проводят подготовку в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а именно: переподготовка или повышение квалификации не менее 36 часов руководителей формирований в учебных центрах по гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъектов РФ и на курсах гражданской обороны муниципальных образований, чем нарушены положения п. "в" ст. 14 Федерального закона N 68-ФЗ; пп. "д" п. 2, пп. "д" п. 4, п. 5, пп. "в" п. 6 Постановления Правительства РФ N 547 от 04 сентября 2003 года; Постановления Правительства РФ N 610 от 26 июня 1995 года; п. 19 приказа МЧС РФ N 999 от 23 декабря 2005 года (п. 13 акта соответственно).
- не проводят обучение по программе подготовки спасателей и обязательную аттестацию в установленном порядке на проведение аварийно-спасательных работ работников организации, входящих в состав спасательной группы (команды, отделения и т.п.) нештатных аварийно-спасательных формирований общего назначения, чем нарушены положения п. "в" ст. 14 Федерального закона N 68-ФЗ; глава III Федерального закона N 151-ФЗ от 22 августа 1995 года (п. 14 акта проверки).
- не осуществляют и не проводят подготовку в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера с личным составом формирований и служб организации по месту работы, а также участие в учениях и тренировках, чем нарушены положения п. "в" ст. 14 Федерального закона N 68-ФЗ; Приказа МЧС РФ N 999 от 23 декабря 2005
5
года; Примерная программа обучения личного состава нештатных аварийно-спасательных формирований (п. 15 акта проверки).
- не проводят комплексные учения в целях совершенствования знаний, умений и навыков в области защиты от чрезвычайных ситуаций 1 раз в 3 года продолжительностью 8 часов, чем нарушены положения ст. 14 Федерального закона N 68-ФЗ; п. 10 Постановления Правительства РФ N 547 от 04 сентября 2003 года (п. 16 акта проверки).
- не проводят комплексные учения в целях совершенствования знаний, умений и навыков в области защиты от чрезвычайных ситуаций 1 раз в 3 года продолжительностью 2 суток, чем нарушены положения ст. 14 Федерального закона N 68-ФЗ; п. 10 Постановления Правительства РФ N 547 от 04 сентября 2003 года (п. 17 акта проверки).
- не создают и не поддерживают (наличие) в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях, в районах размещения потенциально опасных объектов, последствия аварий на которых могут выходить за пределы этих объектов и создавать угрозу жизни и здоровью людей, чем нарушены положения п. "г" ст. 14 Федерального закона N 68-ФЗ; Постановления Правительства РФ N 178 от 01 марта 1993 года; Распоряжение Правительства РФ N 1544-р от 25 октября 2003 года (п. 18 акта проверки).
- не разработан план действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуации, не утвержден и не согласован в установленном порядке, чем нарушены положения ст. 14 Федерального закона N 68-ФЗ; п. 23 Постановления Правительства РФ N 794 от 30 декабря 2003 года; п. 46 Приказа МЧС РФ N 105 от 28 февраля 2003 года; Методические рекомендации по планированию действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций для территорий и объектов, утв. МЧС России от 18 августа 2003 года (п. 19 акта проверки).
- не создан резерв финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, чем нарушены положения п. "ж" ст. 14, п. 2 ст. 24 Федерального закона N 68-ФЗ; ст. 10 Федерального закона N 116-ФЗ от 21 июля 1997 года; п.п. 6, 20 Постановления Правительства РФ N 794 от 30 декабря 2003 года; абз.8 п. 45 Приказа МЧС РФ N 105 от 28 февраля 2003 года (п.п. 20-21 акта проверки соответственно).
- отсутствует, не разработано и не утверждено в установленном порядке положение об объектовом звене территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, чем нарушены положения ст. 14 Федерального закона N 68-ФЗ (п. 22 акта проверки).
- отсутствует постоянно действующий орган управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а именно: структурное подразделение (работника (ов)) организации, уполномоченное на решение задач в области защиты
6
населения и территории от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны, чем нарушены положения ст. 14 Федерального закона N 68-ФЗ; абз. 5 п. 10 Постановления Правительства РФ N 794 от 30 декабря 2003 года (п. 23 акта проверки).
- отсутствует положение о структурном подразделении (работнике(ах)) организации, уполномоченном на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны, чем нарушены положения ст. 14 Федерального закона N 68-ФЗ; абз. 5 п. 10 Постановления Правительства РФ N 794 от 30 декабря 2003 года (п. 24 акта проверки).
- отсутствует орган повседневного управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а именно: дежурно-диспетчерская служба организации, чем нарушены положения ст. 14 Федерального закона N 68-ФЗ; абз. 5 п. 11 Постановления Правительства РФ N 794 от 30 декабря 2003 года (п. 25 акта проверки).
- отсутствует паспорт безопасности опасного объекта, не утвержден и не согласован в установленном порядке, чем нарушены положения ст. 14 Федерального закона N 68-ФЗ; Приказа МЧС РФ N 506 от 04 ноября 2004 года (п. 26 акта проверки).
При проведении проверки принимал участие директор ООО "СПМК-17" Макарняев С.Ф., по результатам проверки составлен акт N 115/4 от 28 марта 2013 года, который направлен заказным письмом по адресу юридического лица 29 марта 2013 года (л.д. 7-8, 9-10).
В связи с выявленными нарушениями должностным лицом УНД ГУ МЧС России составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 20.6 КоАП РФ, N50/4 от 26 апреля 2013 года.
При рассмотрении дела мировым судьей установлено, что п.п. 12-15, 18 протокола N 50/4 вменены должностным лицом незаконно и подлежат исключению как необоснованно вмененные. Бездействия ООО "СПМК-17", в результате которого допущены иные нарушения, мировым судьей квалифицированы как административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст. 20.6 КоАП РФ.
Решением судьи районного суда постановление мирового судьи изменено, из текста постановления исключен п. 17 протокола N 50/4.
Вместе с тем, анализ вышеприведенных пунктов во взаимосвязи с правовым регулированием отношений в указанной области, свидетельствует о необходимости исключения из квалификации деяния юридического лица следующих вмененных ему нарушений.
- не созданы нештатные аварийно-спасательные формирования и не проводят зачисление граждан в состав нештатных аварийно-спасательных формирований приказом руководителя организации, чем нарушены п. "в" ст. 14 Федерального закона N 68-ФЗ; ст. 10 Федерального закона N 116-ФЗ
7
от 21 июля 1997 года; Федерального закона N 116-ФЗ от 21 июля 1997 года; Приказа МЧС РФ N 999 от 23 декабря 2005 года.
В соответствии с пунктом 2 статьи 9 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" организации, имеющие потенциально опасные производственные объекты и эксплуатирующие их, а также имеющие важное оборонное и экономическое значение или представляющие высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время, создают нештатные аварийно-спасательные формирования в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и поддерживают их в состоянии постоянной готовности.
Согласно материалам дела ООО "СПМК-17" в своей деятельности эксплуатирует опасные производственные объекты - система теплоснабжения с. Нижняя Санарка и система теплоснабжения п. Берлин (л.д. 79).
Таким образом, требование о создании нештатных аварийно-спасательных формирований предусмотрено в области гражданской обороны, соответственно вменение указанного в пункте 2 протокола является не правомерным.
- отсутствует структура и табели оснащения нештатных аварийно-спасательных формирований, не утверждены и не согласованы в установленном порядке, чем нарушены положения п. "в" ст. 14 Федерального закона N 68-ФЗ; закона N 116-ФЗ от 21 июля 1997 года; п.6 Приказа МЧС РФ N 99 от 23 декабря 2005 года (п.4 акта проверки).
- нештатные аварийно-спасательные формирования не укомплектованы личным составом, не оснащают их специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами, в том числе за счет существующих аварийно-восстановительных, медицинских и других подразделений, чем нарушены положения п. "в" ст. 14 Федерального закона N 68-ФЗ; Федерального закона N 151-ФЗ от 22 августа 1995 года; Приказа МЧС РФ N 999 от 23 декабря 2005 года (п. 5 акта проверки).
Пункты 4 и 5 вменены не обосновано и излишне, в ходе проверки установлено отсутствие нештатных аварийно-спасательных формирований.
- не организована и не проведена подготовка в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а именно: переподготовку или повышение квалификации не менее 36 часов должностными лицами (должностным лицом) структурных подразделений, уполномоченных (уполномоченного) на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС и гражданской обороны организации в образовательных учреждениях МЧС России, в учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования, в образовательных учреждениях дополнительного образования (в учреждениях повышения квалификации, на курсах, в центрах
8
профессиональной ориентации и в иных учреждениях, имеющих соответствующую лицензию), учебно-методических центрах и на курсах гражданской обороны, чем нарушены положения п. "в" ст. 14 Федерального закона N 68-ФЗ от 21 декабря 1994 года; п.п "д" пункта 2, п.п "д" п. 4, п. 5, п.п "в"п. 6 Постановления Правительства РФ N 547 от 04 сентября 2003 года; Постановления Правительства N 610 от 26 июня 1995 года; пункта 21-22 Приложения к Приказу МЧС РФ от 19января 2004 года N 19 (п.8 протокола).
- отсутствует положение о структурном подразделении (работнике(ах)) организации, уполномоченном на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны, чем нарушены положения ст. 14 Федерального закона N 68-ФЗ; абз. 5 п. 10 Постановления Правительства РФ N 794 от 30 декабря 2003 года (п. 24 протокола).
Пункты 8 и 24 вменены не обосновано и излишне, в ходе проверки установлено отсутствие постоянно действующего органа управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а именно: отсутствует структурное подразделение (работник), уполномоченное на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны (п. 23 протокола), соответственно прохождение обучения (повышения квалификации) должностными лицами, не может быть обеспечено. Положение о структурном подразделении (работнике) организации, уполномоченном на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны может иметь место при наличии (создании) вышеуказанного органа, в связи с чем вменение указанного нарушения как самостоятельного является излишним.
- не организована и не проведена подготовка в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а именно: переподготовка или повышение квалификации не менее 36 часов руководителем организации в образовательных учреждениях МЧС России, в учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования, в образовательных учреждениях дополнительного образования (в учреждениях повышения квалификации, на курсах, в центрах профессиональной ориентации и в иных учреждениях, имеющих соответствующую лицензию), учебно-методических центрах; чем нарушены положения п. "в" ст. 14 Федерального закона N 68-ФЗ от 21 декабря 1994 года; пп. "г" пункт 2, пункт 5, пп. "б" пункт 6 Постановления Правительства РФ N 547 от 04 сентября 2003 года; Постановления Правительства РФ N610 от 26 июня 1995 года.
Постановлением Правительства РФ от 04.09.2003 N 547 (ред. от 08.09.2010) "О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", установлено, что подготовка населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций
9
природного и техногенного характера организуется в рамках единой системы подготовки населения в области гражданской обороны и защиты населения от чрезвычайных ситуаций и осуществляется по соответствующим группам в организациях (в том числе в образовательных учреждениях), а также по месту жительства.
Пунктами 2, 4, 5, 6 указанного Постановления предусмотрено, что подготовку в области защиты от чрезвычайных ситуаций проходят работники федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, специально уполномоченные решать задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и включенные в состав органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Подготовка в области защиты от чрезвычайных ситуаций предусматривает:
а) для работающего населения - проведение занятий по месту работы согласно рекомендуемым программам и самостоятельное изучение порядка действий в чрезвычайных ситуациях с последующим закреплением полученных знаний и навыков на учениях и тренировках;
б) для неработающего населения - проведение бесед, лекций, просмотр учебных фильмов, привлечение на учения и тренировки по месту жительства, а также самостоятельное изучение пособий, памяток, листовок и буклетов, прослушивание радиопередач и просмотр телепрограмм по вопросам защиты от чрезвычайных ситуаций;
в) для обучающихся - проведение занятий в учебное время по соответствующим программам в рамках курса "Основы безопасности жизнедеятельности" и дисциплины "Безопасность жизнедеятельности", утверждаемым Министерством образования и науки Российской Федерации по согласованию с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
г) для руководителей органов государственной власти - повышение квалификации в Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации, проведение самостоятельной работы с нормативными документами по вопросам организации и осуществления мероприятий по защите от чрезвычайных ситуаций, участие в ежегодных сборах, учениях и тренировках, проводимых по планам Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
д) для председателей комиссий по чрезвычайным ситуациям, руководителей органов местного самоуправления и организаций, уполномоченных работников - повышение квалификации не реже одного раза в 5 лет, проведение самостоятельной работы, а также участие в сборах,
10
учениях и тренировках.
Вменение указанного нарушения является не обоснованным, поскольку пункт 7 относится к обязанностям в области гражданской обороны.
- не осуществляют и не проводят подготовку в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а именно: переподготовка или повышение квалификации не менее 36 часов председателем комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности, членами комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности, руководителем и специалистами дежурно-диспетчерской службы в образовательных учреждениях МЧС России, в учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования, в образовательных учреждениях дополнительного образования (в учреждениях повышения квалификации, на курсах, в центрах профессиональной ориентации и в иных учреждениях, имеющих соответствующую лицензию), учебно-методических центрах и на курсах гражданской обороны, чем нарушены положения п. "в" ст. 14 Федерального закона N 68-ФЗ; п.п. 2 4, 5, 6 Постановления Правительства РФ N 547 от 04 сентября 2003 года; Постановления Правительства РФ N 610 от 26 июня 1995 года; п.п.5, 9, 27-28 Приложения к Приказу МЧС РФ от 19 января 2004 года N 19 (п.п. 9-11 протокола соответственно).
Учитывая вышеизложенные правовые нормы, а также положения п.п.
10, 11 Постановления Правительства РФ от 30 декабря 2003 года "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", вмененные нарушения, указанные в пунктах 9, 10, 11, подлежат исключению из квалификации деяния лица по чЛ ст. 20.6 КоАП РФ, поскольку указанные пункты относится к обязанностям в области гражданской обороны.
Кроме того, в ходе проверки установлено отсутствие повседневного органа управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а именно: дежурно-диспетчерской службы организации (п. 25 протокола), соответственно прохождение обучения (повышения квалификации) должностными лицами дежурно-диспетчерской службы не может быть обеспечено.
С учетом изложенного, нарушения, изложенные в пунктах 2, 4, 5, 7-
11, 24 протокола N 50/4 от 26 апреля 2013 года об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ, в отношении ООО "СПМК-17" подлежат исключению как необоснованно вмененные.
Иные допущенные нарушения, а именно, указанные в пунктах 1, 3, 6, 16, 19, 22, 23, 25, 26 протокола N 50/4 от 26 апреля 2013 года обоснованы нормами и требованиями действующего законодательства в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. В силу
11
требований действующего законодательства на ООО "СПМК-17" возложена обязанность по выполнению требований законодательства РФ в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Статьей 14 Закона N 68-ФЗ установлены обязанности организаций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Согласно пункту "б" этой статьи организация обязана планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования и обеспечению жизнедеятельности работников в чрезвычайных ситуациях (п. 1 протокола N 50/4 от 26 апреля 2013 года).
В соответствии с п. 10 Положения о подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.2003 года N 547, в организациях, имеющих опасные производственные объекты, проводятся комплексные учения один раз в три года (п. 16 протокола).
Пунктом 23 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 года N 794 (в редакции от 3 марта 2006 года N 490), предусмотрено осуществление мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в рамках единой системы на основе, в том числе, планов организаций (п. 19 протокола).
Требование о создании резерва финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций предусмотрено п. "ж" ст. 14, п.2 ст. 24 Закона N 68-ФЗ, п.п. 6, 20 Постановления Правительства РФ N 794 от 30 декабря 2003 года. В протоколе об административном правонарушении N 50/4 в п.З указано, что в смете на 2013 год не заложены финансовые и материальные ресурсы для ликвидации возникших чрезвычайных ситуаций, данное нарушение также отражено в п.п. 20-21 протокола N 50/4 соответственно, в связи с чем вменение указанных нарушений в п. 20-21 как самостоятельных является излишним.
В соответствии с п.8 Постановления Правительства РФ N 794 от 30 декабря 2003 года "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" компетенция комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, а также порядок принятия решений определяются в положениях о них или в решениях об их образовании. При проведении проверки должностным лицом установлено, что в ООО "СПМК-17" отсутствует и не разработано положение об объектовом звене территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (п. 22 протокола).
Постоянно действующими органами управления единой системы на объектовом уровне являются структурные подразделения организаций,
12
уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны (абз.5 п. 10 Постановления Правительства РФ N 794 от 30 декабря 2003 года).
При проведении проверки установлено, что в ООО "СПМК-17" не создано структурное подразделение или назначен работник, уполномоченный на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (п. 23 протокола N 50/4 от 26 апреля 2013 года).
Согласно абзацу 5 пункта 11 Постановления Правительства РФ N 794 от 30 декабря 2003 года органами повседневного управления единой системы на объектовом уровне являются дежурно-диспетчерские службы организаций (объектов). Отсутствие дежурно-диспетчерской службы было установлено в ходе проведения проверки и нашло свое отражение в пункте 25 протокола N 50/4 от 26 апреля 2013 года.
Согласно представленной в материалы дела копии свидетельства о регистрации А56-72171 ООО "СПМК-17" эксплуатирует опасные производственные объекты - система теплоснабжения с. Нижняя Санарка и система теплоснабжения п. Берлин (л.д. 79).
В соответствии с пунктом 2 Приказа МЧС Российской Федерации от 04.11.2004 N 506 "Об утверждении типового паспорта безопасности опасного объекта" (далее по тексту Приказ N 506) типовой паспорт безопасности опасного объекта устанавливает основные требования к структуре, составу и оформлению паспорта безопасности опасного объекта. Типовой паспорт безопасности предназначен для разработки паспортов безопасности на объектах, использующих, производящих, перерабатывающих, хранящих или транспортирующих радиоактивные, пожаровзрывоопасньге, опасные химические и биологические вещества, гидротехнических сооружениях в случае возможности возникновения чрезвычайных ситуаций.
В силу пункта 4 Приказа N 506 разработку паспорта безопасности опасного объекта организует руководство объекта. О нарушении требований Приказа указано в п. 26 протокола.
Оснований не доверять сведениям должностного лица ОНД N 7 по пожарному надзору о том, что на момент проведения проверки имелись вышеуказанные нарушения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, не имеется.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Установленный факт правонарушения свидетельствует о том, что юридическим лицом - ООО "СПМК-17" не были приняты все зависящие от
13
него меры по соблюдению требований, предусмотренных законодательством в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Факт допущенных нарушений и невыполнение ООО "СПМК-17" предусмотренных законодательством обязанностей в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также виновность ООО "СПМК-17" в совершении административного правонарушения, подтверждены представленными в дело доказательствами, в том числе: сведениями, указанными в протоколе N50/4 об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 20.6 КоАП РФ, от 26 апреля 2013 года; актом проверки N115/4 от 28 марта 2013 года; распоряжением о проведении плановой выездной проверки юридического лица N 115/4 от 01 февраля 2013 года и иными материалами дела.
Протокол об административном правонарушении составлен в соответствии со ст. 28.2 КоАП РФ, в нем отражены все сведения, необходимые для разрешения дела. Протокол об административном правонарушении был составлен с участием законного представителя юридического лица Макарняева С.Ф., копия протокола об административном правонарушении получена 26 апреля 2013 года законным представителем юридического лица. Права, предусмотренные ст. 25.1 КоАП РФ, Макарняеву С.Ф. разъяснены, о чем в протоколе имеется его подпись (л.д. 2-4).
Доводы жалобы о том, что протокол об административном правонарушении составлен неуполномоченным должностным лицом, несостоятельны.
В соответствии с п. 7 ч. 2 и ч. 4 ст. 28.3 КоАП РФ был утвержден Приказ МЧС РФ от 27 января 2011 года N 18 "Об утверждении Перечня должностных лиц Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушения", согласно п. 3 которого инспектор, как должностное лицо территориального подразделения надзорной деятельности, вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 20.6 КоАП РФ.
Как следует из материалов дела, протокол об административном правонарушении N 50/4 от 26 апреля 2013 года составлен государственным инспектором отдела надзорной деятельности N7 УНД ГУ МЧС России по Челябинской области, что не свидетельствует о нарушении ст. 28.3 КоАП РФ.
Доводы жалобы о незаконности привлечения ООО "СПМК-17" к административной ответственности, поскольку 01 марта ООО "СПМК-17" в связи с прекращением деятельности по теплоснабжению на территории
14
Нижнесанарского сельского поселения, вернуло администрации муниципального образования "Нижнесанарское сельское поселение" газовую котельную, расположенную в п. Берлин, проверялись судьями, нашли свою оценку в судебных решениях, не согласиться с которой оснований не имеется.
Всем представленным в материалы дела доказательствам, в том числе акту приема-передачи имущества от 01 марта 2013 года, судьей была дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, выводы мирового судьи о наличии в действиях ООО "СПМК-17" состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ, являются правильными.
Нарушений процессуальных норм при рассмотрении дела об административном правонарушении и вынесении постановления по делу об административном правонарушении не допущено.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении судьями в соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства данного дела; в соответствии с требованиями статьи 26.1 КоАП РФ установлены все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В постановлении мирового судьи по делу об административном правонарушении содержатся все сведения, предусмотренные ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ, отражено событие правонарушения, квалификация деяния, приведены обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, доказательства, исследованные в судебном заседании.
Постановление о назначении ООО "СПМК-17" административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 20.6 КоАП РФ, вынесено мировым судьей в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Административное наказание назначено в пределах санкции ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ, в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.5, 4.1-4.3 КоАП РФ.
Судья районного суда, рассмотрев жалобу на постановление мирового судьи, проверил дело в соответствии с требованиями ст. 30.6 КоАП РФ, вынес законное и обоснованное решение, все доводы жалобы законного представителя ООО "СПМК-17" получили надлежащую правовую оценку.
При рассмотрении дела об административном правонарушении мировым судьей и судьей районного суда законный представитель ООО "СПМК-17" Макарняев С.Ф. принимал участие в судебных заседаниях и
15
обосновывал позицию юридического лица по делу, представлял доказательства, таким образом юридическое лицо не было лишено возможности реально защищать свои права и законные интересы. Нарушений гарантированных Конституцией РФ и ст. 25.1 КоАП РФ прав, в том числе права на защиту, не усматривается. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в ст.ст. 1.5, 1.6 КоАП РФ, при рассмотрении дела не допущено.
Доводы надзорной жалобы заявителя не содержат иных правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемых судебных актов.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.16 - 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
ПОСТАНОВИЛ:
постановление мирового судьи судебного участка N 2 Троицкого района Челябинской области от 26 июня 2013 года и решение судьи Троицкого районного суда Челябинской области от 21 августа 2013 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.6 КоАП РФ, в отношении ООО "Специализированная производственно-монтажная компания - 17" изменить: исключить из описательно-мотивировочной части постановления и решения указание на совершение ООО "СПМК-17" нарушений, изложенных в пунктах 2, 4, 5, 7-11, 24 протокола N 50/4 от 26 апреля 2013 года об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ, в отношении ООО "СПМК-17".
В остальной части эти же судебные постановления оставить без изменения, жалобу законного представителя ООО "СПМК - 17" Макарняева С.Ф. - без удовлетворения.
Заместитель председателя областного суда
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.