Апелляционное определение СК по административным делам Челябинского областного суда от 05 ноября 2013 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по административным делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего судьи Шигаповой СВ., судей Загайновой А.Ф., Смолина А.А., при секретаре Шагеевой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционному представлению прокурора Ленинского района г. Магнитогорска Челябинской области и апелляционной жалобе Суфьяновой А.Ю. действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних С.Р.А., С.А.Н.., С.Д.Н. на решение Правобережного районного суда г. Магнитогорска Челябинской области от 18 июня 2013 года по исковому заявлению Прокурора Ленинского района г. Магнитогорска в интересах: СУФЬЯНОВОЙ А.Ю. йгуль Юлаевны, несовершеннолетних: С.Р.А., С.А.Н., С.Д.Н. к администрации г. Магнитогорска о признании незаконным решения о снятии молодой семьи с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, возложении обязанности отменить принятое решение и включить молодую семью в состав участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище на 2011-2015 годы",
заслушав доклад судьи Загайновой А.Ф. об обстоятельствах дела, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Ленинского района г. Магнитогорска обратился в суд в интересах Суфьяновой А.Ю., несовершеннолетних: С.Р.А.., С.А.Н.., С.Д.Н. к администрации г. Магнитогорска о признании незаконным решения о снятии молодой семьи Суфьяновой А.Ю. с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, просил возложить на ответчика обязанность отменить принятое решение и включить молодую семью в состав участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище на 2011 - 2015 годы", указывая, что семья Суфьяновой А.Ю. проживает в двухкомнатной квартире N 1 дома N
2
206/1 по улице *** в г. Магнитогорске общей площадью 32 кв. м., жилой площадью 19 кв.м., иного жилья не имеет. 08 октября 2012 года Суфьянова А.Ю., как участник подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программ "Жилище" на 2011-2015 годы", обратилась в администрацию с заявлением о выдаче ей свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилья в рамках указанной подпрограммы, однако в выдаче свидетельства ей было отказано. Постановлениями главы города Магнитогорска N 15571-П, 15570-П от 05 декабря 2012 года молодая семья Суфьяновой А.Ю. была снята с учета в качестве нуждающейся и в качестве участниц этой подпрограммы в соответствии с пп. 3 п. 8, пп. 3 п. 7 Порядка ведения учета молодых семей- участниц подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы". Основанием для принятия такого решения послужил факт получения Суфьяновой А.Ю. земельного участка для строительства дома. Считает, что оснований для снятия молодой семьи с учета нуждающихся в жилом помещении и исключения из числа участников подпрограммы по указанным мотивам не было. Усматривает нарушение п. 5 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ, указывая, что основания, по которым молодая семья Суфьяновой А.Ю. была включена в подпрограмму не изменились, обеспеченность членов ее семьи продолжает оставаться менее учетной нормы (32 кв.м./4 чел = 8 кв.м.).
В судебном заседании помощник прокурора Ленинского района г. Магнитогорска Выдрина И.Ю. поддержала заявленные требования.
Суфьянова А.Ю. в судебном заседании поддержала заявления требования.
Представитель ответчика - администрации г. Магнитогорска Жарко Н.Г в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований.
Представитель Министерства Строительства Инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области участия в судебном заседании не принимал, извещен о времени, месте и дате судебного разбирательства.
Суд постановил решение об отказе в удовлетворении заявленных прокурором требований.
В апелляционном представлении прокурор просит отменить решение, вынести по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований, указывая, что предоставление неполной семье
3
Суфьяновой А.Ю. имеющей троих детей в собственность земельного участка для индивидуального жилого строительства не является основанием для снятия с учета молодых семей нуждающихся в улучшении жилищных условий; земельный участок был получен молодой семьей независимо от участия Суфьяновой А.Ю. в подпрограмме обеспечения жильем молодых семей, поскольку выделялся как семье имеющей троих детей.
В апелляционной жалобе Суфьянова А.Ю. просит отменить решение, вынести по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований, указывая, что земельный участок для индивидуального жилого строительства был выделен в связи с рождением третьего ребенка, в качестве дополнительной меры государственной поддержки. Не согласна с выводом суда, что ее семья реализовала свое право на улучшение жилищных условий, указывая, что с получением земельного участка жилищные условия семьи не изменилось. Кроме того, являясь одинокой матерью троих малолетних детей, средств для строительства дома не имеет, в связи, с чем использовать полученный земельный участок для строительства жилого дома не может. Кроме того, считает, что п. 18 подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы не содержит такого основания для отказа, как получение дополнительной меры поддержки семьи за счет средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.
Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом. Исходя из положений ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, не явившихся в судебное заседание.
Проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии со статьей 327.1 ГПК РФ, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, заслушав Суфьянову А.Ю., прокурора Минкину Л.В., судебная коллегия считает необходимым отменить решение суда по следующим мотивам.
Как следует из материалов дела, постановлением главы города Магнитогорска N 14191-11 от 30 ноября 2011 года неполная семья Суфьяновой А.Ю., имеющая троих детей, принята на учет в качестве нуждающейся в бесплатном предоставлении земельного участка.
Постановлением от 21 марта 2012 года Суфьяновой А.Ю., С.Р.А.., С.А.Н ... и С.Д.Н. предоставлен бесплатно в долевую собственность по Ул доле каждому земельный участок для строительства индивидуального жилого дома площадью
4
1195 кв.м., расположенный по адресу: г. Магнитогорск, ***, участок N 37/1.
Постановлением администрации г. Магнитогорска от 05 апреля 2012 молодая семья Суфьяновой А.Ю. N 4723-П признана участницей подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище на 2011-2015 годы.
Постановлением главы г. Магнитогорска от 05 декабря 2012 г. N 15570-П молодая семья Суфьяновой А.Ю. снята с учета молодых семей -участниц подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" участниц программы "Жилище на 2011-2015 годы" в соответствии с подпунктом 3 пункта 7 Порядка ведения учета молодых семей участниц подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" участниц программы "Жилище на 2011-2015 годы", утвержденной Постановлением администрации города от 08 августа 2012 года N 10140-П (получение в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома).
Постановлением администрации г. Магнитогорска N 15571- П от 05 декабря 2012 года молодая семья Суфьяновой А.Ю. снята с учета молодых семей, нуждающихся в жилых помещениях по подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" участниц программы "Жилище на 2011-2015 годы" в соответствии с подпунктом 3 пункта 8 Порядка ведения учета молодых семей, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий для участия в подпрограмме "Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий на 2011-2015 годы" долгосрочной городской целевой программы реализации национального проекта "Доступное и комфортное жилье -гражданам России" в городе Магнитогорске на 2011-2015 годы", утвержденной Постановлением администрации г.Магнитогорска от 06 июля 2011 года N 7548-П ( утрата оснований дающих право на получение социальной выплаты).
Отказывая прокурору в удовлетворении требований, суд согласился с доводами администрации города о том, что Суфьянова А.Ю., получив с семьей в долевую собственность указанный земельный участок, реализовала право на социальную поддержку от государства на решение жилищного вопроса.
В качестве правового обоснования в основу принятого решения положен подпункт 4 пункта 36 подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище на 2011-2015 годы", согласно которой ранее реализованное право на улучшение
5
жилищных условий с использованием социальной выплаты или иной формы государственной поддержки за счет средств федерального, областного или местного бюджета является основанием для отказа молодой семьей в признании участником подпрограммы.
При этом суд исходил из того, что предоставление бесплатно земельного участка в собственность в соответствии с Законом Челябинской области N 121-СЗО от 28 апреля 2011 года наряду с социальными выплатами на приобретение (строительство) жилья в рамках программ, реализуемых Правительством Российской Федерации и Челябинской области, материнским капиталом, средства которого направлены на улучшение жилищных условий в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", относится к мерам государственной поддержки граждан в обеспечении жильем, а возможность одновременного получения нескольких мер государственной поддержки, направленных на улучшение жилищных условии, исключается.
На основании изложенного суд признал, что у администрации г. Магнитогорска имелись основания для снятия семьи Суфьяновой А.Ю. с учета.
С выводами суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может по следующим соображениям.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ, граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет.
Основанием для признания молодой семьи Суфьяновой А.Ю. постановлением от 05 апреля 2012 молодая семья Суфьяновой А.Ю. участницей подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище на 2011-2015 годы явилось признание семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Соответственно, основанием для исключения молодой семьи постановлением администрации г. Магнитогорска N 15571- П от 05 декабря 2012 года с учета молодых семей, нуждающихся в жилых помещениях по подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей"
6
участниц программы "Жилище на 2011-2015 годы" предполагает отсутствие нуждаемости семьи в улучшении жилищных условий.
Нуждаемость в улучшении жилищных условий, установленная Суфьяновой А.Ю. на основании п. 2 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ (обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы) на день снятия ее с учета не отпала, а бесплатное предоставление земельного участка в собственность для индивидуального жилищного строительства не может рассматриваться как улучшение жилищных условий.
К тому же на момент признания молодой семьи Суфьяновой А.Ю. участницей подпрограммы указанные условия имели место, земельный участок в долевую собственность истцов уже был предоставлен.
Перечень оснований, установленный ст. 56 Жилищного кодекса РФ, когда граждане подлежат снятию с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
Механизм реализации подпрограммы предполагает оказание государственной поддержки молодым семьям - участникам подпрограммы в улучшении жилищных условий только путем предоставления им социальных выплат.
Социальная выплата считается предоставленной участнику подпрограммы с даты исполнения Банком распоряжения распорядителя счета о перечислении банком зачисленных на его банковский счет средств в счет оплаты приобретаемого жилого помещения, в том числе путем оплаты первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, погашения основной суммы долга и уплаты процентов по ипотечным жилищным кредитам или займам на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, работ (товаров, услуг) по созданию объекта индивидуального жилищного строительства либо уплаты оставшейся части паевого взноса члена жилищного накопительного кооператива.
Перечисление указанных средств является основанием для исключения органом местного самоуправления молодой семьи -участницы подпрограммы из списков участников подпрограммы.
Строительство индивидуального жилого дома не начато, на эти цели социальные выплаты от соответствующих федеральных органов исполнительной власти не получены. При таких обстоятельствах снятие молодой семьи Суфьяновой А.Ю. из списка лиц преждевременно.
7
Кроме того, в силу п. 5 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ другим основанием снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях является предоставление им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома, исключение составляют граждане, имеющие трех и более детей (в ред. Федерального закона от 05 июня 2012 года N 55-ФЗ)
Постановлением администрации г. Магнитогорска N 15571- П от 05 декабря 2012 года молодая семья Суфьяновой А.Ю. снята с учета молодых семей, нуждающихся в жилых помещениях по подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" участниц программы "Жилище на 2011-2015 годы" в период, когда внесенные в ст. 56 Жилищного кодекса РФ изменения вступили в законную силу.
Согласно ст. 2 Федерального закона о внесении изменений в ст. 56 Жилищного кодекса РФ, настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования. Действие положения пункта 5 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса РФ (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие с 17 июня 2011 года.
Таким образом, закон прямо запрещает снятие с учета нуждающихся в жилом помещении граждан, имеющих троих и более детей в случае предоставления земельного участка для строительства жилья.
Приказом Минрегиона России от 09 сентября 2013 года N 372 "Об утверждении методических рекомендаций субъектам Российской Федерации по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей", даны методические рекомендации субъектам РФ по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам в рамках реализации комплекса мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих трех и более детей.
Рекомендации эти утверждены после внесения изменений в ст. 56 Жилищного кодекса РФ и каких-либо оговорок во взаимосвязи с указанной статьей не содержат.
Кроме того, молодая семья Суфьяновой А.Ю. снята с учета молодых семей, нуждающихся в жилых помещениях по подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" участниц программы "Жилище на 2011-2015 годы" по п. 2 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ (утрата ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по
8
договору социального найма), а не п. 5 ч. 1 ст. 56 Кодекса (предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома), содержащему исключение для граждан, имеющих трех и более детей.
На основании изложенного решение суда первой инстанции не может быть признано законным и обоснованным, оно подлежит отмене.
Поскольку обстоятельства дела установлены судом полно, для разрешения спора не требуется представление дополнительных доказательств, судебная коллегия, не передавая дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, выносит новое решение, которым удовлетворяет исковые требования прокурора в полном объеме.
Руководствуясь статьями 327, 327.1, 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Челябинского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Правобережного районного суда г. Магнитогорска Челябинской области от 18 июня 2013 года отменить. Вынести новое решение. Исковые требования прокурора Ленинского района г. Магнитогорска Челябинской области удовлетворить. Признать незаконным и отменить постановление главы администрации г. Магнитогорска от 05 декабря 2012 года N 15570-П о снятии молодой семьи СУФЬЯНОВОЙ А.Ю. йгуль Юлаевны с учета молодых семей -участниц подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы".
Возложить на главу администрации г. Магнитогорска обязанность восстановить молодую семью СУФЬЯНОВОЙ А.Ю. йгуль Юлаевны в составе семьи четырех человек на учете в списке молодых семей -участниц подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы" с даты постановки на учет- 05 апреля 2012 года.
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.