Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего Лутфуллоевой P.P.
судей Метелёвой Г.Н., Зеленовой Е.Ф.
при секретаре Терюшовой М.С.
рассмотрела 19 ноября 2013 года в открытом судебном заседании в зале суда в г. Челябинске гражданское дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Миассе Челябинской области на решение Миасского городского суда Челябинской области от 15 августа 2013 года по иску Кузнецова Ю.Н. к Государственному учреждению -Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Миассе Челябинской области о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, о возложении обязанности по назначению досрочной трудовой пенсии.
Заслушав доклад судьи Лутфуллоевой P.P. об обстоятельствах дела, доводах апелляционной жалобы, выслушав представителя ответчика Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Миассе Челябинской области - Кондратьеву Т. А., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, истца Кузнецова Ю.Н., полгавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Кузнецов Ю.Н. обратился в суд к Государственному учреждению -Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Миассе Челябинской области (далее -ГУ УПФР в г.Миассе Челябинской области) о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости, в котором просил назначить пенсию по старости с 17 марта 2013 года по п.п. 9 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" N 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года, включить периоды работы с 25 августа 1981 года по 25 января 1995 года на территории ЭССР и Республики Эстония в Эстонском производственном объединении рыбной промышленности "Эстрыбпром" всего 13 лет 5 месяцев 2 дня.
В обоснование исковых требований указал, что 12 марта 2013 года обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости. Решением ответчика от 22 марта 2013 года в назначении досрочной трудовой пенсии истцу отказано по причине отсутствия требуемого
2
у
стажа на соответствующих видах работ. При этом включен страховой стаж, учитываемый на основании только российского законодательства без учета Договора между Российской Федерацией и Эстонской Республикой о сотрудничестве в области социального обеспечения от 14 июля 2011 года. В период с 25 августа 1981 года по 25 января 1995 года он работал на должностях механика и моториста плавсостава Эстонского производственного объединения рыбной промышленности "Эстрыбпром" (всего 13 лет 5 месяцев). Считает, что выработал необходимый специальный и страховой стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости.
Суд постановил решение, которым исковые требования удовлетворил. Признал незаконным решение Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ УПФР в г. Миассе Челябинской области N 148862/13 от 22 марта 2013 года в отношении Кузнецова Ю.Н., изложенное в протоколе N 436 от 22 марта 2013 года, в части отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости по п.п. 9 п. 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173- ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в части не включения в специальный стаж периодов работы с 25 августа 1981 года по 25 января 1995 года на территории Эстонской Советской Социалистической Республики и Республики Эстония в производственном объединении рыбной промышленности "Эстрыбпром". Обязал ГУ УПФР в г. Миассе Челябинской области включить в специальный стаж Кузнецова Ю.Н. периоды работы: с 25 августа 1981 года по 09 сентября 1981 года в Эстонском производственном объединении рыбной промышленности "Эстрыбпром" в должности 4 механика в плавсоставе на промысловых судах по добыче и обработке рыбы (всего 16 дней); с 10 сентября 1981 года по 19 апреля 1982 года в Эстонском производственном объединение рыбной промышленности "Эстрыбпром" мотористом 1 класса РТМС-7507 (рыболовный траулер морозильный супер) (всего 7 месяцев 9 дней); с 20 апреля 1982 года по 18 мая 1983 года в Эстонском производственном объединении рыбной промышленности "Эстрыбпром" Таллиннском рыбном порту мотористом в портофлоте (всего 1 год 28 дней); с
19 мая 1983 года по 28 апреля 1984 года в Эстонском производственном объединении рыбной промышленности "Эстрыбпром" в должности 4-го механика РТМС-7504 (всего И месяцев 20 дней); с 15 июня 1985 года по 19 апреля 1992 года в Эстонском производственном объединении рыбной промышленности "Эстрыбпром" в должности 3-го механика БМРТ-441 ( большой морозильный рыболовный траулер) (всего 6 лет 10 месяцев 4 дней); с
20 апреля 1992 года по 30 мая 1993 года в Эстонском производственном объединении рыбной промышленности "Эстрыбпром" в должности 2-го механика РТМКС-907 (рыболовный траулер морозильный консервный супер) (всего 1 год 1 месяц 10 дней); с 31 мая 1993 года по 25 января 1995 года в Эстонском производственном объединении рыбной промышленности
"Эстрыбпром" в должности 3-го механика РТМКС -907 (всего 7 месяцев 25 дней). Обязал УПФР в г. Миассе Челябинской области назначить Кузнецову Ю.Н. досрочную трудовую пенсию по старости по п.п. 9 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях РФ" с 17 марта 2013 года.
В апелляционной жалобе ГУ УПФР в г. Миассе Челябинской области просит об отмене решения суда по мотивам незаконности и необоснованности, ссылаясь на то, что с 16 октября 2011 года пенсионное обеспечение лиц, проживающих на территории Российской Федерации и Республики Эстония и являющихся их гражданами, или лицами без гражданства, проживающих на территории этих государств, осуществляется с учетом норм Договора между Российской Федерацией и Республикой Эстония о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения от 14 июля 2011 года Эстония. В соответствии с п.п. 2 ст. 5 Договора, если право на назначение пенсии согласно законодательству одной Договаривающейся Стороны возникает без учета пенсионного стажа, приобретенного согласно законодательству другой стороны, то соответствующая Договаривающаяся Сторона назначает пенсию только за пенсионный стаж, учитываемый на основании своего законодательства, не зависимо от того, на территории какой Договаривающейся Стороны проживает лицо. Кузнецов Ю.Н. не работал на работах с тяжелыми условиями труда на территории РСФСР и не выработал предусмотренный законом Российской Федерации стаж в профессиях, должностях, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение по п.п. 9 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 201 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях РФ" с 17 марта 2013 года. Право на назначение пенсии истцом не приобретено, так как он не достиг возраста 60 лет.
Выслушав стороны, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно п.п. 9 п. 1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали не менее 12 лет 6 месяцев в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения) и имеют страховой стаж не менее 25 лет.
Аналогичные положения содержало и ранее действовавшее пенсионное законодательство, что прямо вытекает из смысла подп. "и" п.1 ст. 12 Закона
4
Российской Федерации от 20 ноября 1990 года "О государственных пенсиях в Российской Федерации".
Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ по 29 января 2004 года N 2-П при исчислении стажа на соответствующих видах работ могут применяться нормативно-правовые акты, регулировавшие порядок исчисления стажа для назначения указанной категории лиц пенсии до введения в действие нового правового регулирования, действовавшего на момент приобретения права.
Судом первой инстанции установлено, что решением ГУ УПФР N N148862/13 от 22 марта 2013 года Кузнецову Ю.Н., отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием стажа на соответствующих видах работ (л.д. 14).
Из протокола ответчика N 436 от 22 марта 2013 года следует, что страховой стаж истца, выработанный на территории РФ, составляет 16 лет 08 месяцев 13 дней, пенсионный стаж, выработанный на территории Эстонской республики, составляет 14 лет 11 месяцев 04 дня, а всего - 31 год 07 месяцев 17 дней.
Удовлетворяя исковые требования Кузнецова Ю.Н. о включении в специальный стаж периодов работы в Эстонском производственном объединении рыбной промышленности "Эстрыбпром", суд первой инстанции руководствовался международным Договором от 14 июля 2011 года о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения, заключенным между Российской Федерацией и Эстонской Республикой, и исходил из того, что истец работал постоянно в течение полного рабочего времени в должностях, которые относятся к плавсоставу, на судах, которые относились к рыболовным судам, не являлись портовыми, постоянно работающими в акватории порта, служебно-вспомогательными, разъездными, судами пригородного и внутригородского сообщения.
Указанные выводы суда основаны на представленных в материалы дела доказательствах, а именно: записях в трудовой книжке, международных свидетельствах о вакцинации или ревакцинации против холеры, желтой лихорадки (л.д. 47,48), сертификатах о нахождении в рейсах (л.д. 49, 50), трудовом договоре N 1581 от 18 мая 1993 года (л.д. 51-52), архивной справке от 08 апреля 2013 года N 0113-3181 (л.д. 53), личной медицинской книжке (л.д. 54- 64), свидетельстве N 2441 от 16 января 1987 года (л.д. 65-67); удостоверений по проверке знаний истца (л.д. 68, 69, 71, 72, 73), квалификационной книжки моряка (л.д. 70), паспорте моряка (л.д. 84-88).
Согласно записям трудовой книжки серии АТ-1 N 0542225 Кузнецов Ю.Н. с 29 августа 1978 года по 08 июля 1981 года проходил обучение в
5
Клайпедском мореходном училище, затем работал в Эстонском производственном объединении рыбной промышленности "Эстрыбпром" с 25 августа 1981 года по 09 сентября 1981 года в должности 4 механика в плавсоставе на промысловых судах по добыче и обработке рыбы, с 10 сентября 1981 года по 19 апреля 1982 года - мотористом 1 класса РТМС-7507 (рыболовный траулер морозильный супер), с 20 апреля 1982 года по 18 мая 1983 года мотористом в портофлоте Таллиннского рыболовного порта, с 19 мая 1983 года по 28 апреля 1984 года в должности 4-го механика РТМС-7504, с 15 июня 1985 года по 19 апреля 1992 года в должности 3-го механика БМРТ-441, с 20 апреля 1992 года по 30 мая 1993 года в должности 2-го механика РТМКС-907 (рыболовный траулер морозильный консервный супер), с 31 мая 1993 года по 25 января 1995 года в должности 3-го механика РТМКС -907 (л.д. 7-11).
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 3 указанного закона право на трудовую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Статьей 10 указанного закона предусмотрено, что периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части первой статьи 3 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии со статьей 29 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Согласно Договору между Российской Федерацией и Эстонской Республикой о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения, заключенного 14 июля 2011 года, данный договор применяется к лицам, проживающим на территориях Договаривающихся Сторон и являющимся их гражданами или лицами без гражданства, на которых распространяется или ранее распространялось действие законодательства каждой из
Договаривающихся Сторон в соответствии со статьей 2 настоящего Договора (статья 3).
В соответствии с п. 1 ст. 5 Договора при назначении пенсии в соответствии с настоящим Договором учитываются периоды пенсионного стажа, приобретенные на территориях Договаривающихся Сторон, в том числе на территориях бывших РСФСР и ЭССР.
В соответствии с п. 3 ст. 5 Договора, если право на назначение пенсии на основании законодательства одной Договаривающейся Стороны возникает в результате суммирования пенсионного стажа, приобретенного на основании законодательства обеих Договаривающихся Сторон, то при определении права на пенсию согласно законодательству Договаривающихся Сторон и при конвертации пенсионных прав согласно законодательству Российской Федерации учитывается пенсионный стаж, приобретенный на территории обеих Договаривающихся Сторон, кроме случаев, когда периоды этого стажа совпадают по времени их приобретения. Если право на пенсию не возникает в результате трудовой деятельности по определенной специальности, или на определенной должности, или в определенных условиях, то пенсионный стаж, приобретенный на территориях Договаривающихся Сторон, суммируется как общий пенсионный стаж.
Таким образом, по условиям вышеуказанного международного договора как в общий, так и в специальный стаж гражданина России могут включаться периоды работы на территории каждого государства - стороны договора. Условий о легализации документов, подтверждающих стаж-работы, данный договор не содержит.
При таких обстоятельствах у суда имелись основания для включения в специальный и общий страховой стаж истца спорных периодов работы в должностях, которые относятся к плавсоставу, на судах, которые относились к рыболовным, не являлись портовыми, постоянно работающими в акватории порта, служебно-вспомогательными, разъездными, судами пригородного и внутригородского сообщения.
Доводы жалобы ответчика о том, что при включении в специальный стаж истца спорных периодов работы суд не учел правила международною договора, заключенного 14 июля 2011 г. между Российской Федерацией и Эстонской Республикой, которым не предусмотрено назначение пенсии на льготных условиях гражданам, не работавшим на работах с тяжелыми условиями труда на территории Российской Федерации, не могут быть приняты судебной коллегией во внимание, поскольку основаны на ошибочном толковании норм права.
Согласно п. 2 ст. 6 Соглашения стран СНГ от 13 марта 1992 года "О
7
гарантиях прав граждан государств - участников Содружества независимых государств в области пенсионного обеспечения", для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.
Указанное Соглашение Республика Эстония не подписала. Тем не менее, в соответствии с пунктом 2 Письма Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 31 января 1994 года N 1-369-18 при назначении пенсий гражданам, прибывшим на территорию России из государств, не являющихся участниками Соглашения от 13 марта 1992 года, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время до 1 декабря 1991 года. Трудовой стаж, приобретенный на территории государств, не являющихся участниками Соглашения от 13 марта 1992 года, после этой даты, засчитывается в порядке, предусмотренном статьей 89 Закона РСФСР от 20 ноября 1990 года.
Решая вопрос о наличии у граждан, прибывших из государств -республик бывшего СССР, права на трудовую пенсию по старости, в том числе на досрочную трудовую пенсию по старости, необходимо учитывать также рекомендации, содержащиеся в Распоряжении Правления Пенсионного фонда РФ от 22 июня 2004 года N 99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР".
Согласно данным рекомендациям, для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств. При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ.
В соответствии с п. 8 Распоряжения правления Пенсионного фонда РФ от 22 июня 2004 N 99р для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - республик бывшего СССР, не заключивших соглашения с Российской Федерацией (Азербайджан, Латвия, Эстония), учитывается страховой (Трудовой) стаж, исчисленный с учетом периодов работы в СССР до 1 января 1991 года, независимо от уплаты страховых взносов (Письмо Минтруда России от 15 января 2003 года N 88-16).
8
Из анализа указанных Соглашений и рекомендаций, периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
В силу вышеуказанных норм права, довод автора жалобы о том, что оснований для назначения истцу досрочной трудовой пенсии по старости не имеется в виду отсутствия специального стажа на территории РСФСР и Российской Федерации необоснован.
Вместе с тем, выводы суда о зачете периода работы истца с 20 апреля 1982 года по 18 мая 1983 года в Эстонском производственном объединении рыбной промышленности "Эстрыбпром" в должности моториста в портофлоте в специальный стаж, не могут быть признаны законными по следующим основаниям.
Исходя из буквального толкования п.п. 9 п. 1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", подп. "и" п.1 ст. 12 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года "О государственных пенсиях в Российской Федерации", плавсостав судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности пользуется правом на досрочную пенсию независимо от вида выполняемых работ (перевозка грузов, пассажиров или добыча рыбы, морепродуктов, прием готовой продукции на промысле или другие работы), от наименования их профессий и должностей. Не имеет значения ведомственная принадлежность соответствующих судов, а также организационно-правовая форма и форма собственности судовладельца.
В период с 20 апреля 1982 года по 18 мая 1983 года истец работал в Эстонском производственном объединении рыбной промышленности "Эстрыбпром" в должности моториста в портофлоте.
Как следует из "РД 31.3.05-97. Ведомственные строительные нормы. Нормы технологического проектирования морских портов", утвержденного Минтрансом России 21 мая 1997 года, к судам портофлота относятся портовые буксиры-кантовщики, портовые бункеровщики жидким топливом и водой, суда, предназначенные для устранения загрязнения акватории, лоцманские суда и катера, малотоннажные грузовые суда несамоходные и самоходные, буксиры морские, пассажирские суда для пригородных сообщений, пожарные суда, аварийно-спасательные, ледоколы для проводки судов.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что указанные суда портофлота не относятся к судам морского, речного флота и флота рыбной промышленности, а относятся к портовым, постоянно
9
работающим на акватории порта, служебно-вспомогательным, разъездным, пригородного и внутригородского сообщения.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает что, данный период работы не может быть зачтен в специальный стаж истца, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Решение суда в указанной части подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
Вместе с тем, отказ в удовлетворении исковых требований о зачете в специальный стаж указанного периода работы не влечет утрату права истца на досрочное назначение ему пенсии по старости по следующим основаниям.
Периоды трудовой деятельности истца до распада СССР в декабре 1991 года (декларация Верховного Совета СССР от 26 декабря 1991 года), когда не существовало самостоятельного Эстонского государства, не могут рассматриваться как периоды деятельности за границей, эти периоды относятся к российскому страховому, а в части - также и к специальному стажу.
Продолжительность специального стажа, выработанного Кузнецовым Ю.Н. в Эстонском пароходстве при СССР (до 01 декабря 1991 года), составляет 10 лет 02 месяца 16 дней.
До 01 января 1992 года должности работников плавсостава были предусмотрены Списком N 2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173, а их работа приравнивалась к работам с тяжелыми условиями труда.
Подпунктом "з" п. 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного Постановлением Совмина СССР от 03 августа 1972 года N 590, был предусмотрен зачет периода обучения в училищах и школах системы государственных трудовых резервов и системы профессионально-технического образования (в ремесленных, железнодорожных училищах, горнопромышленных школах и училищах, школах фабрично-заводского обучения, училищах механизации сельского хозяйства, технических училищах, профессионально-технических училищах и т.д.) и в других училищах в стаж при назначении пенсии на льготных условиях. При назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда (подпункт пункта 16 Положения), период, указанный в подпункте "з", приравнивается к работе, которая следовала за окончанием этого периода.
10
Таким образом, действующее в период прохождения истцом обучения в Клайпедском мореходном училище с 29 августа 1978 года по 08 июля 1981 года правовое регулирование предусматривало возможность зачета такой деятельности в специальный стаж работы.
Период обучения в истца Клайпедском мореходном училище с 29 августа 1978 года по 08 июля 1981 года (02 года 10 месяцев 05 дней) подтверждается записями в трудовой книжке и дипломом об окончании.
Принимая решение об отказе в назначении Кузнецову Ю.Н. досрочной трудовой пенсии по старости, пенсионный орган не учитывал ранее действовавшее пенсионное законодательство, в том числе вышеназванное Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий", утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 года N 590, несмотря на то, что истцом представлялись документы, подтверждающие его обучение в училище.
Вместе с тем, указанное обстоятельство является юридически значимым при определении вопроса о праве истца на досрочное назначение ему трудовой пенсии по старости.
При зачете в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода обучения истца с 29 августа 1978 года по 08 июля 1981 года (02 года 10 месяцев 05 дней) и периодов его работы в Эстонском производственном объединении рыбной промышленности "Эстрыбпром" с 25 августа 1981 года по 09 сентября 1981 года в должности 4 механика в плавсоставе на промысловых судах по добыче и обработке рыбы, с 10 сентября 1981 года по 19 апреля 1982 года -мотористом 1 класса РТМС-7507 (рыболовный траулер морозильный супер), с 19 мая 1983 года по 28 апреля 1984 года в должности 4-го механика РТМС-7504, с 15 июня 1985 года по 01 декабря 1991 года в должности 3-его механика БМРТ -441, его продолжительность составит более требуемых 12 лет 06 месяцев (10 лет 02 месяца 16 дней + 02 года 10 месяцев 05 дней = 13 лет 21 день).
Специальный стаж, выработанный истцом в ЭССР, т.е. до 01.12.1991 года, и пенсионный стаж, выработанный в Эстонской Республике после 01.12.1991 года, подлежит суммированию со страховым стажем, выработанным в Российской Федерации. В таком случае продолжительность специального стажа Кузнецова Ю.Н. составит более требуемых 12 лет 6 месяцев, страхового стажа более 25 лет, 55-летнего возраста истец достиг 17.03.2013 года.
С учетом того, что на момент обращения истца к ответчику имелась
совокупность условий, предусмотренная п.п. 9 п. 1 ст. 27 от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", имелись основания для признания решения ответчика об отказе в установлении пенсии незаконным и для назначения истцу досрочной трудовой пенсии с момента возникновения права.
Доводы представителя ответчика, озвученные в суде апелляционной инстанции, об отсутствии у пенсионного органа сведений о специальном стаже истца в ЭССР не соответствуют обстоятельствам дела. Сведения о периодах работы истца в плавсоставе рыбопромысловых судов отражены в трудовой книжке Кузнецова Ю.Н., которая не содержит неточностей ни в наименовании его должности, ни в наименовании рыбопромыслового судна, ни в наименовании работодателя. Учитывая положения действовавшего до 01.12.1991 года пенсионного законодательства СССР, не содержащего требования о подтверждении постоянной занятости работника на работах с тяжелыми условиями труда, необходимости представления иных, кроме трудовой книжки, документов, отражающих периоды работы лица, претендующего на назначение льготной трудовой пенсии, судебная коллегия приходит к выводу, что у ответчика на момент рассмотрения заявления Кузнецова Ю.Н. о назначении досрочной трудовой пенсии имелись все сведения о его специальном стаже.
Доводы заявителя жалобы о неприменении в споре положения пункта 2 статьи 5 международного Договора не влекут отмену решения суда.
В силу пункта 2 статьи 5 Договора между Российской Федерации и Эстонской Республикой о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения если право на назначение пенсии согласно законодательству одной Договаривающейся Стороны возникает без учета пенсионного стажа, приобретенного согласно законодательству другой Договаривающейся Стороны, то соответствующая Договаривающаяся Сторона назначает пенсию только за пенсионный стаж, учитываемый на основании своего законодательства, вне зависимости от того, на территории какой Договаривающейся Стороны проживает лицо.
Из смысла указанной нормы следует, что лицу, который приобрел право на назначение пенсии согласно законодательству одной страны, например России, без учета пенсионного стажа, приобретенного согласно законодательству другой страны, т.е. Эстонии, то страна, по законодательству которой он приобрел право на пенсию, в данном примере Россия, назначает пенсию только за пенсионный стаж, учитываемый на основании российского законодательства. В настоящем пункте статьи 5 Договора речь идет о праве лиц, претендующих на назначение им трудовой пенсии по старости на общих условиях. По российскому законодательству это достижение пенсионного возраста (для мужчин 60 лет) и
12
продолжительность страхового стажа не менее пяти лет.
В настоящем споре Кузнецов Ю.Н., не достигший возраста 60 лет, претендует на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, т.е. ранее достижения возраста 60 лет, условием назначения которой является наличие не только страхового стажа в России, но и специального стажа. Специальный стаж требуемой продолжительности выработан им еще в период существования СССР, а при суммировании специального стажа и страхового стажа условие о продолжительности страхового стажа также является выполненным.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции о возникновении у Кузнецова Ю.Н. права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости с 17.03.2013 года - достижения возраста 55 лет, является верным.
Руководствуясь ст.ст. 327-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Миасского городского суда Челябинской области от 15 августа 2013 года отменить в части включения в специальный стаж Кузнецова Ю.Н. периода работы с 20 апреля 1982 года по 1 8 мая 1983 года в Эстонском производственном объединении рыбной промышленности "Эстрыбпром" Таллиннском рыбном порту мотористом в портофлоте.
Принять в указанной части новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
Решение суда в остальной части оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Миассе Челябинской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.