Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе
председательствующего Зеленовой Е.Ф.
судей Давыдовой Т.И., Шушкевич О.В.
при секретаре Сурине А.В.
с участием прокурора Соколовой Н.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Челябинске гражданское дело по апелляционной жалобе Министерства социальных отношений Челябинской области на решение Центрального районного суда г. Челябинска от 13 августа 2013 года по иску прокурора Центрального района г. Челябинска в интересах Естехина С.А. к Министерству социальных отношений Челябинской области, Государственному
учреждению Челябинский областной реабилитационно - физкультурный центр инвалидов "Импульс" о признании бездействия незаконным, о возложении обязанности по выплате компенсации за ремонт технического средства реабилитации
Заслушав доклад судьи Зеленовой Е.Ф. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, выслушав представителя Министерства социальных отношений Челябинской области Шикину Д.Г., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, прокурора, истца Естехина С.А., возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Центрального района г.Челябинска, действующий в интересах Естехина С.А., обратился в суд с иском о признании незаконным бездействия Государственного учреждения - Челябинский областной реабилитационно-физкультурный центр инвалидов "Импульс" (далее - ГУ ЧОРФЦ инвалидов "Импульс"), о возложении на Министерство социальных отношений Челябинской области (далее - Минсоцотношений Челябинской области), обязанности по выплате компенсации в сумме *** руб. за ремонт технического средства реабилитации - кресла - коляски с электроприводом.
В обоснование исковых требований прокурор указал, что Естехин С.А. является инвалидом первой группы. 20.04.2010 г. в соответствии с индивидуальной программой реабилитации ему предоставлено техническое
2
средство реабилитации - кресло-коляска с электроприводом. 26.12.2012 г. Естехин С.А. обратился в ГУ ЧОРФЦ инвалидов "Импульс" с заявлением о выплате компенсации за проведение ремонта средства реабилитации -инвалидной коляски в сумме *** руб., в удовлетворении которого необоснованно отказано. В результате незаконных действий ГУ ЧОРФЦ инвалидов "Импульс" Естехин С.А. лишен государственных гарантий, установленных ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ".
В судебном заседании прокурор, истец Естехин С.А. заявленные исковые требования поддержали.
Представитель ответчика Минсоцотношений Челябинской области -Шикина Д.Г. в суде первой инстанции возражала против удовлетворения исковых требований, ссылаясь на то, что аккумуляторные батареи, которые используются в креслах-колясках с электроприводом, не включены в перечень реабилитационных мероприятий технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду.
Представитель ответчика ГУ ЧОРФЦ инвалидов "Импульс" участия в суде первой инстанции не принимал.
Решением суда исковые требования прокурора Центрального района г.Челябинска, действующего в интересах Естехина С.А. удовлетворены. Бездействие ГУ ЧОРФЦ инвалидов "Импульс" признано незаконным, с Минсоцотношений Челябинской области в пользу Естехина С.А. взыскана компенсация за ремонт кресла-коляски с электроприводом в размере *** руб.
В апелляционной жалобе Минсоцотношений Челябинской области просит решение суда отменить, указывая, что судом не применен закон, подлежащий применению. Ссылается на то, что аккумуляторные батареи, используемые в креслах-колясках с электроприводами, являются самостоятельными изделиями и не включены в федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду. При отсутствии нарушений условий эксплуатации срок использования батареи соответствует сроку использования кресла. По итогам медико-технической экспертизы вынесено решение о досрочной замене технического средства реабилитации в виде кресла-коляски с электроприводом.
Представитель ответчика ГУ ЧОРФЦ инвалидов "Импульс" в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела судом
апелляционной инстанции извещен надлежащим образом, в соответствии с ч.З ст. 167, ч.1 ст.327 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее ГПК РФ) судебная коллегия считает возможным рассмотрение дела в его отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Как правильно установлено судом первой инстанции и следует из письменных материалов дела Естехин С.А. является инвалидом первой группы по общему заболеванию (л.д. 13).
20.04.2010 г., во исполнение индивидуальной программы реабилитации инвалида, Естехину С.А. предоставлено техническое средство реабилитации - кресло-коляска с электроприводом (л.д. 11).
Аккумуляторные батареи кресла - коляски в процессе эксплуатации вышли из строя, в связи с чем Естехин С.А. был вынужден самостоятельно за счет собственных средств приобрести 2 аккумуляторные батареи на сумму *** руб. (л.д. 10).
26 декабря 2012 года истец обратился к Минсоцотношений Челябинской области с заявлением о выплате компенсации за самостоятельно приобретенные аккумуляторные батареи, в удовлетворении которого Естехину С.А. отказано (л.д. 8, 14, 28).
Так, согласно ст. 11 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" ИШ-ФЗ от 24.11.1995 г. индивидуальная программа реабилитации инвалида - разработанный на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности. Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Государством в силу ст. 10 Федерального закона "О социальной защите инвалидов" инвалидам гарантируется за счет средств федерального бюджета
проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, который утверждается Правительством Российской Федерации.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 г. N2347 утвержден федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду.
В данном перечне указаны следующие реабилитационные меры: технические средства реабилитации - кресла-коляски с ручным приводом (комнатные, прогулочные, активного типа), с электроприводом, малогабаритные, а также предоставление услуг по ремонту указанных технических средств реабилитации.
Порядок обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 г. N240.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 года N 2428-р утверждено Соглашение между Министерством здравоохранения и социального развития РФ и Правительством Челябинской области, которым последнему, передана часть федеральных полномочий, в том числе, по предоставлению мер социальной защиты инвалидов.
Распоряжением Правительства Челябинской области N43 б-р от 29.12.2010 г. полномочия РФ по предоставлению мер социальной защиты инвалидам возложены на Минсоцотношений Челябинской области.
Порядок осуществления полномочий по предоставлению мер социальной защиты инвалидам определен "Положением о порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и услугами и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов) и протезно-ортопедическими изделиями", утвержденным Постановлением Правительства Челябинской области от 18.04.2011 г. N94-H
В соответствии с п.7 указанного Положения (как и Порядком, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 N 240) реабилитационные мероприятия осуществляются путем предоставления соответствующего технического средства реабилитации (протеза); оказания услуг по его ремонту или замене; выплаты компенсации расходов на указанные мероприятия.
5
Ремонт технического средства реабилитации (далее TCP) осуществляется бесплатно на основании заявления, поданного инвалидом либо лицом, представляющем его интересы, представителю Учреждения и заключения медико-технической экспертизы. Если инвалид произвел ремонт TCP за счет собственных средств, то на основании документов, подтверждающих расходы инвалида, связанные с приобретением TCP либо ремонтом, ему выплачивается компенсация.
Разрешая исковые требования Естехина С.А. суд пришел к обоснованному выводу о том, что аккумуляторные батареи для предоставленного истцу технического средства реабилитации - кресло-коляски являются её элементами, которые подлежат замене в процессе эксплуатации. Учитывая, что без замены выработавших свой ресурс элементов системы технического средства реабилитации, его работа невозможна, то замену данных элементов следует рассматривать как ремонт этого средства, то есть как услугу, предусмотренную Перечнем, оказание которой гарантировано государством. Естехин С.А. в соответствии с разработанной индивидуальной программой реабилитации инвалида, необходимо кресло-коляска, которое не работает без батарей. Поскольку аккумуляторные батареи были приобретены Естехиным С.А. за счет личных денежных средств, он имеет право на компенсацию затраченной суммы *** руб.
Доводы апелляционной жалобы о том, что по итогам медико-технической экспертизы вынесено решение о досрочной замене технического средства реабилитации в виде кресла-коляски с электроприводом не опровергают правильность выводов суда, поскольку указанное решение с момента его принятия до настоящего времени не исполнено, замена коляски не произведена. Кроме того, принятие решения о замене TCP не может являться основанием для отказа в выплате компенсации за его ремонт. При этом, судебная коллегия учитывает то обстоятельство, что без произведенного Естехиным С.А. ремонта кресла - коляски он был бы лишен возможности использовать данное техническое средство реабилитации до момента его замены.
Возражения заявителя о том, что срок использования батареи при отсутствии нарушений условий эксплуатации соответствует сроку использования кресла, а также о том, что необходимость досрочной замены батареи возникла в результате ненадлежащей эксплуатации истцом кресла-коляски достоверными и допустимыми доказательствами в соответствии со ст.56 ГПК РФ не подтверждены.
Удовлетворением исковых требований Естехина С.А. права Минсоцотношений Челябинской области, а также государственные интересы,
не нарушены, так как, в силу ст. 18 Конституции РФ именно права человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение закона.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции при разрешении спора правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, верно применены нормы материального права, выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам, представленным суду доказательств дана надлежащая правовая оценка в соответствии со ст.67 ГПК РФ. Оснований для отмены судебного решения по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст.327-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г. Челябинска от 13 августа 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства социальных отношений Челябинской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.