Судебная коллегия по административным делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего Турковой Г.Л.,
судей Жукова А.А., Свинцовой Г.В.,
при секретаре Шагеевой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Губайдулина Т.А. на решение Правобережного районного суда города Магнитогорска Челябинской области от 04 сентября 2013 года по гражданскому делу по заявлению Губайдулина Т.А. о признании незаконным постановления администрации города Магнитогорска Челябинской области, восстановлении молодой семьи в статусе участников подпрограммы,
Заслушав доклад судьи Жукова А.А. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы,
УСТАНОВИЛА:
Губайдулин Т.А. обратился в суд с иском к администрации города Магнитогорска Челябинской области о признании незаконным постановления администрации города Магнитогорска N 9201 -П от 08 июля 2013 года о снятии молодой семьи заявителя с учета молодых семей -участниц подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы", о восстановлении молодой семьи в статусе участников программы.
В обоснование заявленных требований указал, что оспариваемым постановлением главы города Магнитогорска Челябинской области молодая семья Губайдулина Т.А. снята с учета молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условия для участия в подпрограмме "оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий на 2011-2015 года" в связи с превышением ****-летнего возраста истца. Полагает, что достижение возраста **** лет не может являться основанием для исключения молодой семьи из числа участников подпрограммы. В результате незаконных действий администрации, молодая семья лишена возможности реализовать свои конституционные права на жилище.
2
В судебном заседании Губайдулин Т.А. и его представитель - адвокат Мякин М.Д., действующий на основании ордера, в судебном заседании поддержали заявленные требований.
Представители администрации г. Магнитогорска Челябинской области, Министерства строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области в судебном заседании участия не принимали при надлежащем извещении о времени и месте судебного разбирательства, суду представлены письменные возражения по заявленным требованиям.
Решением суда от 04 сентября 2013 года в удовлетворении заявленных Губайдулиным Т.А. требований отказано в полном объеме.
В апелляционной жалобе Губайдулин Т.А. просит решение районного суда отменить и вынести новое решение об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает, что на то обстоятельство, что возможность исключения семьи из участия в подпрограмме, в том числе по признакам достижения предельного возраста, постановлением Правительства РФ N 1050 "Об утверждении федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы" не предусмотрена. Указывает, что на момент признания семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий и включении в число участников программы, она соответствовали всем предъявленным требованиям для включения в список молодых семей-претендентов на получение социальной выплаты. Ссылается на то, что оспариваемое постановление о снятии с учета молодой семьи - участницы подпрограммы в связи с превышением ****-летнего возраста одним из супругов нарушает право их семьи на получение социальной выплаты в рамках подпрограммы "Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий".
В суде апелляционной инстанции Губайдулин Т.А., его представитель Мякин М.Д., представители администрации города Магнитогорска Челябинской области и Министерства строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области участия не принимали при надлежащем извещении о времени и месте судебного разбирательства.
В соответствии с частью 1 статьи 327, статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.
3
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не установила оснований к отмене решения суда.
В силу статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Суд апелляционной инстанции в интересах законности вправе проверить решение суда первой инстанции в полном объеме.
В соответствии с требованиями статьи 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.
Из смысла статьи 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации следует, что обязательным основанием для удовлетворения судом требований об оспаривании решений и действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего помимо установления незаконности этих решений и действий является еще и нарушение ими прав, свобод либо законных интересов заявителя.
Материалами дела подтверждается, что постановлением главы города Магнитогорска Челябинской области N 14489-П от 06 декабря 2011 года, в редакции постановления N 404-П от 25 января 2012 года, молодая семья Губайдулина Т.А. в составе трех человек (Губайдуллин Т.А., его супруга А.А.Н. и несовершеннолетний ребенок Г.Д.А., **** года рождения) признана имеющей достаточные доходы для участие в подпрограмме "Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий".
Постановлением главы города Магнитогорска Челябинской области N 14490-П от 06 декабря 2011 года в редакции постановления N 405-П от 25 января 2012 года, семья Губайдулина Т.А. признана участницей подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы.
Постановлением главы города Магнитогорска Челябинской области N 9201-П от 08 июля 2013 года молодая семья Губайдулина Т.А. снята с учета участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей"
4
федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы в связи с превышением ****-летнего возраста Губайдулина Т.А., которому **** года исполнилось **** лет.
Из материалов дела также следует, что государственным заказчиком подпрограммы - Министерством строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области соответствующее решение о включении семьи Губайдулина Т.А. в список молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не принималось.
Доказательств, опровергающих данное обстоятельство, материалы дела не содержат, с апелляционной жалобой не представлены.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что достижение одним из супругов-участников возраста, превышающего **** лет (достижение **** лет) до принятия соответствующего решения Министерством строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства о включении семьи в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году является обстоятельством, исключающим возможность дальнейшего участия семьи в подпрограмме.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, поскольку он сделан исходя из фактических обстоятельств дела и в соответствие с положениями действующего законодательства, регулирующего возникшие правоотношения.
Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий в г. Магнитогорске осуществляется в соответствие с Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации программы "Обеспечение жильем молодых семей " федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, утвержденными постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 года N 1050 и подпрограммой "Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий" областной целевой программы реализации национального проекта "Доступное и комфортное жилье гражданам России" в Челябинской области на 2011-2015 годы", утвержденной постановлением Правительства Челябинской области от 16 ноября 2010 года N 250-П.
В соответствии с главой 1 паспорта подпрограммы "Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий", последняя действует в рамках подпрограммы "Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий" областной целевой программы Доступное и комфортное жилье - гражданам России в
5
Челябинской области на 2011-2015 годы" и подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей " федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, и не является продлением подпрограмм, направленных на улучшение жилищных условий молодых семей, принятых на территории г. Магнитогорска в рамках федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы.
В соответствии с данными Правилами, участницей подпрограммы может быть молодая семья, возраст каждого из супругов которой, либо одного из родителей в неполной семье на день принятия решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет.
В соответствии с пунктами 4, 4-1 приложения N 4 к подпрограмме, молодая семья, при достижении возраста одного из супругов, либо одного родителя в неполной семье, превышающего 35 лет, утрачивает право на получение социальной выплаты и подлежит исключению из числа участников подпрограммы.
Вопросы признания молодых семей нуждающимися в предоставлении социальной выплаты для участия в подпрограмме, участниками подпрограммы, ведение их учета, в соответствие с ее условиями, относятся к полномочиям органов местного самоуправления.
На основании пункта 28 Долгосрочной городской целевой программой реализации национального проекта "Доступное и комфортное жилье -гражданам России" в г. Магнитогорске на 2011 -2015 годы порядок формирования администрацией г. Магнитогорска списка молодых семей -участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году и списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году определяется областной подпрограммой, в соответствии с пунктом 38 которой Правительство Челябинской области, орган местного самоуправления муниципального образования, отобранного для участия в подпрограмме, до 01 сентября года, предшествующего планируемому году, формирует списки молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году и представляет эти списки государственному заказчику подпрограммы, которым является Министерство строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области, который, в свою очередь, на основании списков молодых семей - участников подпрограммы формирует и утверждает сводный список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году. Сводный список претендентов, в соответствии с пунктом 41 Подпрограммы,
6
формируется на основании сводного списка молодых семей, изъявивших желание на получение выплаты в планируемом году.
В ходе рассмотрения дела установлено, что **** года Губайдулину Т.А., **** года рождения, исполнилось **** лет.
Материалами дела подтверждается, что в список молодых семей -участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году по Магнитогорскому городскому округу, представленных администрацией г. Магнитогорска на 2012 и 2013 год молодая семья Губайдулина Т.А. не была включена, соответственно, решение о включении семьи истца в сводный список молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты, не принималось.
Поскольку на момент исполнения один из супругов достиг 36 лет, органом исполнительной власти субъекта РФ в лице Министерства строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области решение о включении молодой семьи в список претендентов на получение социальной выплаты не принято, данное право истцами утрачено без учета обстоятельств принятия, либо не принятия администрацией г. Магнитогорска решения об исключении семьи из участников подпрограммы.
Утверждение апелляционной жалобы о том, что на момент признания семьи Губайдулина Т.А. нуждающейся в улучшении жилищных условий и включении её в число участников программы, молодая семья соответствовала всем требованиям, предъявляемым к участникам подпрограммы, не может являться основанием к отмене решения суда, поскольку не свидетельствует о нарушении права молодой семьи на участие в подпрограмме, которое она, в соответствие с условиями подпрограммы, утратила по достижении одним из супругов возраста, превышающего **** (достижение ****) лет.
Утверждение автора жалобы о нарушении прав семьи Губайдулина Т.А., в том числе, право на жилище, несостоятельно.
Оспариваемое постановление не исключает возможности улучшения жилищных условия в соответствие с иными действующими нормативно-правовыми актами, в том числе положениями Жилищного кодекса РФ, помимо подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", критериям дальнейшего участия в которой в настоящее время семья заявителя не отвечает. Гарантированные законом права заявителя этим постановлением не нарушены.
На основании подпункта 3 пункта 8 Порядка ведения учета молодых семей, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий для
7
участия в подпрограмме "Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий на 2011-2015 годы" долгосрочной городской целевой программы реализации национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" в г.Магнитогорске на 2011 - 2015 годы", утвержденного постановлением администрации г. Магнитогорска от 06 июля 21011 года N 7548-П, одним из оснований для снятия молодой семьи с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в подпрограмме является превышение 35-ти летнего возраста одним из супругов или обоих супругов, либо одного родителя в неполной семье.
При этом, судебная коллегия считает необходимым указать, что у молодой семьи отсутствует безусловное право на получение социальной выплаты в рамках участия в данной подпрограмме, поскольку список ее участников, изъявивших желание на получение социальной выплаты в планируемом году, формируется в соответствие со сводным списком исходя из запланированных в бюджете на эти цели средств.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к субъективной переоценке обстоятельств и доказательств, которые судом первой инстанции уже исследовались и по ним высказано правильное суждение.
Решение основано на правильно установленных юридически значимых обстоятельствах, нормы материального права судом первой инстанции применены верно, нарушений норм процессуального права апелляционной инстанцией не установлено.
Руководствуясь статьями 327, 327.1, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Правобережного районного суда города Магнитогорска Челябинской области от 04 сентября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Губайдулина Т.А. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.