Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе
председательствующего Лутфуллоевой P.P.
судей Зеленовой Е.Ф., Метелевой Г.Н.
при секретаре Терюшовой М.С.
с участием прокурора Соколовой Н.Ф.
рассмотрела 19 ноября 2013 года в открытом судебном заседании в зале суда в г. Челябинске гражданское дело по апелляционной жалобе Министерства социальных отношений Челябинской области на решение Центрального районного суда г. Челябинска от 30 августа 2013 года. у
Заслушав доклад судьи Лутфуллоевой P.P. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, выслушав представителя ответчика Министерства социальных отношений Челябинской области - Шикину Д.Г., представителя третьего лица Государственного учреждения Челябинский областной реабилитационно-физкультурный центр инвалидов "Импульс" -Семенова А.Л., поддержавших доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Металлургического района г. Челябинска, действуя в интересах Бобылева О.Ю., обратился в суд с иском к Министерству социальных отношений Челябинской области (далее - Минсоцотношений Челябинской области) о признании бездействия незаконным, возложении обязанности по представлению технических средств реабилитации: подгузников в количестве 762 штук.
В обоснование исковых требований прокурор указал, что 11 октября 2012 года ФГУ "ГБ МСЭ по Челябинской области" была разработана индивидуальная программа реабилитация инвалида Бобылева О.Ю., согласно которой ему необходимо выделение технических средств реабилитации -подгузников, размер L, степень впитываемости не менее 2 700 мл. в количестве 2 штук в сутки, однако указанные средства не были ему предоставлены.
Представитель ответчика Минсоцотношений Челябинской области в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований.
Суд постановил решение о частичном удовлетворении исковых требований, бездействие Областного государственного казенного учреждена
Государственное учреждение Челябинский областной реабилитационно-физкультурный центр инвалидов "Импульс" (далее - ГУ ЧОРФЦ инвалидов "Импульс") признано незаконным, на Минсоцотношений Челябинской области возложена обязанность по предоставлению Бобылеву О.Ю. технических средств реабилитации - подгузников, размер L, степень впитываемое? не менее 2 700 мл., в количестве 232 штук.
В апелляционной жалобе Минсоцотношений Челябинской области просит решение суда отменить, полагая, что судом не применен закон, подлежащий применению. Считает, что права истца нарушены не были, поскольку сроки предоставления средств реабилитации действующим законодательством не установлены.
Истец о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещен, в суд не явился, причины неявки не сообщил, в связи с чем судебная коллегия на основании статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса РФ сочла возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181 -ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 24 июля 2009 года N 213- ФЗ) государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.
Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством РФ.
В соответствии с п. 6 Постановления Правительства Челябинской области от 18.04.2011 N 94-П "О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и услугами и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов) и протезно-ортопедическими изделиями" (вместе с "Положением о порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и услугами и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов) и протезно-ортопедическими изделиями") обеспечение инвалидов TCP, услугами и протезами осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разработанными федеральными
государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством здравоохранения и социального развития.
Как установлено судом первой инстанции, Бобылев О.Ю. является инвалидом второй группы по общему заболеванию (л.д. 26). Учреждением медико-социальной экспертизы разработана индивидуальная программа реабилитации инвалида, согласно которой Бобылеву О.Ю. необходимо выделение технических средств реабилитации - подгузников, размер L, степень впитываемости не менее 2 700 мл. в количестве 2 штук в сутки. Срок проведения этих реабилитационных мероприятий определен с 11 октября 2012 года по 01 ноября 2013 года (л.д. 27-28).
17 октября 2012 года Бобылев О.Ю. обратился в ГУ ЧОРФЦ инвалидов "Импульс" с заявлением об обеспечении его указанными техническими средствами реабилитации (л.д. 30 оборот).
Как следует из актов приема-передачи товаров технические средства реабилитации - подгузники, размер L, степень впитываемости не менее 2 700 мл. в количестве 120 штук и 410 штук были получены Бобылевым О.Ю. 05 июля 2013 года.
Разрешая спор, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что Бобылев О.Ю., являясь инвалидом, имеет право на получение технических средств реабилитации, которое предоставлено инвалиду Федеральным законом РФ от 24 ноября 1995 года N 181 -ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", а несоблюдение уполномоченным органом требований федерального законодательства по предоставлению таких средств и услуг нарушает права и свободы инвалида.
Вместе с тем, суд первой инстанции пришел к выводу о признании незаконным бездействия ГУ ЧОРФЦ инвалидов "Импульс", тогда как указанные требования к нему заявлены не были.
В соответствии с ч. 3 ст. 196 Гражданского процессуального кодекса РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям и не может выйти за их пределы.
В силу ст. 39 Гражданского процессуального кодекса РФ только истцу принадлежит право изменить предмет или основание иска.
Поскольку прокурор Металлургического района г. Челябинска, действуя в интересах Бобылева О.Ю., не заявлял требований о признании незаконным бездействия ГУ ЧОРФЦ инвалидов "Импульс", то у суда первой инстанции не было оснований для вынесения по ним решения.
Допущенные судом первой инстанции нарушения норм процессуального права являются существенными, и в соответствии со статьями 327-329 Гражданского процессуального кодекса РФ являются основанием для отмены решения суда в указанной части.
Вместе с тем, вывод суда о необходимости обеспечения Бобылева О.Ю. техническими средствами реабилитации в полном объеме является законным и обоснованным.
Порядок осуществления полномочий по предоставлению мер социальной защиты инвалидам, переданных Правительству Челябинской области в соответствии с утвержденным Распоряжением Правительства РФ от 27 декабря 2010 года N 2428-р Соглашением между Министерством здравоохранения и социального развития РФ и Правительством Челябинской области, определен Положением о порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и услугами и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов) и протезно-ортопедическими изделиями, утвержденным постановлением Правительства Челябинской области от 18 апреля 2011 года N 94-П.
Полномочия по предоставлению мер социальной защиты инвалидов возложены на Правительство Челябинской области, а решением задач по реализации Соглашения, которым переданы такие полномочия, занимается Министерство социальных отношений Челябинской области.
Министерство социальных отношений Челябинской области приказом от 27 января 2011 года N22 наделило ГУ ЧОРФЦ инвалидов "Импульс" полномочиями по обеспечению инвалидов и отдельных категорий граждан из числа ветеранов TCP, оказанию услуг по обеспечению протезами, включая ремонт и изготовление протезов, протезно-ортопедический изделий (кроме зубных протезов), назначению выплат компенсаций за самостоятельно приобретенные TCP и протезно-ортопедические изделия, а также за проезд на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, оказанию государственной социальной помощи в части санаторно-курортного лечения.
Довод апелляционной жалобы о том, что Минсоцотношений Челябинской области не допускало нарушений сроков предоставления истцу технических средств реабилитации, является несостоятельным.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181 -ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" индивидуальная программа реабилитации инвалидов является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм собственности.
Указанный в индивидуальной программе реабилитации инвалида срок проведения реабилитационных мероприятий с 11 октября 2012 года по 01 ноября 2013 года относится к сроку, в течение которого инвалиду необходимо пользоваться техническим средством реабилитации, а не к сроку предоставления ему такого средства.
В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 24 ноября 1995 года "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" реабилитация инвалидов предоставляет собой систему и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов в бытовой, общественной и профессиональной деятельности. Реабилитация инвалидов направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, в целях социальной адаптации инвалидов, достижения ими материальной независимости и их интеграции в обществе.
В соответствии с п. 3 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 07 апреля 2008 года N 240, обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется путем предоставления соответствующего технического средства (изделия). Уполномоченный орган рассматривает заявления о предоставлении технических средств реабилитации, в письменной форме в пятнадцатидневный срок уведомляет инвалида о постановке на учет на обеспечение техническими средствами реабилитации, одновременно с уведомлением высылает инвалиду направление на получение либо на изготовление технических средств реабилитации в отобранные уполномоченным органом организации для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказания услуг.
Учитывая то, что на момент рассмотрения дела технические средства реабилитации не были предоставлены Бобылеву О.Ю., суд первой инстанции пришел к правильному выводу о необходимости восстановления нарушенных прав истца путем возложения на Министерство социальных отношений Челябинской области обязанности по обеспечению инвалида техническими средствами реабилитации.
Выводы суда в этой части мотивированы, представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса РФ,
правильно применены нормы материального права, нарушений норм процессуального закона при разрешении спора не допущено.
Доводы представителя ответчика, озвученные в суде апелляционной инстанции об обеспечении истца на момент рассмотрения апелляционной жалобы средствами реабилитации, не влекут отмену решения суда, поскольку на день вынесения решения судом первой инстанции обязанность по обеспечению инвалида техническими средствами реабилитации не была исполнена. К тому же, ответчик не лишен права представить доказательства исполнения решения суда в ходе исполнительного производства.
Руководствуясь статьями 327-329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г. Челябинска от 30 августа 2013 года отменить в части признания незаконным бездействия Областного государственного казенного учреждения Государственное учреждение Челябинский областной реабилитационно-физкультурный центр инвалидов "Импульс".
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства социальных отношений Челябинской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.