Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего судьи Щербаковой Е.А.,
судей Малоедовой Н.В., Чаус И.А.,
при секретаре Юсупове Р.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по апелляционной жалобе администрации города Челябинска на решение Курчатовского районного суда г.Челябинска от 30 августа 2013 года по заявлению Кучуковой Ф.А., действующей в интересах К.Л.Ф., о признании незаконным отказа в предоставлении жилого помещения, предоставлении жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Щербаковой Е.А. об обстоятельствах дела, объяснения представителя администрации города Челябинска, администрации Курчатовского района г.Челябинска Колчина Д. А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, объяснения Кучуковой Ф.А., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Кучукова Ф.А., действующая в интересах К.Л.Ф., обратилась в суд с заявлением о признании незаконным отказа администрации города Челябинска в предоставлении жилого помещения, предоставлении вне очереди по договору социального найма благоустроенного жилого помещения в виде отдельной квартиры общей площадью не менее **** кв.м, соответствующей санитарным и техническим требованиям.
В обоснование заявленных требований указала, что К.Л.Ф. является ****, страдает заболеванием, включенным в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 N 378, их семья состоит на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, с 1995 года. На обращение в администрацию города Челябинска о предоставлении жилого помещения получен ответ от 17.04.2013 о том, что улучшение жилищных условий инвалидеп производится за счет средств федерального бюджета путем предоставления жилищных субсидий; порядок обеспечения жилыми помещениями граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, до настоящего времени не установлен,
органы местного самоуправления необходимыми полномочиями и финансовыми средствами не наделены (л.д.8-10, 62-65).
В судебном заседании Кучукова Ф.А., ее представитель Уварова Е.В. на заявленных требованиях настаивали.
Представитель администрации города Челябинска, администрации Курчатовского района г.Челябинска Колчин Д.А. заявленные требования не признал.
Представители Правительства Челябинской области, Министерства социальных отношений Челябинской области, Управления Федерального казначейства по Челябинской области в судебном заседании не присутствовали.
Суд постановил решение об удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе администрация города Челябинска просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что К.Л.Ф. была принята на учет как нуждающаяся в жилых помещениях, однако малоимущей в установленном законом порядке не признана, в связи с чем у администрации города Челябинска отсутствует обязанность по предоставлению ей жилья вне очереди по договору социального найма. Обеспечение жильем инвалидов осуществляется за счет средств федерального бюджета путем предоставления жилищных субсидий на приобретение жилых помещений в собственность.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представители Правительства Челябинской области, Министерства социальных отношений Челябинской области, Управления Федерального казначейства по Челябинской области не явились, извещены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили, в связи с чем судебная коллегия на основании ст.ст. 167,327 ГПК РФ признала возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Судом установлено и подтверждено материалами дела, что К.Л.Ф. **** года рождения является ****, страдает хроническим заболеванием, включенным в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 N 378 (л.д.18).
2
Распоряжением главы администрации Курчатовского района г.Челябинска от 07 февраля 2007 года N 97 Кучукова Ф.А. назначена опекуном недееспособной К.Л.Ф. (л.д.42).
К.Л.Ф., Кучукова Ф.А., С.Р.Ф., К.К.Р. проживают и имеют регистрацию по месту жительства в квартире по адресу г.Челябинск, ул. ****, д. ****, кв. **** общей площадью **** кв.м (л.д.16).
Указанная квартира зарегистрирована на праве собственности за Кучуковой Ф.А., К.Л.Ф., К.(С.)Р.Ф. в 1/3 доле в праве собственности за каждой на основании договора безвозмездной передачи жилого помещения в собственность граждан от 26.02.2007 N **** (л.д.38-41).
К.Л.Ф. состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в администрации Курчатовского района г.Челябинска со 02 марта 1995 года (л.д.43).
На обращение Кучуковой Ф.А. администрацией города Челябинска письмом от 17 апреля 2013 года сообщено об отсутствии оснований для предоставления жилого помещения по договору социального найма со ссылкой на то, что улучшение жилищных условий инвалидов производится за счет средств федерального бюджета путем предоставления жилищных субсидий; порядок обеспечения жилыми помещениями граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, до настоящего времени не установлен, органы местного самоуправления необходимыми полномочиями и финансовыми средствами не наделены (л.д. 12-14).
В соответствии с ч.1 ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Согласно ст.258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 01.07.2011) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
3
Как следует из части второй названной статьи, обеспечение жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01 января 2005 года, финансируется за счет средств федерального бюджета и осуществляется в соответствии с положениями ст.28.2 настоящего Федерального закона, которая предусматривает возможность определения формы реализации данного права нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст.2 Закона Челябинской области от 28.01.2010 N528-30 "О мерах социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий" меры социальной поддержки по обеспечению жильем указанных категорий граждан предоставляются в форме предоставления жилых помещений по договору социального найма и в форме предоставления жилищных субсидий на приобретение жилого помещения в собственность.
Вместе с тем, пунктом 3 части 2 статьи 57 ЖК РФ установлено, что гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 ЖК РФ перечне, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди органом местного самоуправления.
Из ст.31 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" следует, что при наличии нескольких нормативно установленных форм реализации одного и того же права та или иная форма определяется инвалидом по его выбору.
Предусмотренный в субъекте Российской Федерации порядок реализации права на обеспечение инвалидов жилой площадью не препятствует названной категории граждан требовать предоставления жилого помещения на основании вышеназванных положений Жилищного кодекса Российской Федерации.
Учитывая изложенное, граждане, являющиеся инвалидами, страдающими тяжелыми формами хронических заболеваний, вставшие до 01 января 2005 года на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, имеют право на обеспечение жилым помещением по договору социального найма органом местного самоуправления во внеочередном порядке в соответствии с положениями п.З ч.2 ст.57 ЖК РФ.
Разрешая заявленные требования по существу, суд первой инстанции исходил из того, что К.Л.Ф. страдает тяжелой формой хронического заболевания, при котором совместное проживание с ней в одной квартире
4
невозможно, и наличие которого предусмотрено в качестве основания для предоставления жилого помещения по договору социального найма вне очереди, состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении, и пришел к выводу о том, что она имеет право на обеспечение жилым помещением по договору социального найма во внеочередном порядке, а обязанность по предоставлению жилого помещения К.Л.Ф. должна быть возложена на администрацию города Челябинска. Соответственно, суд признал незаконным отказ администрации города Челябинска в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, оформленный письмом от 17 апреля 2013 года.
Выводы суда первой инстанции судебная коллегия находит правильными, поскольку они основаны на установленных в судебном заседании фактических обстоятельствах дела и правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Доводы апелляционной жалобы администрации города Челябинска о том, что К.Л.Ф. в установленном законом порядке не признана малоимущей, в связи с чем у администрации города Челябинска отсутствует обязанность по предоставлению ей жилья вне очереди по договору социального найма, несостоятельны.
В силу положений ч.2 ст.6 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, принятые на учет до 01 марта 2005 года, в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до предоставления им жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным пп. 1,3-6 ч.1 ст.56 ЖК РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.
Следовательно, за гражданами, не реализовавшими до 01 марта 2005 года право на обеспечение жилыми помещениями по договорам социального найма, после указанной даты это право сохраняется. На указанных граждан не распространяются требования Жилищного кодекса Российской Федерации об обеспечении жилыми помещениями по договорам социального найма лишь тех граждан, которые могут быть признаны малоимущими.
5
Доводы апелляционной жалобы администрации города Челябинска о том, что органы местного самоуправления не наделены полномочиями по обеспечению жильем граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно, К.Л.Ф. может быть обеспечена жильем за счет средств федерального бюджета путем получения жилищной субсидии, не являются основанием для отмены решения суда первой инстанции, поскольку в соответствии с заявленными требованиями К.Л.Ф. имеет право и должна быть обеспечена жилым помещением в порядке, предусмотренном пунктом 3 части 2 статьи 57 ЖК РФ, а не в порядке, предусмотренном пунктом 4 статьи 49 ЖК РФ и ст.28.2 Федерального закона от 24.11.1995 N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
В апелляционной жалобе не приведено доводов и доказательств, опровергающих установленные судом обстоятельства и выводы суда первой инстанции.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции в апелляционном порядке, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, не имеется.
Руководствуясь ст.ст.327-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Курчатовского районного суда г.Челябинска от 30 августа 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации города Челябинска - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
6
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.