Заместитель председателя Челябинского областного суда Козлова Н.В., рассмотрев жалобу Воробьевой А.А. на постановление заместителя главного государственного инспектора отдела надзорной деятельности N4 по пожарному надзору от 21 мая 2013 года, решение судьи Усть-Катавского городского суда Челябинской области от 02 июля 2013 года и решение судьи Челябинского областного суда от 13 августа 2013 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.ч. 1, 3, 4 ст. 20.4 КоАП РФ, в отношении директора Муниципального казенного учреждения "Детский оздоровительный центр "Ребячья республика" Воробьевой А.А.,
УСТАНОВИЛ:
постановлением N329/330/331 заместителя главного государственного инспектора отдела надзорной деятельности N4 по пожарному надзору (далее ОНД N4) от 21 мая 2013 года директор Муниципального казенного учреждения "Детский оздоровительный центр "Ребячья республика" Воробьева А.А. привлечена к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных ч.ч. 1,3,4 ст. 20.4 КоАП РФ КоАП РФ, и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей.
Решением судьи Усть-Катавского городского суда Челябинской области от 13 августа 2013 по жалобе Воробьевой А.А. указанное выше постановление должностного лица оставлено без изменения.
Решением судьи Челябинского областного суда от 13 августа 2013 года решение судьи Усть-Катавского городского суда Челябинской области от 02 июля 2013 года оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в порядке надзора, Воробьева А.А. просит отменить принятые по делу постановление и судебные решения, считая их незаконными.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы Воробьевой А.А. свидетельствуют о наличии оснований для удовлетворения данной жалобы.
В соответствии с ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ административным правонарушением является нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3-8 настоящей статьи.
Часть 3 статьи 20.4 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам
2
пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения.
Часть 4 статьи 20.4 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения главного государственного инспектора отдела надзорной деятельности N4 по пожарному надзору от 15 апреля 2013 года N223 13 и 15 мая 2013 года проведена плановая выездная проверка соблюдения требований пожарной безопасности в отношении МКУ "Детский оздоровительный центр "Ребячья республика" находящегося по адресу: г. ***.
Копия распоряжения вручена представителю юридического лица 19 апреля 2013 года (л.д. 16).
В ходе проведения проверки государственным инспектором ОНД N 4 УНД ГУ МЧС России по Челябинской области в МКУ "Детский оздоровительный центр "Ребячья республика", установлены следующие нарушения требований пожарной безопасности:
- на объекте разработаны инструкции о мерах пожарной безопасности не в соответствии с требованиями, установленными разделом XVIII настоящих Правил, в том числе не разработаны отдельно для помещений производственного и складского назначения (нарушение Правил противопожарного режима п. 2);
- допускается обучение лиц мерам пожарной безопасности проведением противопожарного инструктажа не в соответствии с нормативными документами по пожарной безопасности (программа пожарно-технического минимума разработана на основании 1111b 01-03, отмененных в связи с принятием Правил противопожарного режима в РФ) (нарушение Правил противопожарного режима п. 3);
- руководитель организации не организует проведение проверок работоспособности сетей наружного и внутреннего противопожарного водопровода не реже 2 раз в год (весной и осенью) с составлением соответствующих актов (нарушение Правил противопожарного режима п. 55);
- о проведенном техническом обслуживании (периодических проверках) не делается отметка на корпусах всех огнетушителей, находящихся на объекте (с помощью этикетки или бирки) (нарушение Федерального закона N 184-ФЗ от 27.12.2002г. ст. 46 (далее - Федерального закона N184-ФЗ); Федерального закона N 123-ФЗ от 22.07.2008г. ст. 151 (Далее - Федерального закона N123-ФЗ); СП 9.13130.2009 п. 4.3.16, п. 4.5.1.);
- отсутствует специальный журнал произвольной формы учета наличия, периодичности осмотра и сроков перезарядки огнетушителей, а также иных
3
первичных средств пожаротушения (нарушение Правил противопожарного режима п. 478);
- допускается хранение под лестничным маршем в столовой вещей и других горючих материалов (нарушение Правил противопожарного режима п. 23к.);
- руководитель организации не обеспечил определение порядка и срока проведения работ по очистке воздуховодов от горючих отходов с составлением соответствующего акта, при этом такие работы проводятся не реже 1 раза в год (нарушение Правил противопожарного режима п. 50);
- дверь в помещения складов N1, 2 выполнена непротивопожарной (несертифицированной), несоответствующей требуемому пределу огнестойкости EI30. (сертификат пожарной безопасности на дверь не предоставлен, отсутствует ярлык на двери с указанием предела огнестойкости двери) (нарушение Федерального закона N184-ФЗ ст.46 п.1; Федерального закона N123-Ф3 ст. 151 п.1; СНиП 21-01-97* п. 5.14*);
-допускается наличие противопожарной двери электрощитовой в помещении бани, на которую отсутствуют ежеквартальные акты проверки работоспособности (нарушение Правил противопожарного режима п. 61);
- допускается в помещении склада N2 установка аппарата, предназначенного для отключения электроснабжения склада (нарушение Правил противопожарного режима п. 349);
- в помещении котельной допускается оставление без присмотра включенных в электрическую сеть электронагревательных приборов (электрочайник, микроволновая печь) (нарушение Правил противопожарного режима п.42е);
не проводится техническое обслуживание огнетушителей, находящихся в помещениях корпусов N 1, 2, 4, 5, 6 , бани (испытание или перезарядка огнетушителя) (нарушение Федерального закона N184-ФЗ ст.46 п.1; Федерального закона N123-Ф3 ст. 151 п.1; НПБ 166-97 разделы 7, 8).
- допускается применение горизонтального канала для прокладки электрокабеля и проводов в помещении корпуса N 5 без кабельной проходки с пределом огнестойкости не ниже предела огнестойкости данной конструкции (Федерального закона N123-Ф3 ст. 82 п. 7);
- в помещениях директора, вожатской, пищеблока, котельной, туалета допускается эксплуатация потолочных светильников со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника (нарушение Правил противопожарного режима п.42в).
- руководитель организации не обеспечил исправное состояние систем противопожарной защиты (поврежден корпус звукового пожарного извещателя в помещении бара) (нарушение Правил противопожарного режима п. 61);
- руководитель организации не обеспечил исправное состояние систем противопожарной защиты (звуковой пожарный извещатель, в актовом зале находится в нерабочем состоянии) (нарушение Правил противопожарного режима п. 61);
4
- допускается ухудшение фотолюминесцентного материала и его обесцвечивание на плане эвакуации, расположенном на 1-ом, 2-ом этажах помещения (нарушение ГОСТ Р 12.2.143-2009 п.7.6.; Федерального закона N184-ФЗ ст.46 п.1; Федерального закона N123-Ф3 ст.151 п.1);
- допускается загромождение эвакуационного выхода из помещения бара непосредственно наружу (нарушение Правил противопожарного режима п.36 б);
- в помещении корпуса отсутствует аварийное освещение (нарушение Федерального закона N 184-ФЗ ст. 46; Федерального закона N123-Ф3 ст. 151; СП 52.13130.2011 п.п. 7.104-7.108, 7.111-7.114);
- для отделки стен в помещении бара используются стеновые панели, выполненные из дерева и бумажные обои с неизвестной пожарной опасностью (сертификат пожарной безопасности на стеновые панели не предоставлен) (нарушение Федерального закона N 184-ФЗ ст. 46 п. 1; Федерального закона N 123-ФЗст. 134 п.6, п. 18, ст. 151 п. 1);
- для отделки потолка в корпусе N 1 используются деревянные каркасы и ткань хлопчатобумажная (нарушение N 184-ФЗ ст. 46 п. 1; Федерального закона N 123-ФЗ ст. 134п.5,п. 18, ст. 151 п. 1);
- допускается ухудшение фотолюминесцентного материала и его обесцвечивание на плане эвакуации, расположенном в помещениях корпусов N 1, 2, 3, 4, 5, 6, медпункта (нарушение ГОСТ Р 12.2.143-2009 п.7.6.; Федерального закона N184-ФЗ ст.46 п.1; Федерального закона N 123-ФЗ ст.151 п.1);
- в помещении корпусов N 1, 2, 3, 4, 5, 6 отсутствует аварийное освещение (нарушение N 184-ФЗ ст. 46; Федерального закона N 123-ФЗ ст. 151; СП 52.13130.2011 п.п. 7.104-7.108,7.111-7.114.);
- допускается устройство порога на пути эвакуации при выходе из корпуса N 3. 5, 6 с южной и северной сторон (нарушение Правил противопожарного режима п.36 а);
- руководитель организации не обеспечил исправное состояние систем противопожарной защиты в медпункте (не работает табло "Выход") (нарушение Правил противопожарного режима п. 61).
По результатам проверки составлен акт проверки N 223 от 15 мая 2013 года, копию которого Воробьева А.А. получила 15 мая 2013 года (л.д. 17-20).
В связи с выявленными нарушениями требований пожарной безопасности, в отношении Воробьевой А.А. как должностного лица, ответственного за соблюдение правил пожарной безопасности, 16 мая 2013 года составлены протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ч.1 ст. 20.4, ч.З ст. 20.4, ч.4 ст. 20.4 КоАП РФ, N329, 330, 331 соответственно (л.д.1-5).
По результатам рассмотрения дела об административных правонарушениях заместителем главного государственного инспектора отдела надзорной деятельности N4 по пожарному надзору 21 мая 2013 года в отношении директора Муниципального казенного учреждения "Детский
5
оздоровительный центр "Ребячья республика" Воробьева А.А. вынесено постановление N329/330/331.
Вышеуказанными судебными актами постановление N329/330/331 заместителя главного государственного инспектора отдела надзорной деятельности N4 по пожарному надзору от 21 мая 2013 года оставлено без изменения.
С жалобой заявителем представлено вступившее в законную силу 10.09.2013 года решение Арбитражного суда Челябинской области от 26 августа 2013 года по делу, в рамках которого МКУ "Детский оздоровительный центр "Ребячья республика" обжаловало постановление о привлечении к административной ответственности по ч.1, 3,4 ст. 20.4 КоАП РФ, за выявленные в ходе проверки нарушения требований пожарной безопасности, указанные в акте проверки N 223 от 15 мая 2013 года.
Решением Арбитражного суда постановление о привлечении юридического лица у административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных ч.ч. 1, 3, 4 ст. 20.4 КоАП РФ, признано незаконным. Судом при этом установлено, что материалами дела (актом проверки, протоколами об административном правонарушении) подтверждается факт нарушения заявителем требований пожарной безопасности в оздоровительном лагере Муниципального казенного учреждения "Детское оздоровительное учреждение "Ребячья республика" по состоянию на 15 мая 2013, однако рассматривая дело суд пришел к выводам, что юридическим лицом представлено доказательств того, что учреждением приняты все меры по соблюдению требований пожарной безопасности. А именно, 26 марта 2013 года Муниципальным казенным учреждением "Управление образования Усть-Катавского городского округа" издан приказ N77 "Об открытии оздоровительных лагерей дневного пребывания детей на базе общеобразовательных учреждений в том числе, МКУ ДОЦ "Ребячья республика" в летнее каникулярное время 2013 года, пунктом 5.1. которого руководителю предписано подготовить условия для функционирования пищеблоков, помещений и других необходимых условий для размещения воспитанников в соответствии с требованиями Госпожнадзора. Данным приказом установлены срок подготовки указанных условий до 24 мая 2013года и начало 1 смены в период летних школьных каникул - 05 июня 2013 года.
В целях подготовки условий для функционирования летнего лагеря в соответствии с требованиями Госпожнадзора директором учреждения на имя исполняющего Главы администрации Усть-Катавского городского округа и начальнику управления образования направлены письма от 17 мая 2013года с просьбой выделения финансовых средств для установки противопожарных дверей, замены потолочных светильников, замены звукового пожарного извещателя, установку и монтаж аварийного освещения, замены системы противопожарной защиты, обновление фотолюминесцентного материала. Заключены договоры поставки на приобретение огнетушителей, противопожарных дверей, на монтаж аварийного освещения.
6
Указанные обстоятельства подтверждены представленными в рамках настоящего дела доказательствами (л.д. 49-61).
Кроме того, Арбитражный суд при рассмотрении дела пришел к выводам, о том, что административным органом не установлена вина Учреждения в том, что в помещениях корпусов, директора, вожатской, пищеблока и т д. светильники находились без рассеивателей, предусмотренных конструкцией, сведений о том, были ли указанные помещения отключены от потребления электричества, административный материал не содержит. Также вступившим в законную силу решением суда установлено, что на период проведения проверки, а также на дату вынесения постановления в отношении Учреждения - 21.05.2013 лагерь не функционировал, в нем велись подготовительные работы. При этом, выявленные нарушения требований пожарной безопасности были устранены: разработаны инструкции о мерах пожарной безопасности в соответствии с требованиями установленными разделом XVII Правил, в том числе отдельно для помещений производственного и складского назначения; проведено обучение лиц мерам пожарной безопасности проведением противопожарного инструктажа в соответствии с нормативными документами по пожарной безопасности (Правил противопожарного режима в РФ утверждённые постановлением правительства РФ от 25.04.2012г. N390); приобретены огнетушители и сделаны отметки на огнетушителях (договор с ООО "Кристалл" N60); заведён специальный журнал учёта наличия, периодичности осмотра и сроков перезарядки огнетушителей; устранено хранение под лестничным маршем вещей; установлены потолочные светильники с колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника в количестве 6 шт. в помещение пищеблока и котельной в количестве 5 шт.; заменены звуковые пожарные извещатели в помещении бара и в актовом зале; двери в помещениях складов N1 и N2 заменяются на противопожарные (сертифицированные); в помещении склада N2 демонтирован выключатель; освобождён от загромождения эвакуационный выход из помещения бара, устанавливаемо аварийное освещение в корпусах с 1 по 6, в помещении пищеблока, мед. пункта, банно-прачечного комплекса; из помещения котельной электронагревательные приборы вынесены; обновлён фотолюминесцентный * материал на планах эвакуации; пороги на пути эвакуации при выходе из корпусов выровнены; составлен акт проверки работоспособности противопожарной двери в электрощитовой; входящий кабель уложен в кабельную проводку с пределом огнестойкости; в мед. пункте заменено табло "Выход".
Таким образом, решением Арбитражного суда, вступившим в законную силу, установлено, что обязательные требования пожарной безопасности при подготовке оздоровительного лагеря Муниципального казенного учреждения "Детское оздоровительное учреждение "Ребячья республика" к летнему сезону 2013 года были Учреждением выполнены в срок, установленный приказом, утвержденным Управлением образования Администрации Усть-Катавского городского округа - то есть до 07.06.2013, и в действиях Учреждения состава инкриминируемого правонарушения не имеется.
7
Из материалов дела следует, что согласно приказу Муниципального учреждения "Управление образования Усть-Катавского городского округа" от 07 сентября 2010 года Воробьева А.А. назначена на должность директора МКУ "Детский оздоровительный центр "Ребячья республика" с 07 сентября 2010 года (л.д. 26).
Поскольку на момент рассмотрения надзорной жалобы производство по делу об административных правонарушениях, предусмотренных ч.ч. 1, 3. 4 ст. 20.4 КоАП РФ в отношении Муниципального казенного учреждения "Детское оздоровительное учреждение "Ребячья республика" прекращено на основании п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, правовых оснований для привлечения должностного лица - директора Муниципального казенного учреждения "Детское оздоровительное учреждение "Ребячья республика" Воробьевой А.А. не имеется.
При таких обстоятельствах, постановление N329/330/331 заместителя главного государственного инспектора отдела надзорной деятельности N4 по пожарному надзору (далее ОНД N4) от 21 мая 2013 года, решение судьи Усть-Катавского городского суда Челябинской области от 02 июля 2013 года и решение судьи Челябинского областного суда от 13 августа 2013 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.ч. 1, 3, 4 ст.
20.4 КоАП РФ, в отношении директора Муниципального казенного учреждения "Детский оздоровительный центр "Ребячья республика" Воробьевой А.А. подлежат отмене.
Производство по делу подлежит прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст.
24.5 КоАП РФ - в связи с отсутствием в действиях Воробьевой А.А. состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.16 - 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
ПОСТАНОВИЛ:
постановление заместителя главного государственного инспектора отдела надзорной деятельности N4 по пожарному надзору от 21 мая 2013 года, решение судьи Усть-Катавского городского суда Челябинской области от 02 июля 2013 года и решение судьи Челябинского областного суда от 13 августа 2013 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.ч. 1, 3, 4 ст. 20.4 КоАП РФ, в отношении директора Муниципального казенного учреждения "Детский оздоровительный центр "Ребячья республика" Воробьевой А.А. отменить.
Производство по делу прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием в действиях Воробьевой А.А. состава административного правонарушения
Заместитель председателя областного суда
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.