Постановление Челябинского областного суда от 22 ноября 2013 г.
(Извлечение)
Заместитель председателя Челябинского областного суда Козлова Н.В., рассмотрев жалобу защитника юридического лица - Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения - детский сад N 470 комбинированного вида г. Челябинска Красницкой Е.С. на постановление мирового судьи судебного участка N 9 Курчатовского района г. Челябинска от 01 февраля 2013 года и решение судьи Курчатовского районного суда г. Челябинска от 20 марта 2013 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 13 ст. 19.5 КоАП РФ, в отношении Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения -детский сад N 470 комбинированного вида г. Челябинска,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N 9 Курчатовского района г. Челябинска от 01 февраля 2013 года Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад N 470 комбинированного вида г. Челябинска (далее - МБДОУ ДС N 470) привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 13 ст. 19.5 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 90 000 рублей.
Решением судьи Курчатовского районного суда г. Челябинска от 20 марта 2013 года указанное выше постановление мирового судьи оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в порядке надзора защитником МБДОУ ДС N 470 Красницкой Е.С, действующей по доверенности, поставлен вопрос об отмене принятых по делу судебных постановлений ввиду их незаконности.
Изучив истребованное дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 13 ст. 19.5 КоАП РФ, доводы надзорной жалобы, нахожу судебные постановления подлежащими изменению в части по следующим основаниям.
В соответствии с частью 13 ст. 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный пожарный надзор, на объектах защиты, на которых осуществляется деятельность в сфере здравоохранения, образования и социального обслуживания, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от девяноста тысяч до ста тысяч рублей.
Согласно ст. 6 Федерального закона от 21 декабря 1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" должностные лица органов пожарного надзора при
2
осуществлении надзорной деятельности имеют право выдавать организациям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты.
Предписание об устранении нарушений обязательно для исполнения всеми должностными лицами, гражданами, юридическими лицами, независимо от организационно - правовой формы последних, осуществляющими свою деятельность. Невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный пожарный надзор, на объектах защиты, на которых осуществляется деятельность в сфере здравоохранения, влечет административную ответственность в соответствии с ч. 13 ст. 19.5 КоАП РФ.
Из материалов дела следует, что на основании распоряжения главного государственного инспектора г. Челябинска по пожарному надзору N 3064 от 19 августа 2011 года в период с 21 октября 2011 по 28 октября 2011 года проведена внеплановая выездная проверка МБДОУ ДС N 470, расположенного по адресу: г. Челябинск, ул. Чичерина, 5-Б. В ходе указанной проверки в помещениях МБДОУ ДС N 470 выявлены нарушения требований пожарной безопасности.
По результатам проверки государственным инспектором ОНД N 3 по пожарному надзору вынесено предписание N 3240/1/1-23 от 28 октября 2011 года по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности в срок до 01 ноября 2012 года (л.д. 09-10).
На основании распоряжения N 4666 от 28 ноября 2012 года заместителя главного государственного инспектора ОНД N 3 по пожарному надзору 27 декабря 2012 года проведена внеплановая выездная проверка соблюдения требований пожарной безопасности в отношении МБДОУ ДС N 470, находящегося по адресу: г. Челябинск, ул. Чичерина д. 5 "Б", с целью контроля исполнения ранее выданного предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности N 3240/1/1-23 от 28 октября 2011 года срок исполнения которого истек.
Копия распоряжения вручена представителю юридического лица 27 декабря 2012 года (л.д. 6).
Таким образом, распоряжение о проведении внеплановой выездной проверки N 4666 от 28 ноября 2012 года доведено в установленном Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294 -ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" порядке до проверяемого лица.
В ходе проведения проверки государственным инспектором ОНД N 3 по пожарному надзору выявлено невыполнение МБДОУ ДС N 470 предписания 3240/1/1-23 от 28 октября 2011 года в срок, установленный в предписании (до 01 ноября 2012 года) в части п.п. 2, 4, 6, 7, 8, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 19, о чем составлен акт проверки N 4666 от 29 декабря 2012 года.
3
В ходе проверки законный представитель юридического лица Уланова Л.Г. замечаний относительно выявленных нарушений не выразила.
Акт проверки получен законным представителем МБДОУ ДС N 470 Улановой Л.Г. 10 января 2013 года.
В связи с выявленными нарушениями в отношении МБДОУ ДС N 470 уполномоченным должностным лицом органа пожарного надзора составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 13 ст. 19. 5 КоАП РФ.
Мировой судья при рассмотрении дела об административном правонарушении пришел к выводу о том, что из квалификации деяния юридического лица следует исключить вмененные ему нарушения в части невыполнения пунктов предписания, а именно: п. 4 (наружные эвакуационные лестницы 3-го типа со второго этажа расположить у стены без оконных проемов, либо расположить эти лестницы на расстоянии не менее 1 м. от оконных проемов; п. 10 (ширину всех наружных открытых эвакуационных лестниц выполнить не менее 0,8м.); п. 11 (из групповых ячеек N 7, 8, 9, 10, 11, и 12 ширину эвакуационного выхода из раздевалки в общий коридор выполнить не менее 1, 2 м; п. 12 (из групповых ячеек N7, 8, 9, 10, 11, 12, 1, 3 и 4 ширину эвакуационного выхода из санузла в общий коридор выполнить не менее 1,2 м.); 13 (ширину эвакуационного пути на 2 этаже у гр. N7 и N8 выполнить не менее 1.2 м., с учетом двустороннего расположения дверей шириной 0, 79 м. и 0,8м. открывающихся в коридор шириной 1, 58м); п. 14 (ширину эвакуационного пути на 1 этаже у гр. N 11 и N12 выполнить не менее 1,2 м. с учетом двустороннего расположения дверей шириной 0,8 м открывающихся в коридор шириной 1,50 м.); п. 15 (ширину второго эвакуационного выхода из музыкального зала выполнить не менее 1,2 м.); п. 16 (ширину второго эвакуационного выхода из физкультурного зала выполнить не менее 1, 2 м.); п. 17 (ширину в свету эвакуационных выходов из групповых ячеек 2 этажа (гр.N1) на улицу выполнить не менее 1,2 м. ). Указанные нарушения исключены мировым судьей с учетом требований с п. 4 ст. 4 Федерального закона от 22 июля 2008 N 123 ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", в связи с тем, что здание МБДОУ ДС N 470 было введено в эксплуатацию в 1990 году, собственником здания юридическое лицо, привлекаемое к ответственности не является, согласия собственника недвижимого имущества и иных компетентных учреждений на проведение капитальной перепланировки не имеется.
В остальной части (п.п. 2, 6, 7, 8, 19) предписание государственного органа мировым судьей признано законным и обязательным для исполнения, в связи с чем мировой судья пришел к выводу о наличии в действиях юридического лица - МБДОУ ДС N 470 административного правонарушения, предусмотренного частью 13 статьи 19.5 КоАП РФ.
Признавая МБДОУ ДС N 470 виновным в совершении административного правонарушения, мировой судья исходил из того, что факт невыполнения законного предписания органа осуществляющего государственный пожарный надзор подтвержден представленными в дело
4
доказательствами, а именно: сведениями, изложенными в протоколе N 22 об административном правонарушении от 10 января 2013 года (л.д.4); распоряжением о проведении внеплановой выездной проверки от 28 ноября
2012 N4666 (л.д.6); актом проверки N 4666 от 29 декабря 2012 года (л.д. 7-8), предписанием N 3240/1/1-23 от 28 октября 2011 года (л.д. 9-10) и другими материалами дела.
Вместе с тем, решением судьи Курчатовского районного суда г. Челябинска от 27 июня 2013 года, вступившим в законную силу 10 сентября
2013 года, выданное по результатам проверки 27 декабря 2012 года предписание 4666/1/1-14 от 29 декабря 2012 года в части пункта 4 (транзитный воздуховод, проходящий через прачечную, гладильную, пищеблок, медицинский кабинет на первом этаже не выполнен из негорючего материала), пункта 5 (не демонтирован транзитный воздуховод который проходит через складское помещение на первом этаже) признано недействительным, что свидетельствует о необходимости исключения из квалификации деяния юридического лица вмененных ему нарушений, изложенных в пункте 7 (транзитный воздуховод, проходящий через прачечную, гладильную, пищеблок, медицинский кабинет на первом этаже не выполнен из негорючего материала), пункте 8 (не демонтирован транзитный воздуховод который проходит через складское помещение на первом этаже) протокола об административном правонарушении N 22 от 10 января 2013 года.
Выводы мирового судьи о доказанности виновности МБДОУ ДС N 470 в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 13 ст. 19.5 КоАП РФ, выразившегося в неисполнении предписания государственного органа, в части п.п. 2, 6, 19, в срок установленный в предписании, являются правильными и подтверждаются представленными в дело доказательствами.
Однако, представленные в материалы дела документы, свидетельствуют о том, отделка пола в раздевалках, используемых для эвакуации из всех групповых ячеек выполнена из материалов класса пожарной опасности КМ 2; установленные в здании шкафы пожарные приведены в соответствие с требованиями закона, руководитель организации организовал проведение проверок работоспособности внутреннего противопожарного водопровода не реже 2 раза в год.
В соответствии с п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 (ред. от 09.02.2012) "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. Если малозначительность административного правонарушения будет установлена
5
при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, то на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу.
Принимая во внимание исключение из квалификации деяния юридического лица нарушений в части невыполнения п.п. 4, 7, 8, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17 предписания 3240/1/1-23 от 28 октября 2011 года государственного органа пожарного надзора, учитывая то обстоятельство, что на момент рассмотрения дела п.п. 2, 6, 19 указанного предписания выполнены, а также учитывая отсутствие по делу доказательств наступления каких-либо неблагоприятных последствий, и доказательств наличия существенной угрозы охраняемым общественным интересам, существенного вреда для личности, общества или государства, на основании ст. 2.9 КоАП РФ следует признать, что допущенное юридическим лицом - МБДОУ ДС N 470 административное правонарушение, выразившееся в невыполнении (п.п. 2, 6, 19) предписания 3240/1/1-23 от 28 октября 2011 года в срок, установленный в предписании (до 01 ноября 2012 года), является малозначительным, что в силу ст. 30.7 КоАП РФ влечет отмену судебных постановлений и прекращение производства по делу.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.13 - 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
ПОСТАНОВИЛ:
постановление мирового судьи судебного участка N 9 Курчатовского района г. Челябинска от 01 февраля 2013 года и решение судьи Курчатовского районного суда г. Челябинска от 20 марта 2013 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 13 ст. 19.5 КоАП РФ, вынесенные в отношении Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения - детский сад N 470 комбинированного вида г. Челябинска отменить, освободить Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение - детский сад N 470 комбинированного вида г. Челябинска от административной ответственности на основании ст. 2.9 КоАП РФ в связи с малозначительностью административного правонарушения с объявлением устного замечания.
Производство по делу прекратить. Заместитель председателя
л
областного суда
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.