Постановление Челябинского областного суда от 25 ноября 2013 г.
(Извлечение)
Заместитель председателя Челябинского областного суда Козлова Н.В., рассмотрев жалобу Исламовой С.А. на постановление мирового судьи судебного участка N 3 г. Сатки и Саткинского района Челябинской области от 19 июля 2013 года и решение судьи Саткинского городского суда Челябинской области от 24 сентября 2013 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.6 КоАП РФ, в отношении директора Муниципального казенного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа р.п. Сулея Исламовой С.А.,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N 3 г. Сатки и Саткинского района Челябинской области от 19 июля 2013 года директор Муниципального казенного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа п. Сулея (далее - МКОУ СОШ п. Сулея) Исламова С.А. привлечена к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного чЛ ст. 20.6 КоАП РФ, и ей назначено административное наказание виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Решением судьи Саткинского городского суда Челябинской области от 24 сентября 2013 года указанное постановление мирового судьи оставлено без изменения.
В жалобе Исламовой С.А., поданной в порядке надзора, поставлен вопрос об отмене судебных постановлений ввиду их незаконности.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, оснований для удовлетворения жалобы и отмены или изменения принятых по делу судебных постановлений не нахожу.
Как следует из материалов дела об административном правонарушении, в период с 26 апреля по 24 мая 2013 года на основании распоряжения N 20/4 главного государственного инспектора ОНД N 4 по пожарному надзору от 29 марта 2013 года проведена плановая выездная проверка в отношении МКОУ СОШ п. Сулея, расположенного по адресу: п. Сулея Саткинский район Челябинская область, ул. Луговая 36, по выполнению требований, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами РФ в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
2
С копией распоряжения директор МКОУ СОШ п. Сулея Исламова С.А. ознакомлена 15 апреля 2013 года.
Таким образом, распоряжение о проведении плановой выездной проверки N 20/4 от 29 марта 2013 года доведено в установленном Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" порядке до проверяемого лица.
В ходе проведения проверки установлено, что должностным лицом - директором МКОУ СОШ п. Сулея Исламовой С.А. не выполнены предусмотренные законодательством обязанности по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера.
При проведении проверки Исламова С.А. принимала участие, по результатам проверки составлен акт проверки N 20/4 от 24 мая 2013 года, который получен Исламовой С.А.
В связи с выявленными нарушениями составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 20.6 КоАП РФ, N60/4 от 26 июня 2013 года.
Часть 1 статьи 20.6 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за невыполнение предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а равно невыполнение требований норм и правил по предупреждению аварий и катастроф на объектах производственного или социального назначения.
Правовое регулирование отношений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права и осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Федеральный закон от 21.12.1994 N 68-ФЗ), а также принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Обязанности должностных лиц и организаций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций определены в ст. 14 Федерального закона от 21 декабря 1994г. N 68-ФЗ.
В ходе проведения проверки должностным лицом ГУ МЧС России выявлены следующие нарушения, допущенные Исламовой С.А. как должностным лицом, в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Не осуществлялась и не проводилась подготовка в области защиты
3
от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а именно: не проведена переподготовка или повышение квалификации не менее 72 часов руководителем организации, должностными лицами (должностным лицом) структурных подразделений, уполномоченных (уполномоченного) на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС организации, председателем и членами комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, руководителями и специалистами дежурно-диспетчерской службы организации в образовательных учреждениях МЧС России, в учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования, в образовательных учреждениях дополнительного образования (учреждениях повышения квалификации, на курсах, в центрах профессиональной ориентации и в иных учреждениях, имеющих соответствующую лицензию), учебно-методических центрах и на курсах гражданской обороны, чем нарушены положения п. "в" ст. 14 Федерального закона N 68-ФЗ от 21.12.1994 года; пп. "г, д, е" п. 2, пп. "д" п.4, п.5, пп. "б, в" п.6 Постановления Правительства Российской Федерации N 547 от 04.09.2003 года, Постановления Правительства РФ N610 от 26 июня 1995 года; п.п. 5, 9, 21-22 Приказа МЧС Российской Федерации от 19.01.2004 года N 19, пункт 21-22 (п.п. 1-5 акта проверки соответственно).
В организации не осуществлялась и не проводилась подготовка в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а именно: не проведена переподготовка или повышение квалификации не менее 72 часов преподавателями дисциплины "Безопасность жизнедеятельности" и преподавателями - организаторами курса "Основы безопасности жизнедеятельности" в учебных заведениях МЧС России, учреждениях повышения квалификации Министерства образования и науки Российской Федерации и других федеральных органов исполнительной власти, являющихся учредителями образовательных учреждений, учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации, чем нарушены положения п. "в" ст. 14 Федерального закона N 68-ФЗ от 21.12.1994 года; пп. "д" п. 2, пп. "д" п. 4, п.5, пп. "в" п.6 Постановления Правительства Российской Федерации N 547 от 04.09.2003 года; Постановления Правительства РФ N610 от 26 июня 1995 года (п.6 акта проверки).
В организации не согласован в установленном порядке План действий по предупреждению и ликвидации ЧС ст. 14 Федерального закона N 68-ФЗ от 21.12.1994 года; п. 23 Постановления Правительства РФ N 794 от 30 декабря 2003 года; п. 46 Приказа МЧС РФ N105 от 28 февраля 2003 года (п. 7 акта проверки).
Факт допущенных нарушений и невыполнение Исламовой С.А. как должностным лицом предусмотренных законодательством обязанностей
4
по защите населения и территорий ст чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера,. и виновность в совершении административного правонарушения подтверждены представленными в дело доказательствами, в том числе: сведениями, указанными в протоколе N60/4 об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 20.6 КоАП РФ, от 26 июня 2013 года (л.д. 3-5); распоряжением N 20/4 от 29 марта 2013 года (л.д. 14-15), актом проверки N20/4 от 24 мая 2013 года (л.д. 16-17), выпиской из приказа Муниципального учреждения "Управление образования" и другими материалами дела.
Всем представленным в материалы дела доказательствам судьей была дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, выводы мирового судьи о наличии в действиях директора МКОУ СОШ п. Сулея Исламовой С.А. административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ, являются правильными.
Вменяемые Исламовой С.А. нарушения, указанные в протоколе об административном правонарушении N 60/4 от 26 июня 2013 года, обоснованы нормами и требованиями действующего законодательства в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
В силу требований действующего законодательства на директора МКОУ СОШ п. Сулея возложена обязанность по выполнению требований законодательства РФ в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Пунктами 2, 4, 5, 6 Постановления Правительства Российской Федерации N 547 от 04.09.2003 года предусмотрено, что подготовку в области защиты от чрезвычайных ситуаций проходят руководители органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, работники федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, специально уполномоченные решать задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и включенные в состав органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, председатели комиссий по чрезвычайным ситуациям федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций.
Подготовка в области защиты от чрезвычайных ситуаций предусматривает:
а) для работающего населения - проведение занятий по месту работы согласно рекомендуемым программам и самостоятельное изучение порядка действий в чрезвычайных ситуациях с последующим закреплением полученных знаний и навыков на учениях и тренировках;
б) для неработающего населения - проведение бесед, лекций, просмотр учебных фильмов, привлечение на учения и тренировки по месту
5
жительства, а также самостоятельное изучение пособий, памяток, листовок и буклетов, прослушивание радиопередач и просмотр телепрограмм по вопросам защиты от чрезвычайных ситуаций;
в) для обучающихся - проведение занятий в учебное время по соответствующим программам в рамках курса "Основы безопасности жизнедеятельности" и дисциплины "Безопасность жизнедеятельности", утверждаемым Министерством образования и науки Российской Федерации по согласованию с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
г) для руководителей органов государственной власти - повышение квалификации в Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации, проведение самостоятельной работы с нормативными документами по вопросам организации и осуществления мероприятий по защите от чрезвычайных ситуаций, участие в ежегодных сборах, учениях и тренировках, проводимых по планам Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
д) для председателей комиссий по чрезвычайным ситуациям, руководителей органов местного самоуправления и организаций, уполномоченных работников - повышение квалификации не реже одного раза в 5 лет, проведение самостоятельной работы, а также участие в сборах, учениях и тренировках.
В силу п. 6 указанного Постановления повышение квалификации преподавателей дисциплины "Безопасность жизнедеятельности" и преподавателей - организаторов курса "Основы безопасности жизнедеятельности" по вопросам защиты в чрезвычайных ситуациях осуществляется в учебных заведениях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждениях повышения квалификации Министерства образования и науки Российской Федерации и других федеральных органов исполнительной власти, являющихся учредителями образовательных учреждений, учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации.
Учитывая вышеизложенные правовые нормы, а также положения п.п. 10, 11 Постановления Правительства РФ от 30 декабря 2003 года "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", нарушения, указанные в п.п. 1-6 (акта проверки) вменены обосновано.
Доводы жалобы о том, что курсы гражданской обороны не относятся к образовательным учреждениям дополнительного профессионального образования и соответственно осуществляют курсовое обучение специалистов в области гражданской обороны в соответствии с приказами МЧС России от 19 января 2004 года N19 и от 13 ноября 2006 года N646 по
6
36 часовой Примерной программе, утвержденной МЧС России от 28 марта 2006 года N1-4-54-370-14, несостоятельны.
Указанные нормативные акты устанавливают перечень уполномоченных работников, проходящих обучение и повышение квалификации, и учреждений, в которых она проводится.
Примерная программа, утвержденная МЧС России от 28 марта 2006 года N1-4-54-370-14, нормативным правовым актом не является и не устанавливает для указанных лиц иных обязанностей в части переподготовки, чем установлено законодательством.
При этом, пункт 7 Постановления Правительства РФ от 26 июня 1995 года N610 "Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного ' профессионального образования (повышения квалификации) специалистов", указывающий, что целью повышения квалификации является обновление теоретических и практических знаний специалистов в связи с повышением требований к уровню квалификации и необходимостью освоения современных методов решения профессиональных задач, не предусматривает прохождение переподготовки в количестве менее 72 часов.
Пунктом 23 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 года N 794 (в редакции от 3 марта 2006 года N 490), предусмотрено осуществление мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в рамках единой системы на основе, в том числе, планов организаций (п.7 акта проверки).
Оснований не доверять сведениям должностного лица ГУ МЧС о том, что на момент проведения проверки не согласован в установленном порядке План действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, не имеется.
Частичное устранение выявленных нарушений, а именно, согласование в установленном порядке Плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на момент принятия мировым судьей постановления не влечет отмену вынесенных по делу судебных актов.
Данное обстоятельство свидетельствует о том, что на момент выявления правонарушения у директора МКОУ СОШ п. Сулея Исламовой С.А. отсутствовали препятствия по выполнению указанных обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, и не были приняты все зависящие меры по их соблюдению.
В силу ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
7
В силу примечания к этой норме совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники организации несут админстративную ответственность как должностные лица.
Из материалов дела следует, что МКОУ СОШ п. Сулея является юридическим лицом, зарегистрирована в установленном законом порядке (л.д. 16). Директором МКОУ СОШ п. Сулея с 20 ноября 1992 года назначена Исламова С.А. согласно выписки из приказа от 19 ноября 1992 года.
Установленный факт правонарушения свидетельствует о том, что директором МКОУ СОШ п. Сулея Исламовой С.А. не были приняты все зависящие от нее меры по соблюдению требований, предусмотренных законодательством по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Таким образом, директор Исламова С.А. является должностным лицом МКОУ СОШ п. Сулея и как должностное лицо правомерно привлечена к административной ответсвенности по ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ.
Нарушений процессуальных норм при рассмотрении дела об административном правонарушении и вынесении постановления по делу об административном правонарушении не допущено.
Протокол об административном правонарушении составлен в соответствии со ст. 28.2 КоАП РФ, в нем отражены все сведения, необходимые для разрешения дела. Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом с участием директора Исламовой С.А. Права, предусмотренные ст. 25.1 КоАП РФ Исламовой С.А. разъяснены; копия протокола об административном правонарушении вручена в установленном законом порядке.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении судьями требования ст.ст. 24.1, 26.1 КоАП РФ выполнены.
Постановление мирового судьи соответствует требованиям ст. 29.10 КоАП РФ, в нем содержится указание на обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, приведены доказательства, подтверждающие обстоятельства дела, и мотивированные выводы о виновности.
Судьей городского суда дело проверено в полном объеме в соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
Доводы жалобы о малозначительности совершенного Исламовой С.А. правонарушения не могут повлечь отмену обжалуемых судебных постановлений.
8
Состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 тс. 20.6 КоАП РФ, является формальным и не предусматривает в качестве обязательного условия наступление последствий. В связи с чем отсутствие вреда и не наступление в результате допущенных нарушений последствий, само по себе не свидетельствует о малозначительности деяния.
Административное наказание назначено в пределах санкции ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.5, 4.1-4.3 КоАП РФ. При этом учтены характер, совершенного административного правонарушения, объектом которого являются правоотношения в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, отсутствие обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность. Оснований для применения ст. 2.9 КоАП РФ у судей не имелось.
Назначенное наказание в виде административного штрафа в размере 10 ООО рублей отвечает принципам справедливости и соразмерности. Следует также учесть, что Исламовой С.А. назначен минимальный размер административного штрафа.
Доводы надзорной жалобы заявителя не содержат иных правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемых судебных актов.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.16 - 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
ПОСТАНОВИЛ:
постановление мирового судьи судебного участка N 3 г. Сатки и Саткинского района Челябинской области от 19 июля 2013 года и решение судьи Саткинского городского суда Челябинской области от 24 сентября 2013 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.6 КоАП РФ, вынесенные в отношении директора Муниципального казенного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная шкода р.п. Сулея Исламовой С.А. оставить без изменения, жалобу Исламовой С.А. - без удовлетворения.
Заместитель председателя областного суда
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.