Постановление Челябинского областного суда от 20 ноября 2013 г.
(Извлечение)
Заместитель председателя Челябинского областного суда Козлова Н.В., рассмотрев жалобу Муниципального казенного специального (коррекционного) образовательного учреждения для учащихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья Специальная (коррекционная) общеобразовательная школы - интернат 8 вида на постановление исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 2 г. Сатка и Саткинского района Челябинской области от 19 июля 2013 года и решение судьи Саткинского городского суда Челябинской области от 19 сентября 2013 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном чЛ ст.20.6 КоАП РФ, в отношении Муниципального казенного специального (коррекционного) образовательного учреждения для учащихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья Специальная (коррекционная) общеобразовательная школы - интернат 8 вида,
УСТАНОВИЛ:
постановлением исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 2 г. Сатка и Саткинского района Челябинской области от 19 июля 2013 года юридическое - Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для учащихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа - интернат 8 вида (далее МКСКОУ школа-интернат 8 вида) привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного чЛ ст. 20.6 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Решением судьи Саткинского городского суда Челябинской области от 19 сентября 2013 года указанное постановление мирового судьи изменено, исключено указание на нарушение МКСКОУ школой - интернат 8 вида требований законодательства в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, отраженное в п. 1 протокола 36/4, в остальной части постановление оставлено без изменения.
В жалобе МКСКОУ школы - интернат 8 вида, поданной в порядке надзора от имени учреждения законным представителем Порозовой Н.А., поставлен вопрос об отмене судебных постановлений ввиду их незаконности.
Изучив истребованное дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ, доводы надзорной жалобы, нахожу судебные постановления подлежащими изменению в части по следующим
2
основаниям.
Правовое регулирование отношений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права и осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Федеральный закон от 21.12.1994 N 68-ФЗ), а также принимаемыми в соответствии с ним Федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Обязанности организаций и должностных лиц в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций определены в ст. 14 Федерального закона от 21 декабря 1994г. N 68-ФЗ.
Часть 1 статьи 20.6 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за невыполнение предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а равно невыполнение требований норм и правил по предупреждению аварий и катастроф на объектах производственного или социального назначения.
Как следует из материалов дела об административном правонарушении, в период с 15 мая 2013 года по 30 мая 2013 года на основании распоряжения N 37/4 главного государственного инспектора ОНД N 4 по пожарному надзору от 07 мая 2013 года проведена плановая выездная проверка в отношении МКСКОУ школы - интернат 8 вида, расположенного по адресу: Челябинская область, г. Сатка, ул. Матросова, 8"а", по выполнению требований, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами РФ в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Копия распоряжения получена директором МКСКОУ школы - интернат 8 вида 08 мая 2013 года (л.д. 7-8).
Таким образом, распоряжение о проведении плановой выездной проверки N 37/4 от 07 мая 2013 года доведено в установленном Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" порядке до проверяемого лица.
При проведении проверки принимала участие директор МКСКОУ школа-интернат 8 вида Порозова Н.А., по результатам проверки составлен акт N 37/4 от 30 мая 2013 года, который получен законным представителем юридического лица (л.д. 9-10).
В ходе проведения проверки должностным лицом ГУ МЧС России выявлены следующие нарушения, допущенные МКСКОУ школой - интернат 8 вида в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций:
- в МКСКОУ школе - интернат 8 вида не осуществляют и не проводят
3
подготовку в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а именно: переподготовку или повышение квалификации не менее 72 часов руководителем, должностными лицами (должностным лицом) структурных подразделений, уполномоченных (уполномоченного) на решение задач в области защиты от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны, председателем и членами комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, руководителем и специалистами дежурно-диспетчерской службы организации в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования, в образовательных учреждениях дополнительного образования (в учреждениях повышения квалификации, на курсах, в центрах профессиональной ориентации и иных учреждениях, имеющих соответствующую лицензию), учебно-методических центрах; не представлены документы, подтверждающие прохождение переподготовки или повышение квалификации (свидетельство, удостоверение, диплом и т.п.), чем нарушены положения п. "в" ст. 14 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ; пп. "г, д, е" п. 2, пп. "д" п.4, п.5, пп. "б, в" п.6 Постановления Правительства РФ N 547 от 04 сентября 2003 года; Постановление Правительства РФ N 610 от 26 июня 1995 года; п.п. 5, 9, 21-22 Приказа МЧС РФ N 19 от 19 января 2004 года (п.п. 1-5 акта проверки соответственно).
- в МКСКОУ школе - интернат 8 вида не осуществляют и не проводят подготовку в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а именно: переподготовка или повышение квалификации не менее 72 часов преподавателей дисциплины "Безопасность жизнедеятельности" и преподавателей-организаторов курсов "Основы безопасности жизнедеятельности" в учебных заведениях МЧС России, в учреждениях повышения квалификации Министерства образования и науки РФ и других учреждений, учебно-методических центрах по гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъектов РФ, чем нарушены положения п. "в" ст. 14 Федерального закона N 68-ФЗ; пп. "д" п. 2, пп. "д" п. 4, п. 5, пп. "в" п. 6 Постановления Правительства РФ N 547 от 04 сентября 2003 года; Постановления Правительства РФ N 610 от 26 июня 1995 года (п. 6 акта проверки).
- не обеспечены работники МКСКОУ школы - интернат 8 вида средствами индивидуальной защиты из расчета 105% от их общей численности (средства индивидуальной защиты органов дыхания (фильтрующие и изолирующие противогазы, дополнительные патроны и респираторы, камеры защитные детские), чем нарушены положения п. "ж" ст. 14 Федерального закона N 68-ФЗ; абз.4 п.4 раздела И, п.8 Приказа МЧС РФ N 993 от 21 декабря 2005 года; Приказа МЧС РФ N 285 от 27 мая 2003 года (п.7 акта проверки).
- не обеспечены работники организации МКСКОУ школы - интернат 8 вида дополнительными патронами к фильтрующим противогазам для защиты
4
от аварийно химически опасных веществ в мирное время из расчета на 40% от их общей численности, если они не обеспечивают защиту от аммиака, чем нарушены положения п. "ж" ст. 14 Федерального закона N 68-ФЗ; п.9 раздела II Приказа РФ N 993 от 21 декабря 2005 года (п. 8 акта проверки).
- не согласован в установленном порядке План действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в МКСКОУ школе -интернат 8 вида, чем нарушены положения ст. 14 Федерального закона N 68-ФЗ; п. 23 Постановления Правительства РФ N 794 от 30 декабря 2003 года; п. 46 Приказа МЧС РФ N 105 от 28 февраля 2003 года (п.9 акта проверки).
В связи с выявленными нарушениями составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 20.6 КоАП РФ, N36/4 от 30 мая 2013 года.
Как следует из материалов дела пункт 6 (в МКСКОУ школе - интернат 8 вида не осуществляют и не проводят подготовку в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а именно: переподготовка или повышение квалификации не менее 72 часов преподавателей дисциплины "Безопасность жизнедеятельности" и преподавателей-организаторов курсов "Основы безопасности жизнедеятельности" в учебных заведениях МЧС России, в учреждениях повышения квалификации Министерства образования и науки РФ и других учреждений, учебно-методических центрах по гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъектов РФ) исключен государственным инспектором по пожарному надзору при составлении протокола об административном правонарушении.
Решением судьи городского суда из квалификации действий юридического лица также исключено нарушение, указанное в пункте 1 протокола 35/4 от 30 мая 2013 года, а именно то, что в учреждении не проведена переподготовка или повышение квалификации не менее 72 часов руководителем учреждения в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования, в образовательных учреждениях дополнительного образования (в учреждениях повышения квалификации, на курсах, в центрах профессиональной ориентации и иных учреждениях, имеющих соответствующую лицензию), учебно-методических центрах; не представлены документы, подтверждающие прохождение переподготовки или повышение квалификации (свидетельство, удостоверение, диплом и т.п.). Указанное нарушение правомерно исключено судьей из квалификации действий юридического лица в связи с тем, что в действиях учреждения не усматривается события нарушения, поскольку руководитель учреждения Порозова Н.А. назначена на должность с 01.11.2012 года, соответственно обучение должна пройти в течение года, т.е. до 01.11.2013 года.
Анализ вышеприведенных пунктов во взаимосвязи с правовым регулированием отношений в указанной области, свидетельствует о необходимости исключения из квалификации деяния юридического лица
5
также следующих вмененных ему нарушений.
Пункт 7. Не обеспечены работники МКСКОУ школы - интернат 8 вида средствами индивидуальной защиты из расчета 105% от их общей численности (средства индивидуальной защиты органов дыхания (фильтрующие и изолирующие противогазы, дополнительные патроны и респираторы, камеры защитные детские), чем нарушены положения п. "ж" ст. 14 Федерального закона N 68-ФЗ; абз.4 п.4 раздела II, п.8 Приказа МЧС РФ N 993 от 21 декабря 2005 года; Приказа МЧС РФ N 285 от 27 мая 2003 года.
Пункт 8. Не обеспечены работники организации МКСКОУ школы -интернат 8 вида дополнительными патронами к фильтрующим противогазам для защиты от аварийно химически опасных веществ в мирное время из расчета на 40% от их общей численности, если они не обеспечивают защиту от аммиака, чем нарушены положения п. "ж" ст. 14 Федерального закона N 68-ФЗ; п.9 раздела II Приказа РФ N 993 от 21 декабря 2005 года.
Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий от 21 декабря 2005 года N 993 утверждено Положение об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты (далее - Положение), которое определяет организацию и порядок обеспечения населения средствами индивидуальной защиты федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовой формы.
Абзацем пятым пункта 4 Положения предусмотрено, что обеспечение населения средствами индивидуальной защиты осуществляется организациями в отношении работников этих организаций и подведомственных им объектов производственного и социального назначения.
Абзацем 5 и 6 пункта 8 Положения закреплено, что накопление средств индивидуальной защиты в запасах (резервах) осуществляется для обеспечения проведения мероприятий гражданской обороны и защиты населения, проживающего на территориях и в населенных пунктах, указанных в пунктах 6 и 7 данного Положения: для работников организации (кроме РОО и организаций, расположенных на территориях в границах зон опасного радиоактивного загрязнения (заражения)) - противогазы из расчета на 100% от общей численности их работников и другие СИЗ в соответствии с табелями оснащения аварийно-спасательных формирований и спасательных служб, привлекаемых к выполнению задач по гражданской обороне и защите населения от чрезвычайных ситуаций.
При этом количество запасов противогазов увеличивается на 5% от потребности для обеспечения подгонки и замены неисправных противогазов.
Пунктом 9 указанного Положения также установлено, что для обеспечения защиты вышеуказанных категорий населения также осуществляется накопление в запасах (резервах): медицинских средств
6
индивидуальной защиты в военное время из расчета на 100% от их общей численности и в мирное время - на 30% от их общей численности; дополнительных патронов к фильтрующим противогазам для защиты от аварийно химически опасных веществ в военное и мирное время из расчета на 40% от их общей численности, если они не обеспечивают защиту от аммиака.
Исходя из смысла указанных положений, данные требования направлены на обеспечение проведения мероприятий гражданской обороны. Невыполнение обязанностей по решению задач в области гражданской обороны не входит в объективную строну состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 20.6 КоАП РФ.
С учетом вышеуказанного нарушения, изложенные в пунктах 7, 8 протокола N 36/4 от 30 мая 2013 года об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ, в отношении МКСКОУ школы -интернат 8 вида подлежат исключению как необоснованно вмененные.
Нарушения, указанные в п.п. 2-5, 9 протокола об административном правонарушении N 36/4 от 30 мая 2013 года, обоснованы нормами и требованиями действующего законодательства в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. В силу требований действующего законодательства на МКСКОУ школу - интернат 8 вида возложена обязанность по выполнению требований законодательства РФ в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Постановлением Правительства РФ от 04.09.2003 N 547 (ред. от 08.09.2010) "О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" установлено, что подготовка населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера организуется в рамках единой системы подготовки населения в области гражданской обороны и защиты населения от чрезвычайных ситуаций и осуществляется по соответствующим группам в организациях (в том числе в образовательных учреждениях), а также по месту жительства.
Пунктами 2, 4, 5, 6 указанного Постановления предусмотрено, что подготовку в области защиты от чрезвычайных ситуаций проходят работники федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, специально уполномоченные решать задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и включенные в состав органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Подготовка в области защиты от чрезвычайных ситуаций предусматривает:
а) для работающего населения - проведение занятий по месту работы согласно рекомендуемым программам и самостоятельное изучение порядка действий в чрезвычайных ситуациях с последующим закреплением
7
полученных знаний и навыков на учениях и тренировках;
б) для неработающего населения - проведение бесед, лекций, просмотр учебных фильмов, привлечение на учения и тренировки по месту жительства, а также самостоятельное изучение пособий, памяток, листовок и буклетов, прослушивание радиопередач и просмотр телепрограмм по вопросам защиты от чрезвычайных ситуаций;
в) для обучающихся - проведение занятий в учебное время по соответствующим программам в рамках курса "Основы безопасности жизнедеятельности" и дисциплины "Безопасность жизнедеятельности", утверждаемым Министерством образования и науки Российской Федерации по согласованию с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
г) для руководителей органов государственной власти - повышение квалификации в Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации, проведение самостоятельной работы с нормативными документами по вопросам организации и осуществления мероприятий по защите от чрезвычайных ситуаций, участие в ежегодных сборах, учениях и тренировках, проводимых по планам Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
д) для председателей комиссий по чрезвычайным ситуациям, руководителей органов местного самоуправления и организаций, уполномоченных работников - повышение квалификации не реже одного раза в 5 лет, проведение самостоятельной работы, а также участие в сборах, учениях и тренировках.
Учитывая вышеизложенные правовые нормы, а также положения п.п. 10, 11 Постановления Правительства РФ от 30 декабря 2003 года "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", нарушения, указанные в п.п. 2-5 акта проверки, вменены юридическому лицу обосновано.
Пунктом 23 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 года N 794 (в редакции от 3 марта 2006 года N 490), предусмотрено осуществление мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в рамках единой системы на основе, в том числе планов организаций (п.9 акта проверки).
Оснований не доверять сведениям должностного лица ГУ МЧС о том, что на момент проведения проверки План действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций не согласован в установленном порядке, не имеется.
Доводы жалобы о том, что требования в области защиты населения и
8
территории от чрезвычайных ситуаций учреждением не могли быть соблюдены в связи с отсутствием денежных средств, основанием к отмене состоявшихся по делу постановлений не являются и повлиять на обоснованность выводов судебных инстанций не могут.
Указанное обстоятельство, с учетом требований ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, не свидетельствуют о принятии юридическим лицом в полной мере всех зависящих от него мер по выполнению данных требований. Доказательств наличия обстоятельств, объективно препятствовавших выполнению учреждением требований в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций, не представлено. Отсутствие достаточных финансовых средств для принятия мер по выполнению обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера не является обстоятельством, исключающим виновность юридического лица в невыполнении требований в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций.
Установленный факт правонарушения свидетельствует о том, что юридическим лицом - МКСКОУ школой - интернат 8 вида не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований, предусмотренных законодательством по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Частичное устранение нарушений, указанных в акте проверки и протоколе об административном правонарушении, на момент принятия мировым судьей постановления не влечет отмену вынесенных по делу судебных актов. Данное обстоятельство свидетельствует о том, что на момент выявления правонарушения у юридического лица МКСКОУ школы -интернат 8 вида отсутствовали препятствия по выполнению указанных обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера.
Факт допущенных нарушений и невыполнение МКСКОУ школой -интернат 8 вида предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, виновность в совершении административного правонарушения подтверждены представленными в дело доказательствами, в том числе: сведениями, указанными в протоколе N36/4 об административном правонарушении от 30 мая 2013 года (л.д. 4-6); распоряжением N 37/4 от 07 мая 2013 года (л.д. 7-8), актом проверки N37/4 от 30 мая 2013 года (л.д. 9-10) и другими материалами дела.
Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом в соответствии со ст. 28.2 КоАП РФ, в нем отражены все сведения, необходимые для разрешения дела. При составлении протокола участвовал законный представитель учреждения -директор Порозовой Н.А., копия протокола об административном правонарушении вручена законному представителю в установленном законом порядке.
9
Нарушений процессуальных норм при рассмотрении дела об административном правонарушении и вынесении постановления по делу об административном правонарушении не допущено.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении судьями требования ст.ст. 24.1, 26.1 КоАП РФ выполнены.
Всем представленным в материалы дела доказательствам судьей была дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, выводы мирового судьи о наличии в действиях МКСКОУ школа-интернат 8 вида состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ, являются правильными.
Обстоятельства дела выяснены всесторонне, полно и объективно. Принципы презумпции невиновности и законности, закрепленные в ст. ст. 1.5, 1.6 КоАП РФ, соблюдены.
Постановление мирового судьи соответствует требованиям ст. 29.10 КоАП РФ, в нем содержится указание на обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, приведены доказательства, подтверждающие обстоятельства дела, и мотивированные выводы о виновности.
Судьей городского суда по жалобе МКСКОУ школа-интернат 8 вида дело проверено в полном объеме в соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
Доводы жалобы о малозначительности совершенного МКСКОУ школа-интернат 8 вида правонарушения не могут повлечь отмены обжалуемых судебных постановлений по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. При этом понятие малозначительности административного правонарушения является категорией оценочной и определяется судом в каждом конкретном случае с учетом выявленных обстоятельств дела. Применение ст. 2.9 КоАП РФ является правом, а не обязанностью суда.
Состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 20.6 КоАП РФ, является формальным и не предусматривает в качестве обязательного условия наступление последствий. В связи с чем, отсутствие вреда и не наступление в результате допущенных нарушений последствий, само по себе не свидетельствует о малозначительности деяния.
Административное наказание юридическому лицу назначено в пределах санкции ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.5, 4.1-4.3 КоАП РФ. При этом учтены характер совершенного административного правонарушения, объектом которого являются
10
правоотношения в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, отсутствие обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность. Оснований для применения ст. 2.9 КоАП РФ у судей не имелось.
Назначенное наказание в виде административного штрафа в размере 100 ООО рублей отвечает принципам справедливости и соразмерности. Следует также учесть, что МКСКОУ школе - интернат 8 вида назначен минимальный размер административного штрафа.
Доводы надзорной жалобы заявителя не содержат иных правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемых судебных актов.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.16 - 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
ПОСТАНОВИЛ:
постановление исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 2 г. Сатка и Саткинского района Челябинской области от 19 июля 2013 года и решение судьи Саткинского городского суда Челябинской области от 19 сентября 2013 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.6 КоАП РФ, в отношении Муниципального казенного специального (коррекционного) образовательного учреждения для учащихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа -интернат 8 вида изменить: исключить из описательно-мотивировочной части постановления и решения указание на совершение МКСКОУ школа -интернат 8 вида нарушений, изложенных в пунктах 7, 8 протокола N 36/4 от 30 мая 2013 года об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ.
В остальной части эти же судебные постановления оставить без изменения, жалобу Муниципального казенного специального (коррекционного) образовательного учреждения для учащихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа - интернат 8 вида - без удовлетворения.
Заместитель председателя областного суда
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.