Судебная коллегия по административным делам Челябинского областного суда в составе
председательствующего: Турковой Г.Л.,
судей:
при секретаре:
Жукова А.А., Кучина М.И., Сазоновой Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционному представлению Челябинского транспортного прокурора на решение Советского районного суда города Челябинска от 30 мая 2013 года по гражданскому делу по иску Челябинского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" в лице Южно-Уральской дирекции управления движением о возложении обязанности по принятию мер к проведению оценки уязвимости станции,
заслушав доклад судьи Жукова А.А. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, выслушав пояснения представителя ответчика Южно-Уральской дирекции управления движением -структурного подразделения Центральной дирекции управления движением филиала ОАО "РЖД" Третьякова СВ., действующего на основании доверенности от 05 ноября 2013 года,
УСТАНОВИЛА:
Челябинский транспортный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском, с учетом уточнений, к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (далее по тексту ОАО "РЖД") в лице Южно-Уральской дирекции управления движения о возложении обязанности принять меры к проведению оценки уязвимости станции Чурилово в срок до 01 июля 2013 года.
В обоснование заявленных требований указал, что Челябинской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения требований законодательства о транспортной безопасности в части обеспечения категорирования и проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры на Южно-Уральской железной дороге - филиале ОАО "РЖД", в ходе которой установлено, что Федеральным агентством железнодорожного транспорта 29 июня 2012 года в Реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры внесена станция Чурилово, которой установлена 2 категории, реестровый номер ЖСТ 304550. Южно-Уральской железной дорогой - филиалом ОАО "РЖД"
2
02 августа 2012 года получено уведомление об установлении с 31 июля 2012 года категории станции Чурилово с выпиской из Реестра категорированных объектов железнодорожного транспорта по Уральскому федеральному округу. Однако до настоящего времени в нарушение требований статьи 5 Федерального закона РФ от 09 февраля 2007 года N 16-ФЗ "О транспортной безопасности", приказа Министерства транспорта Российской Федерации N 87 от 12 апреля 2010 года "О порядке проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств" не проведена оценка уязвимости станции Чурилово.
В судебном заседании помощник Челябинского транспортного прокурора Терентьев Д.А. поддержал исковые требования по изложенным в исковом заявлении основаниям.
Представитель ответчика Южно-Уральской дирекции управления движением - структурного подразделения Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО "РЖД" Третьяков СВ., действующий на основании доверенности N 7с-3867 от 20 декабря 2012 года (л.д. 13) в судебном заседании возражал по поводу удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на то, что Южно-Уральская дирекция управления движением не наделена спорным имуществом, а также правом распоряжения данным имуществом, поэтому не является субъектом транспортной инфраструктуры, к которому должно быть предъявлено требование.
30 мая 2013 года судом постановлено решение об отказе в удовлетворении заявленных Челябинским транспортным прокурором требований.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Челябинский транспортный прокурор обратился в Челябинский областной суд с апелляционным представлением, в котором ставится вопрос об отмене решения районного суда и вынесении нового решения об удовлетворении заявленных требований. В обоснование доводов представления указывает на то, что в соответствии с Положением об организации обеспечения транспортной безопасности в ОАО "РЖД", утвержденным приказом ОАО "РЖД" от 02 декабря 2011 года N 183, выполнение мероприятий по обеспечению транспортной безопасности объектов железнодорожного транспорта организуется филиалами и другими структурными подразделениями ОАО "РЖД", на которые в установленном порядке возложено управление производственной (технологической) деятельностью объекта железнодорожного транспорта в соответствии с его предназначением, и не зависит от балансовой принадлежности объекта.
3
В письменном отзыве, представленном на апелляционное представление Челябинского транспортного прокурора, Южно-Уральская дирекция управления движением - структурное подразделение Центральной дирекции управления движением - филиал ОАО "РЖД" просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, считая его законным и обоснованным, а апелляционное представление без удовлетворения ввиду несостоятельности изложенных в нём доводов.
В суде апелляционной инстанции Челябинский транспортный прокурор участия не принимал при надлежащем извещении о времени и месте судебного разбирательства.
Представитель ответчика Южно-Уральской дирекции управления движением - структурного подразделения Центральной дирекции управления движением филиала ОАО "РЖД" Третьяков СВ. в суде апелляционной инстанции возражал против удовлетворения доводов апелляционной жалобы, полагая решение суда первой инстанции законным и обоснованным по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
В соответствии с частью 1 статьи 327, статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не установила оснований к отмене решения суда.
В силу статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Суд апелляционной инстанции в интересах законности вправе проверить решение суда первой инстанции в полном объеме.
Согласно статье 2 Федерального закона от 09 февраля 2007 года N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защиты интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.
Основными задачами обеспечения транспортной безопасности являются, в том числе оценка уязвимости объектов транспортной
4
инфраструктуры и транспортных средств, а также категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.
В соответствии со статьей 4 указанного закона обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Объекты транспортной инфраструктуры и транспортные средства, обеспечение транспортной безопасности которых осуществляется исключительно федеральными органами исполнительной власти, определяются федеральными законами, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
В силу статьи 1 Федерального закона от 09 февраля 2007 года N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" субъектом транспортной инфраструктуры являются юридические и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств или использующие их на ином законном основании; объектами транспортной инфраструктуры являются технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные, трамвайные и внутренние водные пути, контактные линии, автомобильные дороги, тоннели, эстакады, мосты, вокзалы, железнодорожные и автобусные станции, метрополитены, морские торговые, рыбные, специализированные и речные порты, портовые средства, судоходные гидротехнические сооружения, аэродромы, аэропорты, объекты систем связи, навигации и управления движением транспортных средств, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование.
Судом установлено и следует из материалов дела, что сведения о зарегистрированных правах на станцию Чурилово в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют.
Железнодорожная станция Чурилово относится к объектам инфраструктуры железнодорожного транспорта ОАО "РЖД" и расположена в границах Южно-Уральской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" (л.д. 5-7).
31 июля 2012 года Федеральным агентством железнодорожного транспорта станция Чурилово внесена в Реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры, ей установлена 2 категория, реестровый номер ЖСТ 304550 (л.д. 10).
Согласно части 2 статьи 5 Федерального закона от 09 февраля 2007 года N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств проводится
специализированными организациями в области обеспечения транспортной безопасности, организациями и подразделениями федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, с учетом требований по обеспечению транспортной безопасности на основе публичного договора по тарифам, устанавливаемым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) и государственный контроль (надзор) за их применением.
Приказом Минтранса РФ от 08 февраля 2011 года N 43 "Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта" проведение оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры и\или транспортного средства и утверждение в установленном порядке результатов оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры и\или транспортного средства должно быть проведено в течение трех месяцев с момента получения уведомления о включении объекта транспортной инфраструктуры и\или транспортного средства в Реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и о присвоенной категории объекту транспортной инфраструктуры и\или транспортному средству.
Как следует из материалов дела, трехмесячный срок, предусмотренный законодательством для проведения и утверждения оценки уязвимости с момента получения уведомления о включении объектов транспортной инфраструктуры в реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и о присвоении категории объектам транспортной инфраструктуры и транспортных средств по объекту станции Чурилово истек 02 ноября 2012 года. В течение указанного срока со стороны ОАО "РЖД" мер по проведению оценки уязвимости данного объекта транспортной инфраструктуры не принималось, договор со специализированной организацией в области обеспечения транспортной безопасности на проведение оценки уязвимости заключен не был.
Установив, что обязанность по принятию мер к проведению оценки уязвимости станции Чурилово до настоящего времени не исполнена, суд первой инстанции пришел к верным выводам о том, что исковые требования Челябинского транспортного прокурора являются обоснованными.
Вместе с тем, судом первой инстанции установлено, что железнодорожная станция Чурилово включена в Реестр категорированных
6
объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств в границах Южно-Уральской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" 31 июля 2012 года за N ЖСТ 304550 (л.д. 5-7). В перечне структурных подразделений Южно-Уральской дирекции управления движением - структурного подразделения Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО "РЖД" железнодорожная станция Чурилово с учетом её технологических характеристик как объект транспортной инфраструктуры не значится (л.д. 32).
Установив данные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к правильным выводам о том, что требования Челябинского транспортного прокурора о проведении мероприятий по обеспечению транспортной безопасности на станции Чурилово, предъявляемые к ответчику Южно-Уральской дирекции управления движением - структурному подразделению Центральной дирекции движением филиала ОАО "РЖД", не имеющему на своем балансе объекты транспортной инфраструктуры не подлежат удовлетворению, поскольку прокурором не представлено доказательств того, что ответчик в лице Южно-Уральской дирекции управления движением - структурного подразделения Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО "РЖД" является собственником объекта транспортной инфраструктуры станции Чурилово и транспортных средств или использует их на ином законном основании, в связи с чем является субъектом транспортном инфраструктуры, обязанным в силу закона обеспечивать транспортную безопасность объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.
Судебная коллегия находит вывод суда первой инстанции соответствующим требованиям закона и представленным в материалы дела доказательствам.
При вынесении обжалуемого решения судом правильно установлены юридически значимые для дела обстоятельства и правильно применены нормы материального и процессуального права.
Доводы апелляционной жалобы о том, что в соответствии с положением об организации обеспечения транспортной безопасности в ОАО "РЖД", утвержденным приказом ОАО "РЖД" от 02 декабря 2011 года N 183, выполнение мероприятий по обеспечению транспортной безопасности объектов железнодорожного транспорта организуется филиалами и другими структурными подразделениями ОАО "РЖД", на которые в установленном порядке возложено управление производственной (технологической) деятельностью объекта железнодорожного транспорта в соответствии с его предназначением, и не зависит от балансовой принадлежности объекта не могут быть признаны основанием для отмены решения суда.
7
Как следует из материалов дела, 31 мая 2013 года между ОАО "РЖД" в лице начальника Южно-Уральской дирекции управления движением - структурного подразделения Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО "РЖД" и ООО "Экспертиза транспортной безопасности" заключен договор N Д-50/дю-22 на оказание услуг по оценке уязвимости объектов транспортной инфраструктуры, в число которых в соответствии с перечнем объектов, являющимся неотъемлемой частью договора, входит станция Чурилово. В соответствии с пунктом 1.3 настоящего договора установлен срок окончания услуг - 31 декабря 2013 года.
Таким образом, требования Челябинского транспортного прокурора об обязании принять меры к проведению оценки уязвимости станции Чурилово исполнены ОАО "РЖД" в добровольном порядке, что свидетельствует об утрате их актуальности.
Принимая во внимание, что выводы суда первой инстанции сделаны с правильным применением норм материального права на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного решения, не установлено, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного решения.
Руководствуясь статьями 327, 327.1, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда города Челябинска от 30 мая 2013 года оставить без изменения, апелляционное представление Челябинского транспортного прокурора - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.