Судебная коллегия по административным делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего судьи Турковой Г.Л., судей Загайновой А.Ф., Смолина А.А., при секретаре Федоровой А.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе администрации г. Троицка Челябинской области на решение Троицкого городского суда Челябинской области от 13 сентября 2013 года по исковому заявлению АЛЕКСЕЕВА Э.В. к администрации города Троицка Челябинской области об оспаривании решения и постановления администрации города Троицка, признании нуждающимся в улучшении жилищных условий,
заслушав доклад судьи Загайновой А.Ф. об обстоятельствах дела, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Алексеев Э.В. обратился в суд с иском к администрации города Троицка Челябинской области о признании незаконным решения жилищной комиссии N 4 от 29 апреля 2013 года в части отказа в признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий, в части отказа в признании его семьи, семьей имеющей достаточные доходы, позволяющие получить кредит (либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты), в части отказа в признании его семьи, участником подпрограммы "Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий" долгосрочной целевой программы "Доступное и комфортное жилье гражданам России" в городе Троицке на 2011-2015 годы, признании недействительным постановления администрации города Троицка Челябинской области N 612 от 29 апреля 2013 года в части утверждения указанных решений, признании права его семьи на участие в указанной подпрограмме, признании его с составом семьи 3 человека, нуждающимися в улучшении жилищных условий, семьей имеющей достаточные доходы, позволяющие получить кредит (либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней)
2
стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты), участником подпрограммы "Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий долгосрочной целевой программы "Доступное и комфортное жилье гражданам России" в городе Троицке на 2011-2015 годы, возложении на администрацию города Троицка Челябинской области обязанность включить его с составом семьи 3 человека в список граждан - участников указанной подпрограммы с даты подачи заявления - 21 февраля 2013 года, указывая, что его семья нуждается в жилом помещении, в удовлетворении заявления отказано ему незаконно. Усматривает нарушение своих прав на социальную поддержку со стороны государства, предусмотренных законом.
В судебном заседании Алексеев Э.В. участия не принимал, извещен о времени и дате судебного разбирательства, его представитель Шиндина О.Б. заявленные требования поддержала.
Представитель администрации города Троицка Челябинской области Клышева А.Е. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований.
А.О.В. в судебном заседании участия не принимала, извещена о времени и дате судебного разбирательства.
Суд постановил решение об удовлетворении заявленных Алексеевым Э.В. требований, признал незаконным решение жилищной комиссии N 4 от 29 апреля 2013 года: в части отказа в признании Алексеева Э.В. нуждающимся в улучшении жилищных условий, в части отказа в признании семьи Алексеева Э.В. семьей имеющей достаточные доходы, позволяющие получить кредит (либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты), в части отказа в признании семьи, Алексеева Э.В. участником подпрограммы "Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий" долгосрочной целевой программы "Доступное и комфортное жилье гражданам России" в городе Троицке на 2011 -2015 годы; признал недействительным постановление администрации города Троицка Челябинской области N 612 от 29 апреля 2013 года в части утверждения указанных решений, признал Алексеева Э.В. с составом семьи 3 человека: нуждающимся в улучшении жилищных условий, семьей имеющей достаточные доходы, позволяющие получить кредит (либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты), участником подпрограммы "Оказание
3
молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий" долгосрочной целевой программы "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" в городе Троицке на 2011-2015 годы; возложил на администрацию города Троицка Челябинской области обязанность включить Алексеева Э.В. с составом семьи 3 человека в список граждан - участников указанной подпрограммы.
В апелляционной жалобе администрация г. Троицка просит отменить решение, принять новое - об отказе в удовлетворении заявленных требований, указывая, что до 29 мая 2012 года Алексеевы проживали по адресу г. Троицк, ул. ****, ****, где были обеспечены жилой площадью более учетной нормы, в последствие семья сн на регистрационный учет по другому адресу. Кроме, того указывает, что А.О.В. уже в период брака она отказалась от участия в приватизации этой квартиры, тем самым лишив себя права собственности на долю в квартире. Указанные действия рассматривает, как умышленные действия, направленные на искусственное ухудшение жилищных условий. Считает, что семья Алексеева Э.В. в праве по истечению срока, указанного ст. 53 ЖК РФ, вновь обратиться с заявлением о включении их семьи в состав участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей".
Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом. Исходя из положений ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, не явившихся в судебное заседание.
Проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии со статьей 327.1 ГПК РФ, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, заслушав представитель истца Шиндину О.Б., судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным по следующим мотивам.
21 февраля 2013 года Алексеев Э.В. обратился в администрацию г. Троицка Челябинской области с заявлением о признании своей с нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановке на учет, как молодой семьи в список для участия в подпрограмме "Оказание молодым се государственной поддержки для улучшения жилищных условий федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы.
03 мая 2013 года Алексеев Э.В. получил выписку из решения жилищной комиссии, утвержденной постановлением администрации города Троицка Челябинской области от 29 апреля 2013 года N 612 "Об утверждении протокола заседания жилищной комиссии N 4 от 29
4
апреля 2013 года", согласно которому Алексееву Э.В. отказано в признании нуждающимся в улучшении жилищных условий, в признании семьей имеющей достаточные доходы, позволяющие получить кредит (либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты), в признании участником подпрограммы "Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий" долгосрочной целевой программы "Доступное и комфортное жильё гражданам России" в городе Троицке на 2011-2015 годы, в соответствии с Жилищным кодексом РФ, в связи с несоответствием молодой семьи требованиям, указанным в п. 28 подпрограммы, утвержденной постановлением администрации города Троицка от 14 марта 2011 года N 432.
Судом установлено, что семья Алексеева Э.В. постоянно проживает в квартире, принадлежащей на праве собственности его родителям и на каждого члена семьи приходится менее учетной нормы, имееет достаточные доходы, позволяющие получить кредит (либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты), о чем в установленном порядке были представлены в жилищную комиссию соответствующие документы, которые не были приняты во внимание.
Суд обоснованно пришел к выводу о незаконности оспариваемых заявителем решений администрации города Троицка.
Постановлением Правительства РФ N 1050 от 17 декабря 2010 года утверждена Федеральная целевая программа "Жилище" на 2011 -2015 годы, которая включает в себя подпрограмму "Обеспечение жильем молодых семей".
Постановлением Законодательного собрания Челябинской области N 250-П от 16 ноября 2010 года в рамках указанной Программы принята "Областная целевая программа "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" в Челябинской области на 2011 - 2015 годы", включающая в себя подпрограмму "Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий", на основании п. 32 которой молодая семья Алексеева Э.В. вправе рассчитывать на государственную поддержку для решения жилищного вопроса, в случае признания его семьи органом местного самоуправления нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма с учетом требований статьи 51 Жилищного кодекса РФ.
5
Постановлением администрации города Троицка от 14 марта 2011 года N 432 утверждена подпрограмма "Программы долгосрочной целевой программы "Доступное и комфортное жилье -гражданам России" в городе Троицке на 2011 - 2015 годы", основания для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы в которой перечислены в статье 32.
Предусмотренных законом оснований для отказа Алексееву Э.В. в признании участником областной целевой подпрограммы "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" в Челябинской области на 2011 - 2015 годы, судом не установлено.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 51, частям 2, 5 статьи 50 Жилищного кодекса РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: являющимися нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. Норма предоставления жилого помещения, а также учетная норма устанавливается органом местного самоуправления.
Мотивы отказа администрации г. Троицка об обеспеченности заявителя жилым помещением более учетной нормы, предусмотренной в г. Троицке, не подтвердились.
Как следует из материалов дела, Алексеев Э.В. и А.О.В. состоят в браке с **** года, имею совместного ребенка А.П.Э. **** года рождения. Алексеев Э.В. зарегистрирован по адресу: Челябинская область, г. Троицк, **** микрорайон, д. ****, кв. **** с 15 мая 1998 года, А.О.В. и А.П.Э. -с 01 июня 2012 года.
Квартира эта на праве общей долевой собственности принадлежит родителям Алексеева Э.В. - А.Ч.Р. и А.В.А., которые приобрели право собственности на жилое помещение на основании договора безвозмездной передачи квартиры в общую долевую собственность граждан от 30 марта 2010 года.
Согласно договору приватизации, дети - Алексеев Э.В. и А.Е.В., зарегистрированные и проживающие по указанному адресу от участия в приватизации отказались, сохраняют право пользования жилым помещением.
6
В указанной квартире в настоящее время проживают и зарегистрированы Алексеев Э.В., его жена - А.О.В., дочь - А.П.Э., мать - А.Ч.Р., отец - А.В.А. и брат А.Е.В.
При установленных судом обстоятельствах, выводы в решении о том, что при определении уровня обеспеченности жильем семьи истцов размер общей площади жилого помещения, приходящийся на доли в праве собственности А.Ч.Р. и А.В.А., учету не подлежит, является верным.
Учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (ч. 4 ст. 50 Жилищного кодекса РФ).
В соответствии с постановлением администрации Троицкого муниципального района Челябинской области N 276 от 06 июня 2007 года учетная норма площади жилого помещения составляет 9 кв.м. на одного члена семьи.
Площадь квартиры, расположенной по адресу: Челябинская область, г. Троицк, **** микрорайон, д. ****, кв. ****, составляет **** кв.м., на каждого члена семьи Алексеева Э.В. приходится **** кв.м., что менее учетной нормы, установленной для города Троицка.
Мотивы об обеспеченности семьи Алексеева Э.В. жилым помещением более учетной нормы, предусмотренной в г. Троицка, ничем не обоснованны, ссылка ответчика на п.п. 2 ч. 1 ст. 54 Жилищного кодекса РФ несостоятельна.
Иные обстоятельства, соответствия истцов условиям указанной Подпрограммы, в частности, признание семьи Алексеева Э.В. семьей имеющей достаточные доходы, позволяющие получить кредит (либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты), не оспариваются.
Кроме того, истцом были представлены документы о доходах, позволяющие получить кредит.
Соглашаясь с выводами суда, судебная коллегия принимает во внимание, что основания, предусмотренные ст. 258 ГПК РФ для
7
удовлетворения требований заявителя имелись, поскольку оспариваемое решение администрации поселения не соответствует требованиям закона и нарушает права истцов на получение социальной выплаты, гарантированной государством.
Положениями ст. 53 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
По смыслу данной нормы отказ в постановке на учет граждан в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до истечения установленного срока возможен в случае доказанности совершения заявителями таких умышленных и недобросовестных действий, которые свидетельствуют о его очевидном намерении приобрести право состоять на учете.
Супруга истца А.О.В. и его дочь А.П.Э. до 01 июня 2012 года были зарегистрированы по адресу: г. Троицк, ул. ****, д. **** кв. ****.
Квартира эта площадью **** кв.м. принадлежит на основании договора безвозмездной передачи квартиры в общую долевую собственность от 11 февраля 2008 года ее родителям- Б.В.В., Б.И.В., сестре Б.Н.В. в равных долях.
А.О.В. ( Б.) от участия в приватизации квартиры отказалась.
Однако данное обстоятельство и снятие с регистрационного учета в жилом помещении, принадлежащем ее родителям, с целью реализации права супругов на совместное проживание, ведение совместного хозяйства и воспитание ребенка, не свидетельствует о намеренном ухудшении ею своих жилищных условий, поскольку по месту прежней регистрации А.О.В. не проживает с момента вступления в брак. В связи с этим в силу положений ч. 1 ст. 31 Жилищного кодекса РФ она не является членом семьи собственников жилого помещения, принадлежащего родителям и сестре.
Кроме того, в отношении членов семьи Алексеева Э.В. не может отдельно рассматриваться вопрос о нуждаемости в получении жилых помещений, а прибытие и регистрация супруги и ребенка по
8
месту жительства супруга, членами семьи которого они являются, предусмотрена Федеральным законом.
К тому же на указанное обстоятельство администрация города при рассмотрении заявления Алексеева не ссылались.
Что касается того обстоятельства, что Алексеев Э.В., имея право на участие в приватизации квартиры по месту жительства и регистрации, таким правом не воспользовался, то оно не может быть расценено в качестве обстоятельства, свидетельствующего о намеренном ухудшении жилищных условий, поскольку право на участие в программе по обеспечению жильем молодых семей возникло у заявителей после вступления в брак и рождения ребенка.
Следовательно, отказываясь от участия в приватизации, заявитель воспользовался своим правом на приобретение собственности и не мог предполагать, что в будущем это повлечет для него возможность получения льгот в области жилищного обеспечения, поэтому его воля при отказе от участия в приватизации квартиры не была направлена на постановку на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и на участие в специальной целевой программе обеспечения жильем молодых семей.
С учетом изложенного доводы жалобы о намеренном ухудшении заявителями жилищных условий с целью быть включенными в список участников программы, а также о необходимости учета поведения каждого из членов семьи Алексеева Э.В., не могут быть признаны состоятельными.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда по изложенным в ней доводам.
Проверяя законность и обоснованность решения суда первой инстанции, судебная коллегия согласилась с его выводами, поскольку суд первой инстанции правильно применил закон, подлежащий применению.
Перечисленные доказательства оценены судом по правилам ст. 67 ГПК РФ. Апелляционная жалоба не содержит доводов, которые не были проверены судом первой инстанции при рассмотрении дела, основана ошибочном толковании нормы материального права.
9
Руководствуясь статьями 327, 327.1, 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Челябинского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Троицкого городского суда Челябинской области от 13 сентября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации г. Троицка Челябинской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.