Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего Аброськиной Е.А. судей Шушкевич О.В., Козиной Н.М. при секретаре Усовой А.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании 14 ноября 2013 года в г. Челябинске гражданское дело по апелляционной жалобе Савинова Ю.К. на решение Верхнеуфалейского городского суда Челябинской области от 16 сентября 2013 года по иску Савинова Ю.К. к администрации Верхнеуфалейского городского округа Челябинской области о назначении и выплате муниципальной пенсии.
Выслушав доклад судьи Аброськиной Е.А. об обстоятельствах дела, доводах апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Савинов Ю.К. обратился в суд с иском к администрации Верхнеуфалейского городского округа Челябинской области (далее администрации Верхнеуфалейского городского округа) о назначении и выплате муниципальной пенсии за выслугу лет за период с 01 июля 2002 года по 01 февраля 2013 года, ее индексации.
В обоснование исковых требований указал, что решением Верхнеуфалейского городского суда Челябинской области от 05 июня 2013 года на Управление социальной защиты населения Верхнеуфалейского городского округа возложена обязанность по назначению ему пенсии за выслугу лет как лицу, замещавшему должности муниципальной службы в органах местного самоуправления с 01 февраля 2013 года. Указанная пенсия была ему назначена, однако считает, что имеет на нее право со дня увольнения с муниципальной службы с 01 июля 2002 года.
Представитель ответчика Администрации Верхнеуфалейского городского округа в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований. Указал, что Савинов Ю.К. за назначением муниципальной пенсии к ответчику с 01 июля 2002 года не обращался. Считает, что Администрация Верхнеуфалейского городского округа является ненадлежащим ответчиком, также сослался на пропуск истцом срока исковой давности.
Решением суда в удовлетворении исковых требований отказано.
1
В апелляционной жалобе Савинов Ю.К. просит решение суда отменить, не соглашается с выводом суда о том, что администрация Верхнеуфалейского городского округа является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку на 01 июля 2002 года ей были переданы полномочия по назначению муниципальной пенсии за выслугу лет. Считает, что срок исковой давности им не пропущен, поскольку о нарушении своего права узнал в 2013 году, когда было вынесено решение Верхнеуфалейского городского суда Челябинской области от 05 июня 2013 года. Указывает, что не мог предоставить самостоятельный расчет индексации пенсии, поскольку не имел официальных данных о составных частях заработной платы.
Стороны о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещены, в суд не явились, причины неявки не сообщили, в связи с чем судебная коллегия на основании ст.ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса РФ признала возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Из материалов дела следует, что распоряжением главы города Верхнего Уфалея Челябинской области N **** от 01 июля 2002 года **** Савинов Ю.К. был уволен в соответствии со ст. 80 Трудового кодекса РФ по собственному желанию с 01 июля 2002 года.
09 января 2013 года истец обратился к Главе Верхнеуфалейского городского округа с заявлением о назначении муниципальной пенсии за выслугу лет (л.д.7).
06 февраля 2013 года Савинов Ю.К. обратился в Управление социальной защиты населения Верхнеуфалейского городского округа с заявлением о назначении муниципальной пенсии за выслугу лет (л.д. 8), поскольку в соответствии с п. 14 Положения о назначении и выплате пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Верхнеуфалейского городского округа, утвержденным решением Собрания депутатов Верхнеуфалейского городского округа N 65 от 29 июля 2010 года пенсия за выслугу лет устанавливается Управлением социальной защиты населения Верхнеуфалейского городского округа (л.д. 8). В назначении указанной пенсии истцу было отказано из-за недостаточной продолжительности стажа муниципальной службы (л.д.9),
Решением Верхнеуфалейского городского суда Челябинской области от 05 июня 2013 года (л.д. 10-13) на Управление социальной защиты населения Верхнеуфалейского городского округа возложена обязанность по включению в стаж муниципальной службы Савинова Ю.К. периода
2
нахождения на военной службе с 20 января 1964 года по 09 сентября 1967 года и назначению ему муниципальной пенсии за выслугу лет с 01 февраля 2013 года.
Распоряжением Управления социальной защиты населения Верхнеуфалейского городского округа N 980 от 15 июля 2013 года Савинову В.К. назначена муниципальная услуга (пенсия за выслугу лет) с 01 февраля 2013 года в размере **** руб. 35 коп.(л.д. 43).
Согласно п. 12 ч. 1 ст. 11 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" муниципальный служащий имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Указанным Федеральным законом предусмотрено, что в области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации (ч. 1 ст. 24).
Устанавливая взаимосвязь муниципальной и государственной гражданской службы, федеральное законодательство определило, что такая взаимосвязь обеспечивается соотносительностью основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших муниципальную службу, и граждан, проходивших государственную гражданскую службу (ст. 5 Закона о муниципальной службе, ст. 7 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации").
При этом согласно п.п. 18 п. 1 ст. 14 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" федеральные государственные гражданские служащие при достижении определенного возраста имеют право на пенсию, причем пенсионное обеспечение указанной категории служащих осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Пункт 1 статьи 22 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" устанавливает, что назначение пенсии производится по заявлению гражданина.
В соответствии с п.п. 15,17 Положения о порядке и выплате пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы города Верхнего Уфалея, утвержденным постановлением Верхнеуфалейского городского Собрания депутатов округа от 25 декабря 2003 года N 458, назначение муниципальной пенсии за выслугу лет производится на основании заявления лица об установлении пенсии. Заявление об
3
установлении пенсии за выслугу лет и необходимые документы подаются в кадровые службы органов городского самоуправления и регистрируются в день подачи заявления в отдельной книге. В месячный срок со дня получения необходимых документов осуществляется их проверка, определяется размер пенсии за выслугу лет и вносится проект постановления Главе города Верхнего Уфалея.
Аналогичные заявительные основания для назначения муниципальной пенсии за выслугу лет были предусмотрены п.п. 15,16 Положения о порядке установления и выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности муниципальной службы Верхнеуфалейского городского округа, утвержденного постановлением Собранием депутатов Верхнеуфалейского городского округа N 275 от 27 июля 2006 года, п.п. 18, 20 Положения о назначении и выплате пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Верхнеуфалейского городского округа, утвержденного решением Собрания депутатов Верхнеуфалейского городского округа от 30 августа 2007 года N 481, п. 13, 15 Положения о назначении и выплате пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Верхнеуфалейского городского округа, утвержденного решением Собрания депутатов Верхнеуфалейского городского округа от 29 июля 2010 года N 56.
Таким образом, исходя из заявительного порядка назначение муниципальной пенсии за выслугу лет обусловлено наличием права на указанную пенсию, реализация которого зависит от волеизъявления обладателя этого права, поэтому муниципальная пенсия за выслугу лет не может быть назначена ранее, чем со дня, когда органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены заявление о назначении муниципальной пенсии за выслугу лет и все необходимые документы.
Тогда как судом первой инстанции достоверно установлено, что с заявлением о назначением муниципальной пенсии за выслугу лет истец впервые обратился 06 февраля 2013 года. Доказательств обращения с заявлением о назначении муниципальной пенсии за выслугу лет с 01 июля 2002 года, вопреки положениям ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ, Савинов Ю.К. не представил. Устанавливая дату обращения истца за назначением муниципальной пенсии за выслугу лет, суд обоснованно принял во внимание его личное заявление в Управление социальной защиты населения Верхнеуфалейского городского округа, датированное 06 февраля 2013 года (л.д. 8), решение Верхнеуфалейского городского суда Челябинской области от 05 июня 2013 года (л.д. 10-13), которым установлен факт обращения истца за назначением пенсии в указанную дату, сведения из администрации Верхнеуфалейского городского
4
округа, направленные по запросу суда об отсутствии иного заявления истца о назначении пенсии.
Таким образом, суд пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.
Отказывая в иске, суд сослался на пропуск Савиновым Ю.К. трехгодичного срока исковой давности, предусмотренного ст. 196 Гражданского кодекса РФ, о применении которой заявлено стороной в споре, признав данное обстоятельство самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.
Этот вывод основан на неправильном толковании и применении норм материального права. Согласно п. п. 1 и 3 ст. 2 Гражданского кодекса РФ гражданское законодательство регулирует договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников; к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.
Спорные правоотношения вытекают из законодательства о социальном обеспечении, поэтому нормы Гражданского кодекса РФ, регулирующие исковую давность, неприменимы к указанным правоотношениям в связи с чем из мотивировочной части решения суда подлежит исключению вывод об отказе Савинову Ю.К. в иске в связи с пропуском срока исковой давности, так как указанный вывод не повлек неправильное разрешение спора по существу.
Кроме того, из мотивировочной части решения также подлежит исключению вывод суда об отказе в иске в связи с тем, что Администрация Верхнеуфалейского городского округа является по делу ненадлежащим ответчиком, так как делая указанный вывод суд не учел, что истцом заявлены требования о назначении пенсии и выплате за тот период, в течение которого Администрации Верхнеуфалейского городского округа были переданы полномочия по назначению пенсии и принятии распоряжений о ее выплате.
Ссылки жалобы на то, что истец не мог предоставить самостоятельный расчет индексации пенсии, поскольку не имел официальных данных о составных частях заработной платы не могут быть приняты во внимание, поскольку в удовлетворении заявленных требований истцу отказано по иным основаниям, в связи с отсутствием заявления о назначении пенсии, поданного с 01 июля 2002 года.
5
На основании изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 327 - 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Исключить из мотивировочной части решения Верхнеуфалейского городского суда Челябинской области от 16 сентября 2013 года выводы о пропуске истцом срока исковой давности для обращения в суд с заявлением о назначении и выплате муниципальной пенсии за выслугу лет, о том, что Администрация Верхнеуфалейского городского округа является ненадлежащим ответчиком по делу.
В остальной части это же решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу Савинова Ю.К. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
6
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.