Судебная коллегия по административным делам Челябинского областного суда в составе
председательствующего: Турковой Г.Л.,
судей: Жукова А.А., Кучина М.И.,
при секретаре: Сазоновой Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Мусаева А.А. на решение Златоустовского городского суда Челябинской области от 23 сентября 2013 года по гражданскому делу по иску Мусаева А.А. к администрации Златоустовского городского округа о признании незаконным распоряжения, возложении обязанности включить в целевую программу,
заслушав доклад судьи Жукова А.А. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, выслушав пояснения заявителя Мусаева А.А., его представителя - адвоката Агаповой И.Е., действующей на основании ордера N 002009 от 28 ноября 2013 года,
УСТАНОВИЛА:
Мусаев А. А. обратился в суд с иском к администрации Златоустовского городского округа о признании незаконным распоряжения главы Златоустовского городского округа N 1339-р от 10 июля 2013 года , возложении на администрацию Златоустовского городского округа обязанности по включению его в федеральную целевую программу "Жилище" на 2011-2015 годы.
В обоснование заявленных требований указал, что является ветераном подразделения особого риска, инвалидом второй группы, получившим заболевание, которое привело к инвалидности в связи с воздействием комплекса неблагоприятных факторов в период выполнения работ прохождении воинской службы в подразделениях особого риска. 23 мая 2013 года он обратился в администрацию Златоустовского городского округа с заявлением о включении его в федеральную целевую программу "Жилище" на 2011-2015 годы. На основании распоряжения главы Златоустовского городского округа N 1339-р от 10 июля 2013 года ему было отказано в признании его малоимущим. С данным отказом он не согласен, так как при обращении в администрацию Златоустовского городского округа ему был выдан бланк с заявлением о признании его малоимущим, с пояснением, что иных бланков нет. К указанному заявлению он представил все документы, подтверждающие его право на участие в
2
1
федеральной целевой программе "Жилище" на 2011-2015 годы именно как участника подразделения особого риска.
В судебном заседании Мусаев А.А. и его представитель - адвокат Агапова И.Е., действующая на основании ордера N 001887 от 16 августа 2013 года (л.д. 37) доводы заявления и изложенные в нем требования поддержали в полном объеме.
Представитель администрации Златоустовского городского округа Костина Н.Д., действующая на основании доверенности N 7830 от 18 октября 2012 года (л.д. 44-46) в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных Мусаевым А.А. требованиям по основаниям, изложенном в письменном отзыве (л.д. 24-25), из которого следует, что согласно представленным справкам о доходах среднемесячный совокупный доход семьи Мусаева А.А. превышает минимальный размер дохода для признания малоимущим в целях предоставления жилого помещения по договору социального найма. Кроме того, обеспеченность Мусаева А.А. жилым помещением превышает учетную норму, что свидетельствует об отсутствии у него нуждаемости в улучшении жилищных условий.
Представитель третьего лица - Министерства строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области участия в судебном заседании не принимал при надлежащем извещении о времени и месте судебного разбирательства.
Решением суда от 23 сентября 2013 года отказано в удовлетворении заявленных Мусаевым А.А. требований.
В апелляционной жалобе Мусаев А.А. просит решение отменить, вынести по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов жалобы указывают на то обстоятельство, что ранее в 2004 году он обращался в администрацию Златоустовского городского округа с просьбой поставить его на учет как участника подразделения особого риска, но ему в этом было отказано в устной форме по мотиву отсутствия у него на тот момент удостоверения ветерана подразделения особого риска. Удостоверение им было получено 27 ноября 2006 года, в это время вступил в силу Жилищный кодекс РФ от 01 января 2005 года, правила приема документов изменились, ему необходимо стало доказать, что он является малоимущим. Заполняя стандартные бланки документов, он не имел возможности отразить в них то обстоятельство, что имеет право на прием документов по старому образцу, так как обращался с просьбой поставить его на жилищный учет до 01 января 2005 года. Полагает, что статус ветерана подразделения особо риска позволяет ему получить жильё без доказательств того факта, что он является малоимущим.
3
Кроме того, размер его доходов должен рассматриваться с учетом того, что он является инвалидом второй группы с причинно-следственной связью заболеваний, должен нести дополнительные расходы на лечение, лекарства, специальное питание и другие меры поддержки его здоровья.
Мусаев А.А. и его представитель - адвокат Агапова И.Е. в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержали, сославшись на изложенные в ней обстоятельства.
Представители администрации Златоустовского городского округа и Министерства социальных отношений Челябинской области в судебном заседании апелляционной инстанции участия не принимали при надлежащем извещении о времени и месте судебного разбирательства.
Учитывая наличие сведений о надлежащем извещении о времени и месте судебного разбирательства неявившихся участников процесса при отсутствии сведений об уважительности причин их неявки в судебное заседание, судебная коллегия полагает о возможности рассмотрения дела в их отсутствие (статья 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Выслушав мнение истца, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела в полном объеме, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
В силу статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Суд апелляционной инстанции в интересах законности вправе проверить решение суда первой инстанции в полном объеме.
В соответствии с частью 1 статьи 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В соответствии с частью 3 статьи 246 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований.
4
Основанием для принятия решения суда о признании незаконным отказа является одновременное несоответствие этого отказа закону, а также нарушение прав и законных интересов заявителя, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
Совокупность указанных обстоятельств по делу отсутствует.
Судом установлено и подтверждается материалами гражданского дела, Мусаев А.А. является инвалидом второй группы в связи с наличием у него заболевания, связанного с воздействием комплекса неблагоприятных факторов в период выполнения работ при прохождении военной службы в Подразделениях особого риска (л.д. 7,8).
01 сентября 2011 года Мусаеву А.А. было выдано удостоверение серии ОРП N 004667, в соответствии с которым ему гарантируются меры социальной поддержки, установленные законодательством Российской Федерации для лиц, принимавших непосредственное участие в действиях подразделений особо риска, поименованных в подп. "в" пункта 1 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2123-1 (л.д. 6).
23 мая 2013 года Мусаев А.А. обратился с заявлением на имя главы Златоустовского городского округа, в котором просил признать его семью малоимущей для постановки на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении по договору социального найма в целях участия в Федеральной целевой программе "Жилище" на 2011-2015 года, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153 (л.д. 10).
На основании распоряжения администрации Златоустовского городского округа N 1339-р от 10 июля 2013 года Мусаеву А.А. было отказано в признании его малоимущим, в связи с тем, что согласно представленным справкам о доходах его среднемесячный совокупный доход составил *** рубль, при величине прожиточного минимума для его семьи в сумме *** рублей, что не соответствует минимальному размеру дохода для признания малоимущим в целях предоставления жилого помещения по договору социального найма (л.д. 11, 12).
Из объяснений истца и его представителя следует, что с вышеуказанным распоряжением администрации Златоустовского городского округа они не согласны, поскольку при обращении Мусаева А.А. ему был выдан бланк с заявлением о признании его малоимущим, с пояснением, что иных бланков нет. К указанному заявлению он представил все документы, подтверждающие его право на участие в Федеральной целевой программе "Жилище" на 2011-2015 года именно как участника подразделения особо
риска. Вместе с тем, указанные документы членами жилищной комиссии рассмотрены не были, а были рассмотрены только справки о его доходах, на основании которых ему в дальнейшем было отказано в признании малоимущим.
Отказывая в удовлетворении заявленных Мусаевым А.А. требований о признании незаконным распоряжения главы Златоустовского городского округа от 10 июля 2013 года N 1339 -р, суд первой инстанции указал на то, что истцу Мусаеву А.А. было обоснованно отказано в признании его малоимущим, поскольку среднемесячный совокупный доход семьи Мусаева А.А. превышает величину прожиточного минимума, установленного на территории Челябинской области для пенсионеров.
Также суд не установил оснований для возложения на администрацию Златоустовского городского округа Челябинской области обязанности включить Мусаева А.А. в федеральную целевую программу "Жилище" на 2011-1015 года, поскольку Мусаевым А.А. не представлено доказательств нахождения на учете в органе местного самоуправления в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения.
С такими выводами суда первой инстанции находит необходимым согласиться судебная коллегия, поскольку они основаны на совокупности исследованных в ходе судебного разбирательства доказательств и с учетом норм права, регулирующих возникшие правоотношения.
Согласно пункту 7 статьи 17 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гражданам, указанным в пункте 6 части 1 статьи 13 указанного закона гарантируется обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01 января 2005 года, жилой площадью в размерах и порядке, установленных Правительством РФ. Нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставших на учет после 01 января 2005 года, обеспечиваются жилой площадью в соответствии с жилищным законодательством.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Верховного Суда РФ от 27 декабря 1991 года N 2123-1 на граждан из подразделений особого риска распространено действие Закона РСФСР от 15 мая 1991 года "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в пределах, установленных данным постановлением, лицам, ставшим инвалидами, гарантируются меры социальной поддержки, установленные пунктами 1-14 части 1 статьи 14, статьи 24, пункта 1 части 3 статьи 27.1, статьи 29 (за исключением абзаца 2 пункта 2 части 1), частей 1-3 статьи 39 Закона.
6
Постановлением Правительства РФ N 1050 от 17 декабря 2010 года утверждена целевая программа "Жилище" на 2011-2015 годы, в соответствии с которой установлено, что выпуск и реализация государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы осуществляется в порядке, установленном Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы, утвержденных постановлением Правительства РФ N 153 от 21 марта 2006 года.
В силу подпункта "е" пункта 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ N 153 от 21 марта 2006 года (далее - Правила), право на участие в подпрограмме имеют граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на ПО "Маяк" и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01 января 2005 года и имеющие право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьями 14-17, 22 Закона РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Федеральным законом от 26 ноября 1998 года N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча".
Согласно пункту 13 Правил, социальная выплата предоставляется в размере, эквивалентном расчетной стоимости жилого помещения, определяемом исходя из:
норматива общей площади жилого помещения, установленного для семей разной численности и определяемого в соответствии с пунктами 16 -16.2 настоящих Правил;
норматива стоимости 1 кв. метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации, определяемого 1 раз в полугодие уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с пунктом 16 Правил, норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты устанавливается в следующем размере: 33 кв. м - для одиноко проживающего гражданина; 42 кв. м - на семью из 2 человек; по 18 кв. м. на каждого члена семьи при численности семьи 3 человека и более.
В случаях, установленных законодательством Российской Федерации, при определении норматива общей площади жилого помещения,
7
используемого для расчета размера социальной выплаты, учитывается норма дополнительной общей площади жилого помещения в размере 15 кв. м. При наличии права на дополнительную общую площадь по нескольким основаниям размер такой площади не суммируется.
В силу положений пункта 19 Правил, для участия в подпрограмме граждане, указанные в пункте 5 настоящих Правил, подают соответственно в воинские части, организации, учреждения федеральных органов исполнительной власти (далее -подразделения) или в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат), заявление (рапорт) об участии в подпрограмме по форме согласно приложению N 1, документы о своем согласии и согласии всех членов своей семьи на обработку персональных данных о себе по форме согласно приложению N 1.1 с приложением соответствующих документов.
По смыслу приведенных выше положений закона гражданам из подразделений особого риска гарантируется право на получение социальных выплат лишь при условии признания их в установленном законом порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Порядок и условия признания граждан нуждающимися в жилищных условиях устанавливаются в соответствии с положениями действующего Жилищного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 188-ФЗ.
В частности, в соответствии с положениями статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения государственного или муниципального жилищного фонда предоставляются по договорам социального найма малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Согласно статье 52 Жилищного кодекса Российской Федерации состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин
8
может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям (часть 1); Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее -орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии.
В соответствии с пунктом 6 Положения "О порядке признания граждан малоимущими в целях предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда Златоустовского городского округа", утвержденного постановлением администрации Златоустовского городского округа от 13 сентября 2012 года N341-п следует, что совокупный доход семьи равен сумме размеров доходов каждого члена семьи или доходу одиноко проживающего гражданина за расчетный период, равный 12 месяцам, непосредственно предшествующим месяцу обращения в орган местного самоуправления с заявлением о признании малоимущими. Среднемесячный доход семьи или одиноко проживающего гражданина исчисляется путём деления совокупного дохода семьи на число месяцев расчетного периода. Размер дохода, приходящегося на каждого члена семьи, определяется путём деления среднемесячного дохода семьи на количество членов семьи.
Согласно постановлению Губернатора Челябинской области от 29 апреля 2013 года N124 "Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально - демографическим группам населения" величина прожиточного минимума для пенсионеров составляет *** рублей.
В соответствии с Законом Челябинской области от 25 августа 2005 года N 400-30 "О порядке определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи подлежащего налогообложению, и признании граждан малоимущими в целях предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда" среднемесячный доход семьи исчисляется путём деления совокупного дохода семьи на число месяцев расчётного периода. Размер дохода, приходящегося на каждого члена семьи, определяется путём деления среднемесячного дохода семьи на количество членов семьи.
Из представленных истцом в материалы дела справок УПФР в г.Златоусте о размере пенсии (л.д. 26-29), данных лицевых счетов NN ***, ***, *** (л.д. 30-32) судом установлено, что
среднемесячный совокупный доходы семьи Мусаева А.А. составляет *** рубль, то есть превышает величину прожиточного минимума установленного на территории Челябинской области для пенсионеров.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к верным выводам о том, что истцу Мусаеву А.А. было обоснованно отказано в признании его малоимущим.
Доводы апелляционной жалобы, о том, что размер доходов Мусаева А.А. должен рассматриваться с учетом того, что он является инвалидом второй группы с причинно-следственной связью заболеваний, должен нести дополнительные расходы на лечение, лекарства, специальное питание и другие меры поддержки его здоровья, не влияют на правильность выводов суда первой инстанции, поскольку основаны на ошибочном толковании заявителем норм действующего законодательства. В соответствии с Законом Челябинской области от 25 августа 2005 года N 400-30 "О порядке определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи, подлежащего налогообложению и признании граждан малоимущими в целях предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда" и Положением "О порядке признания граждан малоимущими в целях предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда Златоустовского городского округа", утвержденным постановлением администрации Златоустовского городского округа от 13 сентября 2012 года N 341-п среднемесячный доход семьи исчисляется путем деления совокупного дохода семьи на число месяцев расчетного периода, а размер дохода, приходящегося на каждого члена семьи определяется путем деления среднемесячного дохода семьи на количество членов семьи. При этом действующим законодательством не предусмотрено, что при определении размера доходов для целей признания гражданина малоимущим подлежит учету уровень расходов данного гражданина.
В силу пункта 19 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 года, утвержденной постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года N 153 в качестве одного из оснований для участия в указанной подпрограмме и подачи соответствующего заявления является нахождение гражданина на учете в органе местного самоуправления в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения.
10
Между тем, доказательств того, что Мусаев А.А. обращался к администрации Златоустовского городского округа Челябинской области с заявлением о признании его нуждающимся в жилых помещениях и принят на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения либо ему отказано в установленном законом порядке в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, материалы дела не содержат.
Поскольку Мусаев А.А. на учете граждан в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в органе местного самоуправления по месту жительства не состоит, судебная коллегия приходит к выводу о том, что предусмотренных законом правовых оснований для возложения на администрацию Златоустовского городского округа Челябинской области обязанности включить Мусаева А.А. в федеральную целевую программу "Жилище" на 2011-1015 года не имеется.
Доводы апелляционной жалобы Мусаева А.А. о том, что ранее в 2004 году он обращался в администрацию Златоустовского городского округа с просьбой поставить его на учет как участника подразделения особого риска, но ему в этом было отказано в устной форме по мотиву отсутствия у него на тот момент удостоверения ветерана подразделения особого риска не могут быть приняты во внимание, поскольку данное обстоятельство не подтверждено какими-либо объективными доказательствами по делу.
Ссылка в жалобе на то обстоятельство, что после получения им 27 ноября 2006 года удостоверения ветерана подразделения особого риска вступил в силу Жилищный кодекса РФ от 01 января 2005 года, правила приема документов изменились, ему необходимо стало доказать, что он является малоимущим, не могут быть приняты во внимание судебной коллегией, поскольку основаны на субъективном толковании заявителем норм права. Для участия в федеральной целевой программе "Жилище" на 201 1-2015 годы заявителю необходимо подтвердить факт нуждаемости в жилом помещении, что последним сделано не было.
Доводы апелляционной жалобы о том, что в силу положения Постановления Правительства РФ от 21 марта 2006 года N 153 Мусаев А.А. имеет право на дополнительную жилую площадь, поскольку на семью из двух человек размер социальной выплаты устанавливается исходя из площади 42 кв.м., тогда как общая площадь принадлежащего ему на праве собственности жилого помещения составляет 31,4 кв.м., не опровергают правильность выводов суда первой инстанции. Право Мусаева А.А. как участника подразделения особого риска и инвалида второй группы на дополнительную жилую площадь никем не оспаривается. Однако доказательств того, что Мусаевым А.А. принимались меры к реализации предоставленных ему мер социальной поддержки путем обращения в органы местного самоуправления с соответствующим заявлением, не
11
представлено. Совокупность обстоятельств, необходимая для реализации права на улучшении жилищных условий за счет средств федерального бюджета путем предоставления социальной выплаты, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом, судом не установлена.
Судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела по существу правильно определены и установлены обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, им дана надлежащая правовая оценка с учетом норм права, регулирующих возникшие правоотношения, в результате чего постановлено законное и обоснованное решение, не подлежащее отмене по доводам апелляционной жалобы.
Нарушений судом первой инстанции норм процессуального права, влекущих безусловную отмену состоявшегося по делу решения, допущено не было (часть 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Руководствуясь статьями 327, 327.1, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Златоустовского городского суда Челябинской области от 23 сентября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Мусаева А.А. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.