Судья Челябинского областного суда Смолин А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Администрации Верхнеуральского муниципального района Челябинской области Селедковой И.В. на решение судьи Верхнеуральского районного суда Челябинской области от 08 ноября 2013 года по жалобе администрации Верхнеуральского муниципального района Челябинской области в лице главы администрации Верхнеуральского района Ломакина М.Н. на постановление начальника отдела- старшего судебного пристава Верхнеуральского РОСП Челябинской области А.С.Ф. от 09 октября 2013 года в отношении юридического лица- администрации Верхнеуральского муниципального района по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением начальника отдела - старшего судебного пристава Верхнеуральского районного отдела судебных приставов (далее -Верхнеуральского РОСП) А.С.Ф. от 09 октября 2013 года Администрация Верхнеуральского муниципального района Челябинской области подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере 30 000 рублей на основании части 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением судьи Верхнеуральского районного суда Челябинской области от 08 ноября 2013 года названное постановление должностного лица оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Челябинский областной суд, защитник Администрации Верхнеуральского муниципального района Челябинской области Селедкова И.В. просит отменить судебное решение, и принять по делу новое решение.
В обоснование доводов жалобы ссылается на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела. Указывает, что законный представитель Администрации Верхнеуральского муниципального района Челябинской области, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, не был извещен в установленном порядке о месте и времени составления протокола об административном правонарушении, в силу чего административным органом был составлен
1
указанный документ с нарушением требований статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В связи с указанным обстоятельством выражает свое несогласие с выводом судьи районного суда об отсутствии нарушения права на защиту администрации. Полагает существенным обстоятельством отсутствие извещения главы Администрации Верхнеуральского муниципального района Челябинской области. Кроме того, заявитель указывает, что отсутствие денежных средств у администрации в силу прямого указания Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", является объективной и уважительной причиной неисполнения решения суда в установленный судебным приставом-исполнителем срок.
В судебном заседании защитник Администрации Верхнеуральского муниципального района Челябинской области, представитель Верхнеуральского районного отдела судебных приставов УФССП по Челябинской области участия не принимали при надлежащем извещении о времени и месте судебного разбирательства. Судья областного суда определил о возможности рассмотрения дела в их отсутствие в силу положений статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Проверив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, нахожу судебное решение подлежащим оставлению без изменения.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
При рассмотрении дела об административном правонарушении, судья выполнил указанные требования закона.
В силу требований статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением
2
признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии с частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, -влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии со статьей 13 Гражданского процессуального кодекса РФ вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации. Неисполнение судебного постановления, а равно иное проявление неуважения к суду влечет за собой ответственность, предусмотренную федеральным законом.
В статье 6 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" также закреплена обязательность судебных постановлений.
Согласно статье 5 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", принудительное исполнение судебных актов возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы. Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений Федеральной службы судебных приставов и ее территориальных органов.
Согласно статье 12 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 118-ФЗ "О судебных приставах", в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом "Об исполнительном производстве", судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
Статьей 6 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" предусмотрено, что законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации. В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные названным Федеральным законом. Невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, а также воспрепятствование осуществлению судебным приставом-исполнителем функций по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
В силу положений статей 105, 113 данного Закона в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения. При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливает новый срок для исполнения. В случае нарушения законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве виновное лицо подвергается административной или уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как усматривается из материалов дела, 06 февраля 2013 года на основании исполнительного листа ВС N ***, выданного на основании судебного акта по делу N 2-1005/2012 от 21 декабря 2012 года, о предоставлении М.В.С. вне очереди за счет бюджета Челябинской области, жилое помещение на территории Верхнеуральского муниципального района, не ниже социальной нормы предоставления площади жилого помещения, благоустроенное применительно к населенному пункту по месту нахождения жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, судебным приставом-исполнителем Верхнеуральского РОСП Челябинской области было возбуждено исполнительное производство.
19 июня 2013 года в адрес Администрации Верхнеуральского муниципального района Челябинской области судебным приставом-исполнителем было направлено предупреждение, с указанием о необходимости исполнить решение суда.
4
В связи с неисполнением требований исполнительного документа в установленный срок, 20 июня 2013 года судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании с должника исполнительского сбора, в связи с неисполнением должником исполнительного документа в установленный срок.
В дальнейшем 24 сентября 2013 года судебным приставом-исполнителем Верхнеуральского РОСП было вынесено постановление о назначении нового срока исполнения судебного акта.
30 сентября 2013 года в отношении администрации был составлен протокол об административном правонарушении за совершение правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановлением начальника отдела - старшего судебного пристава Верхнеуральского РОСП А.С.Ф. от 09 октября 2013 года Администрация Верхнеуральского муниципального района была признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и привлечена к административной ответственности в виде штрафа в размере 30 000 рублей.
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела об административном правонарушении и материалами исполнительного производства.
Факт правонарушения и виновность Администрации Верхнеуральского муниципального района Челябинской области подтверждаются следующими доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 30 сентября 2013 года; постановлением от 24 сентября .2013 года о предоставлении нового срока для исполнения требований исполнительного документа; исполнительным листом серии ВС N *** от 21 декабря 2012 года; уведомлением о месте и времени рассмотрения протокола об административном правонарушении от 01 октября 2013 года; постановлением о взыскании исполнительного сбора от 20 июня 2013 года; требованием о предоставлении сведений об исполнении требований исполнительного документа от 18 июня 2013 года; определением Верхнеуральского районного суда Челябинской области от 12 апреля 2013 года об отказе в предоставлении отсрочки исполнения решения суда; определением Верхнеуральского районного суда Челябинской области от 09 сентября 2013 года об отказе в разъяснении решения суда от 21 декабря 2012 года, и иными материалами дела.
5
Объективных данных, ставящих под сомнение представленные административным органом доказательства, в деле не содержится, с жалобой заявителем не представлено.
Довод заявителя о том, что отсутствие денежных средств у администрации в силу прямого указания Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", является объективной и уважительной причиной неисполнения решения суда в установленный судебным приставом-исполнителем срок, является несостоятельным, поскольку данное правонарушение посягает на институт судебной власти, принципы обеспечения эффективности судебного решения, реального и своевременного восстановления нарушенных прав граждан, и изложенные доводы жалобы в указанной части не влекут отмену постановления должностного лица и решения судьи районного суда.
При таких обстоятельствах у судебного пристава-исполнителя имелись все основания для привлечения органа местного самоуправления к административной ответственности, и им правильно были квалифицированы действия администрации по части 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья районного суда обоснованно пришел к выводу о том, что вина Администрации Верхнеуральского муниципального района Челябинской области в совершении вмененного ей правонарушения установлена, поскольку должником не были приняты все зависящие от него меры, направленные на исполнение требований исполнительного документа, а доказательства обратного в административном материале отсутствуют.
Указанный вывод судьи районного суда мотивирован, собранные доказательства являются достаточными и допустимыми для рассмотрения дела по существу, получили оценку в соответствии со статьями 26.2, 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, на основании всестороннего, полного, объективного исследования всех обстоятельств дела в совокупности.
Довод жалобы о том, что судьей районного суда дана неверная оценка доводам администрации о нарушении требований статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при составлении протокола административным органом, сводящиеся к утверждению о ненадлежащем извещении в установленном порядке законного представителя Администрации Верхнеуральского муниципального района Челябинской области о месте и времени составления протокола об административном правонарушении, не влечет безусловную отмену постановления должностного лица и решение судьи районного суда,
6
поскольку сводится к переоценке выводов судьи первой инстанции и направлены на иную оценку доказательств по делу, установленных и исследованных судьей в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Также не влечет отмену решения судьи районного суда и указание в жалобе на нарушение прав администрации на защиту при составлении протокола об административном правонарушении, поскольку названное утверждение опровергается имеющимися в материалах дела доказательствами, и, по мнению судьи областного суда, обосновано отвергнуто судьей районного суда ввиду его несостоятельности.
В соответствии с частью 4.1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
О месте и времени составления протокола об административном правонарушении администрация была уведомлена надлежащим образом, о чем свидетельствует постановление от 24 сентября 2013 года о назначении нового срока исполнения требований исполнительного документа, врученного администрации Верхнеуральского муниципального района 25 сентября 2013 года, содержащее сведения об этом. Указанным обстоятельствам судьей районного суда дана надлежащая правовая оценка, не соглашаться с которой у судьи областного суда оснований не имеется.
Избранный административным органом способ извещения лица, привлекаемого к административной ответственности, о времени и месте составления протокола об административном правонарушении соответствует требованиям действующего административного законодательства, в том числе положениям статьи 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с чем, доводы жалобы в указанной части повлиять на обоснованность выводов судьи районного суда не могут, поскольку сводятся к иному субъективному толкованию норм права заявителем.
По указанным обстоятельствам необоснованными являются утверждения администрации об обязательном извещении главы Администрации Верхнеуральского муниципального района Челябинской
7
области о месте и времени составления протокола об административном правонарушении.
Наказание за совершенное административное правонарушение было назначено Администрации Верхнеуральского муниципального района Челябинской области в пределах, установленных санкцией части 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оснований для его снижения не имеется.
При рассмотрении жалобы судьей районного суда обстоятельства дела исследованы полно, всесторонне и объективно и с учетом положений статей 26.2, 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дана верная оценка всем представленным по делу доказательствам, которые являются допустимыми и достаточными для установления виновности Администрации Верхнеуральского муниципального района Челябинской области в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушен. Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.
Материалы дела не содержат сведений о наличии процессуальных нарушений, которые могли бы препятствовать всестороннему, полному и объективному рассмотрению дела. Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену постановления должностного лица и решения судьи районного суда, которым оно было оставлено без изменения, при рассмотрении дела допущено не было, в связи с чем, оснований для их отмен по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Челябинского областного суда
РЕШИЛ:
Решение судьи Верхнеуральского районного суда Челябинской области от 08 ноября 2013 года оставить без изменения, жалобу защитника Администрации Верхнеуральского муниципального района Челябинской области Селедковой И.В. - без удовлетворения.
Судья:
8
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.