Постановление Челябинского областного суда от 02 декабря 2013 г.
(Извлечение)
Заместитель председателя Челябинского областного суда Козлова Н.В., рассмотрев жалобу Садового некоммерческого товарищества "Тракторосад N1-2" на постановление мирового судьи судебного участка N 7 Тракторозаводского района г. Челябинска от 28 июня 2013 года и решение судьи Тракторозаводского районного суда г. Челябинска от 10 сентября 2013 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ, в отношении Садового некоммерческого товарищества "Тракторосад N1-2",
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N7 Тракторозаводского района г. Челябинска от 28 июня 2013 года Садовое некоммерческое товарищество "Тракторосад N1-2" (далее по тексту СНТ "Тракторосад N 1-2") привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 70 000 рублей.
Решением судьи Тракторозаводского районного суда г. Челябинска от 10 сентября 2013 года указанное выше постановление мирового судьи оставлено без изменения.
В жалобе СНТ "Тракторосад N1 - 2", поданной в порядке надзора от его имени председателем правления Тимохиным С. Ю., поставлен вопрос об отмене принятых по делу судебных постановлений ввиду их незаконности.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, оснований для удовлетворения жалобы и отмены или изменения принятых по делу судебных постановлений не нахожу.
В соответствии с частью 12 ст. 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный пожарный надзор, является административным правонарушением и влечет административную ответственность в виде административного штрафа на юридических лиц от семидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
Согласно ст. 6 Федерального закона от 21 декабря 1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" должностные лица органов пожарного надзора при осуществлении надзорной деятельности имеют право выдавать организациям и гражданам предписания об устранении выявленных
2
нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты, на лесных участках, на подземных объектах, при ведении горных работ, при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов промышленного назначения, в отношении реализуемой продукции, не соответствующей требованиям технических регламентов, а также по предотвращению угрозы возникновения пожара.
Предписание об устранении нарушений обязательно для исполнения всеми должностными лицами, гражданами, юридическими лицами независимо от организационно - правовой формы последних, осуществляющими свою деятельность. Невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный пожарный надзор влечет административную ответственность в соответствии с ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ.
Из материалов дела следует, что на основании распоряжения заместителя главного государственного инспектора ОНД N 3 по пожарному надзору N1876 от 30 мая 2012 года, в период с 15 часов 00 минут 04 июня 2012 года по 11 часов 00 минут 13 июня 2012 года проведена внеплановая выездная проверка юридического лица - СНТ "Тракторосад N1 - 2, расположенного по адресу: г. Челябинск, пр. Ленина, 11. В ходе указанной проверки в помещениях СНТ "Тракторосад N1 - 2" выявлены нарушения требований пожарной безопасности.
По результатам проверки государственным инспектором ОНД N 3 по пожарному надзору вынесено предписание N 1876/1/1-2 от 13 июня 2012 года по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности в срок до 01 апреля 2013 года (л.д. 27).
На основании распоряжения заместителя главного государственного инспектора отдела надзорной деятельности N 3 Управления надзорной деятельности Главного Управления МЧС России по Челябинской области от 23 апреля 2013 года N 754 в период 15 часов 29 апреля 2013 года по 12 часов 00 минут 13 мая 2013 года проведена внеплановая выездная проверка соблюдения требований пожарной безопасности на территории, в здании и помещениях СНТ "Тракторосад N1-2", находящегося по адресу: г. Челябинск пр. Ленина 11, с целью контроля исполнения ранее выданного предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности N 1876/1/1-2 от 13 июня 2012 года срок исполнения, которого истек.
Копия распоряжения вручена представителю юридического лица 25 апреля 2013 года (л.д. 7).
Таким образом, распоряжение о проведении внеплановой выездной проверки N 754 от 23 апреля 2013 года доведено в установленном Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294 -ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при
3
осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" порядке до проверяемого лица.
В ходе проведения проверки государственным инспектором ОНД N 3 по пожарному надзору выявлено невыполнение юридическим лицом СНТ "Тракторосад N 1-2" предписания 1876/1/1 - 2 от 13 июня 2012 года в срок, установленный в предписании 01 апреля 2013 года в части п. 2, о чем составлен акт проверки N 754 от 13 мая 2013 года.
В ходе проверки законный представитель юридического лица Тимохин СЮ. замечаний относительно выявленного нарушения не выразил.
Акт проверки получен представителем СНТ "Тракторосад N 1-2" Бавыкиной В.А. 13 мая 2013 года.
Выявленное нарушение СНТ "Тракторосад N 1-2" не оспаривалось.
В связи с выявленным нарушением в отношении СНТ "Тракторосад N 1-2" составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 12 ст. 19. 5 КоАП РФ.
Факт совершения СНТ "Тракторосад N 1-2" административного правонарушения, предусмотренного частью 12 статьи 19.5 КоАП РФ, подтверждается собранными по делу доказательствами: протоколом N 951 об административном правонарушении от 14 мая 2013 года (л.д. 2-3); распоряжением о проведении внеплановой выездной проверки от 23 апреля 2013 года N 754 (л.д. 7); актом проверки N 754 от 13 мая 2013 года (л.д. 8-9), предписанием N 1876/1/1-2 от 13 июня 2012 года (л.д.27) и другими материалами дела.
Представленным в материалы дела доказательствам судьями при рассмотрении дела дана оценка на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.
О времени и месте составления протокола по делу об административном правонарушении законный представитель СНТ "Тракторосад N 1-2" Тимохин СЮ. извещен надлежащим образом, был уведомлен о необходимости явки в отдел надзорной деятельности; при этом в уведомлении о составлении протокола об административном правонарушении указано время и место его составления. Уведомление вручено представителю СНТ "Тракторосад N 1-2" 13 мая 2013 года (л.д. 4-5); для составления протокола и иных материалов дела законный представитель СНТ "Тракторосад N 1 -2" в отдел надзорной деятельности не явился. В связи с неявкой законного представителя СНТ "Тракторосад N 1-2" протокол был составлен государственным инспектором ОНД N 3 по пожарному надзору в его отсутствие, что согласуется с требованиями части 4.1 статьи 28.2 КоАП РФ. Копия протокола об административном правонарушении N 951 от 14 мая 2013 года направлена в адрес СНТ "Тракторосад N 1-2" установленном законом порядке.
4
Протокол об административном правонарушении составлен в соответствии со ст. 28.2 КоАП РФ, в нем отражены все сведения, необходимые для разрешения дела.
Доводы жалобы о том, что п. 2 предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности N 1876/1/1-2 от 13 июня 2012 года в части организации отдельной входной группы (обособленного выхода из помещения) является неисполнимым; ссылки на то, что отсутствуют основания для применения к зданию, построенному в 1957 году, требований СНиП 21-01-97, СНиП 31-01-2003, от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" ФЗ N 123 -ФЗ от 04.07.2008 года, Постановления Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 "О противопожарном режиме", являются несостоятельными.
В силу п. 6.9 СНиП 21-01-97 выходы из подвальных и цокольных этажей, являющиеся эвакуационными, как правило, следует предусматривать непосредственно наружу обособленными от общих лестничных клеток здания.
Согласно п. 7.1.12 СНиП 31-01-2003 помещения общественного назначения следует отделять от помещений жилой части противопожарными перегородками 1-го типа и перекрытиями 3-го типа без проемов, в зданиях 1 степени огнестойкости - перекрытиями 2 типа.
В соответствии с чЛ ст. 88 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ (в редакции, действующей на момент совершения административного правонарушения) "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" части зданий, сооружений, строений, пожарных отсеков, а также помещения различных классов функциональной пожарной опасности должны быть разделены между собой ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами. Требования к таким ограждающим конструкциям и типам противопожарных преград устанавливаются с учетом классов функциональной пожарной опасности помещений, величины пожарной нагрузки, степени огнестойкости и класса конструктивной пожарной опасности здания, сооружения, строения, пожарного отсека.
В силу п. 23 - г. Постановления Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 "О противопожарном режиме" на объектах запрещается: устраивать в подвалах и цокольных этажах мастерские, а также размещать иные хозяйственные помещения, если нет самостоятельного выхода или выход из них не изолирован противопожарными преградами от общих лестничных клеток.
Согласно п. 39 Приказа МЧС РФ от 16.03.2007 N 140 (ред. от 28.12.2011) "Об утверждении Инструкции о порядке разработки органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями нормативных документов по
5
пожарной безопасности, введения их в действие и применения" требования пожарной безопасности, изложенные во вновь принятых нормативных документах, не распространяются на существующие объекты, здания и сооружения, введенные в действие в соответствии с ранее действовавшими нормативными документами, за исключением случаев, когда дальнейшая эксплуатация таких объектов, зданий (сооружений) в соответствии с новыми данными приводит к недопустимому риску для безопасности жизни или здоровья людей.
Актом проверки N 754 от 13 мая 2013 года выявлен факт неисполнения требований пункта 2 предписания N 1876/1/1-2, а именно: выход из помещения организации, расположенной в цокольном этаже здания, не выполнен обособленным от общей лестничной клетки жилой части здания. Данное нарушение создает угрозу жизни и здоровью людей при возникновении пожара.
В соответствии с ч.2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Установленный факт правонарушения свидетельствует о том, что юридическим лицом - СНТ "Тракторосад N 1-2" не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности.
Рассмотрев дело об административном правонарушении, мировой судья пришел к обоснованному выводу о том, что в действиях юридического лица - СНТ "Тракторосад N 1-2" имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ.
Представленные по делу доказательства являются допустимыми и достаточными для установления вины юридического лица - СНТ "Тракторосад N 1-2" в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ. Принципы презумпции невиновности и законности, закрепленных в ст.ст. 1.5, 1.6 КоАП РФ, не нарушены.
В постановлении мирового судьи по делу об административном правонарушении содержатся все сведения, предусмотренные ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ, отражено событие правонарушения, квалификация деяния, приведены обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, доказательства, исследованные в судебном заседании.
Постановление о назначении юридическому лицу - СНТ "Тракторосад N 1-2" административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 12 ст. 19.5
6
КоАП РФ, вынесено мировым судьей в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ.
Как усматривается из представленных материалов, при назначении юридическому лицу - СНТ "Тракторосад N 1-2" административного наказания мировым судьей требования ст.ст. 3.1, 3.5, 4.1-4.3 КоАП РФ КоАП РФ соблюдены.
Судья районного суда, рассмотрев жалобу на постановление мирового судьи, проверил дело в соответствии с требованиями ст. 30.6 КоАП РФ, вынес законное и обоснованное решение; все доводы жалобы СНТ "Тракторосад N 1-2" получили надлежащую правовую оценку.
Доводы надзорной жалобы заявителя не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемых судебных актов.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.13 - 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
ПОСТАНОВИЛ:
постановление мирового судьи судебного участка N 7 Тракторозаводского района г. Челябинска от 28 июня 2013 года и решение судьи Тракторозаводского районного суда г. Челябинска от 10 сентября 2013 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ, в отношении Садового некоммерческого товарищества "Тракторосад N1-2" оставить без изменения, жалобу Садового некоммерческого товарищества "Тракторосад N1-2" - без удовлетворения.
Заместитель председателя областного суда
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.