Постановление Челябинского областного суда от 17 декабря 2013 г.
(Извлечение)
Заместитель председателя Челябинского областного суда Козлова Н.В., рассмотрев жалобу главы Еральского сельского поселения Булатовой Н.В. на постановление мирового судьи судебного участка N 2 г. Аши и Ашинского района Челябинской области от 06 июня 2013 года и решение судьи Ашинского городского суда Челябинской области от 13 августа 2013 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.6 КоАП РФ, в отношении администрации Еральского сельского поселения Ашинского района Челябинской области,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N 2 г. Аши и Ашинского района Челябинской области от 06 июня 2013 года администрация Еральского сельского поселения Ашинского района Челябинской области привлечена к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 20.6 КоАП РФ, и ей назначено административное наказание виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Решением судьи Ашинского городского суда Челябинской области от 13 августа 2013 года указанное постановление мирового судьи оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в порядке надзора от имени администрации Еральского сельского поселения, глава Еральского сельского поселения Булатова Н.В. просит отменить судебные постановления, считая их незаконными.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, оснований для удовлетворения жалобы и отмены или изменения принятых по делу судебных постановлений не нахожу.
Правовое регулирование отношений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права и осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Федеральный закон от 21.12.1994 N 68-ФЗ), а также принимаемыми в соответствии с ним Федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской
2
Федерации.
Полномочия органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций определены в ст. 11 Федерального закона от 21 декабря 1994г. N 68-ФЗ.
Часть 1 статьи 20.6 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за невыполнение предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а равно невыполнение требований норм и правил по предупреждению аварий и катастроф на объектах производственного или социального назначения.
Как следует из материалов дела, 20 марта 2013 года на основании распоряжения N 12/4 главного государственного инспектора ОНД N 10 по пожарному надзору от 12 марта 2013 года проведена плановая выездная проверка в отношении администрации Еральского сельского поселения, расположенного по адресу: Челябинская область, Ашинский район, с. Ерал, ул. Советская д. 13, по выполнению требований, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами РФ в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Копия распоряжения получена главой Еральского сельского поселения 13 марта 2013 года (л.д. 7).
Таким образом, распоряжение о проведении плановой выездной проверки N 12/4 от 12 марта 2013 года доведено в установленном Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" порядке до проверяемого лица.
При проведении проверки принимала участие глава Еральского сельского поселения Булатова Н.В.; по результатам проверки составлен акт N 12/4 от 20 марта 2013 года, который получен главой Еральского сельского поселения (л.д. 5-6).
В ходе проведения проверки должностным лицом ГУ МЧС России выявлены следующие нарушения, допущенные администрацией Еральского сельского поселения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций:
- отсутствует паспорт безопасности муниципального образования чем нарушены требования Приказа МЧС Российской Федерации N 484 от 25.10.2004 года (п. 1 акта проверки)
- не пройдено обучение (повышение квалификации) членами комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и пожарной безопасности, чем нарушены требования Постановления Правительства Российской Федерации N 547 от 4.09.2003 года, пункт 2, п.п. "д", пункт 4, пункт 5, пункт 6, п.п. "в"; Приложение к Приказу МЧС Российской Федерации от 19.01.2004 года N 19, пункт 8 (п. 2 акта проверки).
3
- не создан резерв финансовых ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, чем нарушены положения пп. "д" п. 2 ст. 11 Федерального Закона 68-ФЗ от 21.12.1994 года (п. 3 акта проверки).
- не представлены (отсутствуют в наличии) план работы и протоколы (решения) заседаний комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и пожарной безопасности, чем нарушены положения п. 9 Постановления Правительства РФ N794 от 30.12.2003 года (п. 4 акта проверки).
В связи с выявленными нарушениями составлен протокол N7/4 об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 20.6 КоАП РФ, от 05 апреля 2013 года.
В соответствии с п.п. 2, 4 Приказа МЧС Российской Федерации N 484 от 25.10.2004 года 2. типовой паспорт безопасности территории субъекта Российской Федерации и муниципального образования разработан для административно-территориальных единиц: республики, края, области, муниципального образования и населенного пункта (города). Разработка паспорта безопасности муниципального образования организуется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления. На момент проверки паспорт безопасности муниципального образования должностному лицу ГУ МЧС ОНД N10 не представлен.
Постановлением Правительства РФ от 04.09.2003 N 547 (ред. от 08.09.2010) "О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" установлено, что подготовка населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера организуется в рамках единой системы подготовки населения в области гражданской обороны и защиты населения от чрезвычайных ситуаций и осуществляется по соответствующим группам в организациях (в том числе в образовательных учреждениях), а также по месту жительства.
Пунктами 2, 4, 5, 6 указанного Постановления предусмотрено, что подготовку в области защиты от чрезвычайных ситуаций проходят работники федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, специально уполномоченные решать задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и включенные в состав органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Подготовка в области защиты от чрезвычайных ситуаций предусматривает:
а) для работающего населения - проведение занятий по месту работы согласно рекомендуемым программам и самостоятельное изучение порядка действий в чрезвычайных ситуациях с последующим закреплением полученных знаний и навыков на учениях и тренировках;
4
б) для неработающего населения - проведение бесед, лекций, просмотр учебных фильмов, привлечение на учения и тренировки по месту жительства, а также самостоятельное изучение пособий, памяток, листовок и буклетов, прослушивание радиопередач и просмотр телепрограмм по вопросам защиты от чрезвычайных ситуаций;
в) для обучающихся - проведение занятий в учебное время по соответствующим программам в рамках курса "Основы безопасности жизнедеятельности" и дисциплины "Безопасность жизнедеятельности", утверждаемым Министерством образования и науки Российской Федерации по согласованию с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
г) для руководителей органов государственной власти - повышение квалификации в Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации, проведение самостоятельной работы с нормативными документами по вопросам организации и осуществления мероприятий по защите от чрезвычайных ситуаций, участие в ежегодных сборах, учениях и тренировках, проводимых по планам Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
д) для председателей комиссий по чрезвычайным ситуациям, руководителей органов местного самоуправления и организаций, уполномоченных работников - повышение квалификации не реже одного раза в 5 лет, проведение самостоятельной работы, а также участие в сборах, учениях и тренировках.
Учитывая вышеизложенные правовые нормы, а также положения п.п. 10, 11 Постановления Правительства РФ от 30 декабря 2003 года "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", нарушения, указанные в п. 2 протокола об административном правонарушении, вменены юридическому лицу обосновано.
Согласно пп. "д" п. 2 ст. 11 Федерального Закона 68-ФЗ от 21.12.1994 года органы местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций самостоятельно создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.
В соответствии с п. 20 Постановления Правительства РФ N794 от 30.12.2003 года порядок создания, использования и восполнения резервов финансовых и материальных ресурсов определяется законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и организациями. Номенклатура и объем резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также
5
контроль за их созданием, хранением, использованием и восполнением устанавливаются создающим их органом.
Невыполнение данного требования установлено при проведении проверки и нашло свое отражение в п. 3 протокола N 7/3 от 05 апреля 2013 года.
На основании п.п. 6-9 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного Постановлением Правительства от 30 декабря 2003 года N794 на каждом уровне диной государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются координационные органы. На муниципальном уровне (в пределах территории муниципального образования) таким органом является - комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа местного самоуправления, в обязанности которой входит: разработка предложений по реализации государственной политики в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности; координация деятельности органов управления и сил единой системы; обеспечение согласованности действий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций при решении задач в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности, а также восстановления и строительства жилых домов, объектов жилищно-коммунального хозяйства, социальной сферы, производственной и инженерной инфраструктуры, поврежденных и разрушенных в результате чрезвычайных ситуаций; рассмотрение вопросов о привлечении сил и средств гражданской обороны к организации и проведению мероприятий по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в порядке, установленном федеральным законом. Иные задачи могут быть возложены на соответствующие комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности решениями Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Образование, реорганизация и упразднение комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, определение их компетенции, утверждение руководителей и персонального состава осуществляются соответственно Правительством Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов
6
Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями. Компетенция комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, а также порядок принятия решений определяются в положениях о них или в решениях об их образовании.
Таким образом, в силу требований действующего законодательства на администрацию Еральского сельского поселения возложена обязанность по выполнению требований законодательства РФ в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их невыполнение влечет административную ответственность по ч.1 ст. 20.6 КоАП РФ.
Оснований не доверять сведениям должностного лица ГУ МЧС о том, что на момент проведения проверки вышеуказанные нарушения имели место и не были устранены, не имеется.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Установленный факт правонарушения свидетельствует о том, что юридическим лицом - администрацией Еральского сельского поселения не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований, предусмотренных законодательством по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Факт допущенных нарушений и невыполнение администрации Еральского сельского поселения предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, и виновность в совершении административного правонарушения подтверждены представленными в дело доказательствами, в том числе: сведениями, указанными в протоколе N7/4 об административном правонарушении, предусмотренном чЛ ст. 20.6 КоАП РФ, от 05 апреля 2013 года (л.д. 3-4); распоряжением N 12/4 от 12 марта 2013 года (л.д. 7), актом проверки N12/4 от 20 марта 2013 года (л.д. 5-6) и другими материалами дела.
Всем представленным в материалы дела доказательствам судьями была дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, выводы судей о наличии в действиях администрации Еральского сельского поселения административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ, являются правильными.
Нарушений процессуальных норм при рассмотрении дела об административном правонарушении и вынесении постановления по делу об административном правонарушении не допущено.
Протокол об административном правонарушении составлен в
7
соответствии со ст. 28.2 КоАП РФ, в нем отражены все сведения, необходимые для разрешения дела. Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом с участием главы администрации Еральского сельского поселения Булатовой Н.В. Копия протокола об административном правонарушении вручена Булатовой Н.В. 05 апреля 2013 года в установленном законом порядке.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении судьями требования ст.ст. 24.1, 26.1 КоАП РФ выполнены.
Постановление мирового судьи соответствует требованиям ст. 29.10 КоАП РФ, в нем содержится указание на обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, приведены доказательства, подтверждающие обстоятельства дела, и мотивированные выводы о виновности.
Судьей городского суда по жалобе главы администрации Еральского сельского поселения дело проверено в полном объеме в соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ. В решении дана полная и объективная оценка доводам жалобы.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
Довод жалобы о малозначительности совершенного администрацией Еральского сельского поселения правонарушения не может повлечь отмену обжалуемых судебных постановлений по следующим основаниям.
Понятие малозначительности административного правонарушения является категорией оценочной и определяется судом в каждом конкретном случае с учетом выявленных обстоятельств дела. Применение ст. 2.9 КоАП РФ является правом, а не обязанностью суда.
Состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 тс. 20.6 КоАП РФ, является формальным и не предусматривает в качестве обязательного условия наступление последствий. В связи с чем отсутствие вреда и не наступление в результате допущенных нарушений последствий, само по себе не свидетельствует о малозначительности деяния.
Частичное устранение нарушений, указанных в акте проверки и протоколе об административном правонарушении, на момент принятия мировым судьей постановления не влечет отмену вынесенных по делу судебных актов. Данное обстоятельство свидетельствует о том, что на момент выявления правонарушения у администрации Еральского сельского поселения отсутствовали препятствия по выполнению указанных обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера
Административное наказание назначено в пределах санкции ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.5, 4.1-4.3 КоАП РФ. При этом учтены характер совершенного административного правонарушения, объектом которого являются правоотношения в области
8
защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, а также отсутствие обстоятельства, отягчающих административную ответственность. Оснований для применения ст. 2.9 КоАП РФ у судей не имелось.
Назначенное наказание в виде административного штрафа в размере 100 ООО рублей отвечает принципам справедливости и соразмерности. Следует также учесть, что администрации Еральского сельского поселения назначен минимальный размер административного штрафа.
Доводы надзорной жалобы заявителя не содержат иных правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемых судебных актов.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.16 - 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
ПОСТАНОВИЛ:
постановление мирового судьи судебного участка N 2 г. Аши и Ашинского района Челябинской области от 06 июня 2013 года и решение судьи Ашинского городского суда Челябинской области от 13 августа 2013 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.6 КоАП РФ, в отношении администрации Еральского сельского поселения Ашинского района Челябинской области оставить без изменения, жалобу главы Еральского сельского поселения Булатовой Н.В. - без удовлетворения.
Заместитель председателя областного суда
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.