Постановление Челябинского областного суда от 20 декабря 2013 г.
(Извлечение)
Заместитель председателя Челябинского областного суда Козлова Н.В., рассмотрев жалобу Муниципального образовательного учреждения Рощинская средняя образовательная школа на постановление мирового судьи судебного участка N 3 Сосновского района Челябинской области от 02 июля 2013 года и решение судьи Сосновского районного суда Челябинской области от 31 июля 2013 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.6 КоАП РФ, в отношении Муниципального образовательного учреждения Рощинская средняя образовательная школа,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N 3 Сосновского района Челябинской области от 02 июля 2013 года Муниципальное образовательного учреждения Рощинская средняя образовательная школа (далее МОУ Рощинская СОШ) привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 20.6 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Решением судьи Сосновского районного суда Челябинской области от 31 июля 2013 года указанное постановление мирового судьи изменено, исключено указание на то, что директором МОУ Рощинская СОШ Борисковой Л.Н. не выполнено требование законодательства в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, отраженное в п. 2 протокола 13/4, а именно - в МОУ Рощинская СОШ не проводятся тренировки в целях совершенствования знаний, умений и навыков в области защиты от чрезвычайных ситуаций 1 раз в 3 года продолжительностью до 8 часов. В остальной части постановление оставлено без изменения.
В жалобе МОУ Рощинская СОШ, поданной в порядке надзора от имени учреждения законным представителем Борисковой Л.Н. поставлен вопрос об отмене судебных постановлений ввиду их незаконности.
Изучив материалы истребованного дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, прихожу к выводу о наличии оснований для удовлетворения жалобы.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению
2
административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В силу положений статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия(бездействие), за которые названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность, характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Правовое регулирование отношений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права и осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Федеральный закон от 21.12.1994 N 68-ФЗ), а также принимаемыми в соответствии с ним Федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Обязанности организаций и должностных лиц в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций определены в ст. 14 Федерального закона от 21 декабря 1994г. N 68-ФЗ.
Часть 1 статьи 20.6 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за невыполнение предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а равно невыполнение требований норм и правил по предупреждению аварий и катастроф на объектах производственного или социального назначения.
Как следует из материалов дела об административном правонарушении, в период с 14 по 24 мая 2013 года на основании распоряжения N 35/4 начальника Отдела надзорной деятельности N 17 УНД ГУ МЧС России по Челябинской области по пожарному надзору от 07 мая 2013 года проведена плановая выездная проверка в отношении МОУ Рощинская СОШ, расположенного по адресу: Челябинская область, Сосновский район, п. Рощино, ул. Ленина д. 3, по выполнению требований, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами РФ в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Копия распоряжения получена директором МОУ Рощинская СОШ 08 мая 2013 года (л.д. 18).
3
Таким образом, распоряжение о проведении плановой выездной проверки N 35/4 от 07 мая 2013 года доведено в установленном Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" порядке до проверяемого лица.
При проведении проверки принимала участие директор МОУ Рощинская СОШ Борискова Л.Н. По результатам проверки составлен акт N 35/4 от 24 мая 2013 года, который получен Борисковой Л.Н. 24 мая 2013 года, в установленном законом порядке (л.д. 12-14).
В ходе проведения проверки должностным лицом ГУ МЧС России выявлены следующие нарушения, допущенные МОУ Рощинская СОШ в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций:
- в МОУ Рощинская СОШ не проводится тактико-специальное учение в целях совершенствования знаний, умений и навыков в области защиты от чрезвычайных ситуаций с участием аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований 1 раз в 3 года, продолжительностью до 8 часов, а с участием аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований постоянной готовности - 1 раз в год продолжительностью до 8 часов, чем нарушены положения ст. 14 Федерального закона N 68-ФЗ; п. 9 Постановления Правительства РФ от N 547 от 4.09.2003 года (п. 1 акта проверки).
- в МОУ Рощинская СОШ не проводятся тренировки в целях совершенствования знаний, умений и навыков в области защиты от чрезвычайных ситуаций 1 раз в 3 года продолжительностью до 8 часов, чем нарушены положения ст. 14 Федерального закона N 68-ФЗ; п. 10 Постановления Правительства РФ N 547 от 04 сентября 2003 года (п. 2 акта проверки).
- не создан резерв финансовых ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, чем нарушены положения Федерального закона N 68-ФЗ от 21.12.1994 года, статья 11, пункт 2, пп. "ж"; Постановление Правительства Российской Федерации N 794 от 30.12.2003г. пункт 6, пункт 20 (п. 3 акта проверки).
- не создан резерв материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций чем нарушены положения Федерального закона N 68-ФЗ от 21.12.1994 года, статья 11, пункт 2, пп. "ж"; Постановление Правительства Российской Федерации N 794 от 30.12.2003г. пункт 6, пункт 20 (п. 4 акта проверки).
В связи с выявленными нарушениями уполномоченным должностным лицом ГУ МЧС России в отношении МОУ Рощинская СОШ составлен протокол N13/4 об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 20.6 КоАП РФ, от 05 июня 2013 года.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается
4
виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Из материалов дела следует, что МОУ Рощинская СОШ является юридическим лицом, зарегистрированным в установленном законом порядке (л.д. 21). Директором МОУ Рощинская СОШ с 08 января 2003 года назначена Борискова Л.Н. (л.д. 20-22).
При рассмотрении дела мировым судьей бездействие юридического лица, в результате которого допущены названные нарушения, квалифицировано как административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ. При этом в квалификацию действий должностного лица не включено указанное в п. 1 акта проверки и протокола нарушение, а именно в МОУ Рощинская СОШ не проводится тактико-специальное учение в целях совершенствования знаний, умений и навыков в области защиты от чрезвычайных ситуаций с участием аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований 1 раз в 3 года, продолжительностью до 8 часов, а с участием аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований постоянной готовности - 1 раз в год продолжительностью до 8 часов.
Действительно, п. 9 Постановления Правительства РФ от N 547 от 4.09.2003 года "О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" установлено, что тактико-специальные учения продолжительностью до 8 часов проводятся с участием аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований (далее именуются - формирования) организаций 1 раз в 3 года, а с участием формирований постоянной готовности -1 раз в год.
Согласно п. 3 того же Положения методическое руководство, координация и контроль за подготовкой населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций возложены на Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Решением судьи районного суда из квалификации действий МОУ Рощинская СОШ исключено нарушение, указанное в пункте 2 протокола 14/4 от 05 июня 2013 года, а именно то, что в МОУ Рощинская СОШ не проводятся тренировки в целях совершенствования знаний, умений и навыков в области защиты от чрезвычайных ситуаций 1 раз в 3 года продолжительностью до 8 часов. Судья обоснованно указал, что указанные обязанности не закреплены п. 10 Постановления Правительства РФ от N 547 от 4.09.2003 года и соответственно нарушения, указанные в п. 2 не могут быть вменены МОУ Рощинская СОШ.
В силу требований действующего законодательства на МОУ Рощинская СОШ возложена обязанность по выполнению требований законодательства РФ в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
5
В соответствии с п. "ж" ст. 14 Федерального закона N 68-ФЗ организации обязаны создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Согласно п. 20 Постановления Правительства РФ N 794 от 30 декабря 2003 года "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются и используются резервы финансовых и материальных ресурсов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций.
В силу положений п. 45 Приказа МЧС РФ N105 от 28 февраля 2003 года "Об утверждении требований по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения" создание объектовых резервов материальных и финансовых ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций относится к основным требованиям по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения. Однако МОУ Рощинская СОШ не относится к потенциально опасным объектам и объектам жизнеобеспечения, также в материалах дела отсутствуют доказательства того, что она входит в единую государственную систему органов предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Из вышеприведенных нормативных правовых актов нельзя сделать однозначный вывод о том, что Учреждение является обязанным создавать резервы материальных и финансовых ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций. Кроме того, не проверена возможность юридического лица исполнить все перечисленные требования нормативных актов, не выяснено каким образом осуществляется бюджетное финансирование Учреждения.
В силу требований ч.1 и 4 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения в порядке надзора жалобы, протеста выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на которых были вынесены указанные постановление, решение.
В связи с изложенным, производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании п. 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ - связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесены состоявшиеся по данному делу об административном правонарушении постановления.
При таких обстоятельствах постановление мирового судьи судебного участка N 3 Сосновского района Челябинской области от 02 июля 2013 года и решение судьи Сосновского районного суда Челябинской области от 31 июля
6
2013 года вынесенные в отношении МОУ Рощинская СОШ по делу об административном правонарушении, предусмотренном чЛ ст.20.6 КоАП РФ, подлежат отмене.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.13 - 30.18 Кодекса об административных правонарушениях,
ПОСТАНОВИЛ:
постановление мирового судьи судебного участка N 3 Сосновского района Челябинской области от 02 июля 2013 года и решение судьи Сосновского районного суда Челябинской области от 31 июля 2013 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном чЛ ст.20.6 КоАП РФ, в отношении Муниципального образовательного учреждения Рощинская средняя образовательная школа отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании п. 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ.
Заместитель председателя А
областного суда
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.