Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе
председательствующего Зеленовой Е.Ф.
судей Аброськиной Е.А., Козиной Н.М.
при секретаре Терюшовой М.С.
с участием прокурора Малышевой О.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Челябинске гражданское дело по апелляционной жалобе Министерства социальных отношений Челябинской области на решение Центрального районного суда г. Челябинска от 04 сентября 2013 года по иску прокурора г. Троицка Челябинской области в интересах Свиридова Н.В. к Министерству социальных отношений о признании бездействия незаконным, о возложении обязанности по предоставлению путевки на санаторно-курортное лечение
Заслушав доклад судьи Зеленовой Е.Ф. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, выслушав представителя Министерства социальных отношений Челябинской области Шикину Д.Г., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, прокурора, возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г. Троицка Челябинской области действующий в интересах Свиридова Н.В. обратился в суд с иском к Министерству социальных отношений Челябинской области (далее - Минсоцотношений Челябинской области) о признании незаконным бездействия, о возложении обязанности по предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение по заявлению от 27 июля 2012 года.
В обоснование исковых требований указал, что с 29 декабря 2003 года Свиридов Н.В. является инвалидом 3 группы бессрочно. С 18 марта 2004 года, как лицо, перенесшее заболевание, связанное с радиационным воздействием, имеет право на компенсации и льготы, установленные Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". 27 июня 2012 года Свиридов Н.В. обратился в Центр "Импульс" в г. Троицке с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение, был включен в областной реестр граждан, имеющих право на предоставление санаторно-курортной путевки.
2
Однако до настоящего времени путевкой не обеспечен.
В суде первой инстанции истец Свиридов Н.В. заявленные исковые требования поддержал.
Представитель ответчика Минсоцотношений Челябинской области -Шикина Д.Г. возражала против удовлетворения исковых требований, ссылаясь на то, что заявление на получение путевки Свиридовым Н.В.было написано 27 июня 2012 год, тогда как реестр граждан был сформирован по состоянию на 01 января 2012 года. Предоставление путевок осуществляется гражданам в порядке очереди в зависимости от даты подачи заявления, в пределах бюджетных ассигнований. Истец не обладает преимущественным правом предоставления путевки на санаторно - курортное лечение.
Представитель третьего лица ГУ ЧОРФЦ инвалидов "Импульс" участия в суде первой инстанции не принимал, представил письменные возражения, в которых указал, что бесплатные путевки на санаторно-курортное лечение предоставляются по рекомендуемому профилю лечения на основании заявления гражданина в соответствии с решением Министерства социальных отношений Челябинской области в порядке очередности. Формирование областного реестра граждан, имеющих право на предоставление санаторно-курортного лечения, осуществляется в хронологическом порядке исходя из даты подачи гражданином заявления на предоставление санаторно-курортной путевки.
Решением суда исковые требования прокурора г. Троицка Челябинской области, действующего в интересах Свиридова Н.В. удовлетворены. Бездействие Минсоцотношений Челябинской области, выразившееся в непредставлении Свиридову Н.В. путевки на санаторно-курортное лечение по заявлению от 27 июня 2012 года признано незаконным. На Минсоцотношений Челябинской области возложена обязанность по предоставлению Свиридову Н.В. путевки на санаторно-курортное лечение по заявлению от 27 июня 2012 года.
В апелляционной жалобе Министерство социальных отношений Челябинской области просит решение суда отменить, указывая на то, что судом не применен закон, подлежащий применению, а Свиридов Н.В. имеет право на предоставление путевки в порядке очередности в соответствии с датой постановки на учет. Внеочередное предоставление путевки истцу повлечет нарушение прав иных граждан, нуждающихся в данном виде лечения и ожидающих предоставления услуги в виде обеспечения санаторно-курортным лечением.
3
(
Истец Свиридов Н.В., представитель третьего лица ГУ ЧОРФЦ инвалидов "Импульс" в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещены надлежащим образом, в соответствии с ч.З ст. 167, ч.1 ст.327 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее ГПК РФ) судебная коллегия считает возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Из материалов дела следует, что Свиридов Н.В. является инвалидом 3 группы вследствие заболевания, полученного при исполнении иных обязанностей военной службы в связи с аварией на Чернобыльской АЭС и имеет право на льготы, установленные Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (л.д. 16, 19).
27.06.2012 г. Свиридов Н.В. обратился в РЦ "Импульс" с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение, был поставлен на учет и включен в реестр граждан, имеющих право на обеспечение путевкой на санаторно-курортное лечение, которое в 2012 году ему предоставлено не было. В настоящее время Свиридов Н.В. также нуждается в санаторно-курортном лечении, (л.д. 20, 24).
В соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, в котором развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" предусмотрены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в т.ч. инвалиды.
Статья 6.7 данного Закона гласит о том, что лица, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и приравненные к ним категории граждан имеют право обратиться за предоставлением им набора социальных услуг в соответствии с Главой 2 названного Закона.
Статьей 6.2 названного Федерального закона в состав предоставляемого гражданам набора социальных услуг включено предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-
4
курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний.
В силу пункта 3.1 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29 декабря 2004 года N 328, обеспечение санаторно-курортным лечением осуществляется путем предоставления гражданам при наличии медицинских показаний санаторно-курортных путевок в санаторно-курортные организации.
В соответствии с пунктом 3.3 этого Порядка путевки на санаторно-курортное лечение приобретаются Фондом социального страхования РФ и органом, уполномоченным высшим органом исполнительной власти субъекта РФ на осуществление части полномочий Российской Федерации по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению отдельным категориям граждан при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно в случае их передачи на основании соглашений, заключенных между Министерством здравоохранения и социального развития РФ и высшими органами исполнительной власти субъектов РФ.
При наличии справки для получения путевки граждане обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки в территориальные органы Фонда социального страхования РФ или органы социальной защиты населения, с которыми территориальный орган Фонда социального страхования РФ заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение, по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в территориальные органы Фонда либо в уполномоченный орган (пункт 3.7 Порядка).
Согласно пункту 3.9 Порядка территориальные органы Фонда и органы социальной защиты населения по месту жительства, а также уполномоченные органы заблаговременно, но не позднее, чем за 18 дней (для детей-инвалидов, инвалидов с заболеваниями и последствиями травм спинного и головного мозга - за 21 день) до даты заезда в санаторно-курортное учреждение, выдают гражданам санаторно-курортные путевки в соответствии с их заявлениями и справками для их получения.
Соглашением между Министерством здравоохранения и социального развития РФ и Правительством Челябинской области, утвержденным Распоряжением Правительства РФ от 27 декабря 2010 года N 2428-р, полномочия Российской Федерации по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при
5
наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно переданы Правительству Челябинской области с 01 января 2011 года.
Решение задач по выработке и реализации на территории Челябинской области единой государственной социальной политики в сфере предоставления мер социальной поддержки, оказания различных видов государственной социальной помощи и социального обслуживания населения Челябинской области возложены на Министерство социальных отношений Челябинской области - орган исполнительной власти Челябинской области.
Порядок предоставления отдельным категориям граждан путевок на санаторно-курортное лечение утвержден постановлением Правительства Челябинской области от 18 апреля 2011 года N 95-П, согласно пункту 5 которого организацию работы с гражданами по месту жительства по приему и оформлению документов на получение санаторно-курортных путевок осуществляет Министерство социальных отношений Челябинской области или уполномоченное им учреждение.
Приказом N22 от 27 января 2011 года Министерство социальных отношений Челябинской области наделило Областное казенное государственное учреждение "Государственное учреждение Челябинский областной реабилитационно-физкультурный центр инвалидов "Импульс" полномочиями по оказанию государственной социальной помощи в части предоставления санаторно-курортного лечения инвалидам.
Порядком предоставления отдельным категориям граждан путевок на санаторно-курортное лечение, утвержденным постановлением Правительства Челябинской области от 18 апреля 2011 года N 95-П, предусмотрена обязанность гражданина, претендующего на получение путевки на санаторно-курортное лечение, подать заявление в уполномоченный орган и приложить необходимые документы (пункт 6),обязанность уполномоченного органа рассмотреть заявление инвалида и принять соответствующее решение.
Согласно части второй статьи 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 года N178-ФЗ "О государственной социальной помощи" периодом предоставления гражданам социальных услуг в соответствии с настоящей главой является календарный год.
В случае если гражданин в течение календарного года приобрел право на получение социальных услуг в соответствии с настоящей главой, периодом предоставления ему социальных услуг является период с даты
6
приобретения гражданином права на получение социальных услуг до 31 декабря текущего года.
В случае если гражданин в течение календарного года утратил право на получение социальных услуг в соответствии с настоящей главой, периодом предоставления ему социальных услуг является период с 1 января до даты утраты гражданином права на получение социальных услуг.
Указанная норма направлена на определение срока, в пределах которого государство гарантирует гражданину реализацию его прав. Неисполнение государством своих обязанностей не является основанием для лишения гражданина принадлежащего ему права на обеспечение путевкой на санаторно-курортное лечение.
При таких обстоятельствах Министерство социальных отношений Челябинской области не может быть освобождено от исполнения возложенной на него законом обязанности, в том числе и по истечению календарного года, установленного для предоставления гражданам социальных услуг частью второй статьи 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи".
Согласно пункту 12 Порядка предоставления отдельным категориям граждан путевок на санаторно-курортное лечение, утвержденного постановлением Правительства Челябинской области от 18 апреля 2011 года N 95-П, решение о предоставлении санаторно-курортных путевок гражданам принимается Министерством социальных отношений Челябинской области. На основании решения Министерства уполномоченный орган (учреждение) осуществляет выдачу санаторно-курортных путевок гражданам, включенным в областной реестр граждан, согласно очередности и в соответствии с рекомендуемым профилем лечения (пункт 13).
Принимая во внимание, что истец своевременно обратился к ответчику с соответствующим заявлением, приложив необходимые медицинские документы о нуждаемости в санаторно-курортном лечении, суд пришел к верному выводу о том, что ему не может быть отказано в предоставлении государственной социальной помощи в виде обеспечения путевкой на санаторно-курортное лечение со ссылкой на недостаточное поступление финансовых средств из федерального бюджета, поскольку установив федеральным законом социальные гарантии по обеспечению инвалидов путевками на санаторно-курортное лечение, Российская Федерация приняла на себя обязанность по возмещению расходов на указанные цели за счет средств федерального бюджета.
Недостаточность финансирования и большое количество лиц, имеющих право на данный вид льгот, при наличии у гражданина права на
7
обеспечение путевкой на санаторно-курортное лечение не являются основанием для отказа в судебной защите таких прав.
Из анализа действующего законодательства, регулирующего правоотношения сторон, не следует, что право на получение санаторно-курортного лечения в качестве средства реабилитации ставится в зависимость от наличия или отсутствия в данном регионе иных лиц, нуждающихся в таком лечении. В Законе также нет положения о реализации гражданином такого права в порядке очередности. По смыслу вышеназванных норм материального права санаторно-курортное лечение при наличии медицинских показаний должно предоставляться ежегодно и без каких-либо условий.
В связи с изложенным доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием к отмене решения, поскольку правильность выводов суда не опровергают.
При указанных обстоятельствах оснований к отмене принятого судом решения по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст.327-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г. Челябинска от 04 сентября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства социальных отношений Челябинской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.