Судебная коллегия по административным делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего судьи Турковой Г.Л., судей Загайновой А.Ф., Смолина А.А., при секретаре Бурцеве П.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Федерального казенного учреждения Следственный изолятор N 2 ГУФСИН России по Челябинской области на решение Орджоникидзевского районного суда г. Магнитогорска Челябинской области от 16 сентября 2013 года по заявлению БАШМАКОВОЙ Н.Н. к Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Челябинской области, ФКУ Следственный изолятор N 2 ГУФСИН России по Челябинской области о признании незаконным решения жилищно-бытовой комиссии, восстановлении в списке очередности на улучшение жилищно-бытовых условий, включении в список граждан-участников подпрограммы на получение государственного жилищного сертификата,
заслушав доклад судьи Загайновой А.Ф. об обстоятельствах дела, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Башмакова Н.Н. обратилась в суд с исковым заявлением (с послед, изм.) к Главному Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Челябинской области, ФКУ Следственный изолятор N 2 ГУФСИН России по Челябинской области о признании незаконным решения жилищно-бытовой комиссии ФКУ СИЗО N 2 ГУФСИН России по Челябинской области об исключении ее из сводного списка очередности на получение жилой площади и улучшения жилищных условий; о возложении обязанности на ФКУ СИЗО N 2 ГУФСИН восстановить ее с составом семьи из четырех человек в списке очередности на получение жилой площади и улучшение жилищных условий с 27 июня 2013 года; о возложении обязанности на жилищно-бытовую комиссию ФКУ СИЗО N 2 включить ее с составом семьи из четырех человек в список граждан-
2
участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы; о возложении обязанности на ГУФСИН России по Челябинской области включить ее с составом семьи из четырех человек в сводный список граждан- участников указанной подпрограммы на получение государственного жилищного сертификата по ГУФСИН России по Челябинской области на 2013 год и выдать государственный жилищный сертификат, указывая, что до ухода на пенсию (в 2010 году) являлась сотрудником ГУФСИН по Челябинской области. С 2001 года состояла по месту службы на учете в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения, была включена в список участников подпрограммы "Жилище" на 2013 год на получение государственного жилищного сертификата. Однако, в последующем, решением жилищно-бытовой комиссии ФКУ СИЗО-N 2 ГУФСИН была исключена из списка очередности на получение жилой площади, с чем не согласна.
Башмакова Н.Н. в судебном заседании участия не принимала, извещена о времени и месте рассмотрения дела, ее представитель Черепанова Л.Н. в судебном заседании на заявленных требованиях настаивала.
Представитель ФКУ СИЗО-N 2 ГУФСИН по Челябинской области Соловьева Г.А. возражала против удовлетворения заявленных требований.
Представитель ГУФСИН по Челябинской области в судебном заседании участия не принимал, извещен о времени и месте рассмотрения дела.
Суд постановил решение, которым заявленные Башмаковой Н.Н. требования удовлетворил: признал незаконным решение жилищно-бытовой комиссии ФКУ СИЗО N 2 ГУФСИН России по Челябинской области от 27.06.2013 года об исключении Башмаковой Н.Н. из сводного списка кандидатов для получения жилищного сертификата в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы; признал незаконным решение жилищно-бытовой комиссии ФКУ СИЗО N 2 ГУФСИН России по Челябинской области об исключении Башмаковой Н.Н. из сводного списка очередности на получение жилой площади и улучшения жилищных условий; возложил обязанность на ФКУ СИЗО N 2 ГУФСИН России по Челябинской области восстановить Башмакову Н.Н. с составом семьи из четырех
3
человек в списке очередности на получение жилой площади и улучшение жилищных условий с 27 июня 2013 года; возложил обязанность на жилищно-бытовую комиссию ФКУ СИЗО N 2 включить Башмакову Н.Н. с составом семьи из четырех человек в список граждан-участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы; возложил обязанность на ГУФСИН России по Челябинской области включить Башмакову Н.Н. с составом семьи из четырех человек в сводный список граждан- участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы на получение государственного жилищного сертификата по ГУФСИН России по Челябинской области на 2013 год и выдать государственный жилищный сертификат; взыскал с ФКУ СИЗО-2 ГУФСИН России по Челябинской области в пользу Башмаковой Н.Н. судебные расходы в размере *** рублей.
В апелляционной жалобе ФКУ СИЗО-2 ГУФСИН России по Челябинской области просит отменить решение суда и вынести по делу новое решение, об отказе в удовлетворении заявленных требований, указывая, что решением исполнительного комитета Челябинского областного Совета народных депутатов от 27 марта 1984 года N 112 установлена единая норма жилой площади 6 кв.м. на одного человека, в связи с чем, полагают, что заявитель не могла быть признана нуждающейся в жилом помещении исходя из обеспеченности ее жильем по установленным нормам. Считает, что суд необоснованно принял во внимание данные технического паспорта составленного в 2013 году, указывая, что на момент подачи заявления заявителем предоставлялась справка ЖРЭУ с большей жилой площадью, что соответствовало ордеру N 22870 от 09 сентября 1986 года. Кроме того считает, что суд необоснованно взыскал с них государственную пошлину, сославшись на положения п.п. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ, предусматривающего льготы для государственных органов и органов местного самоуправления.
Башмакова Н.Н. подала возражения на апелляционную жалобу.
Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом. Исходя из положений ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, не явившихся в судебное заседание.
4
Проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии со статьей 327.1 ГПК РФ, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, заслушав представителя Федеральной службы исполнения наказаний России ГУ по Челябинской области ФКУ "Следственный изолятор N 2" Соловьеву Г.А., судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным по следующим мотивам.
В силу ст. 3 ГПК РФ, ст. 11 ГК РФ судебной защите подлежит нарушенное или оспоренное право. Согласно ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Башмакова Н.Н. ссылается на нарушение ее прав исключением из списка граждан - участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы по ФКУ СИЗО N 2 ГУФСИН России по Челябинской области и просит восстановить ее нарушенное право.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050 утверждена Федеральная целевая программа "Жилище" на 2011-2015 годы, которой установлено, что выпуск и реализация государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" осуществляются в порядке, установленном Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации названной выше подпрограммы, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153.
В соответствии с абз. 6 подп. "а" п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 -2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года N 153 право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащиеся за счет средств федерального
5
бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более.
Пунктом 6 Правил установлено, что в рамках подпрограммы получить социальную выплату, удостоверяемую сертификатом, могут граждане, отвечающие требованиям, указанным в пункте 5 настоящих Правил, и изъявившие такое желание.
Для участия в Подпрограмме Башмаковой Н.Н. необходимо быть признанной в установленном порядке нуждающейся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений).
Как установил суд, Башмакова Н.Н. работала в ФКУ СИЗО N2 ГУФСИН по Челябинской области в период с 01 апреля 1980 года по 01 апреля 1996 года на должностях вольнонаемного состава, а с 01 апреля 1996 года по настоящее время проходит службу в органах уголовно-исполнительной системы в СИЗО N 2 ГУФСИН России по Челябинской области в должности сотрудника специального учета. Общий стаж по состоянию на 01 августа 2009 года составил 29 лет 04 месяца.
Согласно материалам проверки, Башмакова Н.Н., проживающая в квартире, по адресу: г. Магнитогорск, ул. ***, площадью 29.4 кв.м., в составе семьи из 4-х человек (супруг, два сына) с 2001 года состояла на учете в СИЗО N 2 ГУФСИН России по Челябинской области, как нуждающаяся в улучшении жилищных условий (на одного члена семьи приходилось по 7,4 кв.м.).
Заключением комиссии в ходе проверки от 17 июня 2009 года установлено, что Башмакова Н.Н. в 2001 году подала заявление о постановке на учет нуждающихся в жилом помещении. В журнале регистрации заявление Башмаковой Н.Н. прошло регистрацию, однако, в протокол заседания жилищно- бытовой комиссии ее не включили.
По результатам служебной проверки жилищно-бытовая комиссия ФКУ СИЗО-2 ГУФСИН России по Челябинской области за N 1 от 17 июня 2009 года Башмакова Н.Н. была включена в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2010 год в составе семьи 4-х человек, поскольку жилищные условия Башмаковой Н.Н. также не изменились.
6
Выводы служебной проверки подтверждались иными материалами жилищно-бытовой комиссии и др. документами в совокупности. Согласно протоколу N 2 жилищно - бытовой комиссии от июля 2009 года (без указания даты) Башмакова Н.Н. включена в список очередности нуждающихся в жилом помещении с даты постановки на учет с 2001 года.
Для участия в Подпрограмме граждане, указанные в п. 5 Правил, подают соответственно в воинские части, организации, учреждения федеральных органов исполнительной власти (далее - подразделения) или в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат), заявление (рапорт) об участии в подпрограмме по форме согласно приложению N 1, документы о своем согласии и согласии всех членов своей семьи на обработку персональных данных о себе по форме согласно приложению N 1.1 с приложением документов, в числе которых, выписка из решения органа по учету и распределению жилых помещений о постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Решением жилищно-бытовой комиссии ФКУ СИЗО N 2 от 19 июня 2012 года (протокол N 3) Башмакова Н.Н. включена в состав участников подпрограммы "Жилище" на 2011-2015 годы на 2013 год в составе семьи из 4 человек.
Решением жилищно-бытовой комиссии ФКУ СИЗО N 2 от 27 июня 2013 года (протокол N 5) Башмакова Н.Н. исключена из списка граждан -участников подпрограммы на получение жилищного сертификата. При этом жилищно-бытовая комиссия сослалась на рекомендации помощника начальника по правовым вопросам ГУФСИН России по Челябинской области и некорректность заключений, выданных сторонними организациями при разрешении вопроса о включении в состав участников подпрограммы на 2013 год.
Установив, что Башмакова Н.Н., являлась сотрудником учреждения уголовно-исполнительной системы - ФКУ СИЗО N2 ГУФСИН России по Челябинской области, была уволена со службы по п. "б" ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации (по достижению предельного возраста), её выслуга лет соответствовала установленным требованиям закона, она состояла в списках очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) в ФКУ СИЗО N 2 по состоянию на 2001 год, а основания, предусмотренные действующим законодательством для исключения ее из состава участников подпрограммы отсутствуют, суд
7
первой интсанции пришел к правильному выводу о незаконности решения жилищно-бытовой комиссии ФКУ СИЗО N 2 от 27 июня 2013 года об исключении Башмаковой Н.Н. из списка граждан - участников подпрограммы на получение жилищного сертификата.
Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с выводами суда.
Довод апелляционной жалобы ФКУ СИЗО N 2 о нарушении судом норм материального права противоречит материалам дела и выводам суда в решении.
Довод апелляционной жалобы о том, что Башмакова Н.Н. на момент ее обращения с заявлением о постановке на жилищный учет не могла быть признана нуждающейся в улучшении жилищных условий в связи с тем, что ее семья была обеспечена жильем выше учетной нормы на законность выводов суда не влияет.
В ходе судебного разбирательства установлено, что заявление Башмаковой Н.Н. о постановке ее на жилищный учет, поданное 15 апреля 2001 года, не было рассмотрено по существу и решения по нему в установленном законом порядке не было принято. Данное обстоятельство подтверждено заключением по материалам служебной проверки от 22 июня 2009 года.
Действительно, основания для признания Башмаковой Н.Н. в составе семьи из 4 человек нуждающейся в жилом помещении в 2001 году отсутствовали, так как она занимала жилое помещение жилой площадью 29,4 кв.м., что выше действовавшей на тот момент учетной нормы (6 кв.м жилой площади на одного человека).
Между тем, в нарушение установленного порядка рассмотрения заявлений о признании нуждающимися в улучшении жилищных условий заявление Башмаковой Н.Н. о постановке ее на жилищный учет по существу впервые было рассмотрено жилищно-бытовой комиссии ФКУ СИЗО N 2 только 11 марта 2013 года (протокол N2), когда Башмакова Н.Н. была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий по состоянию на 2001 год в составе семьи из 4 человек.
Решение жилищно-бытовой комиссии от 11 марта 2013 года никем не оспорено, не признано недействительным и не отменено.
Судебная коллегия приходит к выводу о том, что грубое нарушение жилищно-бытовой комиссией учреждения уголовно-
8
исполнительной системы положений ст. 31 Жилищного кодекса РСФСР, выразившееся в непринятии соответствующего решения по заявлению Башмаковой Н.Н. о признании ее нуждающейся в жилье, либо об отказе в признании таковой, не может повлечь для нее утрату права на улучшение жилищных условий, так как на момент рассмотрения заявления Башмаковой Н.Н. по существу и в настоящее время Башмакова Н.Н. в составе семьи из 4 человек обеспечена жилой площадью менее учетной нормы, действующей на момент вынесения решения о признании ее нуждающейся в жилье.
По указанным соображениям не могут быть приняты во внимание доводы жалобы об имеющейся неточности в площади квартиры Башмаковой Н.Н., поскольку незначительная разница в указании площади жилого помещения вызвана изменением методики его подсчета и на правильность выводов суда не влияет.
Довод апелляционной жалобы о том, что жилищно-бытовая комиссия обоснованно, в соответствии с п.6 ч.1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ, приняла решение о снятии Башмаковой Н.Н. с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении, является несостоятельным, так как это обстоятельство из содержания решения жилищно-бытовой комиссии от 27 июня 2013 года не вытекает, комиссия на положения какой-либо нормы жилищного законодательства не ссылалась, решения, на содержание которого указывает апеллятор, - не принимала.
07 апреля 2010 года, 10 марта 2011 года проверялись жилищно-бытовые условия Башмаковой Н.Н., о чем составлены соответствующие акты. Жилищные условия Башмаковой Н.Н. не изменились.
Иное толкование апеллятором примененных судом норм права и другая оценка природы правовых отношений, сложившихся между сторонами, не означает нарушение судом норм материального и процессуального права.
Иных доводов, указывающих на незаконность и необоснованность решения суда, апелляционная жалоба ФКУ СИЗО N 2 не содержит. Обстоятельства, влекущие в соответствии с ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ отмену решения суда, не установлены.
Руководствуясь статьями 327, 327.1, 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Челябинского областного суда
9
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Орджоникидзевского районного суда г. Магнитогорска Челябинской области от 16 сентября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального казенного учреждения Следственный изолятор N 2 ГУФСИН России по Челябинской области - без удовлетворения.
п
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.