Судебная коллегия по административным делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего Турковой Г.Л., судей Майоровой Е.Н., Свинцовой Г.В., при секретаре Бурцеве П.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Челябинске 10 декабря 2013 года в зале суда гражданское дело по заявлению Говорухина Д.А. о признании незаконными бездействий администрации Сосновского муниципального района Челябинской области, о признании незаконными действий администрации Сосновского муниципального района Челябинской области, выразившихся в истребовании дополнительных документов, об обязании администрации Сосновского муниципального района Челябинской области выдать градостроительный план земельного участка с апелляционной жалобой администрации Сосновского муниципального района Челябинской области на решение Советского районного суда г. Челябинска от 02 сентября 2013 года.
Стороны в суд апелляционной инстанции не явились, извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы. Дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со ст. 327 и ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Заслушав доклад судьи Турковой Г.Л. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Говорухин Д.А. обратился в районный суд с заявлением, с учетом уточненных требований, просил о признании незаконным бездействие администрации Сосновского муниципального района Челябинской области по невыдаче в установленный срок градостроительного плана, о признании незаконными действий администрации Сосновского муниципального района Челябинской области, выразившихся в истребовании дополнительных документов, об обязании администрации Сосновского муниципального района Челябинской области выдать градостроительный план земельного участка. В обоснование заявленных требований Говорухин Д.А. указал, что обратился с заявлением в администрацию Сосновского муниципального района Челябинской области о выдаче ему градостроительного плана принадлежащего ему земельного участка. 29.05.2013 г. ему было отказано в выдаче градостроительного плана в связи с тем, что он не представил необходимые документы. В судебном заседании Говорухин Д.А. заявленные
требования поддержал, просил их удовлетворить.
Администрация Сосновского муниципального района Челябинской области в суд первой инстанции своего представителя не направила, извещение о времени и месте судебного разбирательства получила.
Суд постановил решение, которым удовлетворил заявленные требования Говорухина Д.А. к администрации Сосновского муниципального района Челябинской области частично, а именно: признав незаконными действия администрации Сосновского муниципального района Челябинской области, выразившиеся в истребовании дополнительных документов для выдачи заявителю градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером ***, а также обязав администрацию Сосновского муниципального района Челябинской области не позднее 30 рабочих дней со дня вступления решения суда в законную силу рассмотреть заявление Говорухина Д.А. и принять решение о выдаче ему градостроительного плана земельного участка. В удовлетворении остальной части требований суд первой инстанции отказал.
В апелляционной жалобе администрация Сосновского муниципального района Челябинской области просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований Говорухина Д.А. в связи с нарушением судом норм материального и процессуального права. В обоснование доводов жалобы указывает, что действия администрации Сосновского муниципального района Челябинской области по истребованию дополнительных документов для выдачи градостроительного плана земельного участка являются правомерными и не нарушающими прав и законных интересов заявителя. Администрация действовала согласно требованиям административного регламента по предоставлению муниципальной услуги "Выдача градостроительных планов земельных участков".
Изучив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 254 Гражданского процессуального кодекса РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного
2
самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Согласно пункту 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 года N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных муниципальных служащих", исходя из положений статьи 258 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
В ходе судебного разбирательства установлено, что Говорухин Д.А. является собственником земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: ***, выполненного Челябмясокомбинатом (л.д.41,44)
Письмом от 29.05.2013 N 407 администрация Сосновского муниципального района Челябинской области отказала Говорухину Д.А. в выдаче градостроительного плана земельного участка, предложив заявителю представить: технические паспорта на объекты капитального строительства, расположенные на территории земельного участка; топографическую съемку земельного участка в *** (не позднее предыдущего года), свидетельства о государственной регистрации прав на объекты (при наличии таких объектов), планировочную схему размещения объектов в *** (не позднее предыдущего года), паспорт (л.д.8).
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу о том, что требования администрации Сосновского муниципального района Челябинской области о предоставлении дополнительных документов, содержащиеся в письме от 29.05.2013 N407, а именно требования о предоставлении: технических паспортов на объекты капитального строительства, расположенные на территории земельного участка; топографической съемки земельного участка в *** (не позднее предыдущего года), свидетельств о государственной регистрации прав на объекты, планировочной схемы размещения объектов в *** (не позднее предыдущего года), являются несоответствующими закону.
Судебная коллегия не видит основания для того, чтобы не согласиться с данным выводом суда первой инстанции.
3
Статьей 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам. Подготовка градостроительного плана земельного участка осуществляется в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа (части 1, 2 данной статьи).
Согласно положениям части 6 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что подготовка градостроительных планов земельных участков, подлежащих застройке, должна осуществляться в составе проектов межевания территорий, такая же возможность предусмотрена и в отношении застроенных земельных участков.
В соответствии с частью 17 статьи 46 (об особенностях подготовки документации по планировке территории, разрабатываемой на основании решений органа местного самоуправления поселения или органа местного самоуправления городского округа) названного Кодекса в случае, если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, не требуется проведение процедур, предусмотренных частями 1-16 данной статьи (регламентируют последовательность действий органов местного самоуправления в связи с подготовкой документации и вопросы проведения публичных слушаний). Орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его. Орган местного самоуправления предоставляет заявителю градостроительный план земельного участка без взимания платы.
Из содержания приведенных норм следует, что подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка осуществляется по заявлению собственника, пользователя либо иного заинтересованного лица и является обязанностью уполномоченного органа.
Названные нормы Градостроительного кодекса Российской Федерации, регулирующие отношения, возникшие между заявителем и органом местного самоуправления, не предусматривают обязанность гражданина обосновать цель истребования градостроительного плана, предоставить иные документы, кроме тех, которые связаны с возможностью идентификации обратившегося лица.
При таком положении администрация Сосновского муниципального района Челябинской области неправомерно предложила Говорухину Д.А.
4
предоставить дополнительно технический паспорт на объекты капитального строительства, расположенные на территории земельного участка; топографическую съемку земельного участка в *** (не позднее предыдущего года), свидетельства о государственной регистрации прав на объекты, планировочные схемы размещения объектов в *** (не позднее предыдущего года).
Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 210 "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" устанавливает, что нормативное правовое регулирование отношений, возникающих в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг, осуществляется в соответствии с указанным Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами (статья 3).
В связи с изложенным являются неправильными указания в апелляционной жалобе администрации Сосновского муниципального района Челябинской области о том, что действия администрации Сосновского муниципального района Челябинской области по истребованию дополнительных документов для выдачи градостроительного плана земельного участка являются правомерными и не нарушающими прав и законных интересов заявителя, а сама администрация действовала согласно требованиям административного регламента по предоставлению муниципальной услуги "Выдача градостроительных планов земельных участков".
Поскольку выдача органом местного самоуправления градостроительного паспорта земельного участка является муниципальной услугой, под которой согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210 "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" понимается деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, осуществляемая по запросам заявителей в пределах полномочий этого органа, на возникшие правоотношения распространяются положения указанного Федерального закона.
Положения пункта 1 части 1 статьи 7 вышеназванного Федерального закона, запрещают органам, предоставляющим муниципальные услуги, требовать от заявителя представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг.
Форма градостроительного плана земельного участка, утвержденная Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 10 мая 2011 г. N 207, также не содержит никаких предписаний о представлении заявителем каких-либо документов для получения градостроительного плана земельного участка.
Как дополнительно разъяснено в Письме Госстроя от 17 декабря 2012 года N 3427-ВК/11/ГС, с заявлением о выдаче градостроительного плана земельного участка может обратиться как застройщик (лицо, обладающее земельным участком, предназначенным для строительства, на праве собственности или аренды, ином вещном праве), так и любое другое лицо. При этом органу местного самоуправления не предоставлены полномочия требовать от заявителя предоставления наряду с заявлением каких-либо иных документов, за исключением документов, подтверждающих статус физического лица (паспорт) или юридического лица (свидетельство о государственной регистрации, о постановке на налоговый учет). Полномочия же органов местного самоуправления в области нормативно-правового регулирования планировки территорий охватываются только установлением порядка подготовки документации по планировке территории, разрабатываемой на основании решений органов местного самоуправления (ч. 20 ст. 45 Градостроительного кодекса РФ). Порядок подготовки документации по планировке предполагает лишь организационную регламентацию действий муниципальных органов, уточняющую применительно к условиям конкретного муниципального образования процедуру подготовки, изложенную в ст. 46 того же Кодекса.
Разрешая заявленные требования, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального и процессуального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции и не содержат фактов, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела.
С учетом изложенного, судебная коллегия находит решение суда постановленным на основании полной и всесторонней оценки обстоятельств дела, в соответствии с требованиями закона, в связи, с чем основания к отмене по существу правильного судебного решения отсутствуют.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия по административным делам Челябинского областного суда
б
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда г. Челябинска от 02 сентября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Сосновского муниципального района Челябинской области без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
7
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.