Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего Турковой Г.Л.,
судей Свинцовой Г.В., Шигаповой СВ.,
при секретаре Бурцеве П.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Фадеева В.С. на решение Снежинского городского суда Челябинской области от 11 октября 2013 года по гражданскому делу по заявлению Фадеева В.С. о признании незаконным отказа органа местного самоуправления в предоставлении земельного участка,
заслушав доклад судьи Свинцовой Г.В. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы,
УСТАНОВИЛА:
Фадеев B.C. обратился в суд с заявлением о признании незаконным выраженного в решении межведомственной комиссии по развитию потребительского рынка г. Снежинска от 02.07.2013 года отказа администрации Снежинского городского округа в предоставлении земельного участка площадью 112 кв.м., непосредственно прилегающего к земельному участку из земель населенных пунктов с кадастровым номером ***, площадью 74 кв.м., расположенного по адресу: Челябинская область, г. Снежинск, ***; о возложении на администрацию Снежинского городского округа обязанности выдать схему расположения данного земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
В обоснование заявленных требований указал, что земельный участок с кадастровым номером ***, площадью 74 кв.м. предоставлен ему по договору аренды, предназначен для размещения временного нестационарного объекта торговли и имеет целевое назначение - для торговой деятельности. В порядке ст. 34 ЗК РФ обратился в администрацию Снежинского городского округа с заявление о предоставлении дополнительного земельного участка, прилегающего к участку, находящемуся у него в аренде, получил отказ. Считает данный отказ незаконным.
Фадеев B.C. в судебном заседании не участвовал, его представитель Дигас А.Б. заявленные требования поддержал в полном объеме.
Представители администрации Снежинского городского округа Челябинской области Кузьмин А.В., Быков И.Ю. заявленные требования не признали, пояснили, что испрашиваемый дополнительный земельный участок расположен в зоне Ж-3 - зона домов средней этажности.
2
Градостроительными регламентами зоны Ж-3 Правил землепользования и застройки города Снежинска, утверждённых решением Собрания депутатов города Снежинска от 14.07.2010 года, не предусмотрено размещение временных объектов торговли в границах данной зоны. Исторически сложившаяся планировочная структура в районе жилого дома по *** не соответствует требованиям СП 42.13330.2011 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений". Данный жилой дом лишен дворовой территории, которую жители могли бы использовать для отдыха, размещения детских площадок. Выход из подъездов жилого дома осуществляют сразу на внутриквартальный проезд, расположенный вплотную к дому, пешеходного тротуара не предусмотрено. Планируемое Фадеевым B.C. размещение пристроя, к уже существующему павильону, на расстоянии менее 15 м. от стены жилого дома только ухудшит ситуацию для жителей данного дома. В соответствии со схемой транспортной инфраструктуры Генерального плана города, утвержденного решением Собрания депутатов города Снежинска от 11.06.2008 года N 70, существующий остановочный пункт находится на землях общего пользования и предназначен для организации посадки-высадки пассажиров. Основное функциональное назначение данного объекта и земельного участка - организация мест ожидания транспорта, а не торговля.
Представитель Муниципального казенного учреждения "Комитет по управлению имуществом г. Снежинска" Тараторина Н.Ю. полагала требования заявителя не подлежащими удовлетворению, сославшись на доводы, аналогичные доводам представителей администрации г. Снежинска.
Представитель Собрания депутатов г. Снежинска Третникова A.M. в судебном заседании пояснила, что Собранием депутатов г. Снежинска 14.07.2010 г. было вынесено решение N 116 "Об утверждении Правил землепользования и застройки г. Снежинска", которые были опубликованы в газете "Известия Собрания депутатов и администрации г. Снежинска" N 14 июль 2010 г. В указанном номере были размещены основные Правила землепользования и застройки г. Снежинска, приложения к Правилам в номере опубликованы не были. Также Правила со всеми приложениями опубликованы на сайте администрации г. Снежинска.
Судом вынесено решение об отказе в удовлетворении требований Фадеева B.C. в полном объеме.
В апелляционной жалобе Фадеев B.C. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении его требований. Указывает, что спорный земельный участок испрашивался им в порядке ст. 34 ЗК РФ, согласно которой единственным критерием предоставления участка является зонирование территории, которое отражено в Правилах землепользования и застройки. Применение судом при разрешении дела Правил землепользования и застройки г. Снежинска, утвержденных решением Собрания депутатов г. Снежинска от 14.07.2010 года N 118,
3
противоречит нормам ст. 15 Конституции РФ и п. 6 Постановления пленума ВС РФ от 31.10.1995 года N 8, поскольку данные Правила, в том числе градостроительные регламенты, не были опубликованы в полном объеме. Считает, что ссылка суда в обоснование своих доводов на положения "О порядке установки и эксплуатации временных объектов торговли" ошибочно, так как данное положение разработано с целью установки объектов, а не расширении имеющихся, и регулирует отношения по установке стационарных объектов торговли, им же испрашивался земельный участок для расширения нестационарного объекта торговли; что СП 42.13330.2011. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений, актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*, примененные судом при разрешении дела, устанавливает общие правила, являющиеся основой для разработки региональных и местных нормативов градостроительного регулирования, в связи с чем в субъектах РФ могут быть предусмотрены иные нормативы застройки. Полагает, что предоставление испрашиваемого земельного участка не противоречит действующему законодательству.
Представитель Фадеева B.C. - Дигас А.Б. в суде апелляционной инстанции доводы жалобы поддержал в полном объеме.
Представители администрации Снежинского городского округа Кузьмин А.В., Земляная С.Г. доводы жалобы не признали, поддержали доводы письменных возражений.
Фадеев B.C., представители Муниципального казенного учреждения "Комитет по управлению имуществом г. Снежинска", Собрания депутатов г. Снежинска в суд апелляционной инстанции не явились, извещены надлежащим образом, уважительности причин неявки суду не сообщили, в связи с чем, на основании ч. 1 ст. 327, ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) судебная коллегия признала возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав представителя заявителя - Дигас А.Б., администрации Снежинского городского округа - Кузьмина А.В., Земляной С.Г., обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, законность и обоснованность решения суда первой инстанции, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
В силу ст. 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
4
Порядок предоставления гражданам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности для целей, не связанных со строительством, регламентирован ст. 34 Земельного кодекса РФ.
Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. Соответствующее заявление может быть подано через многофункциональный центр. В указанном заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю (п. 2, 3 указанной статьи).
Орган местного самоуправления на основании вышеуказанного заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном ФЗ "О государственном кадастре недвижимости". Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка (п. 4, 5 ст. 34 Земельного кодекса РФ).
При этом в силу ст. 34 Земельного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений.
Таким актом на территории Снежинского городского округа является Положение о предоставлении земельных участков на территории муниципального образования "Город Снежинск", утвержденное решением Собрания депутатов г. Снежинска от 19.05.2010 года N 71, в соответствии с которым лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством и не указанных в разделах IV - VI настоящего Положения, обращаются к главе администрации с заявление. В указанном заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право. Заявление регистрируется в канцелярии администрации г. Снежинска. К заявлению прилагаются заверенные заявителем копии следующих документов: 1) паспорта гражданина или учредительных документов; 2) для юридических лиц - свидетельства о государственной регистрации, свидетельства о постановке на налоговый учет; 3) для индивидуальных предпринимателей - свидетельства о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя и свидетельства о постановке на налоговый учет предпринимателя.
Поступившее заявление направляется в управление градостроительства, которое в месячный срок с учетом зонирования запрошенной территории обеспечивает изготовление и утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории либо мотивированно отказывает в изготовлении указанной схемы с предложением для заявителя иных возможных вариантов размещения земельного участка.
Постановление главы администрации об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (вместе со схемой) выдается заявителю канцелярией администрации г. Снежинска в недельный срок с момента регистрации постановления, а отработанное управлением градостроительства заявление направляется в Комитет для последующей работы.
Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
По завершении постановки земельного участка на государственный кадастровый учет заявитель представляет кадастровый паспорт земельного участка в Комитет. Комитет в двухнедельный срок обеспечивает подготовку постановления главы администрации о предоставлении земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование, в аренду или безвозмездное срочное пользование - в зависимости от категории заявителя и/или разрешенного вида использования земельного участка.
Кроме того, постановлением Главы г. Снежинска от 12.05.2009 года N
628 (с изменениями от 20.05.2011 года N 552) утверждено Положение "О порядке установки и эксплуатации временных стационарных объектов торговли на территории муниципального образования "город Снежинск", согласно п. 1.6 которого вопросы о местах размещения временных торговых объектов и формирования земельных участков рассматриваются межведомственной комиссией по развитию потребительского рынка г. Снежинска.
Судом установлено и следует из материалов дела, что согласно регистрационному удостоверению МУП БТИ г. Снежинска N 63 от 26.09.1997 года Фадеев B.C. по праву собственности является владельцем остановочного комплекса " ***", расположенного по адресу: г. Снежинск, ул. *** (л.д. 42).
Указанный остановочный комплекс входит в остановочный пункт, расположенный на землях общего пользования и предназначенный для организации мест ожидания транспорта, посадки-высадки пассажиров.
Постановлением Главы г. Снежинска N 108 от 03.02.2004 года индивидуальному предпринимателю Фадееву B.C. был предоставлен в аренду земельный участок из земель поселений с кадастровым N ***, расположенный по адресу: Челябинская область, г. Снежинск, *** (бассейн "Урал") для эксплуатации и обслуживания остановочного комплекса в границах, указанных в кадастровом плане земельного участка, общей площадью 74,0 кв.м. сроком на 5 лет; заключен договор аренды земельного участка N 2-2004 от 03.02.2004 года, зарегистрированный в ЕГРП (л.д. 33, 34-36).
27.05.2013 года Фадеев B.C. обратился к Главе администрации г. Снежинска с заявлением о предоставлении земельного участка, непосредственно прилегающего к земельному участку с кадастровым номером *** для расширения временного нестационарного объекта торговли, приложив план расположения земельного участка (л.д. 5).
03.06.2013 года согласно выписки ЕГРИП Фадеев B.C. утратил статус индивидуального предпринимателя (л.д. 23).
Согласно выписки из протокола N 7 заседания межведомственной комиссии по развитию потребительского рынка города от 02.07.2013 года принято решение об отказе Фадееву B.C. в предоставлении испрашиваемого земельного участка (л.д. 11, 49). Данное решение принято с учетом заключения управления градостроительства, согласно которого остановочный комплекс расположен в зоне общего пользования (зона ЗОП) и непосредственно примыкает к жилой зоне многоквартирных домов средней этажности (зона Ж-3). Дополнительно испрашиваемый земельный участок расположен в границах зоны Ж-3, которая не предусматривает размещение временных объектов торговли. Расширение торгового павильона в пределах дополнительно испрашиваемого земельного участка приведет к нарушению
7
градостроительного регламента.
В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Из смысла ст. 258 ГПК РФ следует, что основанием для принятия решения суда о признании незаконным действия (бездействия) является одновременное несоответствие этого действия (бездействия) закону, а также нарушение прав и законных интересов заявителя, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции достоверно с учетом Генерального плана г. Снежинска, утвержденного решением Собрания депутатов г. Снежинска от 11.06.2008 года N 70, Правил землепользования и застройки г. Снежинска, утвержденных решением Собрания депутатов г. Снежинска от 14.07.2010 года N 118, установил, что испрашиваемый земельный участок находится в зоне Ж-3 - зона среднеэтажных многоквартирных жилых домов, согласно градостроительного регламента которой установленные основные, вспомогательные и условно разрешенные виды использования не предусматривают размещение временных торговых объектов.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции, правильно применив вышеуказанные нормы права, обосновано исходил из того, что обжалуемый заявителем отказ принят уполномоченным органом, его содержание соответствует требованиям закона. Также суд сослался на положения СНиП 2.07.01-89, утвержденный Приказом Минрегиона РФ от 28.12.2010 года N 820, которые не допускают размещать в жилых зонах объекты и виды деятельности, несовместимые с требованиями о том, что жилые зоны необходимо предусматривать в целях создания для населения удобной, здоровой и безопасной среды проживания.
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции правильными и соответствующими обстоятельствам дела.
Вместе с тем выводы суда первой инстанции в части того, что заявление Фадеева B.C. соответствует требованиям ч. 3 ст. 34 Земельного кодекса РФ несостоятельны, поскольку в нарушение указанной правовой нормы последним в заявлении не указано испрашиваемое право на землю и его площадь.
Доводы заявителя о том, что спорный земельный участок испрашивался им в порядке ст. 34 ЗК РФ, согласно которой единственным критерием предоставления участка является зонирование территории, которое отражено в Правилах землепользования и застройки, что предоставление испрашиваемого земельного участка не противоречит
8
действующему законодательству, отмену решения не влекут и направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, оснований для которой у судебной коллегии не имеется.
Доводы жалобы, что применение судом при разрешении дела Правил землепользования и застройки г. Снежинска, утвержденных решением Собрания депутатов г. Снежинска от 14.07.2010 года N 118, противоречит нормам ст. 15 Конституции РФ и п. 6 Постановления пленума ВС РФ от 31.10.1995 года N 8, поскольку данные Правила, в том числе градостроительные регламенты, не были опубликованы в полном объеме, несостоятельны, опровергаются материалами дела, согласно которых Правила землепользования и застройки г. Снежинска опубликованы в "Известиях Собрания депутатов и администрации города Снежинск", N 14 (111), 21.07.2010 года (в соответствии с решением Собрания депутатов г. Снежинска от 30.01.2008 года N 8 является официальным источником опубликования правовых актов Собрания депутатов г. Снежинска), при этом раздел 2 "Карта градостроительного зонирования. Карты зон с особыми условиями использования территорий" и раздел 3 "Градостроительные регламенты" опубликованы не были. Вместе с тем Правила землепользования и застройки г. Снежинска в полном объеме размещены на официальном сайте администрации Снежинского городского округа, что подтверждается пояснениями представителя администрации г. Снежинска, не оспаривается представителем заявителя и согласуется с положениями ч. 3 ст. 32 Градостроительного регламента, предусматривающей, что Правила землепользования и застройки подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещаются на официальном сайте поселения (при наличии официального сайта поселения), официальном сайте городского округа (при наличии официального сайта городского округа) в сети "Интернет".
Данные Правила землепользования и застройки введены в действие с 01 сентября 2010 года и действовали на момент обращения Фадеева B.C. с заявлением о предоставлении участка.
Изменения, внесенные в указанные Правила решением Собрания депутатов г. Снежинска от 20.06.2013 года N 55, также опубликованы в "Известиях Собрания депутатов и администрации города Снежинск", N 23 (242), 26.06.2013 года.
Доводы Фадеева B.C., что ссылка суда в обоснование своих доводов на положения "О порядке установки и эксплуатации временных объектов торговли" ошибочно, так как данное положение разработано с целью установки объектов, а не расширении имеющихся, и регулирует отношения по установке стационарных объектов торговли, им же испрашивался земельный участок для расширения нестационарного объекта торговли, также несостоятельны, поскольку Положение о порядке
9
установки и эксплуатации временных стационарных объектов торговли на территории муниципального образования "город Снежинск", утвержденное постановлением Главы г. Снежинска от 12.05.2009 года N 628 (с изменениями от 20.05.2011 года N 552) регулирует порядок установки временных торговых объектов на территории г. Снежинска и является обязательным для исполнения всеми юридическими и физическими лицами, при этом к таким объектам относятся торговые павильоны, остановочные комплексы, торговые киоски. При данное положение регулирует нет только вопросы установки, но и вопросы эксплуатации торговых объектов.
Доводы жалобы, что СП 42.13330.2011. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений и актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*, примененные судом при разрешении дела, устанавливают общие правила, являющиеся основой для разработки региональных и местных нормативов градостроительного регулирования, в связи с чем в субъектах РФ могут быть предусмотрены иные нормативы застройки, основанием для отмены решения суда не являются в виду следующего.
Правила землепользования и застройки г. Снежинска, утвержденные решением Собрания депутатов г. Снежинска от 14.07.2010 года N 118 и введенные в действие с 01.09.2010 года, вводят в г. Снежинске систему регулирования землепользования и застройки, которая основана на градостроительном зонировании в целях создания условий для устойчивого развития г. Снежинска, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; защиты прав граждан и обеспечения равенства прав физических и юридических лиц в процессе реализации отношений, возникающих по поводу землепользования и застройки; обеспечения открытой информации о правилах и условиях использования земельных участков, осуществления на них строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства; подготовки документов для предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в целях осуществления строительства, реконструкции объектов капитального строительства; развития застроенных территорий; контроля соответствия градостроительным регламентам строительных намерений застройщиков, завершенных строительством объектов капитального строительства и их последующего использования. Данные Правила обязательны для соблюдения органами государственной власти, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами, должностными лицами, осуществляющими, регулирующими и контролирующими
градостроительную деятельность на территории г. Снежинска.
Указанные Правила включают в себя, в том числе карту градостроительного зонирования территории г. Снежинска и градостроительные регламенты, согласно которых испрашиваемый земельный участок расположен в зоне Ж-3, виды разрешенного
10
Зо
использования которой не предусматривают размещение временных торговых объектов.
Согласно ст. 36 Градостроительного кодекса РФ градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. Действие градостроительного регламента распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования.
С учетом изложенного, суд правомерно в удовлетворении требований Фадеева B.C. отказал.
Кроме того, Управлением градостроительства администрации г. Снежинска было отказано в удовлетворении заявления Фадеева B.C. от 11.04.2013 года о внесении изменений в Правила в Правила землепользования и застройки в части основных видов разрешенного использования земельных участков в зоне Ж-3.
Иное толкование заявителем норм права и другая оценка обстоятельств дела не свидетельствуют об ошибочности выводов суда первой инстанции и не опровергают их.
Постановленное судом решение соответствует обстоятельствам дела, основано на правильном применении закона. Доводы апелляционной жалобы оснований для отмены решения суда не содержат.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Снежинского городского суда Челябинской области от 11 октября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Фадеева В.С. - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.