Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И.,
судей Галимовой P.M., Козиной Н.М.,
при секретаре Терюшовой М.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Челябинске в зале суда гражданское дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Челябинска на решение Ленинского районного суда г. Челябинска от 02 октября 2013 года.
Выслушав доклад судьи Давыдовой Т.И. об обстоятельствах дела, доводах апелляционной жалобы, истца Рыбакова А.Г., его представителя Кобзо Г.Ю., возражавших против удовлетворения жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Рыбаков А.Г. обратился в суд с иском Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Челябинска (далее - УПФ РФ в Ленинском районе г. Челябинска) об отмене решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости; о включении в специальный стаж периодов работы и назначении досрочной трудовой пенсии по старости с 03 июня 2013 года в соответствии с пп. 21 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В обоснование заявленных требований Рыбаков А.Г. сослался на то, что 03 июня 2013 года обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, однако, в назначении пенсии было отказано из-за отсутствия у него требуемого стажа. При этом ответчик не включил в его специальный стаж период военной службы по призыву с 08 декабря 1987 года по 20 ноября 1989 года в качестве ***, играющего на духовом инструменте - "тромбон"; период работы с 01 января 2013 года по 02 июня 2013 года в должности артиста оркестра, играющего на духовом инструменте в Областном государственном бюджетном учреждении культуры "Челябинский государственный академический театр оперы и балета им. М.И. Глинки". Считает решение ответчика незаконным, поскольку в данные периоды он, являлся музыкантом, артистом, играющим на духовом инструменте.
2
Истец Рыбаков А.Г., его представитель Кобзо Г.Ю. в судебном заседании исковые требования поддержали.
Представитель ответчика Карсакова Н.М. иск не признала, сославшись на обоснованность принятого пенсионным органом решения.
Суд принял решение, которым исковые требования удовлетворил.
В апелляционной жалобе представитель ответчика просит решение суда отменить как незаконное. Считает, что период военной службы истца в качестве ***, играющего на духовом инструменте, не может быть включен в специальный стаж, так как наименование должности "музыкант" не предусмотрено Списком, а Челябинское высшее командное танковое училище, в котором служил истец, не является профессиональным художественным коллективом. Не соглашается с решением суда в части взыскания судебных расходов на оплату услуг представителя, считает их размер необоснованно завышенным.
Представитель ответчика УПФ РФ в Ленинском районе г. Челябинска о времени и месте рассмотрения дела извещен, в суд апелляционной инстанции не явился, в связи с чем, судебная коллегия признала возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с пп. 21 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения установленного законом возраста, лицам, осуществлявшим творческую деятельность на сцене в театрах или театрально-зрелищных организациях (в зависимости от характера такой деятельности) не менее 15 -30 лет и достигшим возраста 50-55 лет, либо независимо от возраста.
При досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 21 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" лицам, осуществлявшим творческую деятельность на сцене в театрах или театрально-зрелищных организациях (в зависимости от характера такой деятельности), подлежит применению список профессий и должностей работников театров и других театрально-зрелищных предприятий и коллективов, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 28 августа 1991 года N 447.
В соответствии с п. 3 указанного Списка право на пенсию за выслугу лет имеют при стаже творческой работы не менее 25 лет артисты, играющие на духовых инструментах (в том числе на старинных духовых народных
3
инструментах) в профессиональных художественных коллективах.
Согласно п. 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 28 августа 1991 года N 447 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников театров и других театрально-зрелищных ... ", в стаж творческой работы артистов театров и других театрально-зрелищных предприятий и коллективов включается время их военной службы по специальности.
Судом первой инстанции установлено, что 03 июня 2013 года Рыбаков А.Г. обратился к ответчику с заявлением о назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 21 п. 1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Решением ответчика от 13 июня 2013 года в назначении досрочной трудовой пенсии по старости по названному основанию истцу было отказано из-за отсутствия у него стажа требуемой продолжительности.
Согласно протоколу заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 13 июня 2013 года в специальный стаж истца были включены периоды его работы, общей продолжительностью 22 года 11 месяцев. В специальный стаж Рыбакова А.Г. не включен период прохождения военной службы по призыву с 08 декабря 1987 года по 20 ноября 1989 года в качестве ***, играющего на духовом инструменте - "тромбон" (л.д. 9 - 11).
Из военного билета истца, справки, выданной военным комиссариатом Челябинской области по Тракторозаводскому и Ленинскому районам г. Челябинска, следует, что он в период с 08 декабря 1987 года по 20 ноября 1989 года проходил военную службу по призыву в должности ***, играющего на духовом инструменте - "тромбон" (л.д. 18,68). Занятость Рыбакова А.Г. в должности ***, играющего на духовом инструменте, носила профессиональный характер, имела место в течение полного рабочего времени.
Установив, что в спорный период военной службы истец осуществлял творческую деятельность музыканта, играющего на духовом музыкальном инструменте, в оркестре, являющемся профессиональным художественным коллективом, суд пришел к правильному выводу о наличии оснований для включения данного периода в специальный стаж.
Доводы жалобы о том, что период военной службы истца, не может быть включен в специальный стаж, так как наименование должности "музыкант" не предусмотрено Списком, а Челябинское высшее командное танковое училище, в котором служил истец, не является профессиональным художественным коллективом, не могут быть приняты во внимание.
4
Согласно Типовой инструкции штатных военных оркестров вооруженных сил Российской Федерации, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от 22 октября 1993 года N 489 "О мерах по совершенствованию деятельности штатных военных оркестров вооруженных сил Российской Федерации" были включены как должности артистов, так и должности музыкантов, при этом должность "музыкант" полагалась замещению военнослужащими, а должность "артист" -гражданскими служащими. Инструкцией о порядке определения квалификации для замещения штатных должностей являющейся приложением к данному приказу, к должностям "музыкант" и "Артист 2 категории" предъявлялись одни квалификационные требования. Аналогичные нормы предусматривались и Инструкцией о порядке определения квалификации для замещения штатных должностей военнослужащих утвержденной Приказом Министра обороны
Российской Федерации от 22 ноября 1996 года N 417.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 22 ноября 1996 N 417 утверждено "Положение о военно-оркестровой службе Министерства обороны Российской Федерации", пунктом 2 которого предусмотрено, что в состав военно-оркестровой службы Министерства обороны входят оркестры соединений, воинских частей и военно-учебных заведений. Руководством по организации деятельности штатных военных оркестров Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденным тем же Приказом N 417, установлено, что военные оркестры являются профессионально-творческими коллективами, содержатся согласно утвержденным штатам и комплектуются военнослужащими, гражданским персоналом и воспитанниками военного оркестра.
Анализируя положения указанных нормативных актов, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что военный оркестр является профессиональным творческих коллективом и подпадает под понятие профессионального художественного коллектива, а работа по должности "музыкант" тождественна работе по должности "артист". Также, суд правильно учел, что в соответствии с Общероссийским классификатором занятии ОК 010-93, утвержденным постановлением Госстандарта Российской Федерации от 30 декабря 1993 года N 298, композиторы, музыканты и певцы отнесены к базовой группе 2453, в качестве примера профессии, входящей в данную базовую группу, классификатор приводит профессию артиста оркестра.
Кроме того, в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 28 декабря 1967 года N 1169 "Об объединении решений Правительства СССР о пенсиях за выслугу лет некоторым категориям артистов театров и других театрально-зрелищных предприятий и коллективов" (утратило силу в связи с изданием постановления Совета Министров - Правительства
5
Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 953) в стаж творческой работы артистов театров, других театрально-зрелищных пердприятий и музыкальных коллективов включается время пребывания в составе вооруженных Сил СССР при условии, если не менее двух третей стажа, требуемого для назначения пенсии за выслугу лет, приходится на работу в должностях, дающих право на эту пенсию. То есть ранее действующее законодательство не устанавливало требований относительно несения военной службы по специальности. На момент обращения истца за назначением пенсии он выработал требуемые 2/3 специального стажа.
Также суд правомерно удовлетворил исковые требования истца в части включения периода его работы с 01 января по 02 июня 2013 года в должности артиста оркестра, играющего на духовом инструменте в ОГБУК "Челябинский государственный академический театр оперы и балета им. М.И. Глинки". Как из материалов дела истец обратился заявлением о назначении пенсии 03 июня 2013 года, при этом специальный стаж истца рассмотрен ответчиком по 31 декабря 2012 года включительно, по какой причине ответчик не учел в специальный стаж истца период с 01 января по 02 июня 2013 года не указано. Согласно представленной справке в указанное время Рыбаков А.Г. работал в качестве артиста, играющего на духовых инструментах Челябинского государственного академического театра оперы и балета имени М.И. Глинки, отвлечений от работы не имел.
Учитывая, что специальный стаж работы, зачтенный ответчиком, вместе с установленным судом составлял в общей сложности более 25 лет на момент обращения истца в пенсионный орган за назначением пенсии, суд обоснованно возложил на ответчика обязанность назначить ему досрочную трудовую пенсию по старости с 03 июня 2013 года.
Доводы жалобы о завышенном размере судебных расходов по оплате услуг представителя, являются несостоятельными. Взысканные с УПФ РФ в Ленинском районе г. Челябинска расходы на оплату услуг представителя в размере *** руб. соответствуют принципу разумности и характеру сложности рассмотренного дела, в котором принимал участие представитель истца. Взыскание судебных расходов произведено в соответствии со ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, которая каких либо ограничений по их оплате для УПФ РФ в Ленинском районе г. Челябинска не содержит. Оснований для отмены решения суда в этой части у судебной коллегии не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом первой инстанции не допущено. Апелляционная жалоба не содержит каких-либо обстоятельств неисследованных судом первой инстанции, направлена на переоценку выводов суда, оснований для которой не имеется.
6
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г. Челябинска от 02 октября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Челябинска - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.