Судебная коллегия по административным делам Челябинского областного суда в составе
председательствующего судьи Турковой Г.Л., судей Загайновой А.Ф., Зариповой Ю.С, при секретаре Бурцеве П.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Шишкановой Н.О. на решение Катав-Ивановского городского суда Челябинской области от 08 октября 2013 года по гражданскому делу по заявлению ШИШКАНОВОЙ Н.О. о признании незаконным бездействия администрации Юрюзанского городского поселения Катав-Ивановского муниципального района Челябинской области, возложении обязанности поставить на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий,
заслушав доклад судьи Загайновой А.Ф. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы,
УСТАНОВИЛА:
Шишканова Н.О. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным бездействия администрации Юрюзанского городского поселения Катав-Ивановского муниципального района Челябинской области, выразившегося в не постановке ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, возложении на администрацию поселения обязанности поставить ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, указывая, что является вдовой участника Великой отечественной войны, не имеет жилья ни по социальному найму, ни в собственности, не является членом семьи собственника, либо нанимателя жилого помещения по договору социального найма. На обращение в мае 2013 года в администрацию Юрюзанского городского поселения Катав-Ивановского муниципального района Челябинской области с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, как вдова ветерана Великой Отечественной войны, было отказано. Считает, что в соответствии с Жилищным кодексом РФ, Федеральным законом РФ от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", Указом Президента РФ от 07 мая 2008 года N 714 имеет право на обеспечение жильем.
2
Заявитель Шишканова Н.О. в судебном заседании поддержала заявленные требования, пояснив, что проданный дом находился в разрушенном состоянии, поскольку она длительное время в нем не проживала, ее представитель Мохначева Е.А. требования Шишкановой Н.О. и доводы, изложенные в заявлении, поддержала.
Представитель администрации Юрюзанского городского поселения Катав-Ивановского муниципального района Челябинской области Мастерова СВ. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, пояснив, что заявитель, продав принадлежащий ей на праве собственности дом, тем самым ухудшила свои жилищные условия.
Представитель Министерства социальных отношений Челябинской области участия в судебном заседании не принимал, представил письменный отзыв на заявление, указав, что у них отсутствует информация о постановке Шишкановой Н.О. на учет, её нуждаемость в жилом помещении в соответствии со статьями 51 и 53 Жилищного кодекса РФ не подтверждается, в связи с чем, считают, правовые основания для обеспечения жильем заявителя за счет средств федерального бюджета отсутствуют.
Суд постановил решение об отказе Шишкановой Н.О. в удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе Шишканова Н.О. просит решение отменить, вынести по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований, указывая, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, противоречат нормам материального права и сложившейся судебной практике, а именно позиции Конституционного суда РФ, изложенной в Определении от 19 апреля 2007 года N 258-0-0 "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы на нарушение конституционных прав статьей 53 Жилищного кодекса РФ", в соответствии с которой ограничение в постановке на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми только в том случае, если граждане совершали умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий. Считает, что указанных обстоятельств по делу не установлено, умысла на ухудшение жилищных условий не имела, непригодность дома для проживания не была вызвана её виновными действиями (бездействиями), поскольку с ее стороны были приняты все разумные меры по сохранению своего дома. Непригодность дома для проживания была вызвана его общим износом, несущие конструкции которого фактически пришли в негодность, и проживание в нем стало
3
опасным для жизни. Суд оставил без внимания, что, несмотря на отказ в постановке на учет нуждающихся в жилом помещении, администрация фактически признала её таковой, предоставив жилье в общежитии.
Администрация Юрюзанского городского поселения Катав-Ивановского муниципального района Челябинской области подала возражения на апелляционную жалобу, указывая, что заявитель совершила добровольное отчуждение своего жилого дома и до истечения 5 лет с момента подачи документов не вправе претендовать на предоставление жилья.
Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом. Исходя из положений ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, не явившихся в судебное заседание.
Проверив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя заявителя, заслушав представителя заявителя Мохначева Е.А., судебная коллегия находит необходимым отменить решение суда по следующим мотивам.
В силу статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Суд апелляционной инстанции в интересах законности вправе проверить решение суда первой инстанции в полном объеме.
Как следует из материалов дела, Шишканова Н.О. является вдовой участника Великой Отечественной войны, имеет, согласно удостоверению N Б 442977 от 10 декабря 2008 года право на льготы, установленные статьей 21 Федерального закона "О ветеранах".
25 июня 2013 года Шишканова Н.О. обратилась в администрацию Юрюзанского городского поселения с заявлением о принятии ее, как вдовы участника Великой Отечественной войны, на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
Письмом главы администрации Юрюзанского городского поселения Катав-Ивановского муниципального района Челябинской области от 24 июля 2013 года N 619 Шишкановой Н.О. было отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении
4
жилищных условий на основании статьи 53 Жилищного кодекса РФ (л.д. 16).
Отказывая Шишкановой Н.О. в удовлетворении требований, суд первой инстанции исходил из того, что заявитель, имея в собственности жилой дом по адресу: г. Юрюзань, ул. ***, продала его 14 марта 2012 года, а 07 октября 2013 года обратилась с заявлением в администрацию города с заявлением о даче заключения на пригодность жилья для проживания. Кроме того, суд учел, что износ проданного домовладения произошел по вине его собственника, который в нарушение требований ст. 209 ГК РФ ненадлежащим образом нес бремя его содержания.
На основании изложенного суд первой инстанции пришел к выводу о законности оспариваемого заявителем решения администрации города.
Выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, нормы материального права применены неверно.
В соответствии с п. 1 ст. 2 ФЗ от 02 мая 2006 года "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.
Статьей 10 названного закона предусмотрено, что государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения.
В соответствии с пункта 4 части 1 статьи 21 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" в качестве льгот, установленных для членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, предусмотрено, в том числе и обеспечение указанных лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, жильем за счет средств федерального бюджета. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в
5
соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации и имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.
Указом Президента Российской Федерации N 714 от 07 мая 2008 года "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" предписано завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах".
В силу ч. ч. 2 и 3 ст. 49 Жилищного кодекса РФ жилое помещение по договорам социального найма предоставляется малоимущим или иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанным нуждающимися в жилых помещениях.
Частью 5 ст. 52 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных или полученных по межведомственным запросам в соответствии с частью 4 настоящей статьи документов, органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, в данный орган.
Как разъяснено в п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять, соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.); соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.
6
Разрешая заявленные требования, суд оставил без внимания положения указанных норм права и разъяснения вышестоящего суда.
Как следует из оспариваемого заявителем ответа администрации Юрюзаньского городского поселения от 24 июля 2013 года, в постановке на учет нуждающихся в жилом помещении Шишкановой Н.О. отказано на основании ст. 53 Жилищного кодекса РФ, иных оснований и мотивов принятого решения по заявлению Шишкановой Н.О. в ответе не приведено.
Между тем, в силу ст. 53 Жилищного кодекса РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Таким образом, Шишканова Н.О. вменяется вину намеренное ухудшение жилищных условий, препятствующих постановке ее на учет нуждающихся в получении жилья по социальному найму. Однако, в чем состоит совершение указанных действий, материалы дела не содержат.
Содержание ответа администрации поселения на обращение Шишкановой Н.О. не соответствует требованиям закона, ответ дан не полный, не мотивированный, ссылка на ст. 53 Жилищного кодекса РФ дает основания лишь предполагать, в чем состоит совершение действий, намеренно ухудшающих жилищные условия.
Суд первой инстанции оставил без внимания допущенные органом местного самоуправления нарушения и самостоятельно обсудил в решении вопрос намеренного ухудшения жилищных условий Шишкановой Н.О. при продаже жилья.
При этом суд не учел, что согласно материалам дела, Шишкановой Н.О. предоставлено для временно проживания администрацией поселения жилое помещение в общежитии.
Судебная коллегия считает, что указанные обстоятельства являются юридически значимыми и заслуживают внимания.
Решение суда первой инстанции не может быть признанно законным и обоснованным, оно подлежит отмене с вынесением нового решения - об удовлетворении заявленных Шишкановой Н.О.
7
требований о признании незаконным решения администрации Юрюзанского городского поселения Катав-Ивановского муниципального района Челябинской области N 619 от 24 июля 2013 года об отказе в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях.
Для такого вывода совокупность условий, предусмотренных ст. 258 Гражданского процессуального кодекса РФ имеется. Помимо нарушения требований закона администрацией городского поселения допущено нарушение права Шишкановой Н.О. на защиту. Отсутствия всестороннего, объективного рассмотрения ее заявления, полного, мотивированного, обоснованного ответа нарушает ее права при выборе способа защиты нарушенного права.
По указанным соображениям, судебная коллегия считает возможным ограничится возложением на администрацию Юрюзанского городского поселения Катав-Ивановского муниципального района Челябинской области обязанности устранить допущенное нарушение путем повторного рассмотрения заявления Шишкановой Н.О. от 25 июня 2013 года и принятия по результатам рассмотрения решения в соответствии с требованиями Жилищного законодательства РФ.
При условии направления обращения Шишкановой Н.О. на повторное рассмотрение в муниципальный орган остальные требования Шишкановой Н.О., как производные от первого, удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 327, 327.1, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Челябинского областного суда,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Катав-Ивановского городского суда Челябинской области от 08 октября 2013 года отменить. Вынести новое решение. Признать незаконным отказ администрации Юрюзанского городского поселения Катав-Ивановского муниципального района Челябинской области N 619 от 24 июля 2013 года ШИШКАНОВОЙ Н.О. в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Обязать администрацию Юрюзанского городского поселения Катав-Ивановского муниципального района Челябинской области повторно рассмотреть заявление ШИШКАНОВОЙ Н.О. от 25 июня 2013 года.
8
В остальной части требований - отказать. Апелляци определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Судьи |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.