Судебная коллегия по административным делам Челябинского областного суда в составе: председательствующего Турковой Г. Л., судей Шигаповой СВ., Свинцовой Г.В.,
при секретаре Бурцеве П.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Буеарова Д.П., Бусаровой Е.М. на решение Правобережного районного суда города Магнитогорска Челябинской области от 18 октября 2013 года по гражданском} делу но иску Буеарова Д.П., Бусаровой Е.М. к Администрации города Магнитогорска Челябинской области о признании права на участие в подпрограмме,
Заслушав доклад судьи Шигаповой СВ. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, выслушав мнения заявителей - Буеарова Д.11., Hycapoimii Е.М.,
УСТАНОВИЛА:
Бусаров Д.П., Буеарова Е.М. обратились в суд с заявлением о признании незаконным постановления Администрации города Магнитогорска Челябинской области от 04 июля 2013 года N 8996-П о снятии молодой семьи с учета участников подпрограммы, возложении обязанности включить семью Бусаровых в список молодых семей -участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей федеральной целевой программы "Жилище" на 201 1-2015 годы".
В обоснование заявленных требований указали, что постановлением Администрации города Магнитогорска от 04 июля 2013 года N 8996-П их молодая семья снята с учета молодых семей - участниц подпрограммы в связи с превышением 35-летнего возраста одним из супругов (Бусарову Д.П. *** года исполнилось 36 лет). Полагают, что достижение возраста 35 лет не может являться основанием для исключения из числа участников подпрограммы. При признании их семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий и включении в число участников программы, они соответствовали всем требованиям участников программы. В результате незаконных действий администрации, молодая семья лишена возможности реализовать свои конституционные права на жилище.
2
В судебном заседании Бусаров Д.П., Буеарова Н.М., их представитель -адвокат Маслова Г.Н. поддержали заявленные требования по изложенным в зая вл е 11 и 11 ос i ю вам и я м.
Представители Администрации города Магнитогорска Челябинской области. Министерства строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области в судебном заседании участия не принимали при надлежащем извещении о времени и месте судебного разбирательства, суду представили письменные отзывы, в которых возражали против удовлетворения заявленных требований.
Решением Правобережного районного суда города Магнитогорска Челябинской области от 18 октября 2013 года в удовлетворении заявленных Бусаровым Д.И. и Бусаровой Н.М. требований отказано в полном объеме.
В апелляционной жалобе Бусаров Д.И. и Буеарова Н.М. просят решение районного суда отменить и вынести новое решение об удовлетворении з а я в л е i i н ы х т р е б о в а н и й.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указывают, что судом при рассмотрении дела не учтен факт того, что на момент принятия решения о включении семьи в число участников целевой федеральной подпрограммы, семья Б\еаровых отвечала все предъявленным требованиям для включения в список .молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты и вправе была рассчитывать на получение такой социальной выплаты. Указывают, что при решении вопроса о предоставлении молодой семье социальных выплат для приобретения жилья из областного бюджета необходимо исходить из даты подачи молодой семьей соответствующего заявления, свидетельствующего о желании реализовать принадлежащее ей право, в органы местного самоуправления. Ссылаются на то, что длительное судебное разбирательство с администрацией города Магнитогорска привело к тому, что один из участников программы, достигнув предельного возраста, так и не смог реализовать своего права на приобретение жилья по программе. 11олагают, что решение об исключении молодой семьи из списка молодых семей по мот иву достижения одним из супругов предельного возраста 36 лет является формальным и не отвечает целям действующего законодательства. Полагают, что в рассматриваемом случае нарушается один из наиболее значимых принципов гражданского права - ясность относительно наличия прав и обязанностей в конкретном правоотношении, а также защиты приобретенных прав и законных ожиданий.
В суде апелляционной инстанции заявители - Бусаров Д.П., Буеарова Г..М. доводы жалобы поддержали, сославшись на изложенные в ней обстоятельства.
/
Представители заинтересованных лиц - Администрации города Магнитогорска Челябинской области, Министерства строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области участия не принимали при надлежащем извещении о времени и месте судебного разбирательства.
В соответствие с частью 1 статьи 327, статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения явившихся лиц, судебная коллегия не установила оснований к отмене решения суда.
В сил\' статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Суд апелляционной инстанции в интересах законности вправе проверить решение суда первой инстанции в полном объеме.
В соответствии с требованиями статьи 254 Гражданского процессуального кодекса РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.
Из смысла статьи 258 Гражданского процессуального кодекса РФ следует, что обязательным основанием для удовлетворения судом [ребований об оспаривании решений и действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего помимо установления незаконности утих решений и действий является еще и нарушение ими прав, свобод либо законных интересов заявителя.
Материалами дела подтверждается, что постановлением главы города Магнитогорска Челябинской области N 1828-11 от 14 февраля 2013 года молодая семья Буеарова Д.П., состоящая из трех человек, в том числе супр)ги - Бусаровой Е.М., *** года рождения и дочери - Б.А.Д., *** года рождения, признана молодой семьей, имеющей достаточные доходы для участия в подпрограмме "Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий" и признана участницей подпрограммы "Обеспечение
4
жильем молодых семей" федеральной целевой программы Жилище на 2011-2015 годы.
*** года Бусарову Д.II. (одному из родителей в молодой семье) *** года рождения, исполнилось 36 лет.
Постановлением главы Администрации города Магнитогорска N 8996-11 от 04 июля 2013 года молодая семья Бусаровых снята с учета молодых семей - участниц подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы" в связи с превышением 35-летнего возраста одним из супругов.
Решением Правобережного районного суда города Магнитогорска от 04 июля 2013 года, вступившим в законную силу 10 сентября 2013 года, отказано в иске Бусарову Д.П., Бусаровой Н.М. к администрации города Магнитогорска об изменении даты постановки молодой семьи на учет и номера очередности в списке участников подпрограммы "Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий на 2011-2015 годы" городской целевой программы "Доступное и комфортное жилье гражданам России" с 28 октября 201 1 года.
Из материалов дела также следует, что государственным заказчиком подпрограммы - Министерством строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области соответствующее решение о включении семьи Бусаровых в список молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не принималось.
Доказательств, опровергающих данное обстоятельство, материалы дела не содержат, с апелляционной жалобой не представлено.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что достижение одним из супругов-участников возраста, превышающего 35 лет (достижение 36 лет) до принятия соответствующего решения Министерством строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства о включении семьи в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году является обстоятельством, исключающим возможность дальнейшего участия семьи в подпрограмме.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, поскольку он сделан исходя из фактических обстоятельств дела и в соответствие с положениями действующего законодательства, регулирующего возникшие правоотношения.
5
Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий в г. Магнитогорске осуществляется в соответствие с 11равплами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации программы "Обеспечение жильем молодых семей " федеральной целевой программы "Жилище" на 201 1-2015 годы, утвержденными постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 года N 1050 и подпрограммой "Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий" областной целевой программы реализации национального проекта "Доступное и комфортное жилье гражданам России" в Челябинской области на 2011-2015 годы", утвержденной постановлением Правительства Челябинской области от 16 ноября 2010 года N 250-11.
В соответствие с главой 1 паспорта подпрограммы "Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий", последняя действует в рамках подпрограммы "Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий" областной целевой программы Доступное и комфортное жилье - гражданам России в Челябинской области на 2011-2015 годы" и подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей " федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, и не является продлением подпрограмм, направленных на \л\чтение жилищных условий молодых семей, принятых на территории г. Магнитогорска в рамках федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы.
В соответствие с данными Правилами, участницей подпрограммы может быть молодая семья, возраст каждого из супругов которой, либо одного из родителей в неполной семье на день принятия решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет.
В соответствие с пунктами 4, 4-1 приложения N 4 к подпрограмме, молодая семья, при достижении возраста одного из супругов, либо одного родителя в неполной семье, превышающего 35 лет, утрачивает право на получение социальной выплаты и подлежит исключению из числа у ч а с т н и к о в 11 о д 11 р о г р а м м ы.
Вопросы признания молодых семей нуждающимися в предоставлении социальной выплаты для участия в подпрограмме, участниками подпрограммы, ведение их учета, в соответствие с ее условиями, относятся к полномочиям органов местного самоуправления.
11а основании пункта 28 Долгосрочной городской целевой программой реализации национального проекта "Доступное и комфортное жилье -
гражданам России" в городе Магнитогорске на 2011-2015 годы порядок формирования Администрацией города Магнитогорска списка молодых семей -участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году и списка молодых семей -претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году определяется областной подпрограммой, в соответствие с пунктом 38 которой Правительство Челябинской области, орган местного самоуправления муниципального образования, отобранного для участия в подпрограмме, до 01 сентября года, предшествующего планируемому году, формирует списки молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание подучить социальную выплату в планируемом году и представляет )ти списки государственному заказчику подпрограммы, которым является Министерство строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области, который, в свою очередь, на основании списков молодых семей - участников подпрограммы формирует и утверждает сводный список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году. Сводный список претендентов, в соответствие с пунктом 41 Подпрограммы, формируется на основании сводного списка молодых семей, изъявивших желание на получение выплаты в планируемом год}'.
Достоверно установлено, что *** года Бусарову Д.П., *** года рождения, исполнилось 36 лет.
Материалами дела подтверждается, что в список молодых семей -участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году но Магнитогорскому городскому округу, представленных Администрацией города Магнитогорска на 2013 год молодая семья Буеарова Д.П. не была включена, соответственно, решение о включении семьи истца в сводный список молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты, не принималось.
Поскольку на момент исполнения один из супругов достиг 36 лет, органом исполнительной власти субъекта РФ в лице Министерства строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области решение о включении молодой семьи в список претендентов на получение социальной выплаты не принято, заявителями утрачено право на дальнейшее участие семьи в подпрограмме и предоставление их семье социальной выплаты.
Утверждение в жалобе о том, что на момент принятия решения о включении семьи в число участников целевой федеральной подпрограммы, семья Бусаровых отвечала всем предъявленным требованиям для включения в список молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты и вправе была рассчитывать на получение такой социальной выплаты не может
7
являться основанием к отмене решения суда, поскольку не свидетельствует о нарушении права молодой семьи на участие в подпрограмме, которое она, в соответствие с условиями подпрограммы, утратила по достижении одним из супругов возраста, превышающего 35 (достижение 36) лет.
Нарушений прав семьи Буеарова Д.П., в том числе, права на жилище, допущено пс было.
Оспариваемое постановление не исключает возможности улучшения жилищных условий в соответствие с иными действующими нормативно-правовыми актами, в том числе положениями Жилищного кодекса РФ, помимо подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", критериям дальнейшего участия в которой в настоящее время семья заявителя не отвечает. Гарантированные законом права заявителя этим постановлением не нарушен ы.
На основании подпункта 3 пункта 8 Порядка ведения учета молодых семей, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий для участия в подпрограмме "Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий на 2011-2015 годы" долгосрочной городской целевой программы реализации национального проекта "Доступное п комфортное жилье - гражданам России" в городе Магнитогорске на 2011-2015 годы", утвержденного постановлением Администрации города Магнитогорска от 06 июля 21011 года N 7548-П, одним из оснований для снятия молодой семьи с учета нуждающихся в \дучшении жилищных условий в подпрограмме является превышение 35-ти летнего возраста одним из супругов или обоих супругов, либо одного родителя в неполной семье.
11ри тгом, судебная коллегия считает необходимым указать на то, что у молодой семьи отсутствует безусловное право на получение социальной выплаты в рамках участия в данной подпрограмме, поскольку список ее \ частников, изъявивших желание на получение социальной выплаты в планируемом году, формируется в соответствие со сводным списком исходя из запланированных в бюджете на эти цели средств.
Ссылка подателя жалобы на то, что при решении вопроса о предоставлении молодой семье социальных выплат для приобретения жилья из областного бюджета необходимо исходить из даты подачи молодой семьей соответствующего заявления, свидетельствующего о желании реализовать принадлежащее ей право, в органы местного самоуправления, утверждение в жалобе о том, что длительное судебное разбирательство с администрацией города Магнитогорска привело к тому, что один из участников программы, достигнув предельного возраста, так и не смог реализовать своего нрава на приобретение жилья по программе,
правильность выводов суда первой инстанции, основанных на верном толковании закона, не опровергают.
Доводы апелляционной жалобы о том, что решение об исключении молодой семьи из списка молодых семей по мотиву достижения одним из еупр)гов предельного возраста 36 лет является формальным и не отвечает целям действующего законодательства сводятся к субъективной переоценке обстоятельств и доказательств, которые судом первой инстанции уже исследовались и по ним высказано правильное суждение.
Решение основано на правильно установленных юридически значимых обстоятельствах, нормы материального права судом первой инстанции применены верно, нарушений норм процессуального права апелляционной инстанцией не установлено.
Руководствуясь статьями 327, 327.1, 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Челябинского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Правобережного районного суда города Магнитогорска Челябинской области от 18 октября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалоб)' Буеарова Д.П., Бусаровой Е.М. - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.