Апелляционное определение СК по гражданским делам 3-го окружного военного суда г. Москвы от 11 декабря 2013 г. по делу N 33А-508/2013
Судебная коллегия по гражданским делам 3 окружного военного суда в составе: председательствующего - Моши А.М., судей Пересады А.Н. и Томашевича В.В., при секретаре Новак Г.С., в судебном заседании рассмотрела гражданское дело по апелляционной жалобе заявителя на решение Знаменского гарнизонного военного суда от 11 сентября 2013 года, которым отказано в удовлетворении заявления старшего прапорщика запаса Тарана С. К. об оспаривании действий начальника ФГКУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Минобороны РФ (ФГКУ "ЮРУЖО"), связанных с отказом признать заявителя нуждающимся в жилом помещении.
Заслушав доклад судьи Томашевича В.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
решением начальника ФГКУ "ЮРУЖО" от 1 июля 2013 года N 555 Тарану отказано в принятии на учет нуждающихся в жилом помещении, поскольку он на момент обращения не являлся военнослужащим.
Полагая свои права нарушенными, Таран обратился в суд и просил признать незаконным отказ должностного лица и обязать признать его (Тарана) нуждающимся в жилом помещении по избранному после увольнения с военной службы месте жительства - г. -, и внести соответствующие сведения в Единый реестр военнослужащих, принятых на учёт нуждающихся в жилых помещениях.
Суд первой инстанции в удовлетворении требований отказал.
Не соглашаясь с принятым судебным решением, заявитель подал апелляционную жалобу, в которой просит его отменить, после чего принять по делу новое решение и удовлетворить заявленные требования.
В обоснование своих доводов автор жалобы указывает, что судом не принято во внимание то, что накануне увольнения в 2004 году при проведении беседы он указал на избрание нового места жительства в г. Волгограде.
Помимо этого, в решении суда первой инстанции неправильно, по мнению автора жалобы, изложены показания свидетеля K., который в 2003-2004 г.г. являлся председателем жилищной комиссии воинской части.
Кроме того, судом первой инстанции не удовлетворены его ходатайства об истребовании дополнительных доказательств и допросе свидетелей.
Не обоснована ссылка суда первой инстанции и на то, что до 1 января 2005 года Таран не обращался в органы местного самоуправления, поскольку такая обязанность была возложена на командование.
Не является обоснованной и ссылка в решении на п. 2.1. ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и ст. 3 Федерального закона от 8 декабря 2010 года N 342 "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих", поскольку Таран был признан нуждающимся в жилом помещении по избранному после увольнения месту жительства в сентябре 2010 года.
В подтверждение своих доводов автор жалобы ссылается на определение кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 22 августа 2002 года N КАС02-380.
Рассмотрев материалы дела в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
Обстоятельства, имеющие значение по делу, установлены судом первой инстанции всесторонне и объективно, а оспариваемое решение базируется на правильном применении норм материального права.
По убеждению судебной коллегии, требования заявителя, вопреки мнению автора жалобы об обратном, разрешены по делу верно.
Подробно приведенные в решении мотивы, по которым суд первой инстанции пришел к соответствующим выводам, носят исчерпывающий характер.
Согласно абзацу третьему ст. 13 Федерального закона "О статусе военнослужащих" (в ред. Федерального закона от 11 ноября 2003 года N 141-ФЗ, действовавшему до 1 января 2005 года) военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, не более чем за три года до увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе по ходатайству командиров воинских частей включаются органами местного самоуправления избранного постоянного места жительства в списки граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в получении жилых помещений.
Подпунктом "а" п. 6 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 сентября 1998 года N 1054 (далее - Правила) военнослужащими, нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства за счет средств федерального бюджета, как ранее, так и сейчас, признавались граждане, проходившие военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации и уволенные с военной службы в запас или в отставку по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, оставшиеся проживать по прежнему месту службы до получения жилья в избранном постоянном месте жительства, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более в календарном исчислении.
Таким образом, до 1 января 2005 года обеспечение военнослужащих при их увольнении с военной службы жилыми помещениями по избранному месту жительства осуществлялось соответствующими органами местного самоуправления в порядке, предусмотренном ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и вышеуказанными Правилами.
Судом первой инстанции установлено, что Таран в период военной службы был обеспечен жилым помещением по месту военной службы на состав семьи и на момент увольнения, в ходе беседы 24 мая 2004 года, просил командира войсковой части 18374 включить его в списки на получение квартиры по избранному месту жительства (в г. Волгограде).
Между тем, это просьба военнослужащего в ходе беседы не могла повлечь за собой автоматическое признание Тарана нуждающимся в жилом помещении, поскольку ходатайству командира воинской части на имя главы муниципального образования должна предшествовать подача военнослужащим соответствующего заявления, что следует из содержания п. 7 вышеуказанных Правил.
Как видно из материалов дела, Таран на момент увольнения и издания приказа об исключении из списков личного состава воинской части с таким заявлением к командиру войсковой части не обращался, поэтому на учет нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства в установленном в тот период порядке заявитель признан не был.
Это обстоятельство Таран подтвердил в судебном заседании, пояснив, что в органе местного самоуправления на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении он не состоял.
В этой связи вывод суда о том, что Таран до 1 января 2005 года не был принят на жилищный учет в органах местного самоуправления является правильным.
В отношении обоснованности признания Тарана нуждающимся в получении жилого помещения, принятого жилищной комиссией воинской части 30 сентября 2010 года, судебная коллегия исходит из следующего.
В связи с принятием Федерального закона N 122-ФЗ от 22 августа 2004 года с 1 января 2005 года обеспечение жильем военнослужащих и членов их семей при перемене места жительства законодательно было отнесено к ведению соответствующих федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 08 мая 2006 года N 66-ФЗ).
Согласно п. 14 указанной статьи федерального закона (в ред. Федерального закона от 08 мая 2006 года N 66-ФЗ) обеспечение жилым помещением военнослужащих, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы в связи с достижением предельного возраста пребывания на военной службе при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счёт средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путём выдачи государственных жилищных сертификатов.
Таким образом, Министерство обороны РФ осуществляет обеспечение жилыми помещениями только военнослужащих, признанных в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях.
Как видно из материалов дела, заявление на имя командира войсковой части 18374 о признании нуждающимся в жилых помещениях было подано Тараном в 2010 году, то есть после увольнения из ВС РФ.
При таких обстоятельствах следует признать, что жилищная комиссия войсковой части 18374 не вправе была удовлетворять заявление Тарана о постановке его на жилищный учет, поскольку на момент подачи соответствующего заявления и проведения заседания комиссии заявитель был уволен с военной службы и этот вопрос подлежал рассмотрению местными органами местного самоуправления.
Кроме того, согласно п. 2.1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и ст. 3 Федерального закона от 8 декабря 2010 года N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан", на которые правильно сослался суд первой инстанции, с 1 января 2011 года обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, в том числе, в связи с достижением предельного возраста пребывания на военной службе, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления жилого помещения в собственность бесплатно или по договору социального найма, либо предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Поскольку Таран, не признанный нуждающимся в жилом помещении в органах местного самоуправления, в 2004 году был уволен с военной службы и утратил статус военнослужащего, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что правом на обеспечение жилым помещением от федерального органа исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, он не обладает.
Проанализировав вышеуказанные обстоятельства и данные правовые нормы, суд первой инстанции, вопреки доводам автора жалобы, пришел к обоснованному выводу о том, что реализация права Тарана на получение жилого помещения действующим законодательством в настоящее время не отнесена к компетенции военного ведомства, в связи с чем оспариваемые им действия начальника ФГКУ ЮРУЖО являются законными.
Поскольку никаких замечаний на протокол судебного заседания не подано, довод автора жалобы о том, что в решении суда первой инстанции неверно изложены показания свидетеля K, является необоснованным.
Более того, свидетель K показал в суде, что жилищная комиссия воинской части, председателем которой он являлся, никаких решений в 2004 году в части признания Тарана нуждающимся в жилом помещении не принимала, а изъявление желания переменить место жительства после увольнения с военной службы, указанное в листе беседы, автоматически не влекло принятие заявителя на жилищный учет в целях обеспечения жильем в избранном месте жительства.
Располагая информацией об отсутствии решений жилищной комиссии в отношении Тарана, суд первой инстанции обоснованно отклонил ходатайство представителя заявителя о допросе остальных членов жилищной комиссии и истребовании протоколов ее заседаний.
С учетом изложенного доводы апелляционной жалобы поводом для отмены и изменения судебного решения служить не могут.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 328 и 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Знаменского гарнизонного военного суда от 11 сентября 2013 года, которым отказано в удовлетворении заявления старшего прапорщика запаса Тарана С. К. об оспаривании действий начальника ФГКУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Минобороны РФ, связанных с отказом признать заявителя нуждающимся в жилом помещении, оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя, - без удовлетворения.
Председательствующий
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.