Апелляционное определение СК по гражданским делам 3-го окружного военного суда г. Москвы от 09 декабря 2013 г. по делу N 33А-501/2013
Судебная коллегия по гражданским делам 3 окружного военного суда в составе: председательствующего - Серебрянского В.И., судей Пересады А.Н. и Томашевича В.В., при секретаре Тарасовой И.Н., рассмотрела гражданское дело по апелляционной жалобе представителя заявителя Кунжурова А.В. на решение Знаменского гарнизонного военного суда от 4 сентября 2013 года, которым отказано в удовлетворении заявления военнослужащего войсковой части 15650 подполковника Марченко С. К. об оспаривании действий начальника Федерального государственного казённого учреждения "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ (ФГКУ "Югрегионжилье"), связанных с отказом в заключении договора социального найма.
Заслушав доклад судьи Томашевича В.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
решением начальника ФГКУ "Югрегионжилье" N 253 от 18 июля 2013 года Марченко отказано в заключении договора социального найма ранее распределенной квартиры, общей площадью 60,9 кв.м., расположенной по адресу: г. -, на состав семьи из двух человек.
Полагая свои права нарушенными этим отказом и считая его незаконным, Марченко 28 августа 2013 года обратился в военный суд с заявлением, в котором просил обязать названное должностное лицо заключить с ним договор социального найма другой квартиры, общей площадью 51,2 кв.м., расположенной по адресу: -, которая была ему распределена согласно извещению N 216296 от 13 августа 2013 года, поступившего из Департамента жилищного обеспечения МО РФ и на что он дал свое согласие 23 августа 2013 года, в том числе на компенсацию затрат федерального бюджета в связи с превышением нормы общей площади на 6,2 кв.м.
Суд первой инстанции в удовлетворении этих требований отказал.
Не соглашаясь с таким решением, представитель заявителя Кунжуров в апелляционной жалобе и дополнениях к ней просит его отменить и принять по делу новое решение, которым удовлетворить заявленные требования полностью.
В обоснование данной просьбы автор жалобы указывает, что заявитель не был надлежащим образом извещен о времени и месте судебного разбирательства, поскольку Марченко узнал о дате судебного заседания в день его проведения, что, по его мнению, является безусловным основанием к отмене состоявшегося судебного решения.
Кроме того, автор жалобы, давая собственное толкование нормам жилищного права в отношении военнослужащих, утверждает, что у Марченко не имелось обязанности по предоставлению справки о сдаче жилого помещения, которое Министерству обороны РФ не принадлежит.
Рассмотрев материалы дела в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
Несмотря на доводы автора жалобы об обратном, судом первой инстанции нарушений норм процессуального права не допущено.
Так, в материалах дела (л.д. 28) имеется расписка Марченко, из которой видно, что он извещен о времени судебного заседания, назначенного на 17 часов 4 сентября 2013 года, которая была отобрана у него в ходе подготовки дела к судебному разбирательства.
Такая подготовка, как это следует из материалов дела, проводилась 30 августа 2013 года, то есть заблаговременно.
В этой ситуации указание в расписке на дату ее написания - 30 сентября 2013 года является, по мнению судебной коллегии, опиской, допущенной заявителем.
В отношении требования заявителя о возложении на должностное лицо обязанности заключить с ним договор социального найма в отношении жилого помещения, распределенного согласно извещению N 216296 от 13 августа 2013 года, судебная коллегия исходит из следующего.
Как усматривается из материалов дела, в июне 1990 года заявителю на семью из трех человек (он, супруга, сын 1987 г.р.) от Министерства обороны СССР была предоставлена отдельная квартира, площадью 30,14 кв. м., находящаяся по адресу: - (л.д. 6), в которой заявитель с семьей проживал по договору найма жилого помещения в доме местного Совета, заключенного 1 июня 1991 года, то есть в жилом помещении муниципального жилого фонда (л.д. 7).
В связи с расторжением брака 9 января 2013 года (л.д. 11) заявитель в апреле того же года снялся с регистрационного учета и стал проживать по другому адресу с сыном - г.р., оставив квартиру в пользовании бывшей супруги и сына, 1987 г.р.
Поскольку в указанной квартире остались проживать бывшие члены семьи Марченко, администрация г. Ахтубинска (л.д. 19) отказала ему в выдаче справки о сдаче жилого помещения ввиду ее фактического не освобождения.
Согласно решению ФГКУ "Югрегионжилье" N 253 от 18 июля 2013 года, Марченко отказано в заключении договора социального найма в отношении жилого помещения, расположенного в -, микрорайон Заря, - - связи с отсутствием оснований для повторного обеспечения жилым помещением от Минобороны.
Между тем Марченко, согласившись с предоставленным ему другим жилым помещением, тем самым фактически отказался от ранее распределенного.
При таких обстоятельствах отсутствовали основания полагать, что решение ФГКУ "Югрегионжилье" N 253 от 18 июля 2013 года нарушает право заявителя на жилище.
Поскольку в материалах дела отсутствует решение руководителя ФГКУ "Югрегионжилье" в отношении повторно распределенного Марченко жилого помещения, с которым он согласился за 5 дней до обращения в суд, поэтому каких-либо оснований для возложения на должностное лицо обязанности заключить с Марченко договор социального найма этого жилого помещения, расположенного в -, которая была ему распределена согласно извещению N 216296 от 13 августа 2013 года, не имелось.
В то же время, судебная коллегия обращает внимание на следующие обстоятельства.
Так, по смыслу статьи 59 и п. "т" статьи 71 Конституции Российской Федерации жилищное обеспечение военнослужащих ввиду их особого правового статуса осуществляется на основе специального законодательства и по специальным правилам.
Таким специальным законом является Федеральный закон "О статусе военнослужащих", в статье 15 и статье 23 которого закреплены основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих.
О специальном характере положений Федерального закона "О статусе военнослужащих", регламентирующих жилищные права военнослужащих, говорится и в статье 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которой жилые помещения по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом категориям граждан, признанных по установленным ЖК РФ (или федеральным законом) основаниям нуждающимися в жилых помещениях.
Данные помещения предоставляются в установленном ЖК РФ порядке только в том случае, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом.
Порядок реализации права на жилище определен статьей 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", а порядок обеспечения жилыми помещениями - руководителями соответствующих федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба.
В частности, в Министерстве обороны РФ - Инструкцией о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года N 1280, устанавливающие, в том числе и основания снятия с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Указанные выше действующие правовые акты подлежат применению в системном единстве и предусматривают при предоставлении военнослужащим жилых помещений дополнительные обязанности, в частности, по сдаче ранее полученного жилья.
В соответствии с п. 14 статьи 15 вышеупомянутого Закона обеспечение жилыми помещениями военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба.
При этом право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется гражданам один раз, о чем прямо указано в законе.
В соответствии с указанной нормой федерального закона при перемене места жительства необходимым условием предоставления жилого помещения по избранному месту жительства является сдача занимаемого военнослужащим и членами его семьи жилого помещения по месту службы, которое согласно положениям п. 5 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" подлежит заселению другими военнослужащими и членами их семей.
Поскольку заявитель лишен возможности сдать занимаемое жилое помещение, так как вследствие совершенных им действий по распоряжению предоставленным ему жилым помещением он утратил на него все права, в том числе и право пользования жилым помещением, то отсутствуют и условия для предоставления ему жилого помещения по избранному месту жительства.
Более того, Марченко фактически ставит вопрос не о перемене места жительства, а о получении еще одного жилого помещения в другом населенном пункте.
В связи с изложенным доводы автора жалобы о том, что ранее предоставленное Марченко жилое помещение освобождать не обязан с предоставлением соответствующей справки, судебная коллегия находит несостоятельными.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 328 и 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Знаменского гарнизонного военного суда от 4 сентября 2013 года, которым отказано в удовлетворении заявления военнослужащего войсковой части - Марченко С. К. об оспаривании действий начальника Федерального государственного казённого учреждения "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ, связанных с отказом в заключении договора социального найма в отношении жилого помещения, распределенного согласно извещению N 216296 от 13 августа 2013 года, оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя заявителя - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.