Апелляционное определение СК по гражданским делам 3-го окружного военного суда г. Москвы от 29 ноября 2013 г. по делу N 33А-490/2013
Судебная коллегия по гражданским делам 3 окружного военного суда в составе: председательствующего - Моши А.М., судей Пересады А.Н. и Томашевича В.В., при секретаре Шаманаеве А.В., в судебном заседании рассмотрела гражданское дело по апелляционной жалобе должностного лица Скворцовой Н.С., на решение Мирненского гарнизонного военного суда от 2 сентября 2013 года, которым удовлетворено заявление военнослужащего войсковой части 14276 - Руссу И. Ю. об оспаривании действий начальника территориального отделения ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ в Архангельской области (ФГКУ "ЗРУЖО" МО РФ), связанных с отказом в предоставлении заявителю и членам его семьи жилого помещения в собственность бесплатно.
Заслушав доклад судьи Томашевича В.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
решением начальника ФГКУ ЗРУЖО от 14 июля 2013 года N 29-35/62 Руссу, проходящему военную службу по контракту в -, отказано в предоставлении выделенного на семью из четырех человек жилого помещения (с учетом имеющейся в пользовании супруги и ее детей 24,20 кв.м) в виде отдельной четырехкомнатной квартиры общей площадью 84,20 кв. м по адресу: - -, то есть по избранному месту жительства в собственность бесплатно.
Полагая свои права нарушенными, Руссу обратился в суд с заявлением, в котором просил признать незаконным отказ должностного лица.
Суд первой инстанции это требование заявителя удовлетворил.
В апелляционной жалобе и дополнениях к ней начальник ФГКУ ЗРУЖО Скворцова Н.С. и представитель того же ФГКУ ЗРУЖО Гарькавенко Е.И. просят решение суда отменить по основаниям, изложенным в п.п. 2-4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ и принять новое решение.
Аргументируя свою жалобу Скворцова утверждает, что суд первой инстанции вышел за пределы заявленных требований, поскольку Руссу не относится к той категории военнослужащих, которым при увольнении с военной службы жилое помещение предоставляется в собственность бесплатно.
Кроме того, заявитель не подтвердил факт совместного проживания с ним членов его семьи, а предоставленное ему жилое помещение превышает допустимые нормы на 24,20 кв. м.
Представитель Гарькавенко дополнительно указывает, что на момент рассмотрения дела в суде первой инстанции спорное жилое помещение за Руссу не числилось, поскольку извещение о его распределении было датировано 14 января 2013 года и заявитель пропустил установленный срок на дачу им согласия или отказа относительно предоставленного жилья.
Кроме того, обращает внимание Гарькавенко, в судебном заседании не исследовался вопрос относительно жилого помещения, которое было предоставлено Руссу позднее.
Рассмотрев материалы дела, судебная коллегия находит решение суда первой инстанции подлежащим изменению по следующим основаниям.
Согласно абзацу двенадцатому п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", (в редакции Федеральных законов от 11 ноября 2003 года N 141-ФЗ и от 01 декабря 2008 года N 225-ФЗ), действовавшего на момент принятия оспариваемого решения должностного лица жилищного органа, военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса РФ, при увольнении с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставлялись жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
Из копии послужного списка видно, что к указанной категории военнослужащих Руссу не относился, поскольку заключил первый контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года.
В силу абзаца третьего пункта 1 статьи 15 того же федерального закона, в редакции Федерального закона от 02 июля 2013 года N 185-ФЗ, также действовавшей на момент принятия решения, военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года, и совместно проживающим с ними членам их семей на первые пять лет военной службы предоставляются служебные жилые помещения или общежития. При продолжении военной службы свыше указанных сроков им предоставляются жилые помещения на общих основаниях.
К таким общим основаниям статья 49 Жилищного кодекса РФ относит предоставление жилого помещения по договору социального найма.
Таким образом Руссу был вправе претендовать при увольнении с военной службы на предоставление жилого помещения по договору социального найма.
Как видно из решения начальника ФГКУ ЗРУЖО от 14 июля 2013 года N 29-35/62 одним из оснований к отказу в предоставлении жилого помещения общей площадью 84,2 кв.м. явилось превышение его площади на 24,20 кв. м.
По мнению должностного лица, такое превышение образовалось из-за того, что члены семьи Руссу - супруга и двое ее детей с Руссу совместно не проживают, с 2000 года постоянно зарегистрированы как члены семьи нанимателя C и имеют в пользовании жилое помещение общей площадью 42 кв.м., расположенное в -, при этом на супругу и двоих ее детей приходится по 7 кв.м., а всего 21 кв.м. общей площади в этом жилом помещении.
Между тем, из материалов дела видно, что Руссу с супругой и ее детьми проживают совместно по указанному адресу, а дети супруги, кроме того, признаны членами его семьи.
Этот факт подтверждается вступившим в законную силу судебным решением Мирнинского городского суда Архангельской области от 1 декабря 2009 года (л.д. 10).
При таких обстоятельствах ссылка должностного лица на отсутствие доказательств их совместного проживания является надуманной.
Кроме того, по смыслу п. 7 ст. 57 Жилищного кодекса РФ суммарная площадь занимаемых жилых помещений по договору социального найма при предоставлении жилого помещения не учитывается.
По делу не оспаривается, что Руссу и члены его семьи жилых помещений на праве собственности не имеют.
С учетом изложенного указание начальника отделения ФГКУ ЗРУЖО в решении от 14 июля 2013 года N 29-35/62 о праве Руссу на предоставление жилого помещения размером не более 60 кв.м. (18*3+9) - 21) на состав семьи из трех человек как на основание отказа в предоставлении ему спорного жилого помещения является ошибочным.
В этой связи судебная коллегия считает неверным и указание в личной карточке очередника на наличие в собственности 21 кв.м.
Таким образом Руссу на состав семьи из четырех человек (он, супруга, двое детей) имеет право на предоставление жилого помещения в размере, установленном ст. 15.1 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
Что же касается права Руссу на предоставление жилого помещения в собственность, то при оценке данного требования судебная коллегия исходит из следующего.
Как видно из резолютивной части решения суд первой инстанции признал заявление Руссу обоснованным и обязал начальника ФГКУ ЗРУЖО отменить принятое им решение от 14 июля 2013 года N 29-35/62 и предоставить заявителю и членам его семьи спорную - по адресу - -.
Между тем, возлагая на руководителя уполномоченного жилищного органа обязанность по предоставлению жилого помещения суд первой инстанции не учел, что принятие такого решения не входит в его компетенцию.
Так по смыслу ч. 3 ст. 49 Жилищного кодекса РФ, Постановления Правительства РФ от 29 июня 2011 года N 512 "О порядке признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, и предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно", а также требований приказа Министра обороны РФ от 30 сентября 2010 года N 1280 "О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений", решение вопроса о предоставлении жилого помещения возложен только на уполномоченный жилищный орган.
В этой связи суду первой инстанции следовало учесть, что в силу указаний ч. 1 ст. 258 ГПК РФ суд принимает лишь решение об обязанности должностного лица устранить допущенное нарушение прав и свобод.
Как разъяснено в п. 28 Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", принимая решение об удовлетворении заявления, суд не вправе выходить за пределы рассмотренных требований и предрешать существо решения, которое должно быть принято.
Кроме того, с 14 ноября 2013 года вступили в силу изменения, внесенные в абзац третий пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" Федеральным законом от 02 ноября 2013 года N 298-ФЗ.
Согласно этим изменениям, военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года или признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации после 1 марта 2005 года, предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
Таким образом в настоящее время Руссу при увольнении с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности его военной службы более 10 лет обладает правом на получение жилого помещения в собственность бесплатно - по избранному месту жительства.
Иные доводы апелляционной жалобы отмену судебного решения повлечь не могут.
Согласно требованиями п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ, неправильное применение норм материального права является основанием для изменения в апелляционном порядке состоявшегося судебного решения.
Поскольку все обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании имеющихся доказательств и оснований для перехода к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции не имеется, судебная коллегия полагает необходимым изменить принятое по делу решение, которым возложить на начальника отделения ФГКУ ЗРУЖО обязанность повторно рассмотреть просьбу Руссу о предоставлении ему жилого помещения с учетом состава семьи из четырех человек и его права на получение жилого помещения в собственность бесплатно.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 3271, 328, 329 и п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Мирненского гарнизонного военного суда от 2 сентября 2013 года, которым удовлетворено заявление военнослужащего войсковой части - Руссу И. Ю. об оспаривании действий начальника территориального отделения ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ в Архангельской области, связанных с отказом в предоставлении заявителю и членам его семьи жилого помещения в собственность бесплатно, изменить, изложив его в следующей редакции:
"заявление военнослужащего войсковой части - Руссу И. Ю. об оспаривании действий начальника территориального отделения ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ в Архангельской области, связанных с отказом в предоставлении заявителю и членам его семьи жилого помещения в собственность бесплатно, удовлетворить частично.
Признать основания для отказа в предоставлении Руссу И.Ю. и членам его семьи жилого помещения необоснованными.
Возложить на начальника территориального отделения ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ в Архангельской области обязанность повторно рассмотреть вопрос о предоставлении Руссу И.Ю. и членам его семьи жилого помещения по избранному месту жительства после увольнения с военной службы с учетом абзаца третьего пункта 1 статьи 15 Федерального закона N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (в редакции Федерального закона от 02 ноября 2013 года N 298-ФЗ), предусматривающих право заявителя на получение жилого помещения в собственность."
В остальной части судебное решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу должностного лица - без удовлетворения.
Председательствующий
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.