Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Секериной О.И.,
судей Тарасовой О.Н., Алешко О.Б.,
при секретаре Ретунской Н.Г.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца Горбунова А. Г. и третьего лица С. на решение Центрального районного суда г.Барнаула Алтайского края от 14 августа 2013 года
по иску Горбунова А. Г. к Главному управлению образования и молодежной политики Алтайского края, администрации г.Барнаула о признании права на получение социальной выплаты, возложении обязанности при формировании списка участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей в Алтайском крае на период 2011 по 2015 годы" учесть семью истца в очереди под N1, либо в очереди, определенной судом.
Заслушав доклад судьи Тарасовой О.Н., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Горбунов А.Г. обратился в суд с иском к Главному управлению образования и молодежной политики Алтайского края, администрации г.Барнаула, в котором с учетом уточненных и дополненных требований просил признать право семьи истца в составе трех человек: Горбунов А.Г., С., Г. на очередь под номером 1 (либо определить суд конкретный номер очереди) в списке молодых семей участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей в Алтайском крае на период 2011-2015 годы", формируемом Комитетом по делам молодежи администрации г.Барнаула; признать право семьи истца в составе трех человек при утверждении Главным управлением образования и молодежной политики Алтайского края списков молодых семей претендентов на получение социальной выплаты в 2014 году на очередь под номером 1 (либо определить конкретный номер очереди); обязать Комитет по делам молодежи администрации "адрес" при формировании указанного списка учесть семью истца, состоящую из трех человек в очереди под номером 1 (либо под номером очереди, определенной судом) и обязать Главное Управление Алтайского края по образованию и делам молодежи при утверждении списка претендентов на получение социальной выплаты учесть семью истца под номером 1 (либо под номером очереди, определенной судом).
В обоснование заявленных требований указал, что семья истца, состоящая из трех человек, с ДД.ММ.ГГ является участником краевой целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в Алтайском крае" на 2011-2015г.г. по г.Барнаулу. С целью реализации федеральной программы постановлением администрации Алтайского края от 29 декабря 2010 года N590 была утверждена программа Алтайского края "Обеспечение жильем молодых семей в Алтайском крае" на 2011-2015г.г. Кроме того, постановлением администрации Алтайского края N356 от 11.07.2011 утвержден порядок формирования списков молодых семей и порядок социальной выплаты.
Определением Верховного суда Российской Федерации от 11.07.2012г. N51-АПГ12-8 признан противоречащим федеральному законодательству и недействующим с момента вынесения данного определения абзац 4 раздела II краевой целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в Алтайском крае" на 2011-2015 годы о том, что преимущественное право на получение социальной выплаты имеют многодетные молодые семьи, воспитывающие трех и более детей и молодые семьи, в которых оба супруга или один из них являются работниками бюджетной сферы, имеют стаж работы в бюджетной организации не менее пяти лет и продолжают трудовую деятельность в этих организациях. В связи с этим считает, что если бы при составлении сводного списка молодых семей на 2012 год учитывалось указанное определение Верховного суда Российской Федерации, то порядковый номер его очереди в списке был бы 1 и он бы в 2012 году получил социальную выплату, однако на 01.09.2012г. номер его очереди 1248, что связано с незаконной реализацией преимущественного права работников бюджетной сферы на получение социальной выплаты. Однако и после судебного акта, приятого Верховным Судом РФ, в списки, сформированные после 11.07.2012г. включение семей бюджетников в общем числе 435 является прямым нарушением закона. Также истец ссылается на необоснованное получение в числе работников бюджетной сферы социальной выплаты государственными и муниципальными служащими, которые не относятся к работникам бюджетной сферы согласно ст.11 ТК РФ.
Представитель ответчика Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований, указав на то, что списки были сформированы на основе действующего законодательства органами местного самоуправления. Списки формировались по времени подачи заявлений. Перед истцом в очереди стоят семьи, признанные нуждающимися до 1 марта 2005 года, 79 многодетных семей и 334 семьи, которые подали заявления ранее истца.
Представитель ответчика администрации г.Барнаула в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований, пояснив, что списки формирует орган местного самоуправления, затем передает их в ГУ образования и молодежной политики, которые составляют сводный список, списки сформированы на основе закона.
Определением суда к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены администрация Индустриального района г.Барнаула, администрация Алтайского края, Сахарова Е.А., Комитет по делам молодежи администрации г.Барнаула.
Решением Центрального районного суда г.Барнаула Алтайского края от 14 августа 2013 года в удовлетворении исковых требований Горбунова А.Г. отказано.
Не согласившись с указанным решением суда, истец Горбунов А.Г. и третье лицо С. обратились с апелляционной жалобой, в которой просят решение суда отменить по тем основаниям, что вывод суда со ссылкой на ч.1 ст.4 Гражданского кодекса Российской Федерации противоречит ч.3 ст.2 названного Кодекса, так как суд рассматривал не гражданские отношения, а отношения в сфере социальной защиты, которые не регулируются нормами Гражданского кодекса РФ. Суду следовало руководствоваться ч.5 ст.76 Конституции РФ, согласно которой законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принятые по вопросам совместного ведения РФ и субъектов РФ, не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон. Суд не применил ч.3 ст.253 ГПК РФ, так как по мнению истца п.2.3 постановления Алтайского края N356 утратил силу с момента вынесения Определения Верховного Суда РФ по делу N51-АПГ 12-8 от 11.07.2012г. Суд не дал оценки доводам истца о том, что в период с 11.07.2012 по 01.09.2012 в списки были включены преимущественно перед истцом 435 семей бюджетников, что подтверждается письмами Комитета по делам молодежи г.Барнаула. Суд необоснованно отказал истцу в истребовании доказательств, подтверждающих движение семей в программе для подтверждения очередности семьи истца и сделал выводы только на основании объяснений ответчика, проигнорировав объяснения истца, не обосновал принятие им одних доказательств и отклонение других в нарушении ч.4 ст.67 ГПК РФ; не рассмотрел заявление о подложности в качестве доказательств объяснение ответчика. Решение содержит противоречивые выводы, в частности по количеству семей бюджетников. Суд не дал правовой оценки тому обстоятельству, что в числе работников бюджетной сферы социальную выплату получили государственные и муниципальные служащие, которые не являются работниками бюджетной сферы и не являются в принципе работниками согласно ст.11 ТК РФ. Выводы суда об ущемлении прав семей, ставших на очередь ранее семьи истца, а также многодетных семей, имеющих первоочередное право, не подтверждены доказательствами. Суд не учел, что требования истца сформулированы таким образом, чтобы суд мог самостоятельно определить номер очереди истца.
В суде апелляционной инстанции истец Горбунов А.Г. поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представители ответчиков П., Б. возражали против удовлетворения апелляционной жалобы.
Представитель третьего лица Комитета по делам молодежи администрации г.Барнаула полагала, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, в судебное заседание Судебной коллегии не явились, о причинах неявки не уведомили, в связи с чем на основании ст.ст.167,327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации Судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела при данной явке.
Проверив материалы дела, законность и обоснованность принятого решения в соответствии с ч.1 ст.3271 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
Согласно пунктам "ж" и "к" ч.1 ст.72 Конституции Российской Федерации защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам (часть 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 N1050 утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2011-2015 годы, включающая в себя подпрограмму "Обеспечение жильем молодых семей". Приложением N3 к подпрограмме являются Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования.
В соответствии с пунктом 20 Постановления N1050 от 17.12.2010, орган местного самоуправления муниципального образования, отобранного субъектом Российской Федерации для участия в подпрограмме (далее - орган местного самоуправления), до 1 сентября года, предшествующего планируемому, формирует списки молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и представляет эти списки в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Порядок формирования органом местного самоуправления списка молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и форма этого списка определяются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. В первую очередь в указанные списки включаются молодые семьи - участники подпрограммы, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, поступивших от органов местного самоуправления, и с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий подпрограммы из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов на соответствующий год, а при наличии средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации подпрограммы, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, с учетом указанных средств формирует и утверждает сводный список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, по форме, утверждаемой Министерством регионального развития Российской Федерации.
Сводный список представляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации государственному заказчику подпрограммы в сроки, установленные государственным заказчиком подпрограммы (пункты 21 - 22).
После определения государственным заказчиком подпрограммы размера субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации на планируемый (текущий) год, и доведения этих сведений до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании сводного списка и с учетом объема субсидий, предоставляемых из федерального бюджета, размера бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетах на соответствующий год на софинансирование мероприятий подпрограммы, а при наличии средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации подпрограммы, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, с учетом указанных средств утверждает списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году (пункт 23).
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение 10 дней с даты утверждения списков молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году доводит до органов местного самоуправления лимиты бюджетных обязательств, предусмотренных на предоставление субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетом, и выписки из утвержденного списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году.
Орган местного самоуправления доводит до сведения молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в соответствующем году, решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации по вопросу включения их в список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году (пункт 24).
В рамках федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы Постановлением Администрации Алтайского края от 29.12.2010 N590 утверждена краевая целевая программы "Обеспечение жильем молодых семей в Алтайском крае" на 2011-2015 годы.
В целях реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 N1050 "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2011-2015 годы" и регламентирования порядка формирования списков молодых семей- участников долгосрочной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в Алтайском крае" на 2011-2015 годы" Постановлением администрации Алтайского края от 11 июля 2011 года N356 утвержден Порядок формирования списков молодых семей- участников долгосрочной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в Алтайском крае" на 2011-2015 годы.
Согласно названному Порядку формирования списков молодых семей учитывается следующая очередность молодых семей на получение социальной выплаты:
- в первую очередь в список включаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.03.2005;
- во вторую очередь - многодетные молодые семьи, воспитывающие трех и более детей;
- в третью очередь- молодые семьи, входящие в резервный список на получение социальной выплаты в 2008 году;
- в четвертую очередь- молодые семьи, в которых оба супруга или один из них являются работниками бюджетной сферы, имеют стаж работы в бюджетных организациях не менее пяти лет и продолжают трудовую деятельность в этих организациях;
-в пятую очередь- молодые семьи, подавшие заявления на участие в Программе и признанные участниками Программы.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГ семья истца Горбунова А.Г. в составе трех человек ( Горбунов А.Г., С., Г.) подала документы в Комитет по делам молодежи на участие в краевой целевой Программе "Обеспечение жильем молодых семей в Алтайском крае" по г.Барнаулу. Согласно журналу регистрации приема документов от молодых семей заявление Горбунова А.Г. было принято под номером 1540 (л.д.57-58).
С учетом Порядка формирования списков молодых семей- участников Программы, утвержденному постановлением администрации Алтайского края от 11.07.2011 N356, при формировании списка молодых семей- участников Программы на 01.09.2011г. семья Горбунова А.Г. отнесена к семьям пятой очереди и на ДД.ММ.ГГ включена в список участников краевой целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в Алтайском крае" под номером- ***, на *** год (список сформирован до 01.09.2012г.) - 1248 (2 семьи, поставленные на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.03.2005г; 35- многодетные семьи; 435- семьи, в которых оба супруга или один из них являются работниками бюджетной сферы, имеют стаж работы в бюджетных организациях не менее 5 лет и продолжают трудовую деятельность в этих организациях, 775- семьи, подавшие заявления на участие в Программе и признанные участниками Программы).
В связи с выдачей свидетельств 467 молодым семьям в рамках второго этапа финансирования программы в Список молодых семей- участников Программы по г.Барнаулу в 2013 году внесены изменения, в связи чем порядковый номер семьи Горбунова А.Г. в списке - *** (3 семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до ДД.ММ.ГГ, 39-многодетные молодые семьи, воспитывающие трех и более детей, 398-семьи, в которых оба супруга или один из них являются работниками бюджетной сферы, имеют стаж работы в бюджетных организациях не менее пяти лет и продолжают трудовую деятельность в этих организациях, 297- семьи, не являющиеся работниками бюджетной сферы, подавшие заявления до семьи Горбунова А.Г.
В качестве основания заявленных требований истец указал на то, что с момента включения его семьи в программу и по настоящее время его право на получение социальной выплаты было нарушено путем включения в преимущественном порядке по отношению к семье истца семей работников бюджетной сферы. Поэтому, если бы социальная выплата осуществлялась в соответствии с требованиями федеральной Программы, то истец должен был бы получить такую выплату в 2012 году по Списку, составленному на 01.09.2011г. А включение Комитетом по делам молодежи в Списки, сформированные после 11.07.2012г. (на 01.09.2012) семей бюджетников в общем числе 435 является прямым нарушением ч.3 ст.253 ГПК РФ, так как норма программы Алтайского края о преимущественном праве бюджетников на получение социальной выплаты признана недействующей Определением Верховного Суда Российской Федерации от 11.07.2012г.
Разрешая требования истца и отказывая в удовлетворении заявленного иска, суд первой инстанции исходил из того, что Определение Верховного суда Российской Федерации об исключении абз.6,7,8 и 9 пункта 2.3 Порядка формирования списков молодых семей- участников программы "Обеспечение жильем молодых семей в Алтайском крае на 2011-2015 годы" было постановлено 19.09.2012г., когда Список участников программы- претендентов на получение социальной выплаты в 2013 году по г.Барнаулу был уже сформирован органом местного самоуправления (до 01.09.2012) и представлен в Главное управление образования и молодежной политики Алтайского края. Даже при исключении из очередности семей бюджетников по причине необоснованного первоочередного предоставления выплат очередь истца Горбунова А.Г. не становится первой.
Между тем судом не учтено, что при обосновании заявленных требований истец ссылался не только на определение Верховного Суда Российской Федерации от 19.09.2012г., но и на определение Верховного Суда Российской Федерации от 11.07.2012г. N51-АПГ12-8, которым признан противоречащим федеральному законодательству и недействующим с момента вынесения определения абзац 4 раздела 2 краевой целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в Алтайском крае" на 2011-2015 годы.
По мнению судебной коллегии, заслуживает внимание довод жалобы, что данный судебный акт должен был учитываться при формировании списка молодых семей по состоянию на 01.09.2012г. на 2013 год, что перед истцом в списке состоят семьи бюджетников, которые включены в список с более поздней датой постановки для участия в программе.
Так как Порядок формирования списков молодых семей - участников долгосрочной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в Алтайском крае" на 2011-2015 годы разрабатывался в целях регламентирования порядка формирования списков молодых семей - участников долгосрочной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в Алтайском крае" на 2011 - 2015 годы, то при признании противоречащим закону и недействующим положения краевой Программы о преимущественном праве на получение социальной выплаты многодетными семьями и молодыми семьями работников бюджетной сферы (Определение Верховного Суда РФ от 11.07.2012г. N51-АПГ12-8), данное обстоятельство должно было учитываться при формировании органом местного самоуправления списков на 2013 год, несмотря на то, что соответствующие положения в Порядке формирования были признаны недействующими Определением судебной коллеги по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 19 сентября 2012 года.
Однако то обстоятельство, что суд первой инстанции пришел к ошибочному выводу в данной части, в контексте постановленного решения не создает правовых оснований для отмены судебного решения.
Как видно из списка на 2013 год участников краевой целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в Алтайском крае на период 2011-2015гг.", представленного в Судебную коллегию по гражданским делам Алтайского краевого суда и приобщенного Судебной коллегией к материалам дела как юридически значимое обстоятельство, имеющее значение для дела, семья истца значится в очереди под N ***. В указанном Списке впереди истца в очереди значатся: 3 семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года; 40- многодетные семьи; 400- семьи бюджетников, из которых 19 семей- подали заявления до обращения истца; 295 семей- подали заявления до обращения Горбунова А.Г.
Таким образом, судебная коллегия полагает, что даже при исключении из списка участников программы 381 (400-19) семей бюджетников согласно определению Верховного Суда Российской Федерации от 11.07.2012 года права истца нельзя считать нарушенными при разрешении его требований в пределах заявленных. Правовых оснований для признания за семьей истца права на включение в Списки участников подпрограммы, а также при утверждении Списков претендентов на получение социальной выплаты в очереди под N1 не имеется.
Доводы жалобы о том, что выводы суда основаны только на объяснениях ответчика не влияют на законность судебного акта. Не предоставление письменных доказательств, касающихся формирования Списка молодых семей на 2013 год, в суд первой инстанции и предоставление их в суд апелляционной инстанции, приобщенных к материалам дела с учетом разъяснений, содержащихся в п.29 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N13 от 19 июня 2012 года "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции", как юридически значимых обстоятельств, на выводы суда не повлияло.
Довод апелляционной жалобы о том, что суд не рассмотрел заявление истца о подложности в качестве доказательств объяснений ответчика, основан на ошибочном толковании норм процессуального права.
В силу ст.68 ГПК РФ объяснения сторон об известных им обстоятельствах, имеющих значение для правильного рассмотрения дела, подлежат проверке и оценке наряду с другими доказательствами. Судом рассмотрено дело по имеющимся в нем доказательствам, а не только на пояснениях ответчика.
Приведенный в апелляционной жалобе довод о том, что заявленные им требования были сформулированы таким образом, чтобы суд мог самостоятельно определить номер очереди семьи истца в Списке, судебной коллегией отклоняется, поскольку определение очередности лиц, подлежащих включению в Список участников краевой целевой программы, не входит в компетенцию суда.
Законность получения социальной выплаты работниками бюджетной сферы, в том числе, которые, по мнению истца, не являются таковыми, не подлежит правовой оценке в рамках заявленного спора, вопреки доводам апелляционной жалобы.
Дополнительные доводы истца, изложенные в письменных пояснениях, касающиеся незаконности включения в Список лиц 1975-1976 года рождения не могут быть приняты во внимание, поскольку не были предметом рассмотрения суда первой инстанции.
Доводов, которые бы ставили под сомнение правильность и обоснованность выводов суда первой инстанции жалоба не содержит.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что апелляционная жалоба истца и третьего лица удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст.ст.328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу истца Горбунова А. Г. и третьего лица С. на решение Центрального районного суда г.Барнаула Алтайского края от 14 августа 2013 года оставить без удовлетворения, решение суда- без изменения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.