Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Секериной О.И.,
судей Алешко О.Б., Тарасовой О.Н.,
при секретаре Ретунской Н.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу истца Захаренкова М. В. на решение Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 20 августа 2013 года
по делу по иску Захаренкова М. В. к Управлению Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству о возложении обязанности предоставить жилое помещение.
Заслушав доклад судьи Алешко О.Б., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Захаренков М.В. обратился в суд с иском к Управлению Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйств (далее - Управление, УЖКХ) о возложении обязанности предоставить жилое помещение, в обоснование требований указал на то, что относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Статьей 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусмотрено однократное предоставление жилого помещения специализированного жилищного найма. Данное право истцом не реализовано. На обращение в Управление ДД.ММ.ГГ с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, получен отказ от ДД.ММ.ГГ, согласно которому на момент обращения возраст заявителя превысил 23 года. Полагая данный отказ не соответствующим ст.17.1 Закона Алтайского края "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Алтайского края", а также нормам федерального законодательства, не предусматривающим прекращение права по достижении возраста 23 лет, Захаренков М.В. просит признать отказ Управления от ДД.ММ.ГГ (в иске ошибочно ДД.ММ.ГГ) незаконным, возложить на Управление обязанность включить его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, возложить на Управление обязанность предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда по договору социального найма.
С учетом уточненных исковых требований истец просил предоставить жилое помещение по договору найма специализированного жилищного фонда.
Решением Центрального районного суда г.Барнаула от 20 августа 2013 года исковые требования Захаренкова М. В. оставлены без удовлетворения.
Достижение лицом 23-летнего возраста не может являться основанием для лишения его гарантированного и нереализованного права на внеочередное предоставление жилья, которое не было им получено, и не освобождает соответствующие органы от обязанности предоставить жилое помещение. Срок обращения с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося пропущен потому, что истец не знал о наличии у него права на получение жилого помещения во внеочередном порядке, так как в школе-интернате и профессиональном училище ему не разъяснили его жилищные права и порядок их реализации, имело место бездействие органов опеки и попечительства и администрации учебных заведений, которые должным образом не защищали права истца как сироты.
Проверив материалы дела, законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), выслушав истца Захаренкова М.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
В соответствии с абзацем 2 статьи 1 Федерального закона от 21.12.1996г. N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусмотрено, что дети, оставшиеся без попечения родителей, - это лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Захаренков М.В., ДД.ММ.ГГ г.р., относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку мать М. отказалась от него в роддоме, отец отсутствует.
Захаренков М.В. находился в *** (л.д.11,28). На основании путевки, выделенной ДД.ММ.ГГ N ***, Захаренков М.В. переведен в ***.
ДД.ММ.ГГ Захаренков М.В. принят в 1 *** на основании путевки от ДД.ММ.ГГ *** (л.д.10,12).
После окончания школы Захаренков М.В. с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ проходил обучение в *** по профессии *** соответственно.
По сведениям ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" по Алтайскому краю Захаренков М.В. не имеет жилых строений, помещений. В ЕГРП сведения об объектах недвижимости, зарегистрированных за истцом, отсутствуют. Земельные участки, согласно справке комитета по земельным ресурсам и Главного управления имущественных отношений Алтайского края, Захаренкову М.В. не предоставлялись.
ДД.ММ.ГГ Захаренков М.В. обратился в УЖКХ с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Управлением Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству письмом от ДД.ММ.ГГ Захаренкову М.В. отказано во включении в указанный список на том основании, что заявитель, достигший на момент обращения возраста 23 лет, не относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Постановка на учет не была реализована истцом до достижения им 23-летнего возраста.
Разрешая спор и отказывая истцу в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции достоверно установил, что Захаренков М.В. до достижения им возраста 23 лет не обращался в порядке, установленном законом, в орган местного самоуправления с заявлением о признании его нуждающимся в жилом помещении как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, он не был поставлен до указанного возраста на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения среди указанной категории лиц.
Согласно представленному самим истцом ответу администрации Железнодорожного района г. Барнаула от ДД.ММ.ГГ *** Захаренков М.В. в орган местного самоуправления по месту регистрации по вопросу о признании нуждающимся в жилом помещении впервые обратился по достижении возраста 28 лет.
В ходе рассмотрения дела Захаренков М.В. также не отрицал, что не состоял в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Поскольку до 23-летнего возраста Захаренков М.В. не обращался в орган местного самоуправления с заявлением о признании его нуждающимся в жилом помещении как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не был поставлен до указанного возраста на учет нуждающихся в жилье среди указанной категории лиц, на момент обращения ДД.ММ.ГГ в Управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству с заявлением о включении в список детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Захаренков М.В. не относился к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (так как достиг 23-летнего возраста), оснований для предоставления ему жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения не имеется.
Судебная коллегия соглашается с таким вывода суда первой инстанции.
Жилищным кодексом Российской Федерации предусмотрено, что жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев (часть 1 статьи 57).
Согласно п.2 ч.2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей до 01.01.2013) вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставлялись, в частности, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы
В соответствии с абз.2 п.1 ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ч.2 ст.4 закона Алтайского края от 31 декабря 2004 года N 72-ЗС "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Алтайском крае" (в редакциях, действовавших до 01.01.2013) дети-сироты, и дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещение, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Как следует из преамбулы закона Алтайского края от 31 декабря 2004 года N 72-ЗС, а также из статьи 1, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.
Абзац четвертый статьи Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ определяет лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Данной нормой законодатель, в исключение из общего правила о необходимости государственной поддержки детей, т.е. лиц, не достигших 18-летнего возраста (пункт 1 статьи 54 Семейного кодекса Российской Федерации), лишившихся или ограниченных в возможности иметь содержание от своих родителей и нуждающихся по этой причине в социальной защите, распространил действие названного Федерального закона на лиц, достигших 18-летнего возраста и предоставил им право пользоваться соответствующими мерами социальной поддержки до достижения возраста 23 лет, обеспечив тем самым единообразный подход к определению оснований социальной защиты таких граждан (аналогичный возрастной критерий установлен пенсионным законодательством, законодательством об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, о социальной защите отдельных категорий граждан).
Такое правовое регулирование осуществлено в интересах названных лиц с целью предоставления им дополнительной социальной поддержки с учетом имевшегося у них ранее статуса детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
По смыслу указанных выше правовых норм право на предоставление дополнительных гарантий имеют лица из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, вставшие на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении в возрасте до 23 лет.
В соответствии со ст.ст. 1, 3 Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" пункт 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации с 01.01.2013 утратил силу, а статья 8 Закона N159-ФЗ изложена в новой редакции, согласно которой детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Статьей 4 Федерального закона N 15-ФЗ от 29.02.2012 г. предусмотрено, что действие положений статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Таким образом, право на обеспечение жилыми помещениями в настоящее время сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признанными в установленном порядке нуждающимися в предоставлении жилого помещения, однако не реализовавшими право на получение жилья до 01.01.2013г., то есть до нового правового регулирования спорных правоотношений.
Применительно к данному делу, истец должен был представить суду доказательства того, что он был поставлен на учет для предоставления жилья, как лицо, относящееся к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или обратился за постановкой на учет в период, когда он относился к лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Поскольку до 23-летнего возраста истец не обращался в орган местного самоуправления с заявлением о признании его нуждающимся в жилом помещении как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не был поставлен до указанного возраста на учет нуждающихся в жилье среди указанной категории лиц и по заявлению попечителя, на момент обращения в администрацию Железнодорожного района г.Барнаула с заявлением о постановке на учет, не относился к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку достиг 23-летнего возраста, оснований для предоставления ему жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения не имеется.
При таких обстоятельствах доводы апелляционной жалобы о том, что образовательные учреждения, в которых истец проходил обучение, обязаны были принимать меры по постановке его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, являются несостоятельными как основанные на неправильном толковании норм материального права.
Достижение 23-летнего возраста лицами, относящимися к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не обратившимися за постановкой на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении до указанного возраста, является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований о предоставлении жилого помещения.
Судом апелляционной инстанции принимались меры к установлению обстоятельств того, ставился ли истец на учет в качестве нуждающегося в жилье, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей образовательными учреждениями по месту его обучения. Однако таких обстоятельств установлено не было.
Доводы апелляционной жалобы повторяют правовую позицию истца в ходе судебного разбирательства по делу, и выражают несогласие с выводами суда, основаны на субъективной оценке установленных обстоятельств, неверном толковании норм материального права, что не может служить основанием для отмены решения суда.
Иные доводы жалобы не влияют на законность и обоснованность постановленного по делу решения.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г.Барнаула Алтайского края от 20 августа 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Захаренкова М. В. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.