Судья Алтайского краевого суда Пасынкова О.М., рассмотрев жалобу заместителя руководителя Государственной инспекции Алтайского края, начальника отдела контроля и надзора в области долевого строительства Д. на решение судьи Бийского городского суда Алтайского края от 18 сентября 2013 года по делу по жалобе директора Общества с ограниченной ответственностью "Строительное управление N 1" К. на постановление заместителя руководителя Государственной инспекции Алтайского края, начальника отдела контроля и надзора в области долевого строительства Дерявской О. В. N 69-ДС от 09 июля 2013 года, которым
директор Общества с ограниченной ответственностью "Строительное управление N 1" К., родившийся 08 января 1951 года в "адрес" Алтайского края, зарегистрированный по адресу: "адрес",
признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.14.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 20000руб.,
УСТАНОВИЛ:
Согласно протоколу об административном правонарушении N69-ДС от 25 июня 2013 года, составленному главным специалистом - юристом отдела контроля и надзора в области долевого строительства Государственной инспекции Алтайского края Л., 12 марта 2013 года директор ООО "Строительное управление N 1" К., в нарушение ч.1 ст.3 Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон), допустил привлечение путем принятия в кассу по месту нахождения общества денежных средств в сумме 290420руб. от З., внесенных с целью приобретения в будущем права собственности на "адрес", общей площадью 38,04кв.м., расположенную в 5 подъезде на 2 этаже многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: "адрес", строительный номер 68 (в 20м северо-восточнее жилого "адрес"), в то время как в Государственную инспекцию Алтайского края проектная декларация на строительство вышеуказанного дома представлена не была (представлена 02 апреля 2013 года), надлежащим образом права на земельный участок для строительства вышеуказанного объекта оформлены не были (по кадастровому паспорту от 05 марта 2012 года разрешенное использование - для размещения домов многоэтажной жилой застройки, а в договоре аренды - для размещения домов индивидуальной жилой застройки).
Действия директора ООО "Строительное управление N 1" К. квалифицированы по ч.1 ст.14.28 КоАП РФ.
По делу вынесено вышеуказанное постановление.
Не согласившись с вынесенным постановлением, К. подал в Бийский городской суд жалобу, в которой просил об отмене постановления, ссылаясь на отсутствие в его действиях состава правонарушения, поскольку ч.2 ст.19 Закона на застройщиков не возлагает обязанности представления проектной декларации в контролирующий орган за 14 дней до заключения договора с первым участником долевого строительства, такой срок установлен лишь для исполнения обязанности по опубликованию либо размещению в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования проектной декларации. В отношении прав на земельный участок договор аренды *** от 16 мая 2012 года в части вида разрешенного использования приведен в соответствие с кадастровым паспортом дополнительным соглашением *** от 28 марта 2013 года, какой-либо угрозы охраняеымм отношениям не допущено.
Решением судьи Бийского городского суда от 18 сентября 2013 года постановление заместителя руководителя Государственной инспекции Алтайского края, начальника отдела контроля и надзора в области долевого строительства Дерявской О.В. N69-ДС от 09 июля 2013 года отменено, производство по делу прекращено ввиду отсутствия в действиях К. состава административного правонарушения.
В жалобе, поданной в "адрес"вой суд, должностное лицо, вынесшее постановление по делу, просит отменить решение судьи и оставить без изменения постановление, ссылаясь на неправильное применение судьей ч.1 ст.3 и ч.2 ст.19 Закона, по смыслу которых представление проектной декларации в уполномоченные органы должно быть осуществлено застройщиком до заключения первого договора долевого участия, в ином случае право на привлечение денежных средств участников долевого строительства не возникает, а несвоевременное представление застройщиком проектной декларации препятствует осуществлению Государственной инспекцией Алтайского края полномочий по государственному контролю и надзору в области долевого строительства. Кроме того, полагает, что нельзя признать обоснованным вывод судьи о том, что указание в договоре аренды иного вида разрешенного использования земельного участка является технической ошибкой, поскольку данное суждение противоречит ч.1 ст.3 Закона, на момент привлечения денежных средств граждан для многоквартирного строительства земельный участок для этой цели по договору аренды, зарегистрированному в установленном порядке, предоставлен не был. Изменение соглашением от 28 марта 2013 года *** целевого использования земельного участка, на котором осуществлялось строительство многоквартирного дома, не повлекло устранения нарушений ч.1 ст.3 Закона, в связи с тем, что земельный участок не предоставлен для строительства многоквартирного жилого дома. Более того, в извещении о проведении торгов как существенное было определено условие договора о виде разрешенного использования - для малоэтажного жилищного строительства.
Изучив доводы жалобы, поверив материалы дела, выслушав представителя заместителя руководителя Государственной инспекции Алтайского края - Я., настаивавшую на отмене решения судьи, защитника К. - Б., возражавшую против удовлетворения жалобы, прихожу к следующему.
В силу ч. 1 ст. 14.28 КоАП РФ, привлечение денежных средств гражданина, связанное с возникающим у гражданина правом собственности на жилое помещение в многоквартирном доме, который на момент привлечения таких денежных средств гражданина не введен в эксплуатацию в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, лицом, не имеющим в соответствии с законодательством об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на это права и (или) привлекающим денежные средства граждан в нарушение требований, установленных указанным законодательством, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Отменяя постановление и прекращая производство по делу в связи с отсутствием в действиях К. состава вмененного административного правонарушения, судья правильно исходил из того, что привлечение денежных средств участников долевого строительства возможно и до представления проектной декларации в контролирующий орган при соблюдении иных требований, предусмотренных Законом (получение разрешения на строительство; опубликование или размещение проектной декларации; государственная регистрация прав на земельный участок).
В соответствии с ч.1 ст.3 Закона, застройщик вправе привлекать денежные средства участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирного дома и (или) иных объектов недвижимости только после получения в установленном порядке разрешения на строительство, опубликования, размещения и (или) представления проектной декларации в соответствии с настоящим Федеральным законом и государственной регистрации застройщиком права собственности на земельный участок, предоставленный для строительства (создания) многоквартирного дома и (или) иных объектов недвижимости, в состав которых будут входить объекты долевого строительства, или договора аренды, договора субаренды такого земельного участка.
В силу ч.2 ст.19 Закона, проектная декларация опубликовывается застройщиком в средствах массовой информации и (или) размещается в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования (в том числе в сети "Интернет") не позднее чем за четырнадцать дней до дня заключения застройщиком договора с первым участником долевого строительства, а также представляется в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и в указанный в части 2 статьи 23 настоящего Федерального закона контролирующий орган. Застройщик вправе не опубликовывать в средствах массовой информации и (или) не размещать в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования проектную декларацию, если привлечение денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости осуществляется без производства, размещения и распространения рекламы, связанной с таким привлечением денежных средств. В этом случае застройщик обязан представить проектную декларацию любому заинтересованному лицу для ознакомления.
Как следует из материалов дела об административном правонарушении, разрешение отдела архитектуры и градостроительства администрации "адрес" на строительство многоквартирного жилого дома N RU 22304000-3 получено ООО "Строительное управление N 1" 21 января 2013 года на срок до 21 апреля 2014 года; договор аренды земельного участка, предоставленного для строительства, от 16 мая 2012 года зарегистрирован Управлением Росреестра по Алтайскому краю 10 мая 2012 года; проектная декларация опубликована в газете "Наш Бийск" 23 января 2013 года (данное обстоятельство подтверждено актом проверки от 20 мая 2013 года); договор долевого участия в строительстве дома заключен с З. 25 февраля 2013 года (зарегистрирован 06 марта 2013 года), а денежные средства от нее приняты позднее - 12 марта 2013 года; проектная декларация представлена в Государственную инспекцию Алтайского края 02 апреля 2013 года.
Таким образом, застройщиком - ООО "Строительное управление N 1" исполнены все предусмотренные Законом условия привлечения денежных средств участников долевого строительства вышеуказанного многоквартирного жилого дома: получено разрешение на строительство, осуществлена государственная регистрация права на земельный участок, проектная декларация опубликована в установленный законом срок в средствах массовой информации, а потому вывод судьи об отсутствии оснований для привлечения К. к административной ответственности по ч.1 ст.14.28 КоАП РФ является верным.
Указание в жалобе на то, что представление проектной декларации связано с началом привлечения денежных средств участников долевого строительства, со ссылкой на ст.3 Закона, не может быть принято во внимание, поскольку основано на ошибочном толковании норм материального права. Из названной статьи следует, что до привлечения денежных средств от первого участника долевого строительства, помимо иных вышеуказанных условий, достаточно опубликования проектной декларации в средствах массовой информации.
Правильно установив обстоятельства дела и применив материальный закон, судья пришел к выводу о том, что проектная декларация должна быть представлена застройщиком в уполномоченный контролирующий орган, однако законодательно срок для этого не установлен, и совершение данного действия в качестве условия привлечения денежных средств граждан - участников долевого строительства не предусмотрено.
Данный вывод подтверждается и тем, что в ст.19 Закона срок опубликования застройщиком в средствах массовой информации и (или) размещения в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования проектной декларации установлен, причем связан с днем заключения договора с первым участником долевого строительства, при том, что для представления проектной декларации в контролирующий орган такой срок не установлен.
Судом обоснованно отклонен довод административного органа, что на момент привлечения обществом денежных средств общество не имело надлежащим образом оформленного права на земельный участок, предоставленный для строительства многоквартирного жилого дома.
Как следует из материалов дела, на основании постановления администрации "адрес" *** от 23 марта 2012 года было организовано проведение открытого аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка, расположенного по адресу: "адрес", в 20 метрах северо-восточнее жилого "адрес", с кадастровым номером 22:65:016522:107 для малоэтажного жилищного строительства.
ООО "Строительное управление N1" было признано участником аукциона, что подтверждается уведомлением МКУ "Управление муниципальным имуществом администрации "адрес"" от 02 мая 2012 года.
Согласно протоколу о результатах аукциона от 04 мая 2012 года, аукцион признан несостоявшимся, в связи с тем, что в нем участвовало менее двух участников, за ООО "Строительное управление N1" как единственным участником аукциона признано право, по правилам п.27 ст.38.1 ЗК РФ, на заключение договора аренды указанного земельного участка для малоэтажного жилищного строительства.
16 мая 2012 года между МКУ "Управление муниципальным имуществом Администрации "адрес"" и ООО "Строительное управление N1" заключен договор аренды земли N14, в отношении земельного участка с кадастровым номером 22:65:016522:107, площадью 8800кв.м, расположенного по вышеуказанному адресу для целей жилищного строительства, размещения домов индивидуальной жилой застройки. Данный договор аренды был зарегистрирован в установленном законом порядке 10 мая 2012 года.
В соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования "адрес", утвержденными решением Думы "адрес" от 17 февраля 2012 года N803, указанный земельный участок предназначен для формирования жилых районов многоквартирных домов не выше четырех этажей включительно и малоэтажной жилой застройки. МКУ "Управление муниципальным имуществом Администрации "адрес"" не отрицало, что при подготовке договора аренды земельного участка, была допущена техническая ошибка, неправильно указан вид разрешенного использования земельного участка.
То обстоятельство, что в п.1.2 договора аренды указан вид разрешенного использования земельного участка - для размещения домов индивидуальной застройки, что не соответствует кадастровому паспорту земельного участка в части вида разрешенного использования - для размещения домов многоэтажной жилой застройки, судом правомерно расценено как следствие технической ошибки при оформлении договора по завершении конкурсных процедур, которое не лишает застройщика права на привлечение денежных средств граждан для осуществления долевого строительства многоквартирного жилого дома.
При этом из постановления Администрации "адрес" *** от 23 марта 2012 года и протокола о результатах аукциона от 04 мая 2012 года, усматривается, что предоставленный в аренду ООО "Строительное управление N1" земельный участок соответствует по своим параметрам данным кадастрового паспорта, в том числе, по виду разрешенного использования (строительство многоквартирных жилых домов не выше 4-х этажей), а также целям, для которых он был предоставлен - для малоэтажного жилищного строительства.
На момент привлечения К. к административной ответственности, в указанный договор аренды было внесено изменение на основании соглашения сторон *** от 28 марта 2013 года - в п.1.2 раздела 1 слова "вид разрешенного использования - земельные участки, предназначенные для размещения домов индивидуальной жилой застройки" заменены словами "вид разрешенного использования - земельные участки, предназначенные для размещения домов многоэтажной жилой застройки". Данное соглашение зарегистрировано в Управлении "Росреестра" по Алтайскому краю 21 мая 2013 года.
Нарушений требований КоАП РФ, влекущих отмену или изменение решения судьи не установлено.
С учетом изложенного, жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст.ст. 30.7, 30.9 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Решение судьи Бийского городского суда Алтайского края от от 18 сентября 2013 года оставить без изменения, жалобу заместителя руководителя Государственной инспекции Алтайского края, начальника отдела контроля и надзора в области долевого строительства Д. - без удовлетворения.
Судья О.М.Пасынкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.