Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Явкиной М.А.
судей Храмцовой В.А., Рудь Е.П.
при секретаре Бубенщиковой Н.С.
с участием прокурора Фоминой П.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционное представление прокурора "адрес" апелляционную жалобу Тюшина Владимира Васильевича на решение Индустриального районного суда г.Барнаула Алтайского края от 22 августа 2013г. по делу по иску
"адрес" в интересах Тюшина В. В. к "адрес", Администрации "адрес", Администрации Алтайского края, Управлению Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству, Главному управлению по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне о признании права на улучшение жилищных условий во внеочередном порядке на состав семьи два человека, с учетом права на дополнительную жилую площадь и нуждаемости в постоянном постороннем уходе, об обязании выделить бюджетные средства для предоставления Тюшину В.В. по договору социального найма из государственного жилищного фонда Алтайского края, об обязании распределить и предоставить жилое помещение вне очереди.
Заслушав доклад судьи Храмцовой В.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ДД.ММ.ГГ прокурор "адрес" в интересах Тюшина В.В. обратился в суд с иском, сославшись в его обоснование на то, что проведенной прокуратурой района проверкой установлено, что Тюшин В.В. является инвалидом второй группы третьей степени, срок инвалидности установлен бессрочно, проживает с супругой ФИО3 в "адрес". С мая ДД.ММ.ГГ года Тюшин В.В. состоит на учете в качестве нуждающегося в получении жилья в администрации "адрес" на общей очереди ( *** в ДД.ММ.ГГ.) и на льготных: среди инвалидов и семей, имеющих детей инвалидов ( *** в 2013г.), среди лиц, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний ( *** в ДД.ММ.ГГ
По заключению врачебной комиссии *** от ДД.ММ.ГГ он страдает хроническим психическим расстройством, которое подпадает под перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире. Согласно справке *** от ДД.ММ.ГГ врачебной комиссии Алтайской краевой клинической психиатрической больницы им. ФИО2 в соответствии с постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГ *** Тюшин В.В. имеет право на дополнительную жилую площадь.
Решением Индустриального районного суда города Барнаула от 02.03.2011г. на "адрес" обращено взыскание, определен способ реализации квартиры в виде продажи с публичных торгов. Выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подтверждается, что правообладателем вышеуказанной квартиры является "данные изъяты"". Другого жилья Тюшин В.В. и ФИО3 не имеют.
В соответствии с ч.1 ст.17, ч.2 ст.28.2 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24.11.1995г. N181-ФЗ, ч.2 ст.6 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" от 29.12.2004г. N189-ФЗ, ст.51,57 ЖК РФ, ст.8,9 Закона Алтайского края "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Алтайского края" от 12.12.2006г. N136-ЗС Тюшин В.В. имеет право на внеочередное улучшение жилищных условий путем предоставления отдельного благоустроенного жилого помещения органами местного самоуправления по договору социального найма во внеочередном порядке с учетом права на дополнительную жилую площадь.
Истец просил признать за Тюшиным В. В. права на улучшение жилищных условий во внеочередном порядке на состав семьи два человека, с учетом его права на дополнительную жилую площадь и нуждаемости в постоянном постороннем уходе;
- обязать администрацию Алтайского края выделить бюджетные средства для предоставления Тюшину В.В. по договору социального найма из государственного жилищного фонда Алтайского края благоустроенное жилое помещение в городе Барнауле общей площадью не менее 42кв.м на состав семьи из двух человек ( ФИО3), с учетом права Тюшина В.В. на дополнительную жилую площадь в нуждаемости в постоянном уходе в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу;
- обязать администрацию "адрес" распределить администрации "адрес" благоустроенное жилое помещение в городе Барнауле общей площадью не менее 42 кв.м на состав семьи из двух человек ( ФИО3) с учетом права Тюшина В.В. на дополнительную жилую площадь и нуждаемости в постоянном постороннем уходе в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу;
- обязать администрацию "адрес" предоставить Тюшину В.В. выделенное администрацией "адрес" благоустроенное жилое помещение в городе Барнауле общей площадью не менее 42 кв.м на состав семьи из двух человек ( ФИО3) с учетом права Тюшина В.В. на дополнительную жилую площадь и нуждаемости в постоянном постороннем уходе в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
При рассмотрении дела, после неоднократных уточнений, прокурор "адрес", предъявил их к администрации "адрес", Управлению Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству, Главному управлению по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне (Главалтайсоцизащита) и просил признать за Тюшиным В. В. право на улучшение жилищных условий во внеочередном порядке на состав семьи два человека, с учетом его права на дополнительную жилую площадь и нуждаемости в постоянном постороннем уходе; обязать Управление администрации Алтайского края предоставить семье ФИО1 благоустроенное жилое помещение в городе Барнауле общей площадью не менее 42 кв.м на состав семьи из двух человек, с учетом права Тюшина В.В. на дополнительную жилую площадь и нуждаемости в постоянном уходе в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу (т.1 л.д.197-202).
Решением Индустриального районного суда г.Барнаула Алтайского края от 22 августа 2013г. отказано в удовлетворении исковых требований прокурора "адрес" в интересах Тюшина В. В. к администрации "адрес", администрации "адрес", администрации Алтайского края, Управлению Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству, Главному управлению по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне о признании права на улучшение жилищных условий во внеочередном порядке на состав семьи два человека, с учетом права на дополнительную жилую площадь и нуждаемости в постоянном постороннем уходе, об обязании выделить бюджетные средства для предоставления Тюшину В.В. по договору социального найма из государственного жилищного фонда Алтайского края, об обязании распределить и предоставить жилое помещение вне очереди в полном объеме.
"адрес" в апелляционном представлении просит отменить решение, ссылаясь на то, что свой статус Тюшин В.В., как инвалид, страдающий тяжелой формой заболевания и нуждающегося в постоянном постороннем уходе, а также не имеющего жилого помещения не утратил, Тюшин В.В. с мая ДД.ММ.ГГ состоит на учете нуждающихся в получении жилья, однако до настоящего времени его не получил.
Тюшин В.В. в апелляционной жалобе просит отменить решение, ссылаясь на то, что суд не принял во внимание, что нереализованное имущество, квартира, в которой он в настоящее время живет, передана взыскателю в счет погашения долга, ОАО "АИЖК" является ее собственником, у них отсутствует жилое помещение.
Проверив материалы дела, законность и обоснованность принятого решения в соответствии с абз.2 ч.2 ст.327-1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) в полном объеме, заслушав объяснения представителя истца Тюшина В.В. ФИО3, заключение прокурора, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу, что решение подлежит отмене на основании п.4 ч.1 ст.330 ГПК РФ. Отменяя решение, судебная коллегия принимает новое решение по изложенным ниже основаниям.
Отказывая истцу в иске, суд исходил из того, что квартира, в которой проживает Тюшин В.В., занята одной семьей; Тюшин В.В. не признан малоимущим.
Согласно ст.17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24.11.1995 N181-ФЗ инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 настоящего Федерального закона.
Инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии со ст.28.2 Федерального закона от 24.11.1995 N181-ФЗ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года.
Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.
Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации.
Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Администрацией Алтайского края 06.10.2006г. утверждено Положение о предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, в Алтайском крае, которое устанавливает порядок обеспечения жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, путем предоставления им субсидий на приобретение (строительство) жилья.
В соответствии с ч.2 ст.6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.
Из ст.31 Федерального закона от 24 ноября 1995 N181-ФЗ следует, что при наличии нескольких нормативно установленных форм реализации одного и того же права та или иная форма определяется инвалидом по его выбору.
В соответствии с ч.1 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ), жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 данной статьи случаев.
В силу п.3 ч.2 ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
Согласно п.4 ч.1 ст.51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.
Таким образом, предусмотренный в субъекте Российской Федерации порядок реализации права на обеспечение инвалидов жилой площадью не препятствует инвалидам требовать предоставления жилого помещения на основании названных выше норм Жилищного кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что постановлением администрации "адрес" *** от ДД.ММ.ГГ Тюшин В.В., инвалид по заболеванию (группа А), с составом семьи 1 человек был поставлен на учет среди лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий (т.1 л.д.134).
По состоянию на 2013г. у Тюшина В.В. общая очередь - ***, среди инвалидов по заболеванию - ***, среди лиц, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний - *** (т.1 л.д.14-15, 128).
Согласно заключению врачебной комиссии "адрес"вой клинической психиатрической больницы им. ФИО2 *** от ДД.ММ.ГГ Тюшин В.В. страдает хроническим психическим расстройством (F20.0), которое относится к утвержденному постановлением Правительства РФ *** от ДД.ММ.ГГ Перечню тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире (т.1 л.д.20а), а на основании постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГ *** он имеет право на пользование дополнительной жилплощадью.
Истец не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, а также собственником или членом семьи собственника занимаемого им жилого помещения.
Право пользования квартирой *** по "адрес" в "адрес" у Тюшина В.В., как члена семьи прежнего собственника ФИО3, у него в соответствии с п.2 ст.292 ГК РФ прекратилось, т.к ДД.ММ.ГГ собственником названной квартиры стало "данные изъяты", а с ДД.ММ.ГГ - ФИО4
Доказательств тому, что администрация "адрес" принимала решение о включении ФИО3 в качестве члена семьи Тюшина В.В., состоящего на учете среди лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, при рассмотрении представлено не было.
Таким образом, Тюшин В.В. имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма и нуждается в предоставление такого жилого помещения. Поэтому исходя из положений ч.2 ст.58 ЖК РФ, п.1.2 Решения Барнаульской городской Думы от 27.02.2006г. N294 "Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в "адрес"" судебная коллегия приходит к выводу, что Тюшину В.В., с учетом его права на дополнительную площадь, может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью не менее 33кв.м.
Предоставление Тюшину В.В. жилого помещения такой площадью не противоречит и ст.8 Закона Алтайского края от 12.12.2006 N136-ЗС "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Алтайского края".
Нуждаемость Тюшина В.В. в постоянном постороннем уходе, на что ссылается прокурор в своем иске, с учетом действующего законодательства не является основанием для увеличения размера предоставляемого ему жилого помещения.
Вывод суда о том, что Тюшин В.В. в установленном порядке не признан малоимущим, правового значения не имеет, поскольку он включен в список для предоставления жилых помещений до 1 января 2005г.
По изложенным основаниям требования прокурора подлежат удовлетворению частично.
В соответствии со ст.26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных, (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 06.10.1999 N184-ФЗ полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, указанные в пункте 2 настоящей статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Осуществление указанных полномочий может в порядке и случаях, установленных федеральными законами, дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами. Особенности финансового обеспечения указанных полномочий за счет средств бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации устанавливаются федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (п.1).
Решение вопросов социальной поддержке и социального обслуживания отдельных категорий граждан, в частности инвалидов, относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемых данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета) (подп.24 п.2).
Как было указано выше, Российская Федерация передала органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций (ст.28.2 Федерального закона от 24.11.1995 N181-ФЗ).
Управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству, согласно п.1, 2.1.16, 2.1.18 Положения об управлении Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству, утвержденному постановлением администрации Алтайского края от 12 августа 2013г. N422, является органом исполнительной власти Алтайского края, осуществляющим государственную политику в сфере жилищно-коммунального хозяйства и обеспечивающим устойчивое функционирование систем обеспечения жизнедеятельности населения на территории края. Управление в установленной сфере деятельности осуществляет, в частности, следующие полномочия: ведет сводный реестр граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договору социального найма государственного жилищного фонда Алтайского края; предоставляет отдельным категориям граждан помещения государственного жилищного фонда Алтайского края.
Государственный жилищный фонд Алтайского края (далее - жилищный фонд Алтайского края) - совокупность жилых домов, частей жилых домов, квартир, частей квартир, комнат (далее - жилые помещения), принадлежащих на праве собственности Алтайскому краю, включая жилые помещения, находящиеся в хозяйственном ведении краевых государственных унитарных предприятий или в оперативном управлении краевых государственных учреждений, независимо от места их расположения (ст.1 Закона Алтайского края от 12.12.2006 N136-ЗС "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Алтайского края").
Согласно ч.2 ст.2 Закона Алтайского края от 12.12.2006 N136-ЗС жилищный фонд Алтайского края в зависимости от целей использования подразделяется на:
1) краевой жилищный фонд социального использования - жилые помещения, предоставляемые гражданам по договорам социального найма;
2) краевой специализированный жилищный фонд - служебные жилые помещения, жилые помещения в общежитиях, жилые помещения маневренного фонда, жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения, жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
3) краевой жилищный фонд коммерческого использования - совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Алтайскому краю, которые используются для проживания граждан на условиях возмездного пользования, предоставлены гражданам по иным договорам, предоставлены лицам во владение и (или) пользование.
Оценив существующий порядок предоставления жилья в Алтайском крае и исходя из того, что жилые помещения краевого жилищного фонда социального использования предоставляются гражданам на основании решения уполномоченного органа Алтайского края (ст.11 Закона Алтайского края от 12.12.2006 N136-ЗС), т.е Управления Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству, то судебная коллегия возлагает на Управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству обязанность предоставить Тюшину В.В. вне очереди жилое помещение по договору социальной найма в течение шести месяцев (ст.206 ГПК РФ).
Руководствуясь ч.1 ст.327.1, ст.328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Индустриального районного суда г.Барнаула Алтайского края от 22 августа 2013г. отменить и принять новое решение.
Исковые требования прокурора Индустриального района города Барнаула в интересах Тюшина В. В. удовлетворить частично.
Признать за Тюшиным В. В. право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма.
Обязать Управление Алтайского края по жилищно - коммунальному хозяйству предоставить Тюшину В. В. во внеочередном порядке по договору социального найма в черте муниципального образования - "адрес" благоустроенное жилое помещение соответствующее санитарным и техническим требованиям общей площадью не менее 33 кв.м в течение шести месяцев.
В остальной части прокурору Индустриального района города Барнаула в удовлетворении исковых требований в интересах Тюшина В. В. отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.