Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Зацепина Е.М.,
судей Ковалюк Л.Ю., Пасынковой О.М.,
при секретаре Бычковой Е.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу заявителя П.А.А. на решение Славгородского городского суда Алтайского края от 05 сентября 2013 года по делу по заявлению П.А.А. о признании незаконным отказа Межрайонной ИФНС России N 9 по Алтайскому краю (далее по тексту - МИФНС России N 9 по Алтайскому краю) в государственной регистрации прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.
Заслушав доклад судьи Ковалюк Л.Ю., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
П.А.А. обратился в городской суд с заявлением о признании незаконным отказа МИФНС России N 9 по Алтайскому краю в государственной регистрации прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя. В обоснование требований указано, что ДД.ММ.ГГ он был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, основным видом деятельности которого являлась деятельность такси, что подтверждается выпиской из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей. Постановлением мирового судьи судебного участка N 1 г. Славгорода Алтайского края от ДД.ММ.ГГ П.А.А. был лишен права управления транспортными средствами сроком на "данные изъяты", в связи, с чем не имел возможности осуществлять указанную деятельность.
ДД.ММ.ГГ П.А.А. обратился в МИФНС России N 9 по Алтайскому краю с заявлением о государственной регистрации прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя. Заявление принято не было, указывалось на наличие задолженности по страховым взносам. Заявитель обращался в управление Пенсионного фонда России в г. Славгороде и Славгородском районе с целью получения разъяснений о сложившейся ситуации, однако ему отказали в указанных действиях, ссылаясь на задолженность, никаких документов П.А.А. вручено не было.
В период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ заявитель неоднократно обращался в налоговый орган с попыткой подать заявление о прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, но эти обращения результатов не дали, поскольку с него требовали справку из пенсионного фонда об уплате страховых взносов. Доводы об отсутствии задолженности по обязательным платежам оставлялись без внимания.
После того, как руководителем управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Славгороде и Славгородском районе Алтайского края заявителю было дано разъяснение о возможности снятия с учета, он обратился в МИФНС России N 9 по Алтайскому краю, и с ДД.ММ.ГГ П.А.А. был снят с учета.
ДД.ММ.ГГ заявителю стало известно о том, что в отношении него в Славгородском межрайонном отделе судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Алтайскому краю ведутся исполнительные производства в пользу управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Славгороде и Славгородском районе Алтайского края о взыскании страховых взносов и пени по страховым взносам.
Заявитель полагает, что поскольку он был зарегистрирован как индивидуальный предприниматель, основной вид деятельности которого такси, после вынесения мировым судьей вышеуказанного решения о лишении П.А.А. права управления транспортными средствами, он не имел возможности осуществлять указанную деятельность и не должен был уплачивать обязательные платежи в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Славгороде и Славгородском районе Алтайского края. До вступления в законную силу вышеуказанного решения мирового судьи он указанные платежи вносил. Задолженность П.А.А. за период с 2007 по 2009 годы возникла только по вине МИФНС России N 9 по Алтайскому краю, поскольку налоговый орган своевременно, то есть ДД.ММ.ГГ, не принял в отношении П.А.А. решение о регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.
Полагает, что им в налоговый орган были представлены все документы, предусмотренные ст. 22.3 Федерального закона от 08 августа 2001 года N 129-ФЗ, необходимые для регистрации прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.
Решением Славгородского городского суда Алтайского края от 05 сентября 2013 года заявление оставлено без удовлетворения.
В апелляционной жалобе П.А.А. просит решение отменить и принять по делу новое решение. В обоснование ссылается на прежние доводы, указывая, что они не были приняты судом во внимание.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель МИФНС России N 9 по Алтайскому краю просит оставить апелляционную жалобу без удовлетворения.
Рассмотрев дело в соответствии с абз. 1 ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ) в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии со ст.1 Федерального закона от 08 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее по тексту - Закон) государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее - государственная регистрация) - акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Государственные реестры являются федеральными информационными ресурсами.
В соответствии с подпунктами "к", "л", "п" п.2, п.3, п.4 названного Закона в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей содержатся следующие сведения об индивидуальном предпринимателе:
к) дата государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя и данные документа, подтверждающего факт внесения в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи об указанной государственной регистрации;
л) дата и способ прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя (по заявлению, либо в связи со смертью, либо в связи с принятием судом решения о признании несостоятельным (банкротом) или о прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в принудительном порядке, либо в связи с вступлением в силу приговора суда, которым назначено наказание в виде лишения права заниматься предпринимательской деятельностью на определенный срок, либо в связи с аннулированием документа, подтверждающего право временно или постоянно проживать в Российской Федерации, или окончанием срока действия указанного документа);
п) номер и дата регистрации индивидуального предпринимателя в качестве страхователя:
в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации;
в исполнительном органе Фонда социального страхования Российской Федерации.
В случае изменения содержащихся в государственных реестрах сведений ранее внесенные сведения сохраняются. Порядок и сроки хранения регистрирующим органом содержащихся в государственных реестрах документов, а также порядок их передачи на постоянное хранение в государственные архивы определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации. Каждой записи присваивается государственный регистрационный номер, и для каждой записи указывается дата внесения ее в соответствующий государственный реестр.
В соответствии с п.п.1,7,9 ст.22.3 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (в редакции от 19 июля 2007 года, действовавшей на 22 октября 2007 года) государственная регистрация при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием им решения о прекращении данной деятельности осуществляется на основании представляемых в регистрирующий орган следующих документов:
а) подписанного заявителем заявления о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации;
б) документа об уплате государственной пошлины;
в) документа, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
В соответствии с п.п.1-4 ст.9 Закона документы представляются в регистрирующий орган непосредственно или направляются почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения. Иные способы представления документов в регистрирующий орган могут быть определены Правительством Российской Федерации.
Датой представления документов при осуществлении государственной регистрации является день их получения регистрирующим органом.
Заявителю выдается расписка в получении документов с указанием перечня и даты их получения регистрирующим органом, в случае, если документы представляются в регистрирующий орган непосредственно заявителем. Расписка должна быть выдана в день получения документов регистрирующим органом.
В ином случае, в том числе при поступлении в регистрирующий орган документов, направленных по почте, расписка высылается в течение рабочего дня, следующего за днем получения документов регистрирующим органом, по указанному заявителем почтовому адресу с уведомлением о вручении.
Регистрирующий орган обеспечивает учет и хранение всех представленных при государственной регистрации документов.
Регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных настоящим Федеральным законом.
В соответствии со ст. 8 Закона государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган.
Таким образом, из анализа приведенных норм права следует, что прекращение физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя носит заявительный характер.
В соответствии с ч.1 ст.249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
Однако, обязанность по доказыванию факта подачи ДД.ММ.ГГ и в последующем до ДД.ММ.ГГ заявления о прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя лежит на П.А.А.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГ в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей внесена запись о государственной регистрации Плахута А.А. в качестве индивидуального предпринимателя, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации серия 22 N *** (л.д. 7).
ДД.ММ.ГГ П.А.А. подано заявление в МИФНС России N 9 по Алтайскому краю о государственной регистрации прекращения им деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием решения о прекращении данной деятельности (л.д. 28-29).
ДД.ММ.ГГ МИФНС России N 9 по Алтайскому краю принято решение о государственной регистрации прекращения П.А.А. деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием им решения о прекращении данной деятельности (л.д. 27), о чем внесена запись в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (л.д. 31-оборот).
При этом в материалах дела, в том числе в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, отсутствуют сведения о том, что П.А.А. с ДД.ММ.ГГ до ДД.ММ.ГГ обращался в налоговый орган с иным заявлением о прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, помимо вышеуказанного, а также о том, что на основании такого заявления налоговым органом принималось решение об отказе в государственной регистрации внесения сведений в ЕГРИП.
Разрешая заявленные требования, суд правомерно исходил из того, что П.А.А. не представлено доказательств, подтверждающих его обращение в налоговый орган с заявлением о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием им решения о прекращении данной деятельности до ДД.ММ.ГГ и получение им отказа в указанной регистрации.
Согласно п. а ч.1 ст. 23 Закона отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления заявителем определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов.
Таким образом, довод заявителя об отказе в принятии заявления по мотиву отсутствия документа, подтверждающего представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации предусмотренных законом сведений, не состоятелен, поскольку отсутствие указанного документа является основанием к отказу в государственной регистрации.
Кроме того, судом установлен пропуск П.А.А. срока на обращение в суд с данным заявлением.
Согласно ст. 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.
П.А.А., обратившись в суд с заявлением ДД.ММ.ГГ, указывает на отказы в регистрации, имевшие место с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ. При этом он не просил о восстановлении срока на обращение в суд с данным заявлением, не указал на наличие уважительных причин пропуска срока, которые могли бы являться основанием к его восстановлению.
Таким образом, вывод суда о пропуске П.А.А. срока на обращение в суд с данным заявлением соответствует закону и обстоятельствам дела.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, аналогичны доводам, приведённым при рассмотрении дела в суде первой инстанции, им дана обоснованная правовая оценка.
С учетом изложенного, суд правомерно пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований, поэтому судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционную жалобу П.А.А. на решение Славгородского городского суда Алтайского края от 05 сентября 2013 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.