Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Кавуновой В.В.,
судей Титовой В.В., Чубукова С.К.,
при секретаре Горской О.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе ответчика администрации Алтайского сельсовета Табунского района Алтайского края
на решение Табунского районного суда Алтайского края от 04 сентября 2013 года по делу по иску Закатова Г. К. к администрации Алтайского сельсовета Табунского района Алтайского края о предоставлении социальной гарантии работнику, избранному на выборную должность в органы местного самоуправления.
Заслушав доклад судьи Титовой В.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ДД.ММ.ГГ решением первой сессии Алтайского сельского совета депутатов Закатов Г.К. был избран на должность главы Алтайского сельсовета, высшую муниципальную должность. Срок полномочий главы сельсовета и Совета депутатов составлял ДД.ММ.ГГ.
ДД.ММ.ГГ полномочия Закатова Г.К. прекращены досрочно в связи с преобразованием муниципального образования Алтайский сельсовет Табунского района Алтайского края (пункт 12 части 6 статьи 36 Федерального закона от 06.10.2003 N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
ДД.ММ.ГГ Закатов Г.К. обратился в администрацию Алтайского сельсовета с заявлением о предоставлении ему социальных гарантий после прекращения полномочий главы сельсовета. В предоставлении социальных гарантий Закатову Г.К. было отказано со ссылкой на то, что досрочное прекращение полномочий в связи с преобразованием путем объединения Алтайского и Граничного сельсоветов, не предоставляет главе сельсовета право на получение соответствующей дополнительной социальной гарантии.
Полагая данное решение незаконным, Закатов Г.К. обратился в суд с иском к администрации Алтайского сельсовета Табунского района Алтайского края о предоставлении социальной гарантии.
В обоснование требований указано, что в соответствии со статьей 29 Устава муниципального образования Алтайского сельсовета Табунского района Алтайского края, за главой сельсовета, замещавшим свою должность не менее одного года, в случае прекращения его полномочий в связи с неизбранием на очередной срок, сохраняется право получать денежное содержание (с учётом индексации), выплачиваемое ему по должности главы сельсовета, со дня прекращения его полномочий по указанному основанию до устройства на новое место работы, но не более одного года со дня прекращения полномочий.
В соответствии с частью 5 статьи 12 Закона Алтайского края от 10.10.2011 N 130-ЗС "О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Алтайском крае" под неизбранием выборного лица местного самоуправления на очередной срок понимается его неизбрание как в ходе выборов, в которых выборное лицо местного самоуправления принял участие, так и в результате его неучастия в данных выборах, а также невозможность участия в выборах в связи с внесением изменений в устав соответствующего муниципального преобразования либо в связи с преобразованием муниципального образования. С учетом последующего изменения исковых требований просил признать за Закатовым Г.К. право на дополнительные социальные гарантии в виде ежемесячного денежного содержания, обязать администрацию Алтайского сельсовета Табунского района Алтайского края назначить и выплачивать Закатову Г.К. денежное содержание, выплачиваемое по должности главы сельсовета со дня прекращения полномочий, то есть с ДД.ММ.ГГ и до ДД.ММ.ГГ.
Решением Табунского районного суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ исковые требования Закатова Г.К. удовлетворены. За Закатовым Г.К. признано право на дополнительные социальные гарантии в виде ежемесячного денежного содержания. Администрация Алтайского сельсовета Табунского района Алтайского края обязана назначить и выплатить Закатову Г.К. денежное содержание, выплачиваемое по должности главы сельсовета со дня прекращения полномочий, то есть с ДД.ММ.ГГ и до ДД.ММ.ГГ.
В апелляционной жалобе ответчик администрация Алтайского сельсовета Табунского района Алтайского края просит решение отменить. В обоснование доводов жалобы указывает, что судом при удовлетворении иска необоснованно не принято во внимание, что Уставом муниципального образования Алтайский сельсовет Табунского района Алтайского края, действовавшим на момент прекращения полномочий Закатова Г.К., не предусмотрено, что досрочное прекращение полномочий в связи с преобразованием муниципального образования влечет предоставление дополнительных социальных гарантий. Тогда как в силу части 1 статьи 12 Закона Алтайского края N 130 - ЗС от 10.10.2011 "О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Алтайском крае" право на указанную гарантию возникает только в случае, если гарантия предусмотрена уставом муниципального образования. Полагает, что оснований для применения части 5 статьи 12 названного Закона, раскрывающей понятие неизбрания выборного лица местного самоуправления на очередной срок, у суда не имелось.
Истцом Закатовым Г.К. на апелляционную жалобу поданы письменные возражения с указанием на ее необоснованность.
Лица, участвующие в деле, в заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в связи с чем судебная коллегия рассматривает дело в порядке статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда исключительно в пределах доводов жалобы в соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы.
Согласно ст.13 ФЗ от 06 октября 2003 года N131-ФЗ (ред.от 03.05.2011) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" преобразованием муниципальных образований является объединение муниципальных образований, разделение муниципальных образований, изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа либо лишением его статуса городского округа. Преобразование муниципальных образований осуществляется законами субъектов Российской Федерации по инициативе населения, органов местного самоуправления, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, федеральных органов государственной власти в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с Законом Алтайского края от 27 мая 2011 года N60-ЗС "О преобразовании муниципальных и административно-территориальных образований Алтайский сельсовет Табунского района Алтайского края и Граничный сельсовет Табунского района Алтайского края" указанные сельсоветы подлежат преобразованию путём их объединения. Вновь образованному муниципальному образованию присвоено наименование Алтайский сельсовет Табунского района Алтайского края с наделением его статусом сельского поселения с административным центром в селе Алтайское.
Согласно ст.2.3 названного Закона полномочия представительных органов и глав преобразуемых муниципальных образований Алтайский сельсовет Табунского района Алтайского края и Граничный сельсовет Табунского района Алтайского края прекращаются со дня окончания формирования органов местного самоуправления вновь образованного муниципального образования Алтайский сельсовет Табунского района Алтайского края.
Как установлено судом и подтверждено материалами дела, решением Алтайского сельского совета депутатов Табунского района Алтайского края (первая сессия первого созыва) от ДД.ММ.ГГ главой сельсовета признана избранной Миллер Т.А., решением от ДД.ММ.ГГ на должность главы администрации Алтайского сельсовета назначен Аршавский В.В. Главе сельсовета Миллер Т.А. поручено заключить контракт с главой администрации сельсовета Аршавским В.В. после совершения реорганизации администрации Алтайского сельсовета Табунского района Алтайского края в форме присоединения к ней администрации Граничного сельсовета Табунского района Алтайского края.
Распоряжением главы администрации Алтайского сельсовета Табунского района Алтайского края от ДД.ММ.ГГ ***, изданным в соответствии с решением от ДД.ММ.ГГ, главой администрации Алтайского сельсовета назначен Аршавский В.В.
ДД.ММ.ГГ полномочия Закатова Г.К. прекращены досрочно в связи с преобразованием муниципального образования Алтайский сельсовет Табунского района Алтайского края, на основании пункта 12 части 6 статьи 36 Федерального закона от 06.10.2003 N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", предусматривающего прекращение полномочий главы муниципального образования досрочно в случае преобразования муниципального образования, осуществляемого в соответствии с частями 3, 4-7 статьи 13 настоящего Федерального закона, а также в случае упразднения муниципального образования.
Удовлетворяя исковые требования Закатова Г.К., суд исходил из того, что пунктом 5 статьи 29 Устава муниципального образования Алтайский сельсовет Табунского района Алтайского края (действовавшего на момент прекращения полномочий Закатова Г.К.), главе сельсовета, замещающему свою должность не менее одного года, в случае неизбрания на очередной срок, предоставлено право на получение денежного содержания, выплачиваемого ему по должности главы сельсовета, со дня прекращения его полномочий по указанному основанию до устройства на новое место работы, но не более одного года со дня прекращения полномочий. При этом судом учтено, что в силу ч.5 ст.12 Закона Алтайского края от 10.10.2011 N 130-ЗС "О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Алтайском крае" под неизбранием выборного лица местного самоуправления на очередной срок понимается, в том числе, его неизбрание в связи с преобразованием муниципального образования.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается, поскольку рассматривая заявленные требования, суд первой инстанции постановил решении, которое не противоречит требованиям закона, регулирующего настоящие правоотношения, и установленным по делу обстоятельствам.
Из положений статей 11 и 172 Трудового кодекса Российской Федерации следует, что действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется на отношения муниципальной службы, однако с особенностями, предусмотренными специальным федеральным и региональным законодательством о муниципальной службе. Гарантии работникам, освобожденным от работы вследствие избрания их на выборные должности в государственных органах, органах местного самоуправления, устанавливаются федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, регулирующими статус и порядок деятельности указанных лиц.
Отношения, связанные с поступлением на муниципальную службу в Российской Федерации, регламентированы Федеральным законом от 02 марта 2007 года N25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", статья 3 которого устанавливает правовые основы муниципальной службы в Российской Федерации и предусматривает, что на муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными настоящим Федеральным законом.
Установив общие принципы оплаты труда муниципального служащего (статья 22) и гарантии, предоставляемые муниципальному служащему федеральным законом (статья 23), законодатель предусмотрел, что законами субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования муниципальным служащим могут быть предоставлены дополнительные гарантии (часть 3 статьи 23). При этом право на предоставление дополнительных гарантий не поставлено в зависимость от нахождения муниципального служащего на муниципальной службе.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 12 Закона Алтайского края от 10 октября 2011 года N 130-ЗС "О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Алтайском крае", действовавшей к моменту окончания срока исполнения Закатовым Г.К. обязанностей главы сельского совета (Законом Алтайского края от 08 апреля 2013 года N 20-ЗС названная статья признана утратившей силу), выборному лицу местного самоуправления при прекращении его полномочий, в том числе в случае неизбрания на очередной срок, а также по основаниям, предусмотренным пунктами 11.1 - 14 части 6 статьи 36 и пунктом 9 части 10 статьи 40 Федерального закона, в соответствии с уставом муниципального образования может быть предоставлено право на ежемесячную выплату в размере, не превышающем денежного содержания (с учетом индексации), ранее выплачиваемого ему по замещавшейся должности, со дня прекращения его полномочий до устройства на новое место работы, но не более одного года со дня прекращения его полномочий. В случае, если лицо получает пособие по безработице или на новом месте работы получает заработную плату ниже размера ежемесячной выплаты (с учетом индексации), предусмотренной частью 1 настоящей статьи, данному лицу в соответствии с уставом муниципального образования может производиться ежемесячная доплата до уровня указанной ежемесячной выплаты (с учетом индексации), но не более одного года со дня прекращения его полномочий.
Уставом, принятым решением Алтайского сельского Совета депутатов Табунского района Алтайского края от 15 июня 2010 года N 8 (действовавшим на момент преобразования муниципального образования и прекращения исполнения Закатовым Г.К. обязанностей главы сельсовета), в части 5 статьи 29 предусмотрено, что глава сельсовета замещающий свою должность не менее одного года, в случаях удовлетворения Советом депутатов его заявления об отставке по собственному желанию (при наличии решения Совета депутатов о предоставлении социальных гарантий) либо неизбрания на очередной срок, продолжает получать денежное содержание (с учётом индексации), выплачиваемое ему по должности главы сельсовета, со дня прекращения его полномочий по указанному основанию до устройства на новое место работы, но не более одного года со дня прекращения полномочий. В случае, если глава сельсовета получает пособие по безработице или на новом месте работы получает заработную плату ниже размеров денежного содержания (с учетом индексации), выплачиваемого ему по занимаемой ранее должности главы сельсовета, то ему производится доплата до уровня денежного содержания (с учетом индексации), выплачиваемого по должности главы сельсовета, но не более одного года со дня прекращения его полномочий по этой должности.
Районный суд, установив, что Закатов Г.К. не баллотировался в состав депутатов вновь образованного муниципального образования Алтайский сельсовет Табунского района Алтайского края, не участвовал в конкурсе на замещение должности главы администрации сельсовета, уволен в связи с досрочным прекращением полномочий, в результате преобразования муниципального образования Алтайский сельсовет Табунского района Алтайского края, на законных основаниях удовлетворил исковые требования истца.
Доводы жалобы о том, что исковые требования не подлежали удовлетворению в связи с тем, что Устав Алтайского сельсовета Табунского района Алтайского края не предоставляет выборному должностному лицу гарантию в виде права на получение ежемесячного денежного содержания в случае досрочного прекращения полномочий в связи с преобразованием муниципального образования, судебной коллегией отклоняются, как основанные на неправильном толковании и применении норм материального права.
Согласно Уставу муниципального образования Алтайский сельсовет Табунского района Алтайского края глава сельсовета имеет право на получение денежного содержания после прекращения полномочий, в том числе в случае неизбрания на очередной срок.
При этом, в силу ч.5 ст.12 Закона Алтайского края от 10 октября 2011 года N 130-ЗС, действовавшей до ДД.ММ.ГГ, под неизбранием выборного лица местного самоуправления на очередной срок понимается его неизбрание как в ходе выборов, в которых выборное лицо местного самоуправления приняло участие, так и в результате его неучастия в данных выборах, а также невозможность участия в выборах в связи с внесением изменений в устав соответствующего муниципального образования либо в связи с преобразованием муниципального образования.
Таким образом, понятие неизбрания выборного лица на очередной срок закреплено в законе, в связи с чем отсутствие в Уставе муниципального образования конкретного указания на прекращение полномочий в связи преобразованием муниципального образования не свидетельствует о том, что Закатов Г.К. не относится к категории глав сельсовета, не избранных на очередной срок, за которыми в силу п.5 ст. 29 Устава муниципального образования от ДД.ММ.ГГ сохраняется ежемесячное денежное содержание.
Учитывая, что полномочия Закатова Г.К. прекращены досрочно именно в связи с преобразованием муниципального образования, судебная коллегия приходит к выводу, что судом не допущено нарушений норм материального права при разрешении спора.
Иные доводы апелляционной жалобы судебной коллегией проверены, правовых оснований к отмене решения не содержат, поэтому во внимание не принимаются.
При установленных обстоятельствах решение районного суда по доводам апелляционной жалобы отмене не подлежит.
Руководствуясь ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу ответчика администрации Алтайского сельсовета Табунского района Алтайского края на решение Табунского районного суда Алтайского края от 04 сентября 2013 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.