Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Параскун Т.И.
судей: Дмитриевой О.С., Блинова В. А.
при секретаре
судебного заседания "данные изъяты"
с участием прокурора "данные изъяты"
рассмотрела в открытом заседании дело по апелляционной жалобе ответчика Комитета по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула
на решение Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края
от 9 сентября 2013 года по делу по иску прокурора Железнодорожного района г.Барнаула в интересах неопределенного круга лиц к Комитету по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула, ООО "Барнаульский водоканал" о возложении обязанности по приведению участка автомобильной дороги в соответствие с требованиями ГОСТ.
Заслушав доклад судьи Блинова В. А., Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Железнодорожного района г. Барнаула в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Комитету по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула, Администрации города Барнаула о возложении обязанности по приведению участка автомобильной дороги в соответствие с требованиями ГОСТ, указав в обоснование требований на то, что (дата) в ходе проверки установлено, что ответчиками не исполняются требования закона по надлежащему техническому состоянию участка автомобильной дороги, расположенного по "адрес" между "адрес" и "адрес" в "адрес" в 20 метрах от жилого "адрес" на проезжей части дороги крышка люка смотрового колодца находится ниже уровня покрытия проезжей части на 9 см., что не соответствует требованиям государственного стандарта РФ "Автомобильные дороги и улицы, требованиям к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. ГОСТ Р-50597-93" утвержденным Постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993 г. N 221.
В ходе рассмотрения дела исковые требования прокурором были уточнены, предъявлены требования к Комитету по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула и ООО "Барнаульский водоканал" о возложении обязанности привести указанный участок автомобильной дороги в соответствие с требованиями п.3.1.10 ГОСТ Р-50597-93. К ООО "Барнаульский водоканал" требования обоснованы тем, что сети водопроводно-канализационного хозяйства, в состав которых входит колодец, крышка люка от которого выполнена с нарушением ГОСТ, находится в пользовании указанного ответчика на основании договора аренды *** от (дата). В соответствии с нормами договора арендатор обязан поддерживать имущество в технически исправном состоянии.
В судебном заседании исковые требования уточнены по результатам проведенной по делу дополнительной судебной экспертизы. В окончательной редакции заявлены требования о возложении обязанности на Комитет по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула, ООО "Барнаульский водоканал" привести в соответствие с требованиями п.3.1.10 ГОСТ Р-50597-93 участок автомобильной дороги, расположенный по "адрес" между "адрес" и "адрес" в "адрес" в 21,5 метра от жилого "адрес", а именно произвести работы по обустройству (ремонту) проезжей части с учетом конструкции узла люка смотрового колодца, люк смотрового колодца выполнить в одном уровне с поверхностью проезжей части. В соответствии со ст. 206 ГПК РФ установить срок для исполнения требований.
В судебном заседании помощник прокурора Центрального района г.Барнаула Б.Е.П. на удовлетворении уточненных исковых требований настаивала.
Представитель ООО "Барнаульский водоканал" В.Е.А. не возражала против рассмотрения дела по уточненным исковым требованиям, возражала против удовлетворения требований к ООО "Барнаульский водоканал", ссылаясь на заключение судебной экспертизы, которым нарушений технического состояния люка не установлено, в связи с чем ответственность должна быть возложена на Комитет по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула, как на ведущую работы по ремонту (реконструкции) дорожного покрытия.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены.
В отзыве на иск ответчик Комитет по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула указал, что крышка люка является элементом коммуникации, составляющей единый комплекс и должна содержаться в надлежащем состоянии. Пунктом 11.7 Правил благоустройства города Барнаула, утв. решением Барнаульской городской Думы от 27.03.2009 N 77, предусмотрено, что организации, в ведении которых находятся подземные сети, обязаны регулярно следить за тем, чтобы крышки люков коммуникаций всегда находились на уровне дорожного покрытия, содержались постоянно в исправном состоянии и закрытыми. В связи с чем указанный ответчик полагает, что отклонение уровня крышки люка относительно дорожного полотна является следствием ненадлежащего содержания сетей обслуживающей организацией и не входит в комплекс мероприятий по осуществлению дорожной деятельности, возложенной на органы местного самоуправления.
В отзыве на иск третьего лица администрации города Барнаула указано, что крышки люков не относятся к элементам обустройства дорог. Обязанность по контролю за их состоянием, за тем, чтобы они находились на уровне дорожного покрытия, содержались в исправном состоянии и закрытыми, возложена на организации, в ведении которых находятся подземные сети, в соответствии с п. 11.7 Правил благоустройства города Барнаула, утв. решением Барнаульской городской Думы от 27.03.2009 N 77
Решением Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края
от 9 сентября 2013 года иск прокурора Железнодорожного района г.Барнаула в интересах неопределенного круга лиц удовлетворен в части.
Комитет по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула обязан произвести работы по обустройству (ремонту) в соответствие с требованиями п.3.1.10 ГОСТ Р-50597-93 участок автомобильной дороги, расположенный в районе 21,5 метрах от жилого дома по "адрес" между "адрес" и "адрес", а именно выполнить смотровой люк в одном уровне с поверхностью проезжей части.
В удовлетворении остальной части исковых требований, в удовлетворении исковых требований к ООО "Барнаульский водоканал" отказано.
Взысканы с Комитета по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула в пользу ООО " "данные изъяты"" расходы по оплате судебной экспертизы в сумме "данные изъяты" рублей.
Взыскано Комитета по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула в доход федерального бюджета "данные изъяты" рублей.
В апелляционной жалобе Комитет по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула просит данное решение отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении иска, заявленного к нему, указывая, что является ненадлежащим ответчиком, так как колодцы принадлежат Водоканалу, который должен их содержать в надлежащем состоянии.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы и выслушав объяснения представителя ответчика ООО "Барнаульский водоканал" В.Е.А., заключение прокурора Ф.П.В. об отсутствии оснований для удовлетворения жалоба, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Из материалов дела усматривается, что суд правильно определил отношения сторон и материальный закон, которым эти отношения регулируются, обстоятельства имеющие значение и кем из сторон эти обстоятельства подлежали доказыванию, вынес их на обсуждение в судебном заседании.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.
Дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 1Э1-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" отнесены к вопросам местного значения городского округа.
К дорожной деятельности в силу положений п. 6 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" отнесена деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Уставом городского округа - города Барнаула Алтайского края, принятого решением Барнаульской городской Думы от 20.06.2008 N789, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации отнесены к вопросам местного значения городского округа.
Судом первой инстанции установлено, что специализированным органом по решению вопросов местного значения в сфере дорожно-благоустроительного хозяйства, городского автомобильного транспорта, в соответствии с решением Барнаульской городской Думы от 29.04.2011 N 520 является Комитет по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула.
В соответствии с Положением о Комитете по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула основной целью Комитета является решение вопросов местного значения на территории города в сфере организации дорожной деятельности, благоустройства, транспорта, дорожного движения (п.2 Положения).
Комитет выполняет функции по организации и осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного назначения в границах городского округа. Осуществляет полномочия муниципального заказчика на выполнение работ по организации дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа (п.3.1.2 Положения).
В ходе рассмотрения данного дела установлено, что размещенная на проезжей части крышка люка, не отвечающая требованиям ГОСТ, является частью смотрового колодца, в составе коммунальных (водопроводных, канализационных) сетей, находящихся в муниципальной собственности и переданных в аренду ООО "Барнаульский Водоканал" на основании договора аренды *** от (дата).
Указанное обстоятельство подтверждено материалами дела - копиями договора аренды с приложениями, ответами на запросы суда Комитета по управлению муниципальным имуществом, ООО "Барнаульский водоканал", сторонами не оспаривается.
В соответствии с положениями договора аренды капитальный ремонт имущества производится арендатором за счет средств, предусмотренных в тарифе на услуги водоснабжения и водоотведения, реконструкция и модернизация производится арендатором за счет средств, предусмотренных в инвестиционной программе, разрабатываемой арендатором и утверждаемой в установленном законом порядке. Текущий ремонт производится арендатором за свой счет. Необходимость проведения капитального ремонта и проведение работ по капитальному ремонту согласовываются с арендодателем (п.п. 1.3., 1.4., 2.3.4., 2.3.5., 2.3.16).
Согласно положениям Правил благоустройства территории городского округа - города Барнаула, утв. Решением Барнаульской городской Думы от 07.06.2013 N 110 организации, во владении которых находятся подземные инженерные коммуникации (далее - коммуникации), обязаны регулярно следить за тем, чтобы крышки люков коммуникаций всегда находились на уровне дорожного покрытия, содержались постоянно в исправном состоянии и закрытыми. Крышки люков, колодцев, расположенных на проезжей части улиц и тротуаров, в случае их повреждения или разрушения должны быть немедленно огорожены и в течение 6 часов восстановлены организациями, во владении которых находятся коммуникации. Люки должны устанавливаться на бетонные плиты (кольца), применение кирпича и других штучных материалов запрещается (п. 16.5).
При производстве работ по капитальному ремонту и (или) реконструкции дорожного покрытия организация, ведущая работы, обязана установить люки на уровень дорожного покрытия вне зависимости от принадлежности существующих коммуникаций (п. 16.7).
При производстве работ по ремонту дорожного покрытия лицо, ведущее работы, в течение 5 дней уведомляет о сроках производства работ организацию, во владении которой находятся коммуникации, люки которых расположены в месте проведения работ. Организация, во владении которой находятся коммуникации, люки которых расположены в месте проведения работ, обязана установить люки на уровень дорожного покрытия до окончания производства работ по ремонту дорожного покрытия (п. 16.8.).
Суд признал установленным, что причинами нарушений требований ГОСТ явилось производство работ по обустройству (ремонту) проезжей части без учета конструкции узла люка смотрового колодца и без проведения работ по внесению изменений в конструкцию узла люка смотрового колодца, контроль за надлежащим качеством которых возложен на специализированный орган местного самоуправления - Комитет по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула. Доказательств того, что ответственность должна быть возложена на организацию, проводившую ремонтные работы, в связи с их некачественным выполнением, ответчиком не представлено.
Оценивая собранные по делу доказательства, приведенные нормативные положения, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что исковые требования, заявленные к Комитету по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула подлежали удовлетворению, так как согласно действующих Правил благоустройства города Барнаула на организации, во владении которой находятся коммуникации, люки которых расположены в месте проведения работ, не возлагалась обязанность по их установке на уровень дорожного покрытия.
В связи с чем, в удовлетворении исковых требований к ООО "Барнаульский водоканал" отказано.
Судебная коллегия находит несостоятельными доводы жалобы ответчика о необходимости возложения обязанности приведения состояния дорожного покрытия в соответствии с требованиями ГОСТа на ООО "Барнаульский водоканал" исходя из того, что коммуникации находятся в пользовании последнего, поскольку выявленное отклонение от нормо является нарушением требований к состоянию дорог, установленных государственным стандартом РФ "Автомобильные дороги и улицы. Установленные стандартом требования должны обеспечиваться организациями в ведении которых находятся автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и иных населенных пунктов.
С учетом вышеизложенного, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст.ст. 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 9 сентября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Комитета по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.