Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Кулеш О.А.,
судей Новиковой Н.В., Хоролич Н.М.,
при секретаре Усачевой К.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица администрации " ... " района Алтайского края на решение Бийского районного суда Алтайского края от 20 августа 2013 года по делу по заявлению Улыбина Д. В. об оспаривании действия, решения органа местного самоуправления.
Заслушав доклад судьи Хоролич Н.М., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Улыбин Д.В. на основании решения жилищной комиссии администрации " ... " района Алтайского края от ДД.ММ.ГГ был включен в список граждан-участников 2012 года Федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2013 года" по категории "Улучшение жилищных условий сельских граждан".
ДД.ММ.ГГ Главным управлением сельского хозяйства Алтайского края Улыбину Д.В. выдано свидетельство сроком действия 1 год о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности в размере " ... " руб., денежные средства были перечислены на его блокировочный счет.
В рамках реализации указанного свидетельства ДД.ММ.ГГ Улыбиным Д.В. заключен договор купли-продажи с В.М.В. о приобретении у нее жилого помещения в общую долевую собственность Улыбина Д.В. и его несовершеннолетних детей по " ... " доле каждому, расположенное по адресу: "адрес",
Постановлением администрации " ... " района от ДД.ММ.ГГ N *** Улыбину Д.В. разрешено зарегистрировать право собственности на приобретаемый им жилой дом. Право собственности зарегистрировано ДД.ММ.ГГ.
В последующем администрация " ... " района изменила первоначальные условия разрешения на оплату договора купли-продажи, уменьшив сумму до " ... " руб.
Решением " ... " районного суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ частично удовлетворены исковые требования Улыбина Д.В. и на администрацию " ... " района возложена обязанность выдать Улыбину Д.В. разрешение на оплату договора купли-продажи с именного блокированного счета оставшейся суммы в размере " ... " руб. Данное решение было обжаловано администрацией " ... " района и вступило в законную силу ДД.ММ.ГГ.
Решением жилищной комиссии администрации " ... " района Алтайского края от ДД.ММ.ГГ N *** Улыбин Д.В. исключен из списка участников 2012 года Федеральной целевой программы "Социальное развитие села да 2013 года" согласно п. 1.5, п. 3.8 Порядка предоставления средств краевого бюджета на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности Алтайского края, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, утвержденного постановлением администрации Алтайского края от 10 июня 2009 года N 246, в связи с тем, что в срок действия свидетельства социальная выплата Улыбиным Д.В. не получена.
Улыбин Д.В. обратился в суд с заявлением о признании незаконным указанного решения жилищной комиссии администрации " ... " района, ссылаясь на то, что данное решение вынесено до вступления решения Бийского районного суда от ДД.ММ.ГГ в законную силу.
Решением Бийского районного суда Алтайского края от 20 августа 2013 года заявление Улыбина Д.В. удовлетворено. Признано незаконным решение жилищной комиссии администрации " ... " района Алтайского края, принятое на заседании ДД.ММ.ГГ, об исключении Улыбина Д.В. из списка граждан - участников 2012 года Федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2013 года", утвержденное постановлением главы администрации " ... " района Алтайского края от ДД.ММ.ГГ N ***. На администрацию " ... " района Алтайского края и жилищную комиссию администрации " ... " района Алтайского края возложена обязанность в срок, не позднее пяти дней со дня вступления настоящего решения суда в законную силу, устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод Улыбина Д.В., а также препятствие к осуществлению заявителем его прав и свобод - отменить указанное решение жилищной комиссии администрации " ... " района Алтайского края и восстановить Улыбина Д.В. в списке граждан - участников 2012 года Федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2013 года" по категории "Улучшение жилищных условий сельских граждан".
В апелляционной жалобе администрация " ... " района Алтайского края просит отменить решение суда и отказать в удовлетворении заявления. Указывает на то, что судом при рассмотрении дела не учтены положения постановления администрации Алтайского края от 10 января 2013 года N 5 "Об утверждении Порядка предоставления гражданам, проживающим в сельской местности Алтайского края, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, социальных выплат на строительство (приобретения) жилья", в котором предусмотрено правовое основание для исключения заявителя из списка участников федеральной целевой программы, и решение жилищной комиссией принято с аналогичной формулировкой, что и в данном Порядке. Так, в силу п. 4.6 Порядка право граждан на получение социальной выплаты для приобретения жилья удостоверяется свидетельством, срок действия которого составляет 1 год с даты его выдачи. Пунктом 4.8 указанного порядка предусмотрено, что получатель социальной выплаты в течение срока действия свидетельства представляет его в кредитную организацию для заключения договора и открытия банковского счета, предназначенного для зачисления средств социальной выплаты. После перечисления средств социальной выплаты с банковского счета получателя кредитная организация направляет подлинник свидетельства в администрацию муниципального района (городского округа) с отметкой о произведенной оплате. В связи с чем полагает, что действия жилищной комиссии регламентированы пресекательным сроком реализации права участника федеральной целевой программы. Кроме того, считает необоснованным вывод суда. Обжалование администрацией " ... " района решения суда от ДД.ММ.ГГ не создавало препятствий Улыбину Д.В. в реализации своих прав, а являлось осуществлением ответчика своего процессуального права на обжалование судебных постановлений. Также судом не учтено, что администрация " ... " района предоставила возможность заявителю получения социальной выплаты, выдав разрешение на оплату договора купли-продажи жилого помещения в ДД.ММ.ГГ в период срока действия свидетельства. ДД.ММ.ГГ срок действия свидетельства истек, и договор о банковском счете для обслуживания целевых программ от ДД.ММ.ГГ открытый на имя Улыбина Д.В. прекратил свое действие, в связи с чем счет закрыт. ДД.ММ.ГГ банк возвратил свидетельство о предоставлении социальных выплат (в том числе и свидетельство заявителя), поэтому у администрации " ... " района не имелось возможности после вступления решения суда в законную силу ( ДД.ММ.ГГ) выдать разрешение заявителю. Также в жалобе обращается внимание на то, что заявитель имел реальную возможность получить социальную выплату в размере " ... " руб., однако данную сумму в период действия свидетельства Улыбин Д.В. не получил. Социальная выплата по условиям программы рассчитана на " ... " кв.м., однако фактически заявитель приобрел жилье меньшей площадью - " ... " кв.м., в связи с чем был произведен перерасчет суммы социальной выплаты.
В возражениях на апелляционную жалобу, представитель заявителя П.В.В. просит оставить решение суда без изменения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились заявитель Улыбин Д.В., заинтересованные лица администрация " ... " района, жилищная комиссия администрации " ... " района, В.М.В., о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в связи с чем, на основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя заявителя Улыбина Д.В. - П.В.В., возражавшего против удовлетворения жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что невозможность завершения участия Улыбина Д.В. в вышеназванной федеральной целевой программе и получение им денежных средств на оплату договора купли-продажи возникла по причине действий администрации " ... " района, в связи с чем исключение заявителя из списка участников программы по тому основанию, что истек срок свидетельства, является незаконным.
Судебная коллегия соглашается с таким выводом суда, поскольку он основан на законе и обстоятельствах дела.
В соответствии с пп. "а" п. 2 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 03 декабря 2002 года N 858 "О федеральной целевой программе "Социальное развитие села до 2013 года", (далее - Правила) субсидии предоставляются на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, молодых семей и молодых специалистов, в рамках региональных и (или) муниципальных целевых программ, предусматривающих, в частности, предоставление гражданам, молодым семьям, молодым специалистам социальных выплат на строительство (приобретение) жилья (далее - социальные выплаты) в порядке и на условиях, которые предусмотрены Типовым положением согласно приложению N 1.
Согласно п. 8 Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам (приложение N 1 к Правилам) право граждан на получение социальной выплаты удостоверяется свидетельством, которое не является ценной бумагой (далее - свидетельство). Срок действия свидетельства составляет 1 год с даты выдачи, указанной в свидетельстве.
Выдача свидетельства получателю социальной выплаты осуществляется органом исполнительной власти.
Пунктами 15-19 указанного Типового положения предусмотрено, что органы исполнительной власти на основании представленных органами местного самоуправления списков и документов формируют и с учетом объема субсидий, предусмотренных на эти мероприятия, утверждают сводные списки, а также уведомляют органы местного самоуправления о принятом решении для доведения до граждан информации о включении их в указанные списки.
Порядок формирования и утверждения списков участников мероприятий и порядок выдачи свидетельств устанавливаются нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Орган исполнительной власти заключает с кредитными организациями соглашения о порядке обслуживания социальных выплат, в которых предусматриваются основания для заключения с получателем социальной выплаты договора банковского счета, условия зачисления социальной выплаты на банковский счет и ее списания, а также ежеквартальное представление информации о количестве открытых и закрытых банковских счетов по обслуживанию социальных выплат.
Орган исполнительной власти обязан уведомить получателя социальной выплаты о поступлении денежных средств.
Получатель социальной выплаты в течение срока действия свидетельства представляет его в кредитную организацию для заключения договора банковского счета и открытия банковского счета, предназначенного для зачисления социальной выплаты.
В силу п. 22 Типового положения после перечисления социальной выплаты с банковского счета получателя социальной выплаты лицам, указанным в пункте 20 настоящего Типового положения, кредитная организация направляет в орган исполнительной власти, выдавший свидетельство, подлинник свидетельства с отметкой о произведенной оплате.
Аналогичные положения содержатся в Постановлении администрации Алтайского края от 10 июня 2009 года N 246 "Об утверждении Порядка предоставления средств краевого бюджета на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности Алтайского края, в том числе молодым семьям и молодым специалистам".
Из содержания вышеприведенных норм следует, что срок реализации получателем субсидии своего права на получение социальной выплаты ограничен сроком действия свидетельства.
Судом установлено, что Улыбин Д.В., после получения ДД.ММ.ГГ свидетельства, предпринял все зависящие от него меры, направленные на получение субсидии. Так, в период действия свидетельства заявителем заключен договор купли-продажи жилого дома с В.М.В., получено разрешение администрации " ... " района на регистрацию право собственности на жилой дом и земельный участок по адресу: "адрес", после чего зарегистрировано право собственности на указанные жилой дом и земельный участок.
Вместе с тем, разрешение на оплату по договору купли-продажи администрацией " ... " района было выдано только в размере " ... " руб., вместо предоставленных на основании свидетельства " ... " руб., незаконность данных действий установлена решение " ... " районного суда, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГ.
Таким образом, учитывая, что в течение срока действия свидетельства заявителем совершены все действия, направленные на получение субсидии в размере " ... " руб., незаконность отказа администрации " ... " района в предоставлении субсидии в полном объеме была установлена решением " ... " районного суда, вынесенного до истечения срока свидетельства, в настоящее время решение суда вступило в законную силу и является обязательным для исполнения, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о незаконности решения жилищной комиссии администрации " ... " района от ДД.ММ.ГГ N ***.
Доводы апелляционной жалобы о законности оспариваемого решения жилищной комиссии, не принимаются во внимание, поскольку направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, оснований для которой судебная коллегия не усматривает.
Ссылка в жалобе на ошибочность выводов суда о виновных действиях администрации " ... " района, которые привели к невозможности завершения участия Улыбина Д.В. в федеральной целевой программе, в частности к воспрепятствованию получения денежных средств на оплату договора купли-продажи жилого помещения, является несостоятельной, поскольку указанные обстоятельства установлены вступившим в законную силу решением суда.
Иные доводы жалобы сводятся к несогласию администрации " ... " района с решением " ... " районного суда от ДД.ММ.ГГ, и не могут быть приняты во внимание.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований, в связи с чем, оснований для отмены или изменения решения у судебной коллегии не имеется.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Бийского районного суда Алтайского края от 20 августа 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации " ... " района Алтайского края - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.