Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Кавуновой В.В.,
судей: Варнавского В.М., Титовой В.В.,
при секретаре Горской О.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика Федерального государственного казенного учреждения "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации на решение Алейского городского суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ по делу
по иску А.В.И. к Федеральному государственному казенному учреждению "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации, Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, 2-му отделу Федерального государственного казенного учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации.
Заслушав доклад судьи Титовой В.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Истец А.В.И. обратился в суд с иском к ответчикам ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации.
В обоснование требований указал на то, что на основании ордера *** от ДД.ММ.ГГг., выданного КЭЧ "адрес" Сибирского военного округа, занимает ведомственное жилое помещение - однокомнатную квартиру по адресу: "адрес". Данное жилое помещение находится в военном городке в городе Алейске, который до издания распоряжения Правительства РФ номер 1779-р от ДД.ММ.ГГг. считался закрытым. Истец желает приватизировать жилое помещение, в котором проживает. В приватизации жилых помещений ранее не участвовал. В целях реализации предоставленного законом права обратился в ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации с заявлением о приватизации, приложив все необходимые документы. Однако ДД.ММ.ГГг. ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации сообщено, что ФГКУ не наделено полномочиями на передачу жилья в собственность. ДД.ММ.ГГг. ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации также дан ответ об отсутствии полномочий на заключение договора на передачу жилого помещения в собственность. Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации на обращение истца указал, что вопрос о возможности передачи квартир в собственность граждан в порядке приватизации в настоящее время прорабатывается.
В связи с тем, что оснований для отказа в передаче квартиры истцу в собственность в порядке приватизации у ответчиков не имеется, просил признать за ним право в порядке приватизации на жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес".
Определением судьи Алейского городского суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ к участию в деле в качестве соответчиков по делу привлечены Министерство обороны Российской Федерации, Территориальный отдел *** ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации.
Решением Алейского городского суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ исковые требования А.В.И. удовлетворены.
За А.В.И. признано право собственности в порядке приватизации на жилое помещение в виде квартиры номер "данные изъяты", общей площадью "данные изъяты" кв.м., жилой площадью "данные изъяты" кв.м., дома номер "данные изъяты" по "адрес" Алтайского края.
В апелляционной жалобе ответчик ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации просит решение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование доводов жалобы указывает на то, что спорное жилое помещение предоставлено А.В.И. в качестве служебного из состава ведомственного жилого фонда на время исполнения трудовых обязанностей. Соответственно, по окончанию трудовых отношений работник не имеет прав на жилое помещение, тем более требовать признания права собственности. Жилые помещения жилого фонда Вооруженных Сил Российской Федерации предназначены исключительно для обеспечения жильем военнослужащих. Обеспечение жилыми помещениями лиц гражданского персонала, иных граждан, не является обязанностью Министерства обороны Российской Федерации, такие граждане не имеют права проживать в жилых помещениях жилого фонда Вооруженных Сил Российской Федерации. Собственником имущества, закрепленного за ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации на праве оперативного управления, является Российская Федерация. Данных о том, что ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации уполномочено распоряжаться имуществом Российской Федерации, не имеется. Судом необоснованно не приняты во внимание доводы представителя ответчика ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации о том, что указанное учреждение является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку не наделено полномочиями по передаче жилья в собственность граждан. Полномочия по рассмотрению вопроса о предоставлении жилья военнослужащим в собственность возложены на Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, который осуществляет свои функции через специализированные организации Министерства обороны Российской Федерации.
Изучив материалы дела, выслушав представителя ответчика ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации - Ж.А.А., поддержавшую доводы жалобы, истца А.В.И., просившего решение оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы в соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы.
В силу ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Данное положение закона закреплено в ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации.
На основании ст. 1 Закона Российской Федерации от 04 июля 1991г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде.
Согласно ст. 2 настоящего Закона граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд (ст. 6 Закона Российской Федерации от 04 июля 1991г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации").
В соответствии с ч.1 ст.4 указанного Закона не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения.
В силу ст.11 данного Закона каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
Как усматривается из материалов дела, истец А.В.И. зарегистрирован и проживает в квартире, N 3, "адрес" Алтайского края.
Из ордера *** от ДД.ММ.ГГг., выданного КЭЧ 63 района Сибирского военного округа (впоследствии переименованной в Алейскую КЭЧ), следует, что "адрес" в "адрес" предоставлена А.В.И., "данные изъяты" года рождения. Иных членов семьи в ордере не указано (л.д. 11).
Согласно выписке из лицевого счета *** от ДД.ММ.ГГ и выписке из поквартирной карточки от ДД.ММ.ГГг., нанимателем "адрес" является истец А.В.И., лицевой счет открыт на него. По данному адресу иных лиц, кроме истца, не зарегистрировано (л.д. 14).
Архивная справка N "данные изъяты" от ДД.ММ.ГГг., выданная архивным отделом администрации "адрес", свидетельствует о том, что постановлением администрации "адрес" от ДД.ММ.ГГг. N "данные изъяты", постановление администрации города от ДД.ММ.ГГг. *** "О включении свободных жилых помещений в число служебных", в том числе "адрес" по адресу: "адрес", отменено (л.д. 12).
Согласно выписке из поквартирной карточки от ДД.ММ.ГГг. в "адрес" А.В.И. зарегистрирован с ДД.ММ.ГГг. постоянно.
При установлении обстоятельств по делу судом принято во внимание, что в ордере *** от ДД.ММ.ГГ отсутствует информация о предоставлении А.В.И. квартиры как служебного жилого помещения, кроме того, в ордере отсутствует "Красная полоса", присущая ордерам по служебным квартирам.
В соответствии со ст.101 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего в момент предоставления жилого помещения истцу, жилое помещение включается в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов. Под служебные жилые помещения выделяются, как правило, отдельные квартиры.
При таких обстоятельствах вывод суда о том, что "адрес" Алтайского края не имеет статус служебного жилого помещения, занимается истцом на условиях договора социального найма, является правомерным.
Судом также установлено, что истец А.В.И. ранее не принимал участия в приватизации и не имеет в собственности жилых помещений, что подтверждено справкой *** от ДД.ММ.ГГ "адрес" филиала ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" по Алтайскому краю, уведомлением об отсутствии в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений *** от ДД.ММ.ГГг. (л.д. 17, 18).
Поскольку А.В.И. до ДД.ММ.ГГг. проживал и был зарегистрирован по адресам: "адрес", указанные дома находятся на территории военного городка "адрес", который на исследуемый период времени имел статус "Закрытого военного городка", то есть, с 1991 года - момент введения в действие Закона РФ от 04 июля 1991г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" А.В.И. постоянно проживал на территории "адрес", постольку суд не усмотрел возможности участия истца в приватизации на территории иного субъекта Российской Федерации.
Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 августа 1993г. N8 "О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" разъяснено, что гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким требованием.
Согласно приказу Министерства обороны Российской Федерации от 17 декабря 2010г. N1871 ФГУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации реорганизовано путем присоединения к нему федеральных государственных учреждений, в том числе Алейской квартирно-эксплуатационной части.
ДД.ММ.ГГг. на основании передаточного акта Алейской КЭЧ ФГУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации передано имущество, документы, а так же права и обязанности Алейской КЭЧ.
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2012г. N 422-р Федеральное государственное учреждение "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации переименовано в Федеральное государственное казенное учреждение "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации.
Из ответа ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" *** от ДД.ММ.ГГг. видно, что А.В.И. отказано в выдаче разрешения на приватизацию спорного жилого помещения, в связи с тем, что полномочия по передаче жилых помещений в собственность граждан руководителю Федерального государственного казенного учреждения "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации не делегированы (л.д. 20).
ДД.ММ.ГГг. за N "данные изъяты" ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации А.В.И. В.И. дан ответ о том, что вопросы, касающиеся передачи жилых помещений в собственность граждан не входят в компетенцию ФГКУ "Центррегионжилье" (л.д. 22).
Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации на обращение истца указал, что вопрос о возможности передачи квартир в собственность граждан в порядке приватизации в настоящее время прорабатывается (л.д. 24).
В Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов Федеральной службы безопасности "адрес" Алтайского края включен Распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ N 752-р.
В настоящее время "адрес" из перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации исключен Распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ N 1779-р, которым изменен перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов федеральной службы безопасности.
При таких обстоятельствах, установив, что истец ранее в приватизации жилья не участвовал, спорное жилое помещение не относится к специализированному жилищному фонду, имеет статус жилого помещения, занимаемого на условиях социального найма, в аварийном состоянии не находится, не является комнатой в общежитии и не находится в доме, расположенном в закрытом военном городке, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что каких-либо препятствий для передачи указанной квартиры в собственность А.В.И. не имеется, в связи с чем на законных основаниях признал за ним право собственности на спорное жилое помещение в порядке приватизации.
Ссылки в жалобе о том, что занимаемое истцом жилое помещение является служебным судебной коллегией во внимание не принимаются, поскольку опровергаются имеющимися в материалах дела доказательствами, которым судом дана надлежащая правовая оценка по правилам ст.67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Ответчиками, в нарушение положений ст.56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не представлены доказательства в обоснование возражений относительно заявленных истцом требований, в связи с чем, у суда отсутствовали основания к отказу в иске.
Поскольку к участию в деле в качестве ответчиков наряду с ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, привлечено, в том числе, Министерство обороны Российской Федерации, являющееся федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим от имени Российской Федерации юридические действия по защите имущества и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении имуществом Вооруженных сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций и его приватизации, постольку доводы жалобы об отсутствии у ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации полномочий по распоряжению имуществом Российской Федерации, не влекут отмену решения суда.
Иные доводы апелляционной жалобы судебной коллегией проверены, выводов суда по существу разрешенного спора не опровергают, в связи с чем признаются несостоятельными.
Таким образом, доводы жалобы правовых оснований к отмене судебного решения не содержат, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, в связи с чем не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
При таких обстоятельствах апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу ответчика Федерального государственного казенного учреждения "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации на решение Алейского городского суда Алтайского края от 09 августа 2013 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.