Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Поповой Н.П.,
судей Тертишниковой Л.А., Медведева А.А.,
при секретаре Кудрявцевой С.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу представителя истца Ж.З.Т. - Ж.В.И. на решение Алтайского районного суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ
по делу по иску Ж.З.Т. к администрации Алтайского района о выплате жилищной субсидии.
Заслушав доклад судьи Поповой Н.П., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Ж.З.Т. обратилась в суд с иском к администрации Алтайского района о выплате жилищной субсидии в размере "данные изъяты" рублей.
В обоснование иска ссылается на то, что в ДД.ММ.ГГ вместе с семьей ( "данные изъяты") выехали из "адрес" на постоянное место жительство в "адрес", в настоящее время вместе с мужем и двумя внуками проживают в недостроенном доме, без удобств, крайне нуждаются в улучшении жилищных условий, в связи с этим в ДД.ММ.ГГ она обратилась в администрацию Алтайского района с заявлением о предоставлении жилищной субсидии в целях улучшения жилищных условий, однако в этом ей было незаконно отказано.
С данным решением истица не согласна, в районах Крайнего Севера она проработала более ДД.ММ.ГГ, при выезде своего жилья семья не имела, согласно техническому паспорту жилая площадь дома составляет ДД.ММ.ГГ кв.м., остальная - бетонное полуподвальное помещение, являющееся подсобным.
Решением Алтайского районного суда Алтайского края ДД.ММ.ГГ исковые требования Ж.З.Т. к администрации Алтайского района о выплате жилищной субсидии оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе представитель истца Ж.З.Т. - Ж.В.И. просит решение суда отменить, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, а именно Федерального закона N 125 от 25.10.2002 "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов крайнего севера и приравненных к ним местностей".
Полагает, что судом первой инстанции необоснованно не приняты во внимание факты нуждаемости истца в улучшении жилищных условий, отсутствия жилья и неполучения какой-либо поддержки со стороны государства, а также состояние и стоимость жилого помещения, в котором она проживает. Указывает на то обстоятельство, что согласно положениям Федерального закона N 125 от 25.10.2002 "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов крайнего севера и приравненных к ним местностей" стоимость предоставляемого жилого помещения значительно превышает стоимость имеющегося у нее в пользовании жилья. Полагал, что судом необоснованно сделан вывод об обеспеченности жилым помещением в полном объеме исходя из общей площади жилого дома, который состоит, в том числе, из подвального помещения, что подтверждается актом обследования жилья и выпиской из технического паспорта.
Судом при вынесении решения также не учтен пенсионный возраст истца, и то обстоятельство, что на ее иждивении находятся двое разнополых детей школьного возраста.
Кроме того, в материалах дела отсутствует копия разрешения на ввод жилья в эксплуатацию, где указана стоимость строения в размере "данные изъяты" руб., а также подлинное заявление истца на имя главы администрации района о предоставлении субсидии на строительство жилого дома, имеется лишь заявление без подписи и даты, которое является поддельным.
В суде апелляционной инстанции представитель истца Журавка В.И. настаивал на доводах апелляционной жалобы.
Судебная коллегия, руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о месте и времени судебного заседания надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав представителя истца, судебная коллегия, проверяя законность и обоснованность судебного решения в соответствии с ч.1 ст.327-1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены судебного постановления.
Согласно статье 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище; органы государственной власти и местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище; малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Из этого вытекает обязанность государства способствовать реализации гражданами права на жилище.
Оказание государством помощи гражданам, не имеющим жилья или нуждающимся в улучшении жилищных условий, посредством выделения им безвозмездных жилищных субсидий за счет средств федерального бюджета отвечает провозглашенным часть 1 статьи 7 Конституции Российской Федерации целям Российской Федерации как социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
По смыслу названных положений Конституции Российской Федерации установление для граждан повышенных гарантий и компенсаций в связи с работой и проживанием в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях направлено на обеспечение справедливого вознаграждения за труд в экстремальных природно-климатических условиях, способствует удовлетворению их потребностей в жилье и позволяет гражданам, работающим и проживающим в этих районах и местностях, решать проблему приобретения жилья в регионах с благоприятными для проживания и трудовой деятельности условиями (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 24.05.2001 N 8-П "По делу о проверке конституционности положений части первой статьи 1 и статьи 2 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" в связи с жалобами граждан С. и Х.").
Условия предоставления и порядок определения размера жилищных субсидий, выделяемых за счет средств федерального бюджета гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а также гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 года, установлены Федеральным законом от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".
В соответствии с преамбулой Федерального закона от 25.10.2002 г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", (далее Федеральный закон N 125-ФЗ) настоящий Закон устанавливает право на предоставление за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений (далее - жилищные субсидии) и условия их предоставления гражданам Российской Федерации (далее - граждане), выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 01 января 1992 года, в соответствии с нормами настоящего Федерального закона.
Согласно ст.1 настоящего Федерального закона, право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненных к ним местности не позднее 01 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидии на эти цели.
Таким образом, право на предоставление за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений имеют граждане Российской Федерации, выезжающие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, граждане, выехавшие из указанных районов и местностей не ранее 01 января 1992 года, а также граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 01 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидии на эти цели.
Ранее действовавший Федеральный закон от 25 июля 1998 года N 131-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" предусматривал, что правом на получение жилищных субсидий, предоставляемых за счет средств федерального бюджета, обладают граждане, имеющие стаж работы или проживающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 лет и не имеющие жилья в других регионах Российской Федерации (ч. 1 ст. 1); средства федерального бюджета, предусмотренные на предоставление жилищных субсидий гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных в ним местностей, в объеме до 5 процентов используются на предоставление жилищных субсидий гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 года, нуждающимся в улучшении жилищных условий по новому месту жительства и имеющим в соответствии с данным Федеральным законом право на получение таких субсидий (ст. 2).
В силу положений Федерального закона N 125-ФЗ выплаты указанной категории граждан субсидии на приобретение или строительство жилья осуществляется в порядке очередности, которая определяется по номерам заявлений и датам их подачи гражданами при постановке на учет в качестве имеющих право на получение субсидии.
Как следует из материалов дела истец с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ проживала и работала в "адрес", стаж работы в районах Крайнего Севера составляет "данные изъяты". В ДД.ММ.ГГ выехала из районов Крайнего Севера вместе с супругом и детьми.
ДД.ММ.ГГ в администрацию Алтайского района от Ж.З.Т. впервые поступило заявление, в котором просила включить ее в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2002 года N125-ФЗ.
По результатам рассмотрения данного заявления жилищной комиссией администрации Алтайского района было принято решение об отказе Ж.З.Т. в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и включении в список граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, отказ мотивирован тем, что семья Ж.З.Т. обеспечена жильем площадью более чем учетная норма.
Отказывая в удовлетворении исковых требований Ж.З.Т., суд первой инстанции правильно указал, что оснований для предоставления указанной выше жилищной выплаты истцу не имеется, поскольку обстоятельства, перечисленные в федеральном законе и дающие право требовать предоставления выплаты, у истицы отсутствуют.
Из содержания вышеуказанных законодательных актов, регулирующих порядок предоставления жилищных субсидий, следует, что условиями для включения в список являются, в том числе, отсутствие жилого помещения или нуждаемость в улучшении жилищных условий и неполучение субсидии на эти цели.
Так, из материалов дела следует, что супруги Ж.В.И. и З.Т. состоят в браке с ДД.ММ.ГГ. В настоящее время семья Ж. в составе "данные изъяты" человек проживает в "адрес" право собственности на данный дом, общей площадью "данные изъяты" кв.м, зарегистрировано ДД.ММ.ГГ за Ж.В.И. на основании разрешения на ввод в эксплуатацию от ДД.ММ.ГГ.
Из представленного истцом технического паспорта, составленного по состоянию на ДД.ММ.ГГ, следует, что в общую площадь жилого дома включена жилая в размере "данные изъяты" кв.м., а также площадь подсобных помещений.
Признание лица нуждающимся в жилых помещениях осуществляется в порядке, предусмотренном 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, с учетом уровня обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения на одного человека, так как законом от 25.10.2002 г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" не предусмотрен иной порядок признания лица нуждающимся в улучшении жилищных условий.
В данном случае применяется учетная норма площади жилого помещения, которая устанавливается органом местного самоуправления (ст. 50 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст. 2 Закона Алтайского края от 09.12.2005 N115-ЗС "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма").
Учетная норма площади жилого помещения на территории муниципального образования, установленная решением МУ " "данные изъяты"" от 25 декабря 2009 года, составляет "данные изъяты" кв. м. общей площади на одного человека для семьи из трех и более человек.
При этом судебная коллегия отмечает, что в соответствии со ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас.
Таким образом, общая площадь жилого помещения включает не только так называемую жилую площадь, то есть площадь всех жилых помещений, но и площадь подсобных помещений и мест общего пользования - коридоров, прихожих, передних, кухни, санитарно-гигиенических помещений и т.д.
Как указывалось ранее, супругу истца принадлежит на праве собственности жилой дом общей площадью "данные изъяты" кв.м. В связи с чем на долю Ж.З.Т., с учетом проживающих, приходится общая площадь жилого помещения более, чем установленная учетная норма площади жилого помещения.
Таким образом, суд обоснованно пришел к выводу, что Ж.Т.З. не является нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Ссылка представителя истца на то обстоятельство, что при определении нуждаемости в улучшении жилищных условий необходимо исходить из жилой площади, без учета площади подсобных помещений, основана на неверном толковании норм материального права.
Доводы апелляционной жалобы о том, что истец является пенсионером и у нее на иждивении находятся двое несовершеннолетних детей, не влияет на существо принятого по делу судебного постановления, поскольку данные обстоятельства не имеют правового значения при решении вопроса о признании гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Кроме того, судебная коллегия отмечает, что при подсчете размера площади, приходящейся на долю истца, судом первой инстанции были учтены, в том числе, и проживающие с ней несовершеннолетние дети и супруг.
Также судебная коллегия учитывает, что действующим законодательством не предусмотрена возможность предоставления субсидии лицам, ранее имевшим право на ее получение, но не реализовавших его в установленном законом порядке.
Согласно статье 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Вопреки доводам апелляционной жалобы истцом не представлено документов, подтверждающих, что ранее она состояла на учете для получения жилищной субсидии за счет средств федерального бюджета как лицо, у которого отсутствует жилое помещение или нуждающееся в улучшении жилищных условий. В настоящее время, истец является членом семьи собственника жилого помещения, общей площадью 88, 8 кв. м., в котором она зарегистрирована по месту жительства, в связи с чем обеспечена жилой площадью выше учетной нормы.
С учетом изложенного, суд пришел к правильному выводу о том, что у истца отсутствуют правовые основания для предоставления мер социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".
Кроме того, как правильно отметил суд первой инстанции, Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы" установлено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Таким образом, исходя из норм действующего законодательства, на приобретение жилья гражданам выдается только государственный жилищный сертификат, выплата наличных денежных средств не предусмотрена.
При указанных обстоятельствах, районный суд пришел к выводу, что заявленные требования истца о выплате денежных средств не основаны на нормах действующего законодательства, поскольку жилищная субсидия предоставляется только в форме государственного жилищного сертификата, лицам, которые были поставлены на учет в установленном законом порядке.
Доводы апелляционной жалобы о том, что стоимость принадлежащего супругу истца жилого помещения значительно ниже, чем стоимость жилого помещения, на которое Ж.З.Т. вправе претендовать в силу положений Федерального закона N125 от 25.10.2002 не принимаются во внимание, так как не свидетельствуют о нуждаемости истца в улучшении жилищных условий.
По указанным основаниям и не является основанием к отмене решения суда отсутствие в материалах дела копии разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, в котором указана стоимость строения, а также подлинное заявление истца на имя главы администрации.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с действиями суда, связанными с установлением фактических обстоятельств, имеющих значение для дела, и оценкой представленных по делу доказательств.
При изложенных обстоятельствах оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь п.1 ст. 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционную жалобу представителя истца Ж.З.Т. - Ж.В.И. на решение Алтайского районного суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.