Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Параскун Т.И.
судей Блинова В.А., Дмитриевой О.С.
при секретаре "данные изъяты"
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации на решение Поспелихинского районного суда Алтайского края от 12 июля 2013 года по делу
по иску Шпе И.М. к Федеральному государственному казенному учреждению "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации
Заслушав доклад судьи Дмитриевой О.С., Судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Шпе И.М. обратился в суд с иском к ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации о признании права собственности на жилое помещение - квартиру по адресу: "адрес" порядке приватизации.
В обоснование заявленных требований истец указал, что вышеуказанная квартира была предоставлен его отцу Ш.М.Д ... во время прохождения военной службы на состав семьи, включая детей - Шпе И.М. и Ш.Д.М.., на основании ордера *** от (дата) на условиях социального найма. В настоящее время Ш.М.Д ... и Ш.Д.М ... фактически в квартире не проживают и никогда не были зарегистрированы. Истец зарегистрирован в спорном жилом помещении с (дата), однако и до этого времени нес расходы по содержанию квартиры. Данное жилое помещение не имеет статус специализированного жилья, не находится в закрытом военном городке. В связи с чем Шпе И.М. обратился в ФГКУ "Сибирское ТУИО" Минобороны России, Департамент жилищного обеспечения Минобороны России, ФГКУ "Центррегионжилье" с заявлением о передаче занимаемого жилого помещения в собственность, между тем ответа не получил. Истец находит отказ в приватизации незаконным, поскольку именно ФГКУ "Сибирское ТУИО" является государственным учреждением, в оперативное управление которого был передан жилищный фонд.
В связи с изложенным истцом заявлены вышеуказанные требования.
Решением Поспелихинского районного суда от (дата) исковые требования удовлетворены. За Шпе И.М. признано право собственности в порядке приватизации на квартиру, расположенную по адресу: "адрес" С Минобороны России в пользу Шпе И.М. взысканы расходы по оплате госпошлины в сумме "данные изъяты"., за составление искового заявления "данные изъяты".
В апелляционной жалобе ответчик просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме. В обоснование жалобы указано, что спорное жилое помещение было предоставлено Ш.М.Д ... в качестве служебного из состава ведомственного жилого фонда как служащему Российской Армии на период прохождения военной службы. Наличие или отсутствие присвоенного в установленном порядке статуса "служебное" жилому помещению не тождественно понятию служебное жилое помещение, предоставленное на время исполнения трудовых обязанностей. Если жилое помещение предоставлено на время исполнения трудовых обязанностей, то по окончанию трудовых отношений работник не имеет никаких прав на квартиру, тем более требовать признания права собственности на объект недвижимости. Жилые помещения жилого фонда Вооруженных Сил Российской Федерации предназначены исключительно для обеспечения жильем военнослужащих. Обеспечение жилыми помещениями лиц гражданского персонала, иных граждан, не имеющих связи с Минобороны России, не является обязанностью Минобороны России.
Собственником имущества, закрепленного за ФГКУ "Сибирское ТУИО" Минобороны России на праве оперативного управления, является Российская Федерация. Минобороны России, являясь федеральным органом исполнительной власти, осуществляет функции по управлению федеральным имуществом, находящимся в ведении Вооруженных Сил Российской Федерации. ФГКУ "Сибирское ТУИО" не может быть надлежащим ответчиком по делу, поскольку не наделено полномочиями по распоряжению имуществом Российской Федерации и передаче жилья в собственность граждан. В соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации полномочия по рассмотрению вопроса предоставления жилья гражданам, находящимся в служебных отношениях с Министерством обороны Российской Федерации, возложены на Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации и его региональные отделения, в частности, ФГКУ "Центррегионжилье" Минобороны России.
В возражениях на апелляционную жалобу истец просит оставить решение суда без изменения, указывая, что спорное жилое помещение было предоставлено семье истца на условиях социального найма.
Изучив материалы дела, заслушав пояснения представителя истца Шпе И.М. - К.Г.А., возражавшей против отмены решения суда, проверив законность и обоснованность принятого решения в пределах доводов жалобы на основании ч.1 статьи 3271 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.
В силу ст. 1 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде.
В соответствии со ст. 2 названного Закона граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Согласно ст. 6 Закона РФ от 04.07.1991 N 1541-1 передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
Не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения (ст. 4 Закона).
Судом установлено, что Шпе И.М. проживает в жилом помещении по адресу: "адрес" зарегистрирован в данной квартире с (дата).
Согласно ордеру *** от (дата), выданному Барнаульской КЭЧ, указанная квартира была предоставлена отцу истца - Ш.М.Д., как военнослужащему, на состав семьи: Шпе И.М. (сын), Ш.Д.М ... (сын).
Как следует из материалов дела, Ш.М.Д. Ш.Д.М ... в спорной квартире не проживают и не зарегистрированы. Шпе И.М. проживает и зарегистрирован в жилом помещении один.
Истец обратился в ФГКУ "Сибирское ТУИО" Министерства обороны Российской Федерации, ФГКУ "Центррегионжилье" Минобороны России с заявлением о передаче в собственность занимаемого жилого помещения.
В ответах ФГКУ "Сибирское ТУИО" Министерства обороны Российской Федерации, ФГКУ "Центррегионжилье" Минобороны России ответчики указали на отсутствие полномочий по заключению договора на передачу жилого помещения в собственность.
По информации архивного отдела администрации "адрес" сведения о включении спорной квартиры в число служебных жилых помещений за период с (дата) по (дата). отсутствуют.
Согласно ответу 2 отдела ФГУ "Центррегионжилье" на запрос суда сведений об отнесении спорной квартиры к специализированному жилищному фонду в качестве служебного жилого помещения не имеется.
Удовлетворяя исковые требования о признании права собственности в порядке приватизации, суд первой инстанции исходил из того, что истец ранее не принимал участие в приватизации, зарегистрирован в спорной квартире, жилое помещение к специализированному жилищному фонду не относится, статус военного городка с "адрес" снят, квартира находится в пригодном для проживания состоянии.
Данные выводы суда соответствуют обстоятельствам дела и подтверждены исследованными доказательствами.
В соответствии со ст. 92, 100 Жилищного кодекса Российской Федерации в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов.
К жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся, в том числе, служебные жилые помещения.
Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
В силу ст. 93 Жилищного кодекса РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
Порядок отнесения помещения к специализированному жилищному фонду установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.01.2006 N 42 об утверждении Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, согласно которым включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключение жилого помещения из указанного фонда производятся на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом, с учетом требований, установленных настоящими Правилами (п.12 Правил).
Аналогичные положения были предусмотрены и ранее действовавшим законодательством.
В соответствии со ст. 101 Жилищного кодекса РСФСР (утв. ВС РСФСР 24.06.1983), служебные жилые помещения предназначаются для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включается в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов. Под служебные жилые помещения выделяются, как правило, отдельные квартиры.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п.20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.12.1984 N 5 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РСФСР" помещения в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда и фонда жилищно - строительных кооперативов считаются служебными со времени вынесения решения местной администрации о включении их в число служебных (в домах жилищно - строительных кооперативов помещения могут быть включены администрацией в число служебных только с согласия общего собрания членов кооператива), а в домах, принадлежащих колхозам, - со времени утверждения местной администрацией решения общего собрания членов колхоза или собрания уполномоченных.
Из анализа указанных правовых норм жилищного законодательства следует, что важнейшим признаком служебного жилого помещения является обязательное наличие решения уполномоченного органа о включении конкретного жилого помещения в число служебных, независимо от того, к какому жилищному фонду принадлежит данное помещение. Таким образом, предоставление гражданину на время трудовых обязанностей жилого помещения в качестве служебного возможно только после закрепления за ним соответствующего статуса.
В связи с изложенными, доводы жалобы о том, что для использования помещения в качестве служебного не является обязательным присвоение в установленном порядке статуса "служебное" основан на неправильном толковании закона.
Как следует из материалов дела, решение о присвоении спорному жилому помещению статуса "служебное" уполномоченным органом не принималось.
В соответствии с Постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" имущество вооруженных сил, независимо от того, на чьем балансе оно находится, и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся исключительно к федеральной собственности.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находившимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Приказом Министра обороны РФ от 03.11.2010 N 1455 уполномоченным органом Минобороны России по вопросам реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации требований постановления и инструкций определен Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, который осуществляет свои функции через специализированные организации Министерства обороны Российской Федерации. К специализированным организациям отнесено, в том числе, федеральное государственное учреждение "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, которое данным Приказом уполномочено на принятие решений о предоставлении жилых помещений в собственность граждан бесплатно по избранному постоянному месту жительства.
Таким образом, судебная коллегия соглашается с доводом жалобы о том, что ФГКУ "Сибирское ТУИМ" Минобороны России не является надлежащим ответчиком по данному делу, поскольку не наделено полномочиями по распоряжению федеральным имуществом.
Между тем, Министерство обороны Российской Федерации, являясь органом, осуществляющим управление федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил РФ на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, привлечено к участию в деле в качестве ответчика. Министерство обороны Российской Федерации осуществляет от имени Российской Федерации юридические действия по защите прав и законных интересов Российской Федерации при управлении федеральным имуществом Вооруженных сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций, в том числе при его приватизации. В связи с этим довод заявителя о том, что он является ненадлежащим ответчиком по делу, не может повлечь отмену принятого решения.
Также судебная коллегия находит несостоятельным довод жалобы о том, что жилые помещения жилищного фонда Вооруженных Сил РФ могут быть предоставлены только военнослужащим, поскольку, как следует из материалов дела, спорная квартира не относится к специализированному жилищному фонду, была предоставлена отцу истца, как военнослужащему, и членам его семьи на условиях социального найма, что не исключает возможность перехода прав на указанное жилое помещение к членам семьи нанимателя, проживающим в указанной квартире.
Иных доводов, влияющих на законность решения, апелляционная жалоба не содержит.
При изложенных обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу, что судом правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, применены нормы материального права. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу ответчика ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации на решение Поспелихинского районного суда Алтайского края от 12 июля 2013 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.