Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Параскун Т.И.
судей Дмитриевой О.С., Блинова В.А.,
при секретаре Ахроменко А.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционные жалобы ответчика Министерства финансов Российской Федерации, третьего лица прокуратуры Алтайского края на решение Новоалтайского городского суда Алтайского края от 26 августа 2013 года
по делу по иску Казанцева С. А. к Министерству финансов Российской Федерации о взыскании компенсации морального вреда.
Заслушав доклад судьи Дмитриевой О.С., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Казанцев С.А. обратился в суд с настоящим иском к Министерству финансов Российской Федерации, указав, что ДД.ММ.ГГ следственным отделом при Новоалтайском ГОВД возбуждено уголовное дело в отношении него по признакам состава преступления, предусмотренного п.п. " "данные изъяты" УК РФ.
С ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ Казанцев С.А. был задержан по подозрению в совершении данного преступления с избранием меры пресечения в виде подписки о невыезде. ДД.ММ.ГГ в отношении истца была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, с ДД.ММ.ГГ Казанцев С.А. был заключен под стражу. ДД.ММ.ГГ Казанцев С.А. приговором Новоалтайского городского суда осужден по п.п. "данные изъяты" УК РФ к "данные изъяты". Кассационным определением судебной коллегии по уголовным делам Алтайского краевого суда от ДД.ММ.ГГ приговор оставлен без изменения. На основании постановления Рубцовского городского суда от ДД.ММ.ГГ Казанцев С.А. условно-досрочно освобожден от отбывания наказания.
Постановлением Президиума Алтайского краевого суда от 04.09.2012 приговор Новоалтайского городского суда от 22.07.2002 и кассационное определение от 26.09.2002 отменены, на основании п.2 ч.1 ст. 24 УПК РФ уголовное дело прекращено за отсутствием состава преступления. За Казанцевым С.А. признано право на реабилитацию.
Общий срок содержания под стражей составил "данные изъяты" месяцев. Более "данные изъяты" месяцев истец содержался в следственном изоляторе *** "адрес", где отсутствовали надлежащие условия для содержания, камеры были постоянно переполнены, не хватало спальных мест для заключенных, помещения находились в антисанитарном состоянии.
Кроме того, в период отбывания Казанцевым С.А. наказания умерла его мать. Он был лишен возможности заботиться и помогать ей в период болезни, не мог ее похоронить. На момент привлечения к уголовной ответственности Казанцеву С.А. был "данные изъяты" год, после освобождения от отбывания наказания наличие судимости препятствовало трудоустройству.
Осуждение Казанцева С.А. с назначением наказания в виде реального лишения свободы было незаконным, ему причинен моральный вред в виде нравственных и физических страданий, на основании чего просил взыскать с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации компенсацию морального вреда в размере "данные изъяты" рублей.
Решением Новоалтайского городского суда Алтайского края от 26 августа 2013 года иск удовлетворен в части.
Взыскано с Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в пользу Казанцева С.А. в счет компенсации морального вреда "данные изъяты" руб.
В остальной части иск оставлен без удовлетворения.
В апелляционной жалобе ответчик Министерство финансов Российской Федерации просит решение суда отменить, принять новое об отказе в удовлетворении требований в полном объеме, ссылаясь на то, что взысканная сумма компенсации морального вреда в размере "данные изъяты" руб. является необоснованно завышенной. Казанцев С.А. на момент подачи искового заявления содержался в следственном изоляторе, поскольку после освобождения из мест лишения свободы истец начал употреблять наркотики, вел асоциальный образ жизни. Поведение истца подтверждает, что Казанцев С.А. не испытывал нравственные страдания в той мере, в которой им дал оценку суд.
В апелляционной жалобе третье лицо прокуратура Алтайского края просит решение суда изменить, снизив денежную компенсацию морального вреда, ссылаясь на то, что взысканная сумма является необоснованно завышенной, поскольку Казанцев С.А. на момент предъявления иска вновь содержался в следственном изоляторе, в связи с чем выводы суда о степени и размере нравственных страданий не в полной мере соответствуют действительности.
Проверив материалы дела, выслушав пояснения представителя третьего лица прокуратуры Алтайского края - Фоминой П.В., поддержавшей доводы жалобы, представителя Казанцева С.А. - Волковой А.Н., возражавшей против удовлетворения жалоб, обсудив доводы апелляционных жалоб по правилам ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для их удовлетворения.
В силу п.1 ст.1070 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, возмещается за счет казны Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законом, за счет казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в порядке, установленном законом.
На основании ст.1071 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, от ее имени выступает Министерство финансов Российской Федерации.
Согласно ст.1100 Гражданского кодекса Российской Федерации компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда вред причинен гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде. Компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости (ст.1101 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Разрешая спор, суд установил, что ДД.ММ.ГГ следственным отделением при Новоалтайском ГОВД возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного п. " "данные изъяты" Уголовного кодекса Российской Федерации в отношении Казанцева С.А.
ДД.ММ.ГГ Казанцев С.А. задержан по подозрению в совершении данного преступления.
ДД.ММ.ГГ ему предъявлено обвинение совершении преступления, предусмотренного п.п. "данные изъяты" УК РФ, - незаконные приобретение, хранение в целях сбыта, сбыт наркотических средств, совершенные группой лиц по предварительному сговору, в отношении наркотических средств в крупном размере.
ДД.ММ.ГГ прокурор отказал в даче санкции на арест Казанцева С.А., указав, что оснований недостаточно, имеющиеся доказательства получены с нарушением УПК РФ, являются недопустимыми. В тот же день подозреваемый освобожден из ИВС, в отношении него избрана мера пресечения в виде подписки о невыезде.
ДД.ММ.ГГ в отношении истца избрана мера пресечения в виде заключения под стражу. ДД.ММ.ГГ Казанцев С.А. задержан, ему предъявлено обвинение в совершении преступлений, предусмотренных "данные изъяты" УК РФ, - незаконные приобретение, хранение без цели сбыта наркотических средств в крупном размере; незаконные приобретение, хранение в целях сбыта, сбыт наркотических средств, совершенные группой лиц по предварительному сговору, в отношении наркотических средств в крупном размере.
Приговором Новоалтайского городского суда от ДД.ММ.ГГ Казанцев С.А. осужден по п.п. "данные изъяты" УК РФ к "данные изъяты". Срок исчислен с ДД.ММ.ГГ, в срок отбывания наказания зачтено время задержания с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ.
Кассационным определением судебной коллегии по уголовным делам Алтайского краевого суда от 26.09.2002 приговор оставлен без изменения.
Кассационным определением от ДД.ММ.ГГ из квалификации действий Казанцева С.А. исключен п. "данные изъяты" постановлено считать осужденным по п. "данные изъяты" УК РФ.
ДД.ММ.ГГ на основании постановления Рубцовского городского суда от 14.12.2004 Казанцев С.А. освобожден от отбывания наказания условно-досрочно на два года три месяца двадцать восемь дней.
Постановлением Президиума Алтайского краевого суда от 04.09.2012 приговор Новоалтайского городского суда от 22.07.2002 и кассационное определение от 26.09.2002 отменены, на основании п.2 ч.1 ст. 24 УПК РФ уголовное дело прекращено за отсутствием состава преступления. За Казанцевым С.А. признано право на реабилитацию.
Право на реабилитацию включает в себя право на возмещение имущественного вреда, устранение последствий морального вреда и восстановление в трудовых, пенсионных, жилищных и иных правах. Вред, причиненный гражданину в результате уголовного преследования, возмещается государством в полном объеме независимо от вины органа дознания, дознавателя, следователя, прокурора и суда (ч.1 ст.133 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно ч.2 и ч.3 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации право на реабилитацию, в том числе на возмещение вреда, имеют лица, по уголовным делам которых был вынесен оправдательный приговор.
В силу ст.151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
При разрешении данного вопроса также следует принять во внимание разъяснения Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 года N10 "О некоторых вопросах применения законодательства о компенсации морального вреда", в соответствии с которыми размер компенсации зависит от характера и объема причиненных истцу нравственных и физических страданий, степени вины ответчика в каждом конкретном случае, иных заслуживающих внимание обстоятельств.
Удовлетворяя исковые требования частично, суд определил компенсацию морального вреда за незаконное привлечение к уголовной ответственности в размере "данные изъяты" руб..
Принимая решение об удовлетворении требований о взыскании компенсации морального вреда, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что имел место факт незаконного привлечения истца к уголовной ответственности, вследствие чего он содержался в изоляторе временного содержания с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, с момента заключения под стражу с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, в условиях изоляции от общества. Срок содержания под стражей составил "данные изъяты" месяцев.
Определяя такой размер компенсации морального вреда, суд учел, что истец был лишен возможности осуществлять свое право на свободу и личную неприкосновенность, свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства, претерпел неблагоприятные последствия, связанные с условно-досрочным освобождением с 2002 по 2007 годы, суд учел возраст истца, а также то обстоятельство, что в период отбывания наказания умерла его мать.
Оценивая степень причиненных истцу нравственных страданий, суд также принял во внимание фактические обстоятельства, при которых был причинен вред, то обстоятельство, что ранее к уголовной ответственности он не привлекался, длительность уголовного преследования и нахождения под стражей.
Выводы суда по вопросу определения размера денежной компенсации причиненного истцу морального вреда подробно мотивированы, все обстоятельства дела, имеющие значение для разрешения этого вопроса, судом учтены.
Судебная коллегия полагает, что сумма компенсации морального вреда определена судом с учетом всех обстоятельств дела, соответствует требованиям разумности и справедливости.
Оснований согласиться с доводами жалоб ответчика и третьего лица о чрезмерно завышенном размере компенсации морального вреда не имеется.
Иных доводов, которые могли бы повлиять на существо принятого судом решения, в апелляционных жалобах не содержится.
При таких обстоятельствах не имеется оснований для удовлетворения апелляционных жалоб.
Руководствуясь ст.328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционные жалобы ответчика Министерства финансов Российской Федерации, третьего лица прокуратуры Алтайского края на решение Новоалтайского городского суда Алтайского края от 26 августа 2013 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Судья Шторхунова М.В. Дело N 33-9624/2013
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
(резолютивная часть)
27 ноября 2013 года г. Барнаул
Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Параскун Т.И.
судей Дмитриевой О.С., Блинова В.А.,
при секретаре Ахроменко А.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционные жалобы ответчика Министерства финансов Российской Федерации, третьего лица прокуратуры Алтайского края на решение Новоалтайского городского суда Алтайского края от 26 августа 2013 года
по делу по иску Казанцева С. А. к Министерству финансов Российской Федерации о взыскании компенсации морального вреда.
Заслушав доклад судьи Дмитриевой О.С., судебная коллегия руководствуясь ст.328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционные жалобы ответчика Министерства финансов Российской Федерации, третьего лица прокуратуры Алтайского края на решение Новоалтайского городского суда Алтайского края от 26 августа 2013 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.