Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Зацепина Е.М.
судей Хоролич Н.М., Ковалюк Л.Ю.
при секретаре Усачевой К.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя заявителя Упорова С. И. - Скопенко М. Н. на решение Железнодорожного районного суда г. Барнаула Алтайского края от 10 октября 2013 года по делу по заявлению
Упорова С. И. в лице представителя Скопенко М. Н. о признании незаконными действий Государственной инспекции Алтайского края по исключению из реестра пострадавших участников строительства жилья.
Заслушав доклад судьи Зацепина Е.М., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Упоров С.И. в лице представителя Скопенко М.Н. обратился в суд с заявлением о признании незаконными действий Государственной инспекции Алтайского края по его исключению из реестра пострадавших участников строительства жилья.
В обоснование требований указал, что в соответствии с постановлением Администрации Алтайского края от 08 августа 2011 года N 435 "Об утверждении Порядка формирования и ведения реестра проблемных объектов и пострадавших участников строительства жилья" на основании сведений, представленных Комитетом по строительству, архитектуре и развитию г. Барнаула в Государственную инспекцию Алтайского края (далее - Инспекция), он был включен в реестр пострадавших участников строительства жилья, как вложивший денежные средства в строительство дома "номер" по "адрес". В качестве меры государственной поддержки было выбрано завершение строительства вышеуказанного проблемного объекта.
ДД.ММ.ГГ заявителю стало известно о том, что он исключен из указанного реестра пострадавших участников строительства жилья по проблемному объекту по адресу: "адрес", в связи с чем, ДД.ММ.ГГ он обратился в Инспекцию и получил письмо от ДД.ММ.ГГ "номер", подтвердившее его исключение из реестра пострадавших участников строительства жилья со ссылкой на ч. 7 ст. 6 Закона Алтайского края от 11 мая 2011 года N 53-ЗС "О регулировании отдельных отношений в сфере долевого строительства, направленных на защиту прав и законных интересов участников долевого строительства на территории Алтайского края" (далее - Закон N 53-ЗС).
Считает, что данное решение неправомерно, поскольку Закон Алтайского края от 07 ноября 2012 года N 85-ЗС "О внесении изменений в статью 6 закона Алтайского края "О регулировании отдельных отношений в сфере долевого строительства, направленных на защиту прав и законных интересов участников долевого строительства на территории Алтайского края" (далее - Закон N 85-ЗС), которым статья 6 Закона N 53-ЗС была дополнена частью 7, принят Постановлением Алтайского краевого Законодательного Собрания от 30 октября 2012 года N 534, опубликован в газете "Алтайская правда" N 329-330 10 ноября 2012 года и в соответствии со статьей 2 вступил в силу через 10 дней после дня его официального опубликования.
Положения ч. 7 ст. 6 названного закона существенно ухудшают положение заявителя, как лица, пострадавшего в результате незаконного строительства, поскольку он лишается мер государственной поддержки, которые были гарантированы ему до принятия Закона N85-ЗС. Нарушен один из главных правовых принципов социального государства - закон обратной силы не имеет (Постановление Конституционного суда РФ от 29 января 2004 года N 2-П). В реестр пострадавших участников строительства жилья, как вложивший денежные средства в строительство дома "номер" по "адрес", Упоров С.И. был включен до принятия Закона N 85-ЗС. Всякие длящиеся отношения, начавшиеся до введения в действие Закона N 85-ЗС, не могут быть прекращены после введения его в действие.
Решением Железнодорожного районного суда г. Барнаула от ДД.ММ.ГГ в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе представитель заявителя Упорова С.И. - Скопенко М.Н. просит решение суда отменить, принять новое об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на прежние доводы, полагая, что они не получили надлежащей оценки.
Рассмотрев дело в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, выслушав заявителя Упорова С.И., его представителя Скопенко М.Н., настаивавших на удовлетворении жалобы, представителя заинтересованного лица К.С.А., возражавшую против удовлетворения жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с ч. 4 ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что ранее заявителю как пострадавшему участнику строительства жилья дважды предоставлялись меры государственной поддержки, что в силу п. 8 Порядка формирования и ведения реестра проблемных объектов и пострадавших участников строительства жилья, утвержденного Постановлением Администрации Алтайского края от 08 августа 2011 года N 435, ч. 7 ст. 6 Закона N 53-ЗС, исключает предоставление мер поддержки заявителю по иному договору и является основанием к исключению из реестра пострадавших участников строительства жилья.
Данный вывод основан на действующем законодательстве и фактических обстоятельствах дела.
Как следует из обстоятельств дела и установлено судом, на основании сведений, представленных в Инспекцию письмом комитета от ДД.ММ.ГГ "номер", Упоров С.И. включен в реестр пострадавших участников строительства жилья в связи с невыполнением застройщиком ООО " "данные изъяты"" обязательства по договору от ДД.ММ.ГГ, заключенному для строительства дома "номер" по "адрес", в качестве меры государственной поддержки указано продолжение строительства проблемного объекта.
При этом ранее Упоров С.И. являлся инвестором строительства дома "номер" по "адрес", первоначальным застройщиком которого являлось ООО " "данные изъяты"", не исполнившее свои обязательства перед дольщиками.
Для завершения строительства указанного дома Администрацией Алтайского края принято распоряжение от 09 апреля 2009 года N 116-р, которым Главному управлению имущественных отношений Алтайского края поручено оказать содействие новому застройщику жилого дома в оформлении прав на земельный участок.
Функции нового застройщика с целью дальнейшего завершения строительства и ввода дома в эксплуатацию переданы товариществу собственников жилья " "данные изъяты"" (далее - ТСЖ " "данные изъяты"").
В целях реализации вышеназванного распоряжения Администрации Алтайского края от 09 апреля 2009 года новому застройщику дома "номер" по "адрес" ТСЖ " "данные изъяты"" была оказана государственная поддержка в виде предоставления в аренду земельного участка, что подтверждается распоряжением Главного управления имущественных отношений Алтайского края от 23 сентября 2009 года N 3854, а также снижения платы за него, согласно постановлению Администрации Алтайского края от 11 февраля 2010 года N 48 "О внесении изменений в постановление Администрации края от 12.04.2007 N 146 "Об установлении Порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в границах города Барнаула Алтайского края, государственная собственность на которые не разграничена, условий и сроков ее внесения".
ТСЖ " "данные изъяты"" выдано разрешение от ДД.ММ.ГГ "номер" на строительство 12-этажного жилого дома со встроенными предприятиями сервисного обслуживания.
Таким образом, гражданам, вложившим денежные средства в строительство жилого дома по "адрес" и пострадавшим от неправомерных действий первоначального застройщика ООО " "данные изъяты"", в том числе заявителю, были оказаны меры государственной поддержки в форме оформления земельного участка для строительства и установления понижающих коэффициентов по внесению арендной платы за земельные участки, на которых расположен данный объект.
ДД.ММ.ГГ между Упоровым С.И. и ТСЖ " "данные изъяты" заключен договор "номер" об инвестировании завершения строительства жилого дома по "адрес", по которому Упоровым С.И. внесено "данные изъяты" руб.
Многоквартирный жилой дом по "адрес" был завершен строительством новым застройщиком ТСЖ " "данные изъяты"" в ДД.ММ.ГГ, что подтверждается разрешением на строительство от ДД.ММ.ГГ "номер", заключением о соответствии объекта от ДД.ММ.ГГ "номер", разрешением на ввод объекта в эксплуатацию от ДД.ММ.ГГ "номер".
Упорову С.И., согласно справки-акта от ДД.ММ.ГГ "номер", ТСЖ " "данные изъяты"", передана однокомнатная квартира "номер" и ДД.ММ.ГГ в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесена запись о государственной регистрации права собственности Упорова С.И. на вышеуказанную квартиру.
Таким образом, перед пострадавшим участником строительства жилья по адресу: "адрес" - Упоровым С.И. новым застройщиком ТСЖ " "данные изъяты"" были исполнены обязательства по передаче жилья в собственность, завершение строительства имело место в условиях государственной поддержки.
Кроме того, на основании ходатайства комитета по строительству, архитектуре и развитию г. Барнаула от ДД.ММ.ГГ "номер" многоквартирный жилой дом "номер" по "адрес" был включен в реестр проблемных объектов. Из числа граждан, обязательства перед которыми исполнены не были, было создано некоммерческое партнерство " "данные изъяты"", с которыми ОАО " "данные изъяты"" (правопреемник МУП " "данные изъяты"" "адрес") заключило договор инвестирования от ДД.ММ.ГГ "номер" на строительство 94 квартир, в том числе и для заявителя.
Из письма Комитета от ДД.ММ.ГГ "номер" об исполнении обязательств перед пострадавшими участниками строительства жилого дома по "адрес" следует, что Упоров С.И. являлся членом некоммерческого партнерства " "данные изъяты"", созданного гражданами, вложившими денежные средства в строительство указанного дома, с целью завершения строительства.
Решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ "номер" предоставлена муниципальная преференция в виде установления понижающего коэффициента при расчете арендной платы за земельный участок, предоставленный для строительства жилого дома по "адрес", сумма преференции составила "данные изъяты" тыс.руб. По распоряжению Губернатора Алтайского края от ДД.ММ.ГГ "номер" из краевого бюджета выделено "данные изъяты" млн.руб. на субсидирование части банковской ставки по кредиту, привлеченному ОАО " "данные изъяты"" для завершения строительства объекта. За счет средств бюджета города Барнаула компенсирована стоимость строительства вне квартирных инженерных сетей, необходимых для подключения к инженерным сетям и дальнейшей эксплуатации жилого дома.
Данные обстоятельства подтверждаются распоряжением Администрации Алтайского края от ДД.ММ.ГГ "номер", решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ "номер" "Об установлении " "данные изъяты"" г. Барнаула коэффициента 0,01 при расчете арендной платы за земельные участки, предназначенные для строительства жилых домов по адресам: "адрес"", Постановлением Администрации Алтайского края от ДД.ММ.ГГ "номер" "О внесении изменений в постановление Администрации края от 12 апреля 2007 года N 146", информацией ОАО " "данные изъяты"" от ДД.ММ.ГГ.
После завершения строительства объекта жилищно-строительным кооперативом " "данные изъяты"" Упорову С.И. передана квартира "номер", расположенная в вышеуказанным доме. Данные обстоятельства подтверждаются актом приема-передачи квартиры от ДД.ММ.ГГ, выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГ "номер".
Таким образом, перед пострадавшим участником строительства жилья по адресу: "адрес", Упоровым С.И. новым застройщиком также были исполнены обязательства по передаче жилья в собственность, завершение строительства имело место в условиях государственной поддержки.
В соответствии со ст. 1 Закона N53-ЗС, настоящий закон регулирует отдельные отношения в сфере строительства жилья в Алтайском крае, направленные на защиту прав и законных интересов граждан - участников строительства многоквартирных домов, до вступления в силу настоящего Закона пострадавших от неправомерных действий (бездействия) застройщиков, в результате чего строительство объектов остановлено, и (или) участники строительства жилья, передавшие для этих целей денежные средства, утратили их, а также подрядчиков, указанных в настоящем законе; на предотвращение ситуаций, связанных с нарушением прав и законных интересов граждан - участников долевого строительства.
Частью 2 статьи 6 Закона N 53-ЗС определено, что государственная поддержка осуществляется, в том числе, в следующих формах: бесплатное предоставление пострадавшим участникам строительства жилья земельных участков в соответствии с законодательством Алтайского края; установление в соответствии с законодательством Российской Федерации в пределах своей компетенции условий пользования землей и другими природными ресурсами; оказание содействия в привлечении инвестиционных ресурсов для завершения строительства проблемного объекта; предоставление в соответствии с законодательством Российской Федерации и Алтайского края застройщикам (новым застройщикам) субсидии на компенсацию части банковской процентной ставки по привлекаемым банковским инвестиционным кредитам; оказание содействия новым застройщикам, взявшим на себя обязательства по продолжению строительства проблемных объектов, по строительству соответствующих объектов транспортной, энергетической и коммунальной инфраструктуры; установление понижающих коэффициентов к ставкам арендной платы за земельные участки, на которых расположены проблемные объекты; выделение средств краевого бюджета для продолжения строительства проблемного объекта или начала нового объекта на условиях софинансирования со стороны пострадавшего участника долевого строительства жилья.
Для получения мер государственной поддержки, предусмотренных пунктами 4 - 10 части 2 настоящей статьи, пострадавшие участники строительства жилья создают некоммерческую организацию и принимают решение по поводу продолжения строительства проблемного объекта застройщиком или о смене застройщика, которое направляется в уполномоченный орган. С целью завершения строительства проблемного объекта уполномоченный орган организует привлечение в соответствии с законодательством Российской Федерации на конкурсной основе нового застройщика (ч.ч. 3, 4 ст. 6 Закона N 53-ЗС).
В силу ч. 1, 2 ст. 4 Закона N 53-ЗС, уполномоченный орган организует ведение реестра проблемных объектов и пострадавших участников строительства жилья. Порядок формирования и ведения реестра проблемных объектов и пострадавших участников строительства жилья устанавливается Администрацией Алтайского края.
Постановлением Администрацией Алтайского края от 08 августа 2011 года N 435 утвержден Порядок формирования и ведения реестра проблемных объектов и пострадавших участников строительства жилья (далее - Порядок).
Из пункта 2 Порядка, пункта 1 Постановления Администрации Алтайского края от 24 января 2011 года N 24 "О создании Государственной инспекции Алтайского края" следует, что формирование и ведение реестра осуществляет Государственная инспекция Алтайского края на основании сведений, предоставляемых органами местного самоуправления.
В силу п. 8 Порядка (в редакции от 01 апреля 2013 года), основаниями для принятия решения об отказе во включении сведений о пострадавших участниках строительства жилья в реестр, а также об их исключении из реестра являются: а) исполнение обязательств застройщиком (новым застройщиком) перед пострадавшим участником строительства жилья; б) оказание пострадавшему участнику строительства жилья государственной поддержки, предусмотренной ст.6 Закона.
Постановлением Администрации города Барнаула от 14 сентября 2011 года N 2696 утвержден Порядок подготовки сведений для формирования и ведения реестров проблемных объектов и пострадавших участников строительства жилья на территории города Барнаула, в соответствии с п. 3 которого с заявлением о включении в Реестр пострадавших участников строительства жилья в комитет может обратиться гражданин, указанный в пункте 5 статьи 2 закона Алтайского края от 11 мая 2011 года N 53-ЗС "О регулировании отдельных отношений в сфере долевого строительства, направленных на защиту прав и законных интересов участников долевого строительства на территории Алтайского края".
В соответствии с п. 4, 5 названного Порядка комиссия, созданная приказом комитета, рассматривает заявление и приложенные документы в течение 10 рабочих дней с момента регистрации и принимает решение о подготовке сведений либо отказе в подготовке сведений для формирования Реестра пострадавших участников строительства жилья.
Основаниями для отказа в подготовке сведений для формирования Реестра пострадавших участников строительства жилья являются: исполнение обязательств застройщиком перед пострадавшим участником строительства жилья; оказание пострадавшему участнику строительства жилья государственной поддержки, предусмотренной статьей 6 Закона.
Следует отметить, что Закон Алтайского края "О внесении изменений в статью 6 Закона Алтайского края "О регулировании отдельных отношений в сфере долевого строительства, направленных на защиту прав и законных интересов участников долевого строительства на территории Алтайского края" от 07 ноября 2012 года N85-ЗС, дополнивший статью 6 Закона частью 7, согласно которой меры государственной поддержки, предусмотренные частью 2 настоящей статьи, предоставляются пострадавшим участникам строительства жилья однократно и вне зависимости от количества имеющихся у участника строительства договоров, подтверждающих право гражданина на получение в собственность жилого помещения в многоквартирном доме, один и тот же договор является основанием для оказания мер государственной поддержки только одному пострадавшему участнику строительства жилья, при этом учитываются меры государственной поддержки, предусмотренные нормативными правовыми актами Алтайского края, в том числе через некоммерческие организации, созданные пострадавшими участниками строительства жилья, оказанные до вступления в силу настоящего Закона - вступил в силу через 10 дней после официального опубликования - 21 ноября 2012 года и не предусматривает придания его положениям обратной силы, в связи с чем, по правилам ст. 6 Жилищного кодекса Российской Федерации, применяется к правоотношениям, возникшим после введения его в действие.
Вместе с тем, из вышеприведенных норм, действовавших на момент возникновения спорных отношений, следовало, что состоящие в реестре пострадавших участников строительства жилья граждане могут быть исключены из указанного реестра в двух вышеуказанных случаях, в том числе при оказании соответствующей государственной поддержки этим лицам. При этом данные нормы не предусматривают, что такая поддержка должна быть оказана лишь после вступления Закона в законную силу и в установленном им порядке. Не предусмотрено и право пострадавших участников строительства жилья на неоднократное получение мер поддержки в случае неисполнения застройщиком обязательств по нескольким договорам.
В силу изложенного, доводы апелляционной жалобы об ухудшении положения заявителя, как лица, пострадавшего в результате незаконного строительства, поскольку он лишается мер государственной поддержки, которые были гарантированы ему до принятия Закона N85-ЗС, нарушении принципа о том, что закон обратной силы не имеет, не принимаются во внимание, поскольку основаны на неправильном толковании правовых норм.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Железнодорожного районного суда г. Барнаула Алтайского края от 10 октября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя заявителя Упорова С. И. - Скопенко М. Н. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.