Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Кавуновой В.В.,
судей Варнавского В.М., Титовой В.В.,
при секретаре Горской О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу истца Чупиковой Л. В. на решение Рубцовского городского суда Алтайского края от 18 сентября 2013 года по делу
по иску Чупиковой Л. В. к отделу военного комиссариата Алтайского края по городу Рубцовску, Рубцовскому и Егорьевскому районам, Министерству обороны Российской Федерации о возложении обязанности изготовить и установить надгробный памятник участнику Великой Отечественной войны.
Заслушав доклад судьи Варнавского В.М., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Чупикова Л.В. обратилась в суд с иском к отделу военного комиссариата Алтайского края по городу Рубцовску, Рубцовскому и Егорьевскому районам, Министерству обороны Российской Федерации об обязании надлежащего ответчика изготовить и установить надгробный памятник участнику Великой Отечественной войны ФИО1 по месту его захоронения в "адрес".
В обоснование иска указала на то, что "данные изъяты" ФИО1 являлся участником Великой отечественной войны, проходил службу в период с июня 1941 года по май 1945 года. ДД.ММ.ГГ ФИО1 умер. В июне 2013 года Чупикова Л.В. обратилась в Рубцовский военкомат по вопросу изготовления надгробного памятника "данные изъяты", однако получила отказ, обоснованный тем, что памятники за счет средств Министерства обороны Российской Федерации устанавливаются участникам (инвалидам) Великой Отечественной войны, умершим с 12.06.1990. Чупикова Л.В. с таким ответом не согласна и полагает, что в соответствии с положениями Федерального закона "О ветеранах" ее отцу должен быть изготовлен и установлен памятник за счет средств Министерства обороны Российской Федерации.
Решением Рубцовского городского суда Алтайского края от 18 сентября 2013 года в удовлетворении исковых требований Чупиковой Л.В. отказано в полном объеме.
В апелляционной жалобе истец Чупикова Л.В. просит решение суда отменить, вынести новое об удовлетворении исковых требований в полном объеме, указывая на то, что является неверной ссылка суда на Указ Президента Российской Федерации от 03.03.2007 N 270.
В возражении на апелляционную жалобу ответчик отдел военного комиссариата Алтайского края по городу Рубцовску, Рубцовскому и Егорьевскому районам просит в удовлетворении жалобы отказать.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы и возражения, оценив имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия, проверяя законность судебного решения в пределах доводов жалобы в соответствии с требованиями ст.327-1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не находит оснований для ее удовлетворения.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" ветеранами Великой Отечественной войны являются лица, принимавшие участие в боевых действиях по защите Отечества или обеспечении воинских частей действующей армии в районах боевых действий; лица, проходившие военную службу или проработавшие в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденные орденами или медалями СССР за службу и самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Чупикова Л.В. является "данные изъяты" ФИО1, умершего ДД.ММ.ГГ.
ФИО1 являлся ветераном Великой Отечественной войны, проходил срочную службу в период с июня 1941 по май 1945 года.
Согласно ст. 24 Федерального закона "О ветеранах" погребение погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, инвалидов войны, ветеранов военной службы производится в местах захоронения с учетом пожеланий их родственников (военнослужащих - с отданием воинских почестей). Для указанных категорий ветеранов расходы, связанные с подготовкой к перевозке тела, перевозкой тела к месту захоронения, кремированием, погребением, изготовлением и установкой надгробного памятника, возмещаются за счет средств федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области обороны, других федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная и приравненная к ней служба.
Погребение ветеранов других категорий осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 года N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле".
Пунктом 5 ст. 11 Федерального закона "О погребении и похоронном деле" предусмотрено, что погребение умерших участников Великой Отечественной войны, в том числе инвалидов Великой Отечественной войны, осуществляется в местах погребения с учетом волеизъявления умершего или пожеланий его родственников. Расходы, связанные с подготовкой к перевозке тела умершего участника или инвалида Великой Отечественной войны, перевозкой тела к месту погребения, погребением (кремацией), изготовлением и установкой надгробия, возмещаются за счет средств Министерства обороны Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, в порядке и размере, установленных Правительством Российской Федерации для погребения погибших (умерших) военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, курсантов военных образовательных учреждений, граждан, призванных на военные сборы.
Данный пункт введен Федеральным законом от 30.05.2001 N 64-ФЗ, который вступил в силу с 01.01.2002.
Действительно, из приведенных правовых норм следует, что на момент смерти ФИО1 ( ДД.ММ.ГГ) законодательством как выплата компенсации за изготовление и установку надгробных памятников, так и выполнение действий по изготовлению и установке надгробного памятника участникам Великой Отечественной войны не была предусмотрена. Компенсация за изготовление и установку надгробных памятников участникам Великой Отечественной войны была предусмотрена Постановление Правительства Российской Федерации от 06.05.1994 N 460 "О нормах расходов денежных средств на погребение погибших (умерших) военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы (службы), а также на изготовление и установку надгробных памятников" в редакции от 01.10.2002, которая начала действие с 16.10.2002.
Между тем, указанное не является основанием к отказу на предоставление социальных гарантий погибшим (умершим) участникам Великой Отечественной войны, ветеранам боевых действий, инвалидам войны, ветеранам военной службы, предусмотренных ст. 24 Федерального закона "О ветеранах".
Учитывая, что Федеральным законом "О ветеранах" в целях создания условий, обеспечивающих ветеранам достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе, установлены правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации, судебная коллегия полагает о необходимости увековечивания памяти ветеранов Великой Отечественной войны независимо от даты их смерти, что соответствует положениям ст. 7 Конституции Российской Федерации.
Таким образом, вывод суда, что действующее законодательство на момент смерти ФИО1 не предусматривало денежную компенсацию расходов по изготовлению и установке памятников участникам Великой Отечественной войны, является неправильным.
Вместе с тем, по существу решение суда об отказе в удовлетворении исковых требований Чупиковой Л.В. является верным.
Из материалов дела видно, что истица Чупикова Л.В. обратилась в суд с требованием об обязании надлежащего ответчика изготовить и установить надгробный памятник участнику Великой Отечественной войны ФИО1 по месту его захоронения.
Между тем, по смыслу названной ст. 24 Федерального закона "О ветеранах", на которую также ссылается истица в обоснование заявленных требований, за счет средств федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области обороны, других федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная и приравненная к ней служба для указанных категорий ветеранов возмещаются расходы, связанные с подготовкой к перевозке тела, перевозкой тела к месту захоронения, кремированием, погребением, изготовлением и установкой надгробного памятника.
То есть выполнение действий указанными органами исполнительной власти по изготовлению и установке надгробных памятников участникам Великой Отечественной войны, действующим законодательством не предусмотрено.
Судом правильно указано на то, что действующее законодательство на момент смерти ФИО1 не предусматривало обязанность Министерства обороны Российской Федерации или его территориальных органов по изготовлению и установке надгробных памятников для данной категории граждан.
Указом Президента Российской Федерации от 03.03.2007 N 270 "О некоторых вопросах увековечения памяти погибших (умерших) военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий и ветеранов военной службы" установлено, что за счет средств федерального бюджета в порядке, определенном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, изготавливаются и устанавливаются надгробные памятники лицам, умершим (погибшим) в период с 12 июня 1990 г. по 31 декабря 1992 г., которые в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" признаются участниками Великой Отечественной войны либо ветеранами боевых действий.
При таких обстоятельствах у суда не имелось оснований для удовлетворения заявленных Чупиковой Л.В. требований.
Довод жалобы, что является неверной ссылка суда на Указ Президента Российской Федерации от 03.03.2007 N 270 "О некоторых вопросах увековечения памяти погибших (умерших) военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий и ветеранов военной службы", во внимание не принимается, поскольку указанных выводов не опровергает.
Вместе с тем, судебная коллегия учитывает, что в случае несения Чупиковой Л.В. соответствующих расходов по изготовлению и установке надгробного памятника для "данные изъяты" ФИО1, являвшегося участником Великой Отечественной войны, она имеет право на возмещения указанных расходов за счет за счет средств федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области обороны, других федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная и приравненная к ней служба в порядке и размере, установленном действующим законодательством.
При таких обстоятельствах апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 328, 329Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу истца Чупиковой Л. В. на решение Рубцовского городского суда Алтайского края от 18 сентября 2013 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.