Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Гореловой Т.В.,
судей Бусиной Н.В., Решетниковой И.Ф.
при секретаре Добротворской В.В.
с участием прокурора Мищенко Е.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика Управления Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству на решение Третьяковского районного суда Алтайского края от 08 октября 2013 года
по делу по иску прокурора "адрес" Алтайского края в интересах Шопп И. С. к Управлению Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству, Администрации Староалейского сельсовета "адрес" Алтайского края о предоставлении жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Решетниковой И.Ф., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
"адрес" Алтайского края обратился в суд с исковым заявлением в интересах Шопп И.С. к Управлению Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству о предоставлении специализированного жилого помещения и к Администрации Староалейского сельсовета "адрес" Алтайского края о возложении обязанности направить в Управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству документы, указанные в пункте 2.1 Порядка обеспечения жилыми помещениями специализированного жилого фонда детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного постановлением администрации Алтайского края от 27 декабря 2012 года N 736 в отношении Шопп И.С.
В обоснование заявленных требований ссылался на то, что согласно информации, предоставленной комитетом по образованию администрации "адрес" Шопп И. С., ДД.ММ.ГГ года рождения, относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и имеет право на льготы, предусмотренные Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Постановлением администрации Староалейского сельсовета *** от ДД.ММ.ГГ признана нуждающейся в улучшении жилищных условий.
ДД.ММ.ГГ администрацией Староалейского сельсовета в адрес ответчика на основании требований п. 5.1 Порядка направлен список лиц указанной категории состоящих на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, документы, указанные в пункте 2.1 настоящего Порядка в отношении Шопп не передавались. Кроме этого, Шопп И.С. была включена в список лиц на получение безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья, в связи с чем ДД.ММ.ГГ комитетом по образованию администрации "адрес" в адрес Управления Алтайского края по образованию и делам молодежи направлены соответствующие документы, подтверждающие право Шопп И.С. на получение гарантий, предусмотренных законом.
До настоящего времени истцу жилое помещение предоставлено не было, не обеспечение в установленном порядке жилым помещением нарушает ее жилищные права, ссылаясь на ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст.8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", законодательство Алтайского края.
Решением Третьяковского районного суда Алтайского края от 08 октября 2013 года исковые требования прокурора Третьяковского района Алтайского края удовлетворены.
На Управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству возложена обязанность предоставить Шопп И.С. специализированное жилое помещение.
На администрацию Староалейского сельсовета возложена обязанность направить в Управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству документы, указанные в пункте 2.1 Порядка обеспечения жилыми помещениями специализированного жилого фонда детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного постановлением администрации Алтайского края от 27 декабря 2012 года N 736 в отношении Шопп И.С.
В апелляционной жалобе ответчик Управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству просит решение суда отменить, принять новое решение об отказе в иске.
В качестве оснований к отмене решения суда указывает на то, что сведения о Шопп И.С. включены в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированного жилого помещения, реестровая запись *** от ДД.ММ.ГГ года. Вместе с тем, обеспечение жилыми помещениями в соответствии с постановлением администрации Алтайского края от 27 декабря 2012 года N736 осуществляется путем строительства на территории Алтайского края жилых помещений и приобретения жилых помещений для детей, оставшихся без попечения родителей. Строительство жилых помещений осуществляется за счет средств краевого бюджета и субсидий, поступающих на указанные цели из федерального бюджета. Для решения жилищной проблемы детей-сирот постановлением администрации Алтайского края от 22 ноября 2012 года N633 утверждена долгосрочная целевая программа "Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" на 2013-2015 гг. За три года планируется обеспечить жильем 958 детей-сирот. Жилые помещения предоставляются согласно списку, сформированному Управлением Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству по дате подачи заявления о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Таким образом, вывод суда об обязанности предоставить истцу жилое помещение из специализированного жилищного фонда Алтайского края преждевременен, в соответствии с действующим законодательством права истца не нарушены.
Указывает, что Управлением было направлено возражение на исковое заявление от ДД.ММ.ГГ, в котором содержалось ходатайство о том, что в случае удовлетворения исковых требований просит учесть временные затраты при проведении необходимых мероприятий по выполнению долгосрочной целевой программы и установить срок исполнения решения суда до декабря 2014 года. Однако суд первой инстанции проигнорировал данное ходатайство и не дал ему правовой оценки.
В суде апелляционной инстанции процессуальный истец - прокурор Мищенко Е.Ю. просила оставить решение суда первой инстанции без изменения, жалобу без удовлетворения.
В заседание суда апелляционной инстанции иные лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте судебного заседания, не явились, заявлений об отложении разбирательства дела в связи с уважительными причинами неявки от них не поступило. В соответствии со ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Проверив материалы дела, законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверяя законность и обоснованность решения в соответствии с ч. 1 ст. 327-1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Закон "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
К лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке (ст. 1 Федерального закона).
В соответствии со ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции, действовавшей до 01 января 2013 года) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
В силу ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01 января 2013 года) вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
С 01 января 2013 года вступил в силу Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 29 февраля 2012 года N15-ФЗ.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в ред. Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
В силу ст. 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 года N15-ФЗ действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Согласно ст. 4 Закона Алтайского края от 31 декабря 2004 года N72-ЗС "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Алтайском крае" (в ред. Закона Алтайского края от 11 октября 2012 года N74-ЗС) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, однократно обеспечиваются благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами Алтайского края.
Порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержден постановлением администрации Алтайского края от 27 декабря 2012 года N736.
Согласно п.п. 2.1, 2.2, 2.5 Порядка формирование и ведение Списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется Управлением Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству.
В силу п. 4.3 данного Порядка в течение 15 рабочих дней с момента поступления документов, предусмотренных пунктом 4.2 настоящего Порядка, управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству проводит проверку содержащихся в них сведений и принимает решение о предоставлении (отказе в предоставлении) специализированного жилого помещения. Лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или граждане, имевшие статус ребенка (лица), оставшегося без попечения родителей, уведомляются о принятом решении письменно в течение 5 дней с момента принятия решения. Решение о предоставлении специализированного жилого помещения является основанием для заключения договора найма специализированного жилого помещения.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Шопп И.С., ДД.ММ.ГГ года рождения, является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
Её отец - Шопп С.В. умер, мать - Подгорных Н.Н. решением "данные изъяты" от ДД.ММ.ГГ лишена родительских прав в отношении несовершеннолетней дочери Шопп И.С., которая была передана на воспитание опекуну Подгорных В.Н.
Шопп И.С. зарегистрирована по месту жительства в "адрес".
Постановлением администрации Староалейского сельсовета "адрес" Алтайского края *** от ДД.ММ.ГГ Шопп И.С. признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, ДД.ММ.ГГ администрацией Староалейского сельсовета в адрес ответчика на основании требований п. 5.1 Порядка направлен список лиц указанной категории состоящих на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Вместе с тем, право истца на обеспечение жилым помещением осталось не реализованным. До настоящего времени жилое помещение по договору социального найма истцу не предоставлялось. Согласно представленным сведениям, жилого помещения на праве собственности не имеет.
Удовлетворяя заявленные исковые требования, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что Шопп И.С. имеет право на обеспечение жилым помещением, как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Поскольку истец не был обеспечен жильем до 01 января 2013 года по ранее действовавшему закону, то в настоящее время он имеет право на однократное обеспечение жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений.
Судебная коллегия соглашается с таким выводом суда, поскольку он основан на правильном применении норм материального права, мотивирован в судебном решении и подтверждается совокупностью исследованных судом доказательств, которым дана надлежащая оценка по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы жалобы о преждевременности исковых требований основаны на неправильном толковании норм права, поскольку право на предоставление жилого помещения возникло у истца еще до вступления в силу вышеуказанных изменений, с вступлением в силу изменений право не прекратилось и указанными изменениями не поставлено в зависимость от каких-либо новых обстоятельств, зависящих от истца.
В обжалуемой части решение суда является правильным, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Не может повлечь отмену решения суда довод жалобы о том, что суд первой инстанции не разрешил ходатайство Управления, которое было указано в возражениях на исковое заявление о необходимости установить срок исполнения решения суда до декабря 2014 года, поскольку возражения ответчика поступили в Третьяковский районный суд Алтайского края только ДД.ММ.ГГ, то есть после того как было вынесено решение суда. Кроме того, ответчик не лишен возможности обратиться с заявлением об отсрочке исполнения решения суда согласно п. 1 ст. 203, ст. 434 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, предоставив при этом надлежащие доказательства, свидетельствующие об исключительности обстоятельств, свидетельствующих о необходимости предоставления такой отсрочки.
Руководствуясь ч.1 ст.327.1, ст.328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу Управления Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству на решение Третьяковского районного суда Алтайского края от 08 октября 2013 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.