Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе
председательствующего Новоселовой Е.Г.
судей Бусиной Н.В., Сафроновой М.В.
при секретаре Евстигнеевой Е.А.
с участием прокурора Мищенко Е.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика Государственного учреждения - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования РФ
на решение Чарышского районного суда Алтайского края от 18 сентября 2013 года
по делу по иску прокурора Чарышского района в интересах Лихачевой А. Г. к Государственному учреждению - Алтайское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации о понуждении предоставить путевку на санаторно-курортное лечение,
Заслушав доклад судьи Сафроновой М.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Чарышского района Алтайского края обратился в суд с иском в интересах Лихачевой к ГУ - Алтайское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации о понуждении предоставить в 2013 году путевку на санаторно-курортное лечение за 2012 год за счет средств федерального бюджета, указав, что Лихачева является инвалидом третьей группы и в соответствии с ФЗ "О государственной социальной помощи" имеет право на предоставление набора социальных услуг, в том числе на предоставление путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в соответствии с законодательством об обязательном социальном страховании. Вместе с тем, в 2012 году путевка на санаторно-курортное лечение предоставлена ей не была, несмотря на ее обращение с заявлением к ответчику. Поскольку закон не ограничивает право истца на обеспечение санаторно-курортным лечением в текущем году окончанием года, прокурор просил суд обязать ответчика предоставить Лихачевой путевку на санаторно-курортное лечение за 2012 год в 2013 году за счет средств федерального бюджета.
Решением Чарышского районного суда Алтайского края от 18 сентября 2013 года на Государственное учреждение - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации возложена обязанность предоставить Лихачевой А. Г. в 2013 году путевку на санаторно-курортное лечение за 2012 год за счет средств федерального бюджета, выделяемых на эти цели, исходя из стоимости путевки на день ее предоставления.
Дополнительным решением этого же суда от 11 ноября 2013 года с Государственного учреждения - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в доход местного бюджета взыскана государственная пошлина 200 рублей.
В апелляционной жалобе ответчик ГУ - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования РФ просит решение суда отменить в части возложения предоставления путевки в конкретный срок - в 2013 году. В обоснование доводов жалобы ссылается на то, что суд, возлагая обязанность по предоставлению истцу путевки в 2013 году, ограничивает право Лихачевой А.Г. на выбор прохождения ею санаторно - курортного лечения. При вынесении решения, судом оставлено без внимания предусмотренное законодательством право взыскателя на предъявление к исполнению исполнительного листа в течение трех лет со дня его вступления в законную силу. Лихачева А.Г. не выражавшая желание получить путевку на основании вступившего в законную силу решения суда в определенный период времени, в силу закона, должна иметь возможность в любое время в течение трехгодичного периода после вступления решения суда в законную силу предъявить к исполнению исполнительный лист для получения путевки в период времени, являющийся для нее более предпочтительным, в том числе с учетом сезонного прохождения лечения.
В письменном возражении на апелляционную жалобу прокурор просит решение оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.
Изучив материалы дела, выслушав процессуального истца - прокурора Мищенко Е.Ю., просившую решение оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения, обсудив доводы жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы в соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии со ст. 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, в котором развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета (ст. 10 ФЗ от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" предусмотрены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе инвалиды.
Статьей 6.2 названного закона в состав предоставляемого гражданам набора социальных услуг включено предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в соответствии с законодательством об обязательном социальном страховании.
В соответствии с пунктом 3.3 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 328, путевки на санаторно-курортное лечение приобретаются Фондом социального страхования Российской Федерации.
Согласно пункту 3.7 указанного Порядка при наличии справки для получения путевки, граждане обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки в исполнительные органы Фонда социального развития Российской Федерации или органы социальной защиты населения, с которыми исполнительный орган Фонда социального страхования Российской Федерации заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение, по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в исполнительные органы Фонда.
В соответствии с пунктом 3.9 Порядка исполнительные органы Фонда и органы социальной защиты населения по месту жительства выдают гражданам санаторно-курортные путевки в соответствии с их заявлениями и справками для ее получения.
Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации - как федеральный орган исполнительной власти, которому законодатель поручил разработать и принять Порядок предоставления социальных услуг отдельным категориям граждан, - установило срок подачи заявления о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение до 1 декабря текущего года, исходя из необходимости его надлежащего финансового и организационного обеспечения.
Как усматривается из материалов дела, Лихачева А.Г., являясь инвалидом 3 группы, своевременно обратилась с соответствующим заявлением, представив необходимые медицинские документы о нуждаемости в санаторно-курортном лечении.
Следовательно, ей не может быть отказано в предоставлении государственной социальной помощи в виде обеспечения путевкой на санаторно-курортное лечение со ссылкой на недостаточное поступление финансовых средств из федерального бюджета в Фонд социального страхования Российской Федерации, поскольку, установив федеральным законом социальные гарантии по обеспечению инвалидов путевками на санаторно-курортное лечение, Российская Федерация приняла обязанность по возмещению расходов на указанные цели за счет средств федерального бюджета. Неисполнение государством своих обязанностей не является основанием для лишения гражданина принадлежащего ему права на обеспечение путевкой на санаторно-курортное лечение.
Ответчиком по делу в нарушение требований статьи 56 ГПК РФ не было представлено доказательств, свидетельствующих о принятии исчерпывающих мер для обеспечения инвалида гарантированной государством социальной помощью в виде санаторно-курортного лечения за 2012 год.
Фонд социального страхования Российской Федерации не может быть освобожден от исполнения указанных обязанностей, в том числе и при истечении календарного года (2013), установленного для предоставления гражданам социальных услуг, поскольку они прямо закреплены нормой ч. 2 ст. 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" и неисполнение государством своих обязанностей не является основанием для лишения гражданина принадлежащего ему права на обеспечение путевкой на санаторно-курортное лечение.
Доводы жалобы о нарушении прав истца на ограничение временного периода предоставления путевки не заслуживают внимания и не принимаются судебной коллегией, как не основанные на законе. Указание в решении о предоставлении путевки в 2013 году при его не исполнении ответчиком, не является препятствием к исполнению судебного акта в следующем году.
Всем установленным по делу обстоятельствам в совокупности с представленными доказательствами судом первой инстанции дана оценка по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Иные доводы апелляционной жалобы оснований к отмене судебного решения не содержат, направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств, в то время как судебная коллегия оснований для такой переоценки не находит.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу ответчика Государственного учреждения - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Чарышского районного суда Алтайского края от 18 сентября 2013 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
...
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.