Судья Алтайского краевого суда Котликова О.П., рассмотрев жалобу индивидуального предпринимателя Макарова Н. Н.ча на постановление судьи Каменского городского суда Алтайского края от 03 декабря 2013 года, которым
индивидуальный предприниматель Макаров Н. Н.ч, родившийся ДД.ММ.ГГ в ***, зарегистрированный по адресу: "адрес",
признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.14.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ), и подвергнут административному наказанию в виде административного приостановления деятельности эксплуатации буксирного теплохода " ***" (идентификационный номер ***) и несамоходного судна " ***" (идентификационный номер ***) сроком на *** суток.
УСТАНОВИЛ:
согласно протоколу об административном правонарушении от 25 ноября 2013 года N ***, составленному заместителем начальника Барнаульского линейного отдела Обского управления государственного речного надзора, 04 сентября 2013 года по результатам проведения плановой проверки соблюдения лицензионных требований индивидуальным предпринимателем (далее по тексту- ИП) Макаровым Н.Н. установлено, что указанным лицом для перевозки пассажиров используется буксирный теплоход " ***" (идентификационный номер ***) и несамоходное судно " ***" - баржа- площадка с аппарельным устройством для перевозки автотранспортной и гусеничной техники (идентификационный номер ***) на основании действующей лицензии *** от ДД.ММ.ГГ, однако в приложении к данной лицензии указано другое несамоходное судно, а именно несамоходный паром для перевозки техники и пассажиров " ***" (идентификационный номер ***).
Проверкой установлено несоблюдением лицензиатом требований по обеспечению безопасности судоходства, правил плавания по внутренним водным путям установленных пп. "д" п.4 Положения о лицензировании деятельности по перевозкам внутренним водным транспортом пассажиров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06 марта 2012 года N193, выраженных в том, что ДД.ММ.ГГ в 9 часов в районе *** на причале находящегося на левом берегу *** км. реки ***, буксирный теплоход " ***" с баржей " ***" под управлением Макарова Н.Н. осуществлял перевозку автомобилей и пассажиров в нарушение требований Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации и Правил плавания по внутренним водным путям Российской Федерации, Правил технической эксплуатации речного транспорта.
Действия ИП Макарова Н.Н. квалифицированы по ч.4 ст.14.1.2 КоАП РФ, поскольку в соответствии с п.6 Положения к грубым нарушениям лицензионных требований относятся нарушения требований указанных в пп. "а", "в", "д" и "ж" Положения, повлекшие за собой последствия, установленные ч.11 ст.19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан.
По результатам рассмотрения дела судьей Каменского городского суда Алтайского края от 03 декабря 2013 года вынесено вышеуказанное постановление.
В жалобе, поданной в Алтайский краевой суд, Макаров Н.Н. просит постановление отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием события административного правонарушения, а также в связи с малозначительностью совершенного правонарушения, нарушением порядка привлечения к административной ответственности.
Проверив дело в полном объеме, выслушав защитника Макарова Н.Н., прихожу к выводу о необходимости изменения постановления судьи.
Согласно ч.4 ст.14.1.2 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности в области транспорта, за исключением автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, с грубым нарушением условий, предусмотренных лицензией, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц и индивидуальных предпринимателей в размере семидесяти пяти тысяч рублей; на юридических лиц - двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В приложении к данной статье указано, что понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
В силу п.1 ч.11 ст.19 Федерального закона от 04 мая 2011 года N99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера.
Постановлением Правительства Российской Федерации 06 марта 2012 года N193 утверждено Положение о лицензировании отдельных видов деятельности на морском и внутреннем водном транспорте (далее по тексту- Положение).
Согласно п.4 Положения лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии (лицензиату) при выполнении работ по перевозке внутренним водным транспортом пассажиров, являются:
а) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) на праве собственности или на ином законном основании предназначенных для перевозки пассажиров судов, соответствующих требованиям технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 2010 года N623;
в) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) договоров страхования жизни и здоровья членов экипажей судов при исполнении ими служебных обязанностей в соответствии с пунктом 4 статьи 28 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации;
д) соблюдение лицензиатом требований по обеспечению безопасности судоходства, правил плавания по внутренним водным путям, утвержденных Министерством транспорта Российской Федерации в соответствии со статьей 34 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации.
Осуществление деятельности по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом пассажиров с грубым нарушением лицензионных требований влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
К грубым нарушениям лицензионных требований относятся нарушения требований, указанных в подпунктах "а", "в", "д" и "ж" пункта 4 Положения, повлекшие за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" (п.6 Положения).
Пунктом 2 ст.34 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 07 марта 2001 года N24-ФЗ (далее по тексту - КВВТ) установлено, что подготовка судна к плаванию является обязанностью судовладельца.
Судно считается годным к плаванию, если должным образом обеспечено укомплектование экипажа судна и оно удовлетворяет требованиям обеспечения безопасности судоходства, экологической, санитарной и пожарной безопасности, установленным законодательством в области внутреннего водного транспорта Российской Федерации.
В соответствии с п.11 Правил плавания по внутренним водным путям Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 14 октября 2002 года N129 (далее по тексту- Правила), в соответствии со статьей 27 КВВТ к назначению на должности, относящиеся к командному составу судна и судовой команде, допускаются лица, имеющие дипломы и квалификационные свидетельства.
Статьей 27 КВВТ установлено, что к назначению на должности, относящиеся к командному составу судна и судовой команде, допускаются лица, имеющие дипломы и квалификационные свидетельства, установленные положением о дипломировании членов экипажей судов, утвержденным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно п.4 Положения о дипломировании членов экипажей судов внутреннего плавания, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2005 года N349, дипломы, выданные лицам командного состава судов, дают им право занимать соответствующие должности на судах в течение 5 лет со дня получения дипломов.
В силу п.43 Правил в соответствии со статьей 13 КВВТ каждое судно, подлежащее государственной регистрации в Государственном судовом реестре Российской Федерации или судовой книге, должно иметь свое название или номер.
Название судна наносится на оба борта носовой части, переднюю стенку надстройки или крылья ходового мостика и корму судна. Присвоенный судну при его государственной регистрации идентификационный номер наносится выше названия судна.
Пунктом 132 Правил установлено, что при буксировке под бортом буксируемое судно находится с правой стороны буксирующего судна.
В силу п.4.1.8 Правил технической эксплуатации речного транспорта, утвержденного Приказом Минречфлота РСФСР от 03 января 1973 года N2, суда должны использоваться только по их прямому назначению.
Перевозку пассажиров можно производить только на пассажирских судах и судах, специально оборудованных для этих целей и отвечающих всем правилам и нормам для пассажирских судов.
Согласно ч.4 ст.28 КВВТ судовладелец обязан обеспечить членам экипажа судна безопасные условия труда, охрану их здоровья, наличие спасательных средств, бесперебойное снабжение продовольствием и водой, наличие надлежащих помещений (кают, столовых, санитарных узлов, медицинских пунктов, помещений для отдыха), культурно-бытовое обслуживание в соответствии с законодательством Российской Федерации. Судовладелец или иное осуществляющее прием на работу членов экипажа судна лицо обязаны за свой счет застраховать принимаемых на работу членов экипажа судна на случай возможного причинения вреда их жизни и здоровью при исполнении ими служебных обязанностей.
По делу установлено, что ДД.ММ.ГГ в *** часов в районе *** на причале находящегося на левом берегу *** км. реки ***, буксирный теплоход " ***" с баржей " ***" под управлением Макарова Н.Н. осуществлял с грубым нарушением лицензионных требований перевозку автомобилей и пассажиров на буксирном теплоходе " ***" (идентификационный номер ***) и несамоходном судне " ***" - баржа- площадка с аппарельным устройством для перевозки автотранспортной и гусеничной техники (идентификационный номер ***) на основании действующей лицензии *** от ДД.ММ.ГГ, в приложении к которой указано другое несамоходное судно, а именно несамоходный паром для перевозки техники и пассажиров " ***" (идентификационный номер ***), а именно:
- у капитана, механика Макарова Н.Н. истек срок действия дипломов капитана и механика второй группы судов мощностью до 750 л.с.;
- в кормовой части буксирного теплохода " ***" отсутствует название судна и идентификационный номер;
- при буксировке под бортом баржа " ***" находится под левым бортом буксирного теплохода " ***";
- осуществляется перевозка пассажиров на необорудованном судне барже " ***";
- отсутствует предназначенное для перевозки пассажиров судно, соответствующее Требованиям технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 2010 года N623;
- отсутствует договор страхования жизни и здоровья членов экипажа судна при исполнении ими служебных обязанностей.
Факт совершения Макаровым Н.Н. правонарушения в указанной части подтверждается имеющимися в деле доказательствами, достоверность и допустимость которых не вызывает сомнений, а именно: протоколом об административном правонарушении от 25 ноября 2013 года N ***; актом проверки от 10 сентября 2013 года N ***; распоряжением о проведении плановой документарной и выездной проверки от 07 августа 2013 года N ***; свидетельством о регистрации Макарова Н.Н. в качестве индивидуального предпринимателя; лицензией на осуществление деятельности по перевозкам внутренним водным транспортном, морским транспортом пассажиров от ДД.ММ.ГГ ***, приложением к лицензии; свидетельством о праве собственности на судно " ***"; актом проверки соответствия судна лицензионным требованиям; страховыми полисами ООО " ***" со сроками действия до ДД.ММ.ГГ, ДД.ММ.ГГ; дипломами Макарова Н.Н. от ДД.ММ.ГГ на право занимать должность механика и капитана; информацией Барнаульского РВПиС от 05 сентября 2013 года.
В данной части судьей правильно установлены фактические обстоятельства дела, имеющимся доказательствам дана соответствующая требованиям ст.26.11 КоАП РФ оценка, указанное выше грубое нарушение лицензионных требований, указанных в пп. "а", "в", "д" Положения, допущенное ИП Макаровым Н.Н., квалифицировано правильно.
Вместе с тем, вывод о нарушении Макаровым Н.Н. пп. "е" п.4 Положения, а именно об отсутствии договора с бассейновым органом государственного управления на внутренних водных путях об обеспечении диспетчерского регулирования движения судов, подлежит исключению из объема вмененных нарушений в силу нижеследующего.
Подпунктом "е" п.4 Положения установлено, что лицензионным требованием, предъявляемым к соискателю лицензии (лицензиату) при выполнении работ по перевозке внутренним водным транспортом пассажиров, является наличие у лицензиата соответствующего договора с бассейновым органом государственного управления на внутреннем водном транспорте об обеспечении диспетчерского регулирования движения судов.
Вместе с тем, согласно п.6 Положения, названное нарушение не относится к числу грубых нарушений лицензионных требований.
Следовательно, нарушение Макаровым Н.Н. пп. "е" п.4 Положения не образует объективную сторону правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.14.1.2 КоАП РФ, заключающуюся в грубом нарушении условий, предусмотренных лицензией.
В связи с изложенным, срок приостановления деятельности подлежит снижению.
Довод жалобы о нарушении порядка привлечения к административной ответственности несостоятелен, поскольку о времени и месте составления протокола 25 ноября 2013 года Макаров Н.Н. извещался телеграммой, направленной по месту жительства, однако за ее получением адресат не явился (л.д.44, 45).
Копия протокола об административном правонарушении от 25 ноября 2013 года направлялась Макарову Н.Н. по месту жительства, и согласно почтовому уведомлению, получена 28 ноября 2013 года.
Ссылка на составление протокола об административном правонарушении от 25 ноября 2013 года с нарушением установленного законом срока не принимается во внимание, поскольку данный протокол составлен должностным лицом с целью устранения недостатков, указанных судьей в определении, вынесенном в порядке, предусмотренном п.4 ч.1 ст.29.4 КоАП РФ.
Довод о том, что перевозка граждан, являющихся родственниками Макарова Н.Н. и пассажирами легковых автомобилей, на пароме, не оборудованном для этих целей, осуществлялась только один раз, не является основанием для освобождения от административной ответственности, поскольку указанные действия повлекли возникновение угрозы жизни и здоровью данных граждан.
Ссылка на наличие пассажирского свидетельства на паром " ***" не может быть принята, поскольку свидетельство получено 23 октября 2013 г., а нарушение имело место 04 сентября 2013г.
Отсутствие в акте проверки и протоколе об административном правонарушении сведений о количестве пассажиров и их данных, не свидетельствует об отсутствии в действиях Макарова Н.Н. вменяемого состава административного правонарушения.
Довод жалобы о том, что административным органом не представлено доказательств, свидетельствующих о наступлении последствий, указанных в ч.11 ст.19 ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", не соответствует вышеуказанными фактическим обстоятельствам дела. При этом принимается во внимание, что для квалификации нарушения как грубого достаточно только возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан.
Ссылка в жалобе на то, что, отказывая в удовлетворении ходатайства об отложении рассмотрения дела, судья городского суда нарушил право Макарова Н.Н. на защиту, является несостоятельной.
Так, в соответствии с ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Положениями приведенной нормы предусмотрена возможность рассмотрения дела в отсутствие указанного лица в случае, если имеются данные о надлежащем его извещении о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
В рассматриваемом случае судья, не усмотрев оснований для отложения судебного заседания, мотивированно отклонил вышеуказанное ходатайство. Документов, свидетельствующих об отсутствии возможности у Макарова Н.Н. участвовать в судебном заседании 03 декабря 2013 года, в суд представлено не было.
При этом следует учесть, что ходатайство лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, об отложении рассмотрения дела разрешается судьей исходя из уважительности приведенных в нем доводов с точки зрения необходимости соблюдения прав данного лица, предусмотренных ч.1 ст.25.1 КоАП РФ, а также возможности рассмотрения дела в пределах установленных сроков и других обстоятельств конкретного дела.
Макаров Н.Н. и его защитник были извещены о времени и месте рассмотрения дела 29 ноября 2013 года, за трое суток до судебного заседания, что следует признать заблаговременным извещением. Наличие на 03 декабря 2013 г. иных планов у Макарова Н.Н. и его защитника не свидетельствует об уважительности причин неявки, влекущих необходимость отложения рассмотрения дела. Доводы жалобы об обратном несостоятельны.
Оснований для применения ст.2.9 КоАП РФ не имеется, поскольку исходя из конкретных обстоятельств совершения правонарушения, характера охраняемых общественных отношений, правонарушение нельзя признать малозначительным.
Руководствуясь п.2 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
постановление судьи Каменского городского суда Алтайского края от 03 декабря 2013 года изменить, исключить из постановления вывод о виновности индивидуального предпринимателя Макарова Н. Н.ча в нарушении подпункта "е" пункта 4 Положения о лицензировании отдельных видов деятельности на морском и внутреннем водном транспорте, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации 06 марта 2012 года N193, заключающегося в отсутствии договора с бассейновым органом государственного управления на внутренних водных путях об обеспечении диспетчерского регулирования движения судов.
Снизить срок административного приостановления деятельности эксплуатации буксирного теплохода " ***" (идентификационный номер ***) и несамоходного судна " ***" (идентификационный номер ***) до *** суток.
В остальной части постановление оставить без изменения.
Судья О.П. Котликова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.