Решение Астраханского областного суда Астраханской области от 15 ноября 2013 г.
(Извлечение)
Судья Астраханского областного суда Обносова М.В., при секретаре Лисицыной Ю.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе у правления службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской области на постановление Икрянинского районного суда Астраханской области от 6 сентября 2013 года о привлечении Администрации муниципального образования " ... " Икрянинского района Астраханской области к административной ответственности по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Ведущим специалистом - экспертом отдела экологического надзора за ООПТ в сфере охоты и разрешительной деятельности Управления Росприроднадзора по Астраханской области ФИО8 "дата" в отношении Администрации МО " ... " Икрянинского района Астраханской области составлен протокол N по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановлением судьи Икрянинского районного суда Астраханской области от 6сентября 2013 года прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Администрации муниципального образования " ... " Икрянинского района Астраханской области, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В жалобе У правление службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской области просит восстановить пропущенный срок для обжалования постановления суда и ставится вопрос о его отмене ввиду незаконности и необоснованности, несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела, указав, что судом не приняты во внимание доказательства наличия вины в действиях юридического лица.
Выслушав объяснения представителя у правления службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской области ФИО3
, поддержавшую доводы жалобы, представителя Администрации МО " ... " Икрянинского района Астраханской области по доверенности ФИО4, возражавшую против доводов жалобы, проверив материалы дела, прихожу к следующему.
В соответствии со статьей 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. В случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть в осстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.
Как следует из материалов дела, постановление Икрянинского районного суда Астраханской области от 6 сентября 2013 года направлено Управлению федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской области "дата". Уведомление о вручении копии постановления суда адресату отсутствует.
Согласно штампу входящей регистрации постановление суда получено Управлением федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской области "дата".
"дата" в Икрянинский районный суд Астраханской области поступила жалоба представителя Управлению федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской области на постановление суда.
При таких обстоятельствах, жалоба подана в течение установленного законом десятидневного срока с момента получения копии постановления.
В силу статей 24.1, 30.6, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений. Судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
В соответствии со статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Объективной стороной данного правонарушения является действие или бездействие, состоящее в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Субъектом названного административного правонарушения являются граждане, должностные лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность по обращению с отходами.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" отходы производства и потребления - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства. Обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
Статьей 11 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" предусмотрено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека; проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что на основании приказа управления Росприроднадзора по Астраханской области от "дата" N проведена плановая проверка Администрации МО " ... " по результатам которой установлено, что исполнительно-распорядительный орган МО " ... " является самостоятельным юридическим лицом, деятельность осуществляет на основании устава принятого Советом муниципального образования " ... " и на основании положения "Об администрации МО " " ... "
В протоколе N об административном правонарушении от "дата" имеются указания, что Администрация МО " " ... " осуществляющая деятельность в области обращения с отходами в части их накопления, не представила согласованный норматив образования отходов и лимитов на их размещение и порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами, подлежащий согласованию с федеральными органами исполнительной власти, в нарушение экологических требований при обращении с отходами производства и потребления, чем нарушила требования статьи 26 ФЗ от 24 июня 1998 года N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
Указанные обстоятельства отражены государственным инспектором в акте проверки N от "дата", предписаниях N от "дата", протоколе об административном правонарушении N от "дата" в отношении администрации МО " ... "
Прекращая производство по делу об административном правонарушении, суд первой инстанции исходил из того, что в действиях Администрации муниципального образования " ... " Икрянинского района Астраханской области отсутствует состав административного правонарушения, поскольку они приняли все необходимые меры к подготовке документов по согласованию норматива образования отходов и лимитов на их размещение и разработке, порядка осуществления производственного контроля в области обращения с отходами, однако указанные документы не разработаны не по вине администрации.
Между тем, судьей не учтены следующие обстоятельства.
В соответствии со статьей 18 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
Лимиты на размещение отходов устанавливают в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую среду уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Статья 26 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" предусматривает производственный контроль в области обращения с отходами и указывает, что юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, организуют и осуществляют производственный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами.
Порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами определяют по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами.
Административным органом установлено, что эксплуатация помещения связана с образованием отходов в части их накопления, что подтверждается протоколом осмотра принадлежащих помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 10 июня 2013 года и не оспаривается в судебном заседании представителем администрации.
Согласно представленным документам Администрация муниципального образования " ... " осуществляет деятельность, связанную с накоплением отходов в части их накопления, для утилизации которых заключен договор на предоставление услуг с ООО " ... " N от "дата", сроком действия до "дата".
Для сбора ТБО у населения Администрацией муниципального образования " ... " заключен договор с ИЧП ФИО5 сроком действия с "дата" по "дата".
С целью выполнения биологических анализов на определение класса опасности отходов "дата" специалистом лаборатории ФБУ " " ... " произведен отбор проб отходов "мусор от бытовых помещений организации несортированный, исключая крупногабаритный" с металлического контейнера, расположенного с тыльной стороны здания клуба по "адрес" в присутствии заместителя Главы администрации, составлен протокол отбора проб.
Согласно протоколу биотестирования отходов ФБУ " ... " от "дата" N отобранная проба отходов относиться к " ... " классу опасности.
Таким образом, в период с "дата" администрация муниципального образования " ... " Икрянинского района Астраханской области об разовывало, накапливало вышеуказанные отходы с целью дальнейшей передачи специализированным организациям, в отсутствие проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, а также разработанного и согласованного порядка осуществления производственного контроля в области обращения с опасными отходами.
Судьей районного суда при рассмотрении дела не дана оценка этому обстоятельству, в то время когда оно требовало более тщательной проверки, поскольку имеет существенное значение для правильной квалификации действий лица, привлекаемого к административной ответственности.
Оставлен без внимания и факт нарушения юридическим лицом сроков представления в установленном порядке необходимой информации в области обращения с отходами. Вывод суда о выполнении юридическим лицом данной обязанности путем заключения договора с ФГБУ " ... " на разработку проектно-технологической документации, по утверждению норматива образования отходов и лимитов на их размещение, которая в соответствии с условиями договора должна пройти необходимое согласование, не основан на требованиях закона.
Выводы суда об отсутствии в действиях Администрации муниципального образования " ... " Икрянинского района Астраханской области состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, опровергаются материалами дела.
Учитывая обстоятельства дела и представленные доказательства, полагаю, что выводы судьи Икрянинского районного суда Астраханской области о прекращении производства по данному делу являются преждевременными и необоснованными. Судом недостаточно исследованы все представленные по делу доказательства, при вынесении постановления имеются нарушения процессуальных требований, влияющие на всесторонность, полноту и объективность рассмотрения дела.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания.
В связи с изложенным прихожу к выводу о необходимости возвращения дела на новое рассмотрение судье районного суда ввиду существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
постановление судьи Икрянинского районного суда Астраханской области от 6 сентября 2013 года отменить, возвратить дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении Администрации муниципального образования " ... " Икрянинского района Астраханской области на новое рассмотрение в тот же суд.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.