Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе:
председательствующего Лавровой С.Е.
судей областного суда Стёпина А.Б., Хаировой Д.Р.
при секретаре Хоюровой Ю.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Стёпина А.Б. дело по апелляционной жалобе Правительства Астраханской области на решение Кировского районного суда г. Астрахани от 9 октября 2013 года по заявлению прокурора Володарского района Астраханской области об оспаривании бездействия Правительства Астраханской области,
УСТАНОВИЛА:
прокурор Володарского района Астраханской области обратился в суд с заявлением об оспаривании бездействия Правительства Астраханской области, указав, что прокуратурой района проведена проверка исполнения требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения на территории муниципального образования "Марфинский сельсовет" Володарского района Астраханской области. В ходе проверки установлено, что в границах муниципального образования на "адрес" расположен скотомогильник, законсервированный ДД.ММ.ГГГГ года, не отвечающий установленным требованиям законодательства. Скотомогильник не оборудован по всему периметру ограждающим рвом (траншеей) глубиной 0,8 - 1,4 метра и шириной не менее 1,5 метра с устройством вала из вынутого грунта; не огорожен двухметровым глухим забором; крышка скотомогильника не засыпана земляным курганом высотой 0,5 метра, что не исключает случайный доступ людей и животных на территорию объекта. Скотомогильник в собственности и на балансе органов местного самоуправления и Правительства Астраханской области не находится. В нарушение требований законодательства Правительством Астраханской области не принимаются меры по предупреждению болезней, общих для человека и животных, в связи с чем прокурор просил суд признать незаконным бездействие Правительства Астраханской области, выразившееся в непринятии мер по приведению указанного скотомогильника в соответствие с ветеринарно-санитарными правилами. Обязать Правительство Астраханской области принять меры по предупреждению чрезвычайных ситуаций путем приведения скотомогильника, расположенного на "адрес" "адрес" в соответствие с ветеринарно-санитарными правилами: возвести по периметру скотомогильника огораживающий забор, исключающий случайный доступ людей и животных; оборудовать по периметру скотомогильника огораживающий ров (траншею) глубиной 0,8-1,4 метра и шириной не менее 1,5 метров с устройством вала из вынутого грунта; засыпать земляной курган над крышкой скотомогильника высотой 0,5 метра.
В судебном заседании заместитель прокурора Кировского района г. Астрахани Горячковская Н.Г. поддержала заявленные требования в полном объеме.
Представители Правительства Астраханской области по доверенности Братчикова Н.В., Романова Ю.В. возражали против удовлетворения заявления.
Представители Управления Россельхознадзора по Астраханской области по доверенности Вавинова Е.Е., Сайфуллин Ш.Х. не возражали против удовлетворения заявления.
Решением Кировского районного суда г. Астрахани от 9 октября 2013 года заявленные требования прокурора Володарского района Астраханской области удовлетворены, признано незаконным бездействие Правительства Астраханской области по непринятию мер по приведению скотомогильника, расположенного на бугре Кудринский в 1,5км от "адрес" , в соответствие с ветеринарно-санитарными правилами. На Правительство Астраханской области возложена обязанность принять меры по предупреждению чрезвычайных ситуаций путем приведения скотомогильника в соответствие с ветеринарно-санитарными правилами: возвести по периметру скотомогильника огораживающий забор, исключающий случайный доступ людей и животных; оборудовать по периметру скотомогильника огораживающий ров (траншею) глубиной 0,8-1,4 метра и шириной не менее 1,5 метров с устройством вала из вынутого грунта; засыпать земляной курган над крышкой скотомогильника высотой 0,5 метра.
В апелляционной жалобе Правительства Астраханской области ставится вопрос об отмене решения суда ввиду его необоснованности. Объект, подлежащий обустройству, не является скотомогильником, ветеринарно-санитарные правила не предусматривают обустройство нетиповых захоронений. Необоснованна ссылка на Постановление Правительства Астраханской области от 29 сентября 2011 года, поскольку согласно долгосрочной целевой программе строительство типовых скотомогильников предусмотрено на 2014-2015 годы, при этом исполнителями определены муниципальные образования. Бездействия со стороны Правительства Астраханской области не имеется, создана комиссия по обследованию скотомогильников, проведен отбор проб, планируется ликвидация скотомогильников путем перезахоронения останков. Кроме того, судом не учет принцип эффективности использования бюджетных средств.
На заседание судебной коллегии представитель Правительства Астраханской области не явился, просил о рассмотрении жалобы в его отсутствие.
Заслушав докладчика, объяснения прокурора Самодаевой К.В., представителей Управления Россельхознадзора по Астраханской области по доверенности Коновалова С.В., Гужвы Б.А., возражавших против удовлетворения доводов апелляционной жалобы, проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены состоявшегося по делу решения суда по указанным в ней доводам.
В соответствии с частью 2 статьи 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий относится к полномочиям субъектов Российской Федерации.
К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов организации проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации (подпункт 49 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации").
В соответствии с пунктами 5.1, 5.6, 6.7, 7.3 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Главным государственных инспектором Российской Федерации 4 декабря 1995 года N 13-7-2/469 выбор и отвод земельного участка для строительства скотомогильника или отдельно стоящей биотермической ямы проводят органы местной администрации по представлению организации государственной ветеринарной службы, согласованному с местным центром санитарно-эпидемиологического надзора. Территорию скотомогильника (биотермической ямы) огораживают глухим забором высотой не менее 2м с въездными воротами. С внутренней стороны забора по всему периметру выкапывают траншею глубиной 0,8 - 1,4м и шириной не менее 1,5м с устройством вала из вынутого грунта. Через траншею перекидывают мост. Осевшие насыпи старых могил на скотомогильниках подлежат обязательному восстановлению. Высота кургана должна быть не менее 0,5м над поверхностью земли.
Все вновь открываемые, действующие и закрытые скотомогильники и отдельно стоящие биотермические ямы берутся главным государственным ветеринарным инспектором района (города) на учет. Им присваивается индивидуальный номер и оформляется ветеринарно-санитарная карточка.
Как видно из материалов дела прокуратурой Володарского района Астраханской области проведена проверка исполнения требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения на территории муниципального образования "Марфинский сельсовет" Володарского района Астраханской области.
По результатам проверки установлено, что в границах муниципального образования "Марфинский сельсовет" Володарского района Астраханской области расположен скотомогильник на бугре Кудринский в 1,5км от "адрес" , законсервированный ДД.ММ.ГГГГ года.
Указанный объект был ранее поставлен на учет как скотомогильник, с присвоением ему индивидуального номера и оформлением ветеринарно-санитарной карточки.
В нарушение требований пунктов 5.6, 6.7 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, части 2 статьи 2 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", скотомогильник не отвечает требованиям законодательства, не оборудован по всему периметру ограждающим рвом (траншеей) глубиной 0,8 - 1,4 метра и шириной не менее 1,5 метра с устройством вала из вынутого грунта, не огорожен двухметровым глухим забором, крышка скотомогильника не засыпана земляным курганом высотой 0,5 метра, что не исключает случайный доступ людей и животных на территорию объекта.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что полномочия по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения возлагаются на субъекты Российской Федерации. Отсутствие надлежащего содержания скотомогильника может привести к свободному доступу людей и животных на их территорию и повлечь за собой вредное воздействие на окружающую среду.
Согласно части 2 статьи 5 Устава Астраханской области систему органов государственной власти Астраханской области образуют: Дума Астраханской области ; Правительство Астраханской области , возглавляемое Губернатором Астраханской области ; исполнительные органы государственной власти Астраханской области , образуемые в соответствии с настоящим Уставом и законом Астраханской области .
В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона Астраханской области от 5 июня 2009 года N 42/2009-ОЗ "О Правительстве Астраханской области " Правительство Астраханской области является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Астраханской области .
Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти Астраханской области (часть 2 статьи 6 Устава Астраханской области).
Учитывая требования закона и установленные по делу фактические обстоятельства, районным судом дана надлежащая оценка представленным доказательствам на основании статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы жалобы о том, что объект, подлежащий обустройству, не является скотомогильником, а ветеринарно-санитарные правила не предусматривают обустройство нетиповых захоронений, являются несостоятельными, поскольку скотомогильник поставлен на учет в соответствии с требованиями пункта 7.3 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов.
Доводы жалобы о необоснованности ссылки на Постановление Правительства Астраханской области от 29 сентября 2011 года, в связи с тем, что долгосрочной целевой программой строительство типовых скотомогильников предусмотрено на 2014-2015 годы, при этом исполнителями определены муниципальные образования, не влекут отмену решения суда, поскольку исходя из содержания правоотношения, вытекающего из обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения полномочия по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, отнесены к ведению органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Доводы жалобы об отсутствии бездействия со стороны Правительства Астраханской области, являлись предметом рассмотрения судом первой инстанции и им дана соответствующая правовая оценка.
Другие доводы жалобы не влияют на правильность выводов суда первой инстанции и не могут являться достаточными основаниями для отмены решения суда.
Судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, правильно установив юридически значимые обстоятельства по делу, выводы суда не противоречат материалам дела, нормы материального права применены судом правильно, нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Приобщенные к материалам дела в суде апелляционной инстанции документы, не влияют на правильность принятого решения.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кировского районного суда г. Астрахани от 9 октября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Астраханской области - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.