Судебная коллегия по гражданским делам Белгородского областного суда в составе:
председательствующего Нерубенко Т.В.,
судей Баркаловой Т.И., Маслова А.К.,
при секретаре Гончаровой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании 29 октября 2013 года
апелляционную жалобу Литвин Т.П.
на решение Свердловского районного суда г. Белгорода от 12 августа 2013 года
по делу по иску Литвин Т.П. к Управлению Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Белгороде о включении в специальный трудовой стаж периодов работы, применении льготного исчисления периодов работы, назначении досрочной трудовой пенсии по старости.
Заслушав доклад судьи Нерубенко Т.В., объяснения Литвин Т.П., поддержавшей доводы жалобы, представителя УПФ РФ (ГУ) в г. Белгороде - Черкашиной Е.В., просившей об оставлении решения без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Литвин Т.П. обратилась в УПФ РФ (ГУ) в г. Белгороде с заявлением о назначении пенсии в связи с работой (службой) в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера. Пенсионный орган отказал истице в назначении досрочной трудовой пенсии в связи с отсутствием стажа, дающего право на назначение пенсии указанного вида.
Дело инициировано иском Литвин Т.П., которая, уточнив требования, просила возложить на УПФ РФ (ГУ) в г. Белгороде обязанность включить в стаж работы в районах Крайнего Севера периоды работы с 06.06.1976 г. по 26.08.1976 г. в "данные изъяты", с 01.09.1976 г. по 15.08.1977 г. в войсковой части "данные изъяты", период прохождения военной службы с 16.08.1977 г. по 30.08.1982 г., периоды нахождения в отпуске по уходу за детьми с 04.03.1983 г. по 14.01.1985 г., с 11.05.1987 г. по 11.11.1988 г.; применить льготное исчисление периодов работы (службы); включить в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, период нахождения на учете в Центре занятости с 01.03.1992 г. по 06.07.1992 г. в связи с увольнением по реорганизации предприятия, период работы по договору подряда в ООО " "данные изъяты"" с 03.03.1998 г. по 30.03.1998 г.; признать за ней право на досрочную трудовую пенсию с уменьшением пенсионного возраста; возложить на ответчика обязанность назначить досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения - с 07.06.2011 г.
Представитель ответчика иск не признал.
Решением суда исковые требования удовлетворены частично.
В апелляционной жалобе Литвин Т.П. просит отменить решение суда в части отказа в удовлетворении ее исковых требований, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
Проверив материалы дела и обсудив доводы, изложенные в жалобе, судебная коллегия признает их неубедительными.
Согласно ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. Оснований для выхода за пределы доводов, изложенных в апелляционной жалобе, у суда в этом деле не имеется.
В судебном заседании установлено, что истица с 06.06. по 26.08.1976 г. работала "данные изъяты" в "данные изъяты", с 01.09.1976 г. по 15.08.1977 г. работала по трудовому договору "данные изъяты" в войсковой части "данные изъяты".
Согласно пп. 6 п. 1 ст. 28 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения общеустановленного возраста женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж 20 лет.
Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, трудовая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, трудовая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного ст. 7 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера применяется положение абз. 2 настоящего подпункта.
Из справок ОАО " "данные изъяты"" N 296 от 05.09.2011 г. и войсковой части "данные изъяты" N 994 от 09.09.2011 г. следует, что работа истицы в периоды с 06.06. по 26.08.1976 г. и с 01.09.1976 г. по 15.08.1977 г. проходила в районах Крайнего Севера.
Данные периоды были самостоятельно включены пенсионным органом в расчет специального стажа истицы, необходимого для досрочного назначения трудовой пенсии, в календарном исчислении. Судебная коллегия считает, что суд обоснованно отклонил требование истицы о включении указанных периодов в льготном исчислении.
Статьей 28 Закона РФ (ред. от 19.02.1993 г.) "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" от 19.02.1993 г. N 4520-1 было предусмотрено, что при подсчете трудового стажа для назначения пенсии на общих, льготных основаниях, а также в связи с особыми условиями труда период работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях исчисляется в полуторном размере независимо от факта заключения срочного трудового договора (контракта).
Данное положение закона согласуется со ст. 94 Закона РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации" от 20.11.1990 г. N 340-1, в которой также указано, что при подсчете трудового стажа, указанного в статьях 10, 11, 12, 29 Закона, период работы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, исчисляются в полуторном размере.
При этом суд первой инстанции обоснованно учел, что льготное исчисление работы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, применяется только при назначении пенсии на общих основаниях (ст. 29 Закона от 20.11.1990 г. N 340-1), льготных основаниях (ст. 11 данного Закона), в связи с особыми условиями (ст. 12). Для назначения пенсии в связи с работой на Крайнем Севере (ст. 14 Закона от 20.11.1990 г. N 340-1) льготное исчисление не применяется.
Суд правильно сослался на Закон РФ "О государственных пенсиях в РФ" и Закон РФ "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", которые не имеют обратной силы и не могут распространяться на отношения, возникшие до вступления их в законную силу. Ранее действовавшие нормативно-правовые акты СССР также не предусматривали льготного исчисления периодов работы в районах Крайнего Севера при назначении пенсии в связи с работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Суд обоснованно отклонил требование истицы о включении в стаж ее работы в районах Крайнего Севера периода прохождения военной службы с 16.08.1977 г. по 30.08.1982 г., так как действующее законодательство не предусматривает возможности зачета в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях периода прохождения военной службы, а также иной приравненной к ней службы.
Конституция РФ, в соответствии с целями социального государства (ст. 7, ч. 1) гарантируя каждому социальное обеспечение по старости, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ст. 39, ч. 1), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий, оснований приобретения права на них отдельными категориями граждан, правил их исчисления, к компетенции законодателя (ст. 39, ч. 2).
Государственная служба, работа по трудовому договору, предпринимательская деятельность представляют собой различные формы реализации права на труд. Граждане, реализовавшие конституционное право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (ст. 37, ч. 1, Конституции РФ), имеют право на социальное обеспечение, формы и виды которого зависят от особенностей их трудовой деятельности.
Военная служба и служба в органах внутренних дел являются особыми видами государственной службы. Правовое положение (специальный правовой статус) военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел определяются соответствующими законами, а их пенсионное обеспечение (за исключением военнослужащих по призыву) осуществляется на основании Закона РФ от 12.02.1993 г. "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", определяющего - исходя из специфики такой службы и особого правового статуса военнослужащих - условия назначения им пенсий, порядок их исчисления и размеры, отличающиеся от аналогичных параметров трудовых пенсий: для них, в частности, предусмотрена такая мера государственной социальной защиты, как пенсия за выслугу лет, которая назначается при наличии соответствующей выслуги независимо от возраста военнослужащих, а финансирование пенсий осуществляется за счет средств федерального бюджета.
Право на пенсию военнослужащими и сотрудниками правоохранительных органов реализуется, таким образом, в рамках государственного пенсионного обеспечения, в котором для данной категории граждан предусмотрено в целях компенсации риска воздействия неблагоприятных факторов природно-климатических условий районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей на организм человека исчисление при назначении пенсии за выслугу лет периода службы в указанных районах и местностях на льготных условиях.
Федеральный закон от 17.12.2001 г. "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", введенный в действие с 01.01.2002 г., основан на принципах обязательного пенсионного страхования: согласно его ст. 3 право на трудовую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
При определении права на трудовую пенсию учитывается страховой стаж, под которым Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" понимает суммарную продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж (ст. 2). Периоды, включаемые в страховой стаж для установления трудовой пенсии, подразделяются на две группы. В одну входят периоды трудовой и (или) иной деятельности лиц, застрахованных в рамках системы обязательного пенсионного страхования, связанные с уплатой страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, а в другую - нестраховые периоды.
Согласно пп. 1 п. 1 ст. 11 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ" период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (если ему предшествовали или за ним следовали периоды работы), засчитывается в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены ст. 10 данного Федерального закона, несмотря на то, что страховые взносы в Пенсионный фонд РФ за граждан, проходящих указанную службу, не уплачивались и источник финансирования расходов на страховую часть трудовой пенсии отсутствовал. Порядок определения стажа урегулирован Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовой пенсии, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 24.07.2002 г. N 555 (в редакции Постановления Правительства РФ от 08.08.2003 г. N 475).
Тем самым для военнослужащих и приравненных к ним по пенсионному обеспечению лиц предусмотрена возможность перехода из системы государственного пенсионного обеспечения в систему обязательного пенсионного страхования, ориентированную на определенный круг субъектов, включающую определенные правила уплаты страховых взносов, условия назначения страхового обеспечения и порядок исчисления его размеров, т.е. получения трудовой пенсии, предоставляемой в рамках обязательного пенсионного страхования.
При этом федеральный законодатель, определяя порядок сохранения пенсионных прав военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов в случае оставления ими службы до приобретения права на пенсию за выслугу лет (пенсии по государственному пенсионному обеспечению) и устанавливая правило о включении периодов прохождения военной, а также другой приравненной к ней службы в страховой стаж, не предусмотрел зачет периодов службы в специальный стаж, в том числе, в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Статьей 28.1 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ" (введенной Федеральным законом от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и вступившей в силу с 01.01.2005 г.) установлено, что при определении стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с работой в упомянутых районах и местностях к указанной работе приравнивается работа, дающая право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 1 - 10 п. 1 ст. 27 и пп. 7 - 9 п. 1 ст. 28 данного Федерального закона, в порядке, определяемом Правительством РФ.
Такое решение не может расцениваться как ограничение конституционных прав и свобод лиц, проходивших военную и приравненную к ней службу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и нарушение требований, вытекающих из конституционного принципа равенства, поскольку оно связано с тем, что страховые взносы в Пенсионный фонд РФ за период прохождения гражданами военной и приравненной к ней службы не уплачивались и, следовательно, такие граждане не относятся к числу субъектов, на равных участвующих в солидарной системе обязательного пенсионного страхования.
Кроме того, за граждан, пенсия которым назначается досрочно (на 5 - 10 лет раньше общеустановленного возраста), страховые взносы в Пенсионный фонд РФ в настоящее время уплачиваются на общих основаниях, т.е. по одинаковым тарифам всеми застрахованными, и возможность включения периодов прохождения военной, а также другой приравненной к ней службы в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, дающий право на досрочную трудовую пенсию, приводила бы к необоснованному расширению круга лиц, имеющих преимущества по отношению к другим застрахованным.
С учетом изложенного судебная коллегия приходит к выводу, что военная служба при назначении пенсии гражданам, которые не претендуют на назначение пенсии как военнослужащие, включается как по ранее действовавшему законодательству, так и по действующему в настоящее время, в общий трудовой стаж, за исключением случаев, когда в законе прямо прописано, что военная служба включается в льготный стаж.
Истица просила включить в стаж работы в районах Крайнего Севера периоды нахождения в отпуске по уходу за детьми с 04.03.1983 г. по 14.01.1985 г., с 11.05.1987 г. по 11.11.1988 г.
Суд указал, что согласно п. 7 действовавшего в период нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком совместному Постановлению Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 29.11.1989 г. N 375/24-11 "Об утверждении разъяснения "О порядке предоставления женщинам частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет" время отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет засчитывается также в стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах. Во всех случаях исчисления общего, непрерывного стажа работы и стажа работы по специальности время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет учитывается в том же порядке, как работа или соответственно учеба, в период которой предоставлены указанные отпуска.
В судебном заседании установлено, что у истицы ДД.ММ.ГГГГ родился сын, в этот период она нигде не работала, тогда как отпуск по уходу за ребенком может предоставляться только лицам, находящимся в трудовых отношениях.
Ссылка в апелляционной жалобе на ст. 13 Федерального закона от 19.05.1995 г. N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" является несостоятельной, так как данной нормой права (в ред. от 30.12.1996 г.) предусмотрено, что право на ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет имеют: матери, уволенные в период беременности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет в связи с ликвидацией предприятий, учреждений и организаций, в том числе из предприятий, учреждений и организаций или воинских частей, находящихся за пределами Российской Федерации; матери, уволенные в период беременности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет в связи с истечением срока их трудового договора (контракта) в воинских частях, находящихся за пределами Российской Федерации, или в связи с переводом мужа из таких воинских частей в Российскую Федерацию.
В связи с чем судебная коллегия приходит к выводу, что суд обоснованно отказал истице во включении периода времени с 04.03.1983 г. по 14.01.1985 г. в специальный стаж.
Не может быть включен в стаж работы в районах Крайнего Севера и период нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком с 11.05.1987 г. по 11.11.1988 г. Данный отпуск был предоставлен работнику "данные изъяты" В судебном заседании истица подтвердила, что данный работодатель не располагался в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. В суде апелляционной инстанции Литвин Т.П. не оспаривала данное обстоятельство.
С учетом изложенного судебная коллегия полагает, что суд пришел к правильному выводу, что период времени с 11.05.1987 г. по 11.11.1988 г. может быть зачтен в общий трудовой стаж истицы.
Истица, ссылаясь на пп. "в" п. 24 Инструкции о порядке предоставления социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в соответствии с действующими нормативными актами, утвержденной Приказом Минтруда РСФСР от 22.11.1990 г. N 2, просила включить период нахождения на учете в Центре занятости с 01.03.1992 г. по 06.07.1992 г. в связи с увольнением по реорганизации предприятия в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера. Между тем, данный пункт Инструкции, как правильно указал суд первой инстанции, предусматривает лишь сохранение непрерывного трудового стажа, который учитывается при расчете пособия по временной нетрудоспособности, но не стажа работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, необходимого для назначения пенсии по соответствующему основанию.
Суд своим решением возложил на УПФ РФ (ГУ) в г. Белгороде обязанность включить в специальный стаж истицы для назначения досрочной трудовой пенсии по старости период работы с 03.03.1998 г. по 30.03.1998 г. в ООО " "данные изъяты"" как в местности, приравненной к районам Крайнего Севера. В данной части решение суда не обжаловалось ответчиком.
Однако данного периода, как обоснованно указал суд первой инстанции, недостаточно истице для назначения досрочной трудовой пенсии с применением снижения возраста как это предусмотрено пп. 6 п. 1 ст. 28 Федерального закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ.
Доводы апелляционной жалобы аналогичны обстоятельствам, на которые ссылалась истица в суде первой инстанции в обоснование своих требований, они были предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана правильная правовая оценка.
Иных доводов в жалобе не приведено.
Судебная коллегия находит суждения и выводы суда первой инстанции правильными, так как они соответствуют установленным по делу обстоятельствам и требованиям действующего законодательства при его правильном толковании. В связи с изложенным судебная коллегия не находит оснований к отмене постановленного решения.
Руководствуясь ст.ст. 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Свердловского районного суда г. Белгорода от 12 августа 2013 года по делу по иску Литвин Т.П. к Управлению Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Белгороде о включении в специальный трудовой стаж периодов работы, применении льготного исчисления периодов работы, назначении досрочной трудовой пенсии по старости оставить без изменения, апелляционную жалобу Литвин Т.П. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.