Судебная коллегия по гражданским делам Белгородского областного суда в составе:
председательствующего Вахрамеевой Т.М.
судей: Зюзюкина А.Н., Богониной В.Н.
при секретаре Шагалиной И.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании 12 ноября 2013 года
апелляционную жалобу Администрации Губкинского городского округа
на решение Губкинского городского суда Белгородской области от 01 августа 2013 года по делу по иску Е.М.Л. к администрации Губкинского городского округа об обеспечении жилым помещением,
которым иск Е. М.Л. удовлетворено частично.
Заслушав доклад судьи Вахрамеевой Т.М., объяснения представителя администрации Губкинского городского округа - Грешило О.К., поддержавшей апелляционную жалобу, представителя Правительства Белгородской области - Савиной Е.Н. согласной с апелляционной жалобой, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
истец Е.М.Л. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в ДД.ММ.ГГГГ году оставшись без попечения родителей, был передан под опеку бабушке Колосовой Н.А. После смерти опекуна истец направлен в интернатное учреждение, с закреплением за ним жилого помещения в "адрес". В ДД.ММ.ГГГГ году Е.М.Л. передан под опеку В. Л.Н., проживающей в с "адрес". В ДД.ММ.ГГГГ году истец поставлен на учет для получения жилья детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В ДД.ММ.ГГГГ году из списков получателей жилья исключен в связи с постоянным проживанием на территории Белгородской области.
С ДД.ММ.ГГГГ года Е.М.Л. зарегистрирован и проживает в жилом доме, расположенном в "адрес", принадлежащем опекуну В. Л.Н.
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ годы обучался в общеобразовательной школе и Губкинском политехническом техникуме. В ДД.ММ.ГГГГ году после прохождения службы в Вооруженных силах РФ вернулся для проживания в с. "адрес". В настоящее время работает в ОАО " "данные изъяты"".
Заключением комиссии от 30.08.2009 и 28.08.2012 закрепленное за Е.М.Л. жилое помещение в с. "адрес" признано непригодным для проживания.
12.03.2012 истец обратился в Администрацию Губкинского района с заявлением о постановке на учет и предоставлении ему жилого помещения по договору социального найма.
Письмом от 05.04.2013 Управлением социальной политики Администрации Губкинского городского округа Е.М.Л. дан ответ, в котором разъяснено, что в связи с изменением законодательства, регулирующего обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, заявление будет рассмотрено по существу после принятия законотворческими органами Белгородской области актов о порядке исполнения полномочий, связанных с обеспечением жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В связи с тем, что до июня 2013 года ответчик не принял никаких мер по разрешению вопроса постановки Е.М.Л. на учет и предоставлении ему жилого помещения, истец обратился в суд с указанными требованиями.
Решением суда требования Е.М.Л. удовлетворены. На Администрацию Губкинского городского округа возложена обязанность включить его в список лиц, подлежащих обеспечению жилым помещением и предоставить ему благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого фонда не ниже установленной нормы.
В апелляционной жалобе ответчик ссылается на обращение истца в неуполномоченный для решения вопроса о предоставлении жилья орган местного самоуправления; неприменении судом норм материального права, подлежащих применению.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Федеральным законом от 29.02.2012 N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", вступившим в законную силу 1 января 2013 года, внесены изменения в статью 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", которая предусматривает предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Согласно пункту 3 указанной статьи формирование списков детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, отнесено к полномочиям органа исполнительной власти субъекта РФ, действующего в порядке, установленном законом субъекта РФ.
Таким нормативным актом является принятый 21 декабря 2006 года Белгородской областной Думой (ред. от 03.10.2013) Закон Белгородской области от 25.01.2007 N 93 "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в Белгородской области". В соответствии с положениями ст. 4 указанного Закона полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа наделены органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов. В приведенной статье содержится также весь перечень данных полномочий:
по формированию Списка лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями,
по формированию специализированного жилищного фонда,
по приобретению и предоставлению жилых помещений.
по выплате денежных средств законным представителям детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, предназначенных для внесения платы за коммунальные услуги и содержание жилых помещений, в которых данные лица являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма,
по осуществлению деятельности в части работ по ремонту жилых помещений, в которых дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма.Согласно материалам дела, 12 марта 2013 года истец обратился к Главе администрации Губкинского городского округа с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и предоставлении жилого помещения (л.д. 21-22), сославшись на то, что имеет статус лица, оставшегося без попечения родителей, постоянно проживает на территории Губкинского района Белгородской области и исключен из списка получателей жилых помещений на территории Курской области.
Жилье Е.М.Л. просил предоставить на основании положений статьи 8 упомянутого Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" на условиях договора найма специализированного жилого помещения.
В ответ на поданное заявление 05.04.2013 администрацией Губкинского городского округа разъяснено, что на основании внесенных Федеральным законом N 15-ФЗ изменений в отдельные законодательные акты РФ предусмотрено внесение изменений также и в Закон 25.01.2007 N 93 "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в Белгородской области" и соответствующий законопроект внесен в Белгородскую областную Думу. После принятия Закона и постановления Правительства Белгородской области о порядке исполнения полномочий, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями, поданное Е.М.Л. заявление будет рассмотрено по существу (л.д. 23). Данный ответ направлен заявителю 22.04.2013, и получен им 23.04.2013 (л.д. 24).
Обратившись в суд с требованием об обеспечении жилым помещением, Е.М.Л., считая письмо от 05.04.2013 г. отказом по существу обращения, сослался на незаконность и необоснованность действий администрации.
Между тем, судебная коллегия отмечает, что в оспариваемом ответе администрации Губкинского района не содержится отказа во внесении истца в список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, а лишь разъяснено, что в связи с изменениями в законодательстве не приняты нормативные акты местного уровня, полномочия муниципальных органов законодательно не закреплены, а порядок составления списков этой категории заявителей Правительством области не принят. Наделение органов местного самоуправления полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, согласно редакции Федерального закона, действующей с 1 января 2013 года произведено Законом Белгородской области N190 от 5 апреля 2013 г. "О внесении изменений в Закон Белгородской области "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в Белгородской области" который в соответствии с частью 1 статьи 2 вступил в силу со дня его официального опубликования в газете "Белгородские известия" N66, 16.04.2013.
Е.М.Л. обратился в муниципальный орган 5 марта 2013 года, т.е. до вступления в силу регионального закона, определяющего полномочия муниципальных органов по данному вопросу.
Законом Белгородской области N 190 предусмотрено, что Список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и настоящим законом, формируется органом исполнительной власти Белгородской области, уполномоченным Правительством Белгородской области.
Рассмотрение вопроса о включении лица в Список после подачи (направления) заявления (сообщения) делегируется уполномоченному органу местного самоуправления.
Е.М.Л. в органы местного самоуправления Губкинского городского округа, с заявлением, в порядке, установленном Законом Белгородской области N190 не обращался. В связи с этим администрация Губкинского городского округа не принимала решений о включении, либо об отказе во включении Е.М.Л. в список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, а также решений о предоставлении ему жилого помещения, либо об отказе в предоставлении жилого помещения, как уполномоченный на это орган.
Не обращаясь в установленном новым законодательством порядке в уполномоченный орган с заявлением о включении его в список и предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения не ниже установленной нормы, истец не предпринял действий по реализации своего права.
В связи с этим право Е.М.Л. на обеспечение жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения администрацией Губкинского городского округа нарушено не было.
При указанных обстоятельствах, а также, учитывая, что законом закреплен административный порядок постановки на учет для обеспечения жилым помещением, судебная коллегия признает, что недопустимо подменять данный способ реализации права на судебный порядок признания такого права.
Судебное решение подлежит отмене с вынесение нового решения в порядке ст.328 ГПК РФ об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь п.1 ч.1 ст.330, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Губкинского городского суда Белгородской области от 01 августа 2013 года отменить.
В иске Е.М.Л. к администрации Губкинского городского округа - отказать.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его вынесения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.